Напоминание

Развитие творческих способностей детей старшего возраста через лепку из соленого теста


Автор: Радюшина Наталья Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ГО Город Архангельск Центр развития ребенка – детский сад №173 Подснежник,
Населённый пункт: г. Архангельск
Наименование материала: презентация опыта работы
Тема: Развитие творческих способностей детей старшего возраста через лепку из соленого теста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие творческих

способностей детей старшего

возраста через лепку из соленого

теста

Радюшина Наталья Вячеславовна,

воспитатель МБДОУ ЦЦР - детский сад № 173 «Подснежник»,

г. Архангельск

Актуальность

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных

задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются

творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством

любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка,

раскрывается его личность, творческий потенциал, способность

применять освоенные знания и умения для решения

нестандартных задач, появляется уверенность в правильности

принятия обоснованного решения и их реализации.

Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с

дошкольного детства, именно этот возраст имеет значение в

становлении первооснов личности. Весь путь формирования

личности пролегает между задатками и способностями.

Актуальность

Соленое тесто в последние годы стало очень

популярным материалом для лепки. Поделки из теста -

древняя традиция, им находится место и в

современном мире, потому что сейчас ценится все

экологически чистое и сделанное своими руками.

Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает

форму и изделия из него достаточно долговечны.

Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Создание ребенком даже самых простых скульптур –

творческий процесс. А творческое созидание – это

проявление продуктивной активности человеческого

сознания.

Рецепт теста

Существует несколько рецептов приготовления теста для лепки.

В свой работе я использую оптимально простой рецепт.

1 стакан соли мелкого помола («Экстра»),

1 стакан пшеничной муки высшего сорта,

1/3 (иногда тесто берет больше) воды.

Высыпаем сухие ингредиенты в ёмкость, перемешиваем их. Затем вливаем воду и

замешиваем тесто. Тесто должно получится плотным, единым комом. Если тесто не

формируется в ком, то нужно добавить воды (немного, можно смочить руки водой) и

вымесить тесто. Тесто липнуть к рукам не должно.

Объём полученного теста по рецепту хватит на троих-четверых детей.

Можно сделать цветное тесто. Для этого нужно добавить пищевые красители в воду.

Приготовленное тесто убрать в полиэтиленовый пакет, т.к. поверхность его быстро

сохнет. Достать тесто целесообразно только перед тем, как его разделывать на

порции.

Цель:

Развитие творческой активности детей в процессе лепки

из соленого теста.

Задачи:

Знакомить детей со способами лепки из соленого теста: конструктивный, скульптурный,

комбинированный.

Формировать умение детей создавать лепные изделия, с помощью приемов лепки: скатывание,

раскатывание, сплющивание, вдавливание, растягивание, вытягивание, соединение, а также

вырезание формой, вырезание стекой.

Формировать умение детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми

для изготовления изделий из соленого теста (различные предметы с рельефной поверхностью и пр.).

Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти;

наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к поверхности поделки, рисовать концом кисти

мелкие пятнышки.

Учить смешивать краски для получения новых оттенков и цветов при рисовании гуашью.

Развивать наглядно-действенное мышление развивать пластичность кисти рук, глазомер,

цветовосприятие.

Развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов.

Развивать композиционные умения.

Формировать умение передавать задуманную идею в раскрашивании изделия.

Воспитывать художественно-эстетический вкус через занятия лепкой из соленого теста;

Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

Воспитывать правильную самооценку.

Основные приёмы, используемые в

лепке из соленого теста.

Скатывание. Положить кусочек теста между ладонями, немножко прижать и

выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно

периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить шар в яйцо или цилиндр (колбаску). Скатать

шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится,

если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом

его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом

пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек,

зубчатых колесиков, пуговиц с рельефной поверхностью, колпачков от фломастеров и

т. п.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что

необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого

соединенными пальцами захватывают немного теста и выделяют его, придавая ему

нужную форму. Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в

щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Основные приёмы, используемые в

лепке из соленого теста.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его

оттягивают и формуют новый элемент или деталь. Слегка потянув щепоткой часть

теста - оттягиванием- можно из оттянутого материала сформировать часть

изображения.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к

другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком.

Одновременно можно удалить излишек теста. Изображение плоских и гладких

поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.

Разрезание. Разделение цилиндра (колбаски) стеком на отдельные куски.

Соединение. Смочить кистью место соединения деталей. Прикладывание и

несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не

допускать деформации деталей.

Вырезание. Вырезание деталей формой для печенья и стеком на фольге.

Что же можно слепить из теста?

Лепить можно что угодно, на что хватает фантазии и техники

лепки.

Это могут быть объёмные игрушки, различные барельефы в

виде медальонов, плоские изображения животных и птиц,

ёлочные игрушки, подсвечники, подарки на праздники и

многое другое.

На первом этапе работы лепят изделие из теста, затем

изделие оставляют на 5-7 дней для просушки. На втором

этапе работы раскрашивают изделие. Если изделие лепили

из цветного теста, то раскрашивание не требуется.



В раздел образования