Автор: Сурина Наталия Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: мкр. Вынгапуровский, г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: памятка для родителей
Тема: "Как дошкольник становится школьником"
Раздел: дошкольное образование
Памятка для родителей
«Как дошкольник
становится школьником?»
Составила
Воспитатель МБДОУ «Теремок»
Сурина Н.В.
2018 г.
«Как дошкольник становится школьником?»
Казалось
бы,
ответить
на
этот
вопрос
можно
просто:
поступает в школу.
Но это иллюзия простоты. Есть дети, которые, обучаясь в
первом
и
даже
во
втором,
третьем
классе,
остаются
дошкольниками. А есть и такие, что, поступив в школу, теряют
черты дошкольника, но по-настоящему в школьников так и не
превращаются.
Разница между дошкольником и школьником - не внешняя, а
внутренняя,
психологическая.
И
определяется
она
тем,
как
ребенок относится к другим людям - взрослым, сверстникам, к
заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него
психические
качества,
необходимые
для
систематического
усвоения
знаний.
Для
начала
попробуем
набросать
психологический
портрет
младшего
школьника,
и
не
просто
школьника,
а,
так
сказать,
идеального
школьника,
то
есть
ребенка,
который
любит
ходить
в
школу,
успешно
учится
и,
главное, под влиянием обучения успешно продвигается в своем
умственном
развитии.
И
первое,
что
нас
интересует,
-
это
отношение ребенка к школе, учению, учителю, сверстникам.
Школа - это особое место, где учат и учатся, то есть делают
важное, необходимое и почетное дело. Учиться - это не то, что
играть. Ты все время узнаешь что-то новое, становишься старше и
умнее. И все понимают, что твоя учеба - это как папина работа, к
ней надо относиться всерьез. Поэтому, когда тебе задали урок, ты
имеешь право попросить, чтобы выключили радио, телевизор,
чтобы тебе не мешали работать. И хорошо, когда задают уроки
потруднее, - лучше чувствуешь, что к тебе относятся всерьез.
Учитель - самый знающий, самый уважаемый человек. То,
что он говорит, всегда правильно и обязательно для всех. Он
справедливый, любит всех детей одинаково. Отметку ставит за то,
что
ты
знаешь
и
как
стараешься.
Очень
приятно
получать
пятерки, но, если это не всегда получается, значит, надо стараться
больше и в конце концов обязательно получится. Самые лучшие
дети
в
классе
-
это
те,
кто
выполняет
школьные
правила,
старательно учится и помогает товарищам...
Чувствуете, что у нас начал вырисовываться некий эталон
"ученика",
на
которого
остается
только
молиться
учителям
и
родителям... Ничего не поделаешь, это и есть позиция школьника
в ее "чистом" виде. Да и в самом деле многие младшие школьники
достаточно явно ее придерживаются, нередко удивляя родителей
своим педантизмом в соблюдении школьных установлений. Но
пойдем дальше в составлении задуманного портрета.
Что
еще
должно
войти
в
психологический
портрет
воображаемого отличника?
Конечно, на уроках он весь внимание. Не ерзает, не болтает с
соседом по парте и уж во всяком случае, не вскакивает с места и
не отправляется гулять по классу. Нет у него в парте и любимого
зайчонка или маленькой машинки, которую время от времени
можно потихоньку покатать взад-вперед.
Ведь,
во-первых,
что
может
быть
для
него
важнее,
чем
рассказ учительницы, а во-вторых, он уже научился управлять
собой,
быть
внимательным,
не
отвлекаться,
даже
если
рядом
происходит что-то необычное (например, сосед лезет под парту
искать укатившуюся ручку). Это - произвольность поведения.
Она сказывается во всем - в сосредоточенности внимания, в
умении следить за ходом рассуждений учителя и других детей,
своевременно выполнять указания, действовать в соответствии с
правилами,
целенаправленно
заучивать
заданное.
Но
одной
произвольности недостаточно.
Ведь
нужно
не
только
слушать,
но
и
понимать
то,
что
рассказывает учитель, не только внимательно читать учебник, но
и
представлять
себе
то,
о
чем
в
нем
написано,
не
только
запоминать правила, но и соображать, как их можно применить в
том или другом случае.
А значит - не обойтись без развитого восприятия, мышления,
воображения,
обеспечивающих
сознательное
усвоение
и
применение школьных знаний.
Их тоже необходимо включить в портрет, особо подчеркнув
логическое
мышление
-
умение
сопоставлять
факты,
последовательно рассуждать, делать выводы.
Пожалуй, на этом можно было бы и закончить, если бы
ребенок
мог
продержаться
только
на
сознательности
и
произвольности.
Практически это невозможно, и на помощь приходит интерес
к самому учебному материалу - к тому, как жили люди в старину,
как они живут в разных странах, к миру животных, к причинам,
порождающим явления
природы,
и
к
тайнам
математических
вычислений.
А теперь обратимся к типичному дошкольнику и посмотрим,
в какой мере он соответствует требованиям, предъявляемым к
"идеальному" ученику.
Позиция дошкольника основана на совсем ином отношении к
окружающим людям и своим собственным занятиям, чем позиция
школьника.
Мама и папа тебя любят, прощают тебе шалости и капризы и
уж во всяком случае не будут ругать, если ты нечаянно разбил
чашку. Конечно, бывает, что они сердятся и даже наказывают,
потому что обижаются на тебя, но все это легко исправить: стоит
только, даже если ты всерьез набезобразничал, сказать: "Я больше
не буду", чтобы тебя простили. Конечно, им, взрослым, хорошо: им
все можно, а вот тебе почему-то многое запрещается.
Детский сад - место, где играют. Занятия - это тоже игра:
приходит
Петрушка
и
просит
помочь
ему
посчитать,
сколько
нужно чашечек, чтобы напоить чаем всех кукол. А если ты чего-
нибудь не понял, сделал не так, тебя все равно похвалят - ведь ты
старался. Елена Петровна, воспитательница, - как мама, только ей
труднее: детей много, а она одна. За всеми не уследишь. Поэтому
ей надо сочувствовать, слушаться, не слишком шуметь.
Вместе с тем, вполне возможно, что жизнь заготовила для
этих
детей
немало
чудесных
сюрпризов,
и
потому
было
бы
несправедливо
обрекать
их
на
скучное,
ограниченное
существование,
в
то
время
как
совсем
небольшие
усилия
со
стороны
родителей,
несложные
специальные
занятия,
неожиданный
подход
к
тому
или
иному
делу,
могут
сделать
ребенка многогранной личностью, что в будущем откроет перед
ним все возможные двери.