Напоминание

Повышение мотивации обучающихся к получению профессиональных знаний через использование активных приемов и методов обучения. (Развитие творческих способностей обучающихся с помощью заданий развивающего характера).


Автор: Каратуменев Андрей Николаевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 281 Федеральной службы исполнения наказаний (ФКП образовательное учреждение № 281 ФСИН)
Населённый пункт: п.Октябрьский
Наименование материала: доклад
Тема: Повышение мотивации обучающихся к получению профессиональных знаний через использование активных приемов и методов обучения. (Развитие творческих способностей обучающихся с помощью заданий развивающего характера).
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Доклад.

Тема: Повышение мотивации обучающихся к получению профессиональных знаний

через использование активных приемов и методов обучения. (Развитие творческих

способностей обучающихся с помощью заданий развивающего характера).

Автор: Каратуменев Андрей Николаевич

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 281 Федеральной

службы

исполнения

наказаний

(ФКП

образовательное

учреждение

№ 281 ФСИН), преподаватель.

Введение.

Цели и задачи совершенствования профессиональной подготовки кадров

обусловливают

необходимость

разработки

и

применения

инновационных

образовательных технологий, к которым относят активные методы обучения.

Современные активные методы обучения (АМО) – это методы, направленные на

активизацию

мышления

обучающихся,

характеризующиеся

высокой

степенью

интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса, и

позволяющие:

активизировать и развивать познавательную и творческую деятельность

обучаемых;

повышать результативность учебного процесса;

формировать и оценивать профессиональные компетенции, особенно в

части организации и выполнения коллективной работы.

Применение

АМО

как

неотъемлемой

и

существенной

составляющей

современных образовательных технологий, вызывает необходимость формирования

специальных знаний и практических подходов у преподавателей и мастеров

производственного обучения.

Понятие и классификация активных методов обучения.

Активные методы обучения

(АМО) характеризуются высокой

степенью

включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную

и творческую деятельность при решении поставленных задач.

Отличительными

особенностями АМО являются:

целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден

быть активным независимо от его желания;

достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс,

поскольку

их

активность

должна

быть

не

кратковременной

или

эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в

течение всего занятия);

самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень

мотивации и эмоциональности обучаемых;

интерактивный характер (от англ. interaction – взаимодействие), т. е.

постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучаемых

и преподавателей) посредством прямых и обратных связей, свободный

обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Существующие в настоящее время подходы к классификации АМО отражают

различные их свойства и наиболее важные с точки зрения авторов классификационные

признаки.

Согласно классификации представленной «Лившиц А. Л., Порховник Ю. М., Гидрович

С. Р. Методические указания по классификации методов активного обучения. – Л.: ЛИЭИ,

1986», в качестве основного классификационного признака в представленной системе АМО

выступает наличие имитируемой деятельности.

Характерной чертой занятий, проводимых с

использованием не имитационных АМО (в отличие от имитационных), является отсутствие

модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через

прямые и обратные связи между обучающими и обучающимися. Отличительной чертой

занятий, проводимых с использованием имитационных АМО, является наличие модели

изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной

деятельности). Особенность имитационных методов – их разделение на игровые и неигровые.

Рассмотрим не игровые имитационные методы и

возможности применения их при

организации занятий учебной практики.

Имитационные неигровые занятия.

К имитационным неигровым занятиям относят ситуационные методы (case

study) (анализ конкретных ситуаций, кейстехнологии), имитационные упражнения,

групповой и индивидуальный тренинг и т. д. Анализ конкретных ситуаций является

одним

из

наиболее

эффективных

и

распространенных

методов

организации

познавательной деятельности и предполагает анализ слушателями предложенной

ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработке практического

решения

(в тоже время представляет собой сложную творческую работу по

созданию

кейса

и

вопросов

для

его

анализа.

Включает

в

себя

научно-

исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя).

Ситуация – это совокупность фактов и данных, определяющих то или иное явление,

имевшее место в практике. В этом качестве любая характерная ситуация из области

управления может служить объектом для анализа и обучения. Возможен случай, когда

ситуация кроме материала для анализа содержит и проблемы, требующие решения.

Этому методу присущи следующие основные признаки:

наличие конкретной ситуации для заданного момента времени;

разработка соревнующимися группами или отдельными лицами

вариантов решения ситуации;

обсуждение разработанных вариантов разрешения ситуаций с

возможным предварительным рецензированием, публичная защита

их и т. д.;

подведение итогов и оценка результатов преподавателем, ведущим

занятие. Анализ и разрешение ситуации осуществляются методом

разбора.

Перечисленные признаки метода конкретных ситуаций определяют область его

эффективного применения. Возможные варианты решения могут быть количественно

или экспертно оценены, что позволяет в конечном счете принять наиболее

целесообразные из них. Как правило, лучший вариант не представляет собой заранее

установленного верного однозначного решения, а формируется руководителем с

учетом материалов, предложенных участниками занятия.

В тоже время метод

конкретных ситуаций

представляет собой сложную творческую работу по

созданию

кейса

и

вопросов

для

его

анализа.

Включает

в

себя

научно-

исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.

Различают четыре вида ситуаций по их назначению в учебном процессе:

ситуации-проблемы, ситуации-оценки, ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения.

Ситуация-проблема (СП) представляет определенное сочетание факторов из

реальной жизни. Участники являются действующими лицами, пытающимися найти

решение или прийти к выводу о его невозможности.

Ситуация-оценка

(СО)

описывает

положение,

выход

из

которого

в

определенном смысле уже найден. При этом проводится критический анализ ранее

принятых решений. Дается мотивированное заключение по поводу происшедшего

события. Позиция слушателей – по сути позиция стороннего наблюдателя.

Ситуация-иллюстрация (СИ) поясняет какую-либо сложную процедуру или

ситуацию, относящуюся к основной теме и заданную преподавателем. Она в меньшей

степени стимулирует самостоятельность в рассуждениях. Это примеры, поясняющие

излагаемую суть, хотя и по поводу них допустимо сформулировать вопрос или

согласие, но тогда СИ уже перейдет в СО.

Ситуация-упражнение (СУ) предусматривает применение уже принятых ранее

положений и предполагает очевидные и бесспорные решения поставленных проблем.

СУ могут развивать определенные навыки (умения) учащихся в обработке или

обнаружении данных, относящихся к исследуемой проблеме. СУ носят в основном

тренировочный характер, помогают приобрести опыт.

Имитационное упражнение характеризуется признаками, сходными с теми,

которые присущи ситуационным методам. Специфическая черта имитационного

упражнения – наличие заранее известного преподавателю (но не обучающимся)

правильного

или

наилучшего

(оптимального)

решения

проблемы.

Поэтому

имитационное упражнение оказывается более простым, чем метод case study (кейс –

метод), а результат в определенном смысле запрограммированным. Чаще всего здесь

не требуется каких-либо длительных и глубоких исследований или проектно-

конструкторских работ в период подготовки и проведения занятий, а сами занятия

сравнительно короткие и легко укладываются в обычное расписание. Пример

имитационного упражнения – проверка знания тех или иных правил, методов,

инструкций – например, действия в аварийной ситуации, выполнение регулировочных

работ… т. п.

Индивидуальный

тренинг

проводят

с

помощью

специально

сконструированных тренажеров, а также терминальных устройств, ПК. Примером

может служить использование тренажера КБ-100 для подготовки крановщиков и

стропальщиков.

Очевидно,

что

при

использовании

методов

имитационного

упражнения и тренинга,

приемов активизации мотивации (профессиональный или

личный

интерес,

творческий

характер,

состязательность,

игровой

характер,

эмоциональность) происходит повышение мотивации обучающихся к получению

умений и навыков.

Каждый из видов АМО отличается определенными признаками, имеет свое

назначение и рациональную область применения. Многие виды АМО в современных

условиях успешно применяются на основе информационно-коммуникационных

технологий. Наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору

различных методов обучения в соответствии с теми задачами, которые ставит перед

собой мастер производственного обучения.

Используемая литература:

1.

Лившиц А. Л., Порховник Ю. М., Гидрович С. Р. Методические указания по классификации

методов активного обучения. – Л.: ЛИЭИ, 1986.

2.

Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В.

Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.

3.

Абрамова И. Г. Игротехнические приемы. Рекомендации для организации игровых занятий в

школе. – СПб.: Образование, 1992.

4.

2. Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М. Деловые игры. – Рига: Авотс, 1989.

5.

3. Бирштейн М. М. Основные направления развития деловых игр // Деловые игры в мире. –

СПб.: СПбИЭИ, 1992.

6.

4. Бухгалтерский учет: деловые игры: Учеб. пособие / Под ред. Н. А. Каморджановой. – М.:

Эксмо, 2010.

7.

5. Герасимов Б. Н. Игровое моделирование управленческих процессов. – Самара, 2006.



В раздел образования