Автор: Каратуменев Андрей Николаевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 281 Федеральной службы исполнения наказаний (ФКП образовательное учреждение № 281 ФСИН)
Населённый пункт: п.Октябрьский
Наименование материала: доклад
Тема: Повышение мотивации обучающихся к получению профессиональных знаний через использование активных приемов и методов обучения. (Развитие творческих способностей обучающихся с помощью заданий развивающего характера).
Раздел: среднее профессиональное
Доклад.
Тема: Повышение мотивации обучающихся к получению профессиональных знаний
через использование активных приемов и методов обучения. (Развитие творческих
способностей обучающихся с помощью заданий развивающего характера).
Автор: Каратуменев Андрей Николаевич
Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 281 Федеральной
службы
исполнения
наказаний
(ФКП
образовательное
учреждение
№ 281 ФСИН), преподаватель.
Введение.
Цели и задачи совершенствования профессиональной подготовки кадров
обусловливают
необходимость
разработки
и
применения
инновационных
образовательных технологий, к которым относят активные методы обучения.
Современные активные методы обучения (АМО) – это методы, направленные на
активизацию
мышления
обучающихся,
характеризующиеся
высокой
степенью
интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса, и
позволяющие:
активизировать и развивать познавательную и творческую деятельность
обучаемых;
повышать результативность учебного процесса;
формировать и оценивать профессиональные компетенции, особенно в
части организации и выполнения коллективной работы.
Применение
АМО
как
неотъемлемой
и
существенной
составляющей
современных образовательных технологий, вызывает необходимость формирования
специальных знаний и практических подходов у преподавателей и мастеров
производственного обучения.
Понятие и классификация активных методов обучения.
Активные методы обучения
(АМО) характеризуются высокой
степенью
включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную
и творческую деятельность при решении поставленных задач.
Отличительными
особенностями АМО являются:
целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден
быть активным независимо от его желания;
достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс,
поскольку
их
активность
должна
быть
не
кратковременной
или
эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в
течение всего занятия);
самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень
мотивации и эмоциональности обучаемых;
интерактивный характер (от англ. interaction – взаимодействие), т. е.
постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучаемых
и преподавателей) посредством прямых и обратных связей, свободный
обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Существующие в настоящее время подходы к классификации АМО отражают
различные их свойства и наиболее важные с точки зрения авторов классификационные
признаки.
Согласно классификации представленной «Лившиц А. Л., Порховник Ю. М., Гидрович
С. Р. Методические указания по классификации методов активного обучения. – Л.: ЛИЭИ,
1986», в качестве основного классификационного признака в представленной системе АМО
выступает наличие имитируемой деятельности.
Характерной чертой занятий, проводимых с
использованием не имитационных АМО (в отличие от имитационных), является отсутствие
модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через
прямые и обратные связи между обучающими и обучающимися. Отличительной чертой
занятий, проводимых с использованием имитационных АМО, является наличие модели
изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной
деятельности). Особенность имитационных методов – их разделение на игровые и неигровые.
Рассмотрим не игровые имитационные методы и
возможности применения их при
организации занятий учебной практики.
Имитационные неигровые занятия.
К имитационным неигровым занятиям относят ситуационные методы (case
study) (анализ конкретных ситуаций, кейстехнологии), имитационные упражнения,
групповой и индивидуальный тренинг и т. д. Анализ конкретных ситуаций является
одним
из
наиболее
эффективных
и
распространенных
методов
организации
познавательной деятельности и предполагает анализ слушателями предложенной
ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработке практического
решения
(в тоже время представляет собой сложную творческую работу по
созданию
кейса
и
вопросов
для
его
анализа.
Включает
в
себя
научно-
исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя).
Ситуация – это совокупность фактов и данных, определяющих то или иное явление,
имевшее место в практике. В этом качестве любая характерная ситуация из области
управления может служить объектом для анализа и обучения. Возможен случай, когда
ситуация кроме материала для анализа содержит и проблемы, требующие решения.
Этому методу присущи следующие основные признаки:
наличие конкретной ситуации для заданного момента времени;
разработка соревнующимися группами или отдельными лицами
вариантов решения ситуации;
обсуждение разработанных вариантов разрешения ситуаций с
возможным предварительным рецензированием, публичная защита
их и т. д.;
подведение итогов и оценка результатов преподавателем, ведущим
занятие. Анализ и разрешение ситуации осуществляются методом
разбора.
Перечисленные признаки метода конкретных ситуаций определяют область его
эффективного применения. Возможные варианты решения могут быть количественно
или экспертно оценены, что позволяет в конечном счете принять наиболее
целесообразные из них. Как правило, лучший вариант не представляет собой заранее
установленного верного однозначного решения, а формируется руководителем с
учетом материалов, предложенных участниками занятия.
В тоже время метод
конкретных ситуаций
представляет собой сложную творческую работу по
созданию
кейса
и
вопросов
для
его
анализа.
Включает
в
себя
научно-
исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.
Различают четыре вида ситуаций по их назначению в учебном процессе:
ситуации-проблемы, ситуации-оценки, ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения.
Ситуация-проблема (СП) представляет определенное сочетание факторов из
реальной жизни. Участники являются действующими лицами, пытающимися найти
решение или прийти к выводу о его невозможности.
Ситуация-оценка
(СО)
описывает
положение,
выход
из
которого
в
определенном смысле уже найден. При этом проводится критический анализ ранее
принятых решений. Дается мотивированное заключение по поводу происшедшего
события. Позиция слушателей – по сути позиция стороннего наблюдателя.
Ситуация-иллюстрация (СИ) поясняет какую-либо сложную процедуру или
ситуацию, относящуюся к основной теме и заданную преподавателем. Она в меньшей
степени стимулирует самостоятельность в рассуждениях. Это примеры, поясняющие
излагаемую суть, хотя и по поводу них допустимо сформулировать вопрос или
согласие, но тогда СИ уже перейдет в СО.
Ситуация-упражнение (СУ) предусматривает применение уже принятых ранее
положений и предполагает очевидные и бесспорные решения поставленных проблем.
СУ могут развивать определенные навыки (умения) учащихся в обработке или
обнаружении данных, относящихся к исследуемой проблеме. СУ носят в основном
тренировочный характер, помогают приобрести опыт.
Имитационное упражнение характеризуется признаками, сходными с теми,
которые присущи ситуационным методам. Специфическая черта имитационного
упражнения – наличие заранее известного преподавателю (но не обучающимся)
правильного
или
наилучшего
(оптимального)
решения
проблемы.
Поэтому
имитационное упражнение оказывается более простым, чем метод case study (кейс –
метод), а результат в определенном смысле запрограммированным. Чаще всего здесь
не требуется каких-либо длительных и глубоких исследований или проектно-
конструкторских работ в период подготовки и проведения занятий, а сами занятия
сравнительно короткие и легко укладываются в обычное расписание. Пример
имитационного упражнения – проверка знания тех или иных правил, методов,
инструкций – например, действия в аварийной ситуации, выполнение регулировочных
работ… т. п.
Индивидуальный
тренинг
проводят
с
помощью
специально
сконструированных тренажеров, а также терминальных устройств, ПК. Примером
может служить использование тренажера КБ-100 для подготовки крановщиков и
стропальщиков.
Очевидно,
что
при
использовании
методов
имитационного
упражнения и тренинга,
приемов активизации мотивации (профессиональный или
личный
интерес,
творческий
характер,
состязательность,
игровой
характер,
эмоциональность) происходит повышение мотивации обучающихся к получению
умений и навыков.
Каждый из видов АМО отличается определенными признаками, имеет свое
назначение и рациональную область применения. Многие виды АМО в современных
условиях успешно применяются на основе информационно-коммуникационных
технологий. Наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору
различных методов обучения в соответствии с теми задачами, которые ставит перед
собой мастер производственного обучения.
Используемая литература:
1.
Лившиц А. Л., Порховник Ю. М., Гидрович С. Р. Методические указания по классификации
методов активного обучения. – Л.: ЛИЭИ, 1986.
2.
Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В.
Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
3.
Абрамова И. Г. Игротехнические приемы. Рекомендации для организации игровых занятий в
школе. – СПб.: Образование, 1992.
4.
2. Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М. Деловые игры. – Рига: Авотс, 1989.
5.
3. Бирштейн М. М. Основные направления развития деловых игр // Деловые игры в мире. –
СПб.: СПбИЭИ, 1992.
6.
4. Бухгалтерский учет: деловые игры: Учеб. пособие / Под ред. Н. А. Каморджановой. – М.:
Эксмо, 2010.
7.
5. Герасимов Б. Н. Игровое моделирование управленческих процессов. – Самара, 2006.