Напоминание

"Как дошкольник становится школьником"


Автор: Сурина Наталия Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: мкр. Вынгапуровский, г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: памятка для родителей
Тема: "Как дошкольник становится школьником"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Памятка для родителей

«Как дошкольник

становится школьником?»

Составила

Воспитатель МБДОУ «Теремок»

Сурина Н.В.

2018 г.

«Как дошкольник становится школьником?»

Казалось

бы,

ответить

на

этот

вопрос

можно

просто:

поступает в школу.

Но это иллюзия простоты. Есть дети, которые, обучаясь в

первом

и

даже

во

втором,

третьем

классе,

остаются

дошкольниками. А есть и такие, что, поступив в школу, теряют

черты дошкольника, но по-настоящему в школьников так и не

превращаются.

Разница между дошкольником и школьником - не внешняя, а

внутренняя,

психологическая.

И

определяется

она

тем,

как

ребенок относится к другим людям - взрослым, сверстникам, к

заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него

психические

качества,

необходимые

для

систематического

усвоения

знаний.

Для

начала

попробуем

набросать

психологический

портрет

младшего

школьника,

и

не

просто

школьника,

а,

так

сказать,

идеального

школьника,

то

есть

ребенка,

который

любит

ходить

в

школу,

успешно

учится

и,

главное, под влиянием обучения успешно продвигается в своем

умственном

развитии.

И

первое,

что

нас

интересует,

-

это

отношение ребенка к школе, учению, учителю, сверстникам.

Школа - это особое место, где учат и учатся, то есть делают

важное, необходимое и почетное дело. Учиться - это не то, что

играть. Ты все время узнаешь что-то новое, становишься старше и

умнее. И все понимают, что твоя учеба - это как папина работа, к

ней надо относиться всерьез. Поэтому, когда тебе задали урок, ты

имеешь право попросить, чтобы выключили радио, телевизор,

чтобы тебе не мешали работать. И хорошо, когда задают уроки

потруднее, - лучше чувствуешь, что к тебе относятся всерьез.

Учитель - самый знающий, самый уважаемый человек. То,

что он говорит, всегда правильно и обязательно для всех. Он

справедливый, любит всех детей одинаково. Отметку ставит за то,

что

ты

знаешь

и

как

стараешься.

Очень

приятно

получать

пятерки, но, если это не всегда получается, значит, надо стараться

больше и в конце концов обязательно получится. Самые лучшие

дети

в

классе

-

это

те,

кто

выполняет

школьные

правила,

старательно учится и помогает товарищам...

Чувствуете, что у нас начал вырисовываться некий эталон

"ученика",

на

которого

остается

только

молиться

учителям

и

родителям... Ничего не поделаешь, это и есть позиция школьника

в ее "чистом" виде. Да и в самом деле многие младшие школьники

достаточно явно ее придерживаются, нередко удивляя родителей

своим педантизмом в соблюдении школьных установлений. Но

пойдем дальше в составлении задуманного портрета.

Что

еще

должно

войти

в

психологический

портрет

воображаемого отличника?

Конечно, на уроках он весь внимание. Не ерзает, не болтает с

соседом по парте и уж во всяком случае, не вскакивает с места и

не отправляется гулять по классу. Нет у него в парте и любимого

зайчонка или маленькой машинки, которую время от времени

можно потихоньку покатать взад-вперед.

Ведь,

во-первых,

что

может

быть

для

него

важнее,

чем

рассказ учительницы, а во-вторых, он уже научился управлять

собой,

быть

внимательным,

не

отвлекаться,

даже

если

рядом

происходит что-то необычное (например, сосед лезет под парту

искать укатившуюся ручку). Это - произвольность поведения.

Она сказывается во всем - в сосредоточенности внимания, в

умении следить за ходом рассуждений учителя и других детей,

своевременно выполнять указания, действовать в соответствии с

правилами,

целенаправленно

заучивать

заданное.

Но

одной

произвольности недостаточно.

Ведь

нужно

не

только

слушать,

но

и

понимать

то,

что

рассказывает учитель, не только внимательно читать учебник, но

и

представлять

себе

то,

о

чем

в

нем

написано,

не

только

запоминать правила, но и соображать, как их можно применить в

том или другом случае.

А значит - не обойтись без развитого восприятия, мышления,

воображения,

обеспечивающих

сознательное

усвоение

и

применение школьных знаний.

Их тоже необходимо включить в портрет, особо подчеркнув

логическое

мышление

-

умение

сопоставлять

факты,

последовательно рассуждать, делать выводы.

Пожалуй, на этом можно было бы и закончить, если бы

ребенок

мог

продержаться

только

на

сознательности

и

произвольности.

Практически это невозможно, и на помощь приходит интерес

к самому учебному материалу - к тому, как жили люди в старину,

как они живут в разных странах, к миру животных, к причинам,

порождающим явления

природы,

и

к

тайнам

математических

вычислений.

А теперь обратимся к типичному дошкольнику и посмотрим,

в какой мере он соответствует требованиям, предъявляемым к

"идеальному" ученику.

Позиция дошкольника основана на совсем ином отношении к

окружающим людям и своим собственным занятиям, чем позиция

школьника.

Мама и папа тебя любят, прощают тебе шалости и капризы и

уж во всяком случае не будут ругать, если ты нечаянно разбил

чашку. Конечно, бывает, что они сердятся и даже наказывают,

потому что обижаются на тебя, но все это легко исправить: стоит

только, даже если ты всерьез набезобразничал, сказать: "Я больше

не буду", чтобы тебя простили. Конечно, им, взрослым, хорошо: им

все можно, а вот тебе почему-то многое запрещается.

Детский сад - место, где играют. Занятия - это тоже игра:

приходит

Петрушка

и

просит

помочь

ему

посчитать,

сколько

нужно чашечек, чтобы напоить чаем всех кукол. А если ты чего-

нибудь не понял, сделал не так, тебя все равно похвалят - ведь ты

старался. Елена Петровна, воспитательница, - как мама, только ей

труднее: детей много, а она одна. За всеми не уследишь. Поэтому

ей надо сочувствовать, слушаться, не слишком шуметь.

Вместе с тем, вполне возможно, что жизнь заготовила для

этих

детей

немало

чудесных

сюрпризов,

и

потому

было

бы

несправедливо

обрекать

их

на

скучное,

ограниченное

существование,

в

то

время

как

совсем

небольшие

усилия

со

стороны

родителей,

несложные

специальные

занятия,

неожиданный

подход

к

тому

или

иному

делу,

могут

сделать

ребенка многогранной личностью, что в будущем откроет перед

ним все возможные двери.



В раздел образования