Авторы: Карайкоза Наталья Михайловна, Наталья Михайловна Карайкоза
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №11
Населённый пункт: станица Новоплатнировская
Наименование материала: статья
Тема: Курс внеурочной деятельности «Физика вокруг нас».
Раздел: среднее образование
1.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Физика
вокруг нас».
Личностными
результатами
обучения
физике
в
основной
школе
являются:
1.
Сформированность познавательных интересов на основе развития
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
2.
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего
развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники,
отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
3.
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических
умений;
4.
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами и возможностями;
5.
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе
личностно ориентированного подхода;
6.
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам
открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе
являются:
1.
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации
учебной
деятельности,
постановки
целей,
планирования,
самоконтроля
и
оценки
результатов
своей
деятельности,
умениями
предвидеть возможные результаты своих действий;
2.
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их
объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение
универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения
известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез,
разработки теоретических моделей процессов или явлений;
3.
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными
задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в
нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
4.
Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации
с
использованием
различных
источников
и
новых
информационных технологий для решения познавательных задач;
5.
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать
свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку
зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
6.
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
7.
Формирование умений работать в группе с выполнением различных
социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения,
вести дискуссию.
2.
Содержание программы
1. Введение. Измерение физических величин. История метрической
системы мер (5 часов).
1.
Теория: введение. Инструктаж по технике безопасности.
2.
Теория: Вершок, локоть и другие единицы. Откуда пошло
выражение «Мерить на свой аршин». Рычажные весы.
Практика: Измерение
длины
спички,
указательного
пальца,
,
устройство рычажных весов и приемы обращения с ними.
1.3.Теория: Десятичная
метрическая
система
мер.
Вычисление
в
различных системах мер. СИ-система интернациональная.
Практика: Измерение площади дна чайного стакана., измерение объема
50 горошин, определение цены деления прибора.
2. Первоначальные сведения о строении вещества (7 часов)
2.1. Теория: Представления древних ученых о природе вещества. М.В.
Ломоносов.
Практика: Уменьшение объема при смешивании воды и спирта,
расширение твердых тел при нагревании, расширение жидкостей при
нагревании.
2.2. Теория: История открытия броуновского движения. Изучение и
объяснение броуновского движения.
Практика: Модель хаотического движения молекул и броуновского
движения..
2.3.Теория: Диффузия.
Диффузия
в
безопасности.
Как
измерить
молекулу.
Практика: Диффузия
газов
и
жидкостей,
сцепление
свинцовых
цилиндров.
2.4.Урок- игра «Понять, чтобы узнать» по теме «Строение вещества».
3. Движение и силы (8 часов).
3.1. Теория: Как быстро мы движемся. Гроза старинных крепостей
(катапульта).
Практика: Относительность покоя и движения, прямолинейное и
криволинейное движение.
3.2. Теория: Трение в природе и технике.
Практика: Зависимость силы трения от состояния и рода трущихся
поверхностей, способы уменьшения и увеличения силы трения.
3.3.Теория: Сколько весит тело, когда оно падает? К.Э. Циолковский
Практика: Понятие о силе тяжести, понятие о силе упругости, весе тела
и невесомости.
3.4. Теория: Невесомость. Выход в открытый космос
3.5. Урок- игра «Мир движений» по теме «Движение и силы».
4. Давление жидкостей и газов (7 часов).
4.1. Теория: Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды.
Практика: Равновесие жидкости в сообщающихся сосудах, устройство
и действие фонтана, действие ливера и пипетки.
4.2. Теория: Атмосферное
давление
Земли.
Воздух
работает.
Исследования морских глубин.
Практика: Сдавливание жестяной банки силой атмосферного давления,
устройство и действие манометров жидкостного и металлического.
4.3.Теория: Архимедова сила и киты. Архимед о плавании тел.
Практика: Демонстрация
действия
архимедовой
силы,
плавание
картофелины внутри раствора соли, устройство и применение ареометров.
4.4. Урок - игра «Поймай рыбку».
5. Работа и мощность. Энергия (7 часов).
5.1. Теория: Простые механизмы. Сильнее самого себя.
Практика: Равновесие сил на рычаге, применение закона равновесия
рычага к блоку.
5.2. Теория: Как устраивались чудеса? Механика цветка.
Практика: Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно
5.3.Теория: Вечный двигатель. ГЭС.
Практика: Действие водяной турбины.
6.
Тепловые явления (8 часов).
Температура. Связь температуры с хаотическим движением частиц.
Термометр. Теплопередача: теплопроводность, конвекция, излучение.
Погода и климат. Влажность воздуха. Образование ветров.
Лабораторные работы:
1. Исследование изменения со временем температуры остывающей
воды.
7. Электромагнитные явления (17 часов)
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два
вида электрического заряда. Электрон. Строение атома. Ион.
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая
цепь. Проводники и изоляторы. Действия электрического тока.
Преобразование энергии при нагревании проводника с электрическим
током.
Электричество
в
быту.
Производство
электроэнергии.
Меры
предосторожности
при
работе
с
электрическим
током.
Природное
электричество.
Взаимодействие магнитов. Электромагнитные явления. Применение
электромагнитов.
Демонстрации:
1. Электризация различных тел.
2. Взаимодействие наэлектризованных тел. Два рода зарядов.
3. Определение заряда наэлектризованного тела.
4. Составление электрической цепи.
5. Нагревание проводников током.
6. Взаимодействие постоянных магнитов.
7. Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и
катушки с током.
Лабораторные работы:
1. Электризация различных тел и изучение их взаимодействия.
2. Сборка электрической цепи. Наблюдение действий электрического
тока.
3. Изучение взаимодействия магнитов. Определение полюса
немаркированного магнита.
4. Сборка электромагнита и изучение его характеристик.
8. Световые явления (8 часов).
Прямолинейное распространение света. Луч. Образование тени. Лунные
и солнечные затмения. Отражение света. Закон отражения
света. Зеркала плоские, выпуклые и вогнутые. Преломление света.
Линза. Способность видеть. Дефекты зрения. Очки. Фотоаппарат. Цвета.
Смешивание цветов.
Демонстрации:
1. Прямолинейное распространение света.
2. Образование тени и полутени.
3. Отражение света.
4. Законы отражения света.
5. Изображение в плоском зеркале.
6. Преломление света.
7. Разложение белого света в спектр.
8. Ход лучей в линзах.
9. Получение изображений с помощью линз.
Лабораторные работы:
1. Проверка закона отражения света.
2. Наблюдение преломления света.
3.Тематическое планирование с указанием форм организации и
видов деятельности 7 класс.
№
п/п
Тема
Кол-во часов
Вид
организации
Форма
деятельности
всего
Тео-
рия
Прак
-тика
Раздел «Введение. Измерение физических величин.
История метрической системы мер»
1
Вводное занятие.
Инструктаж по
технике безопасности
Познавательная.
Беседа-диспут.
2.
Вершок, локоть и
другие единицы.
Откуда пошло
выражение «Мерить
на свой аршин».
Рычажные весы
Познавательная.
Беседа-диспут.
3.
Десятичная
метрическая система
мер. Вычисление в
различных системах
Фронтальная.
Практическое
занятие.
мер. СИ-система
интернациональная.
Раздел «Первоначальные сведения о строении вещества»
4.
Представления
древних ученых о
природе вещества.
М.В. Ломоносов
Познавательная.
Просмотр
фильма.
Практическое
занятие.
5.
История открытия
броуновского
движения. Изучение
и объяснение
броуновского
движения.
Фронтальная.
Беседа-диспут.
Практическое
занятие.
6.
Диффузия. Диффузия
в безопасности. Как
измерить молекулу
Познавательная.
Беседа-диспут.
Практическое
занятие.
7.
Урок-игра «Понять,
чтобы узнать»
Игровая.
Целевая игра.
Раздел «Движение и силы»
8.
Как быстро мы
движемся. Гроза
старинных крепостей
(катапульта)
Познавательная.
Просмотр
фильма.
9.
Трение в природе и
технике.
Фронтальная.
Беседа-диспут.
Практическое
занятие.
10.
Сколько весит тело,
когда оно падает?
К.Э. Циолковский
Познавательная.
Практическое
занятие.
11.
Невесомость. Выход
в открытый космос
Познавательная.
Просмотр
фильма.
Практическое
занятие.
12.
Урок-игра «Мир
движений»
Игровая.
Целевая игра.
Раздел «Давление жидкостей и газов»
13.
Закон Паскаля.
Сообщающиеся
сосуды.
Познавательная.
Беседа-диспут.
Практическое
занятие.
14.
Атмосферное
давление Земли.
Воздух работает.
Исследования
морских глубин
Познавательная.
Беседа-диспут.
Практическое
занятие.
15.
Архимедова сила и
киты. Архимед о
плавании тел.
Фронтальная.
Просмотр
фильма.
Практическое
занятие.
16.
Урок - игра «Поймай
рыбку»
Игровая.
Целевая игра.
Работа и мощность. Энергия
17.
Простые механизмы.
Познавательная.
Беседа-диспут.
Сильнее самого себя.
Практическое
занятие.
18.
Как устраивались
чудеса? Механика
цветка.
Фронтальная.
Просмотр
фильма.
Практическое
занятие.
19.
Вечный двигатель.
ГЭС.
Познавательная.
Беседа-диспут.
Практическое
занятие.
Всего
34
16
18
Тематическое планирование с указанием форм организации и видов
деятельности 8 класс.
№
п/п
Тема
Кол-во часов
Вид
организации
Форма
деятельности
всего
Теория
практика
1.
Введение. Техника
безопасности.
познавательна
я
Беседа
Теплота основа жизни (8ч.)
2.
Что холоднее?
( «Физика в
вопросах и
ответах»)
познавательна
я
Беседа-диспут
3.
Градусники. Их
виды.
Измеряем
температуру. Лабор
аторная работа
№1 «Исследование
изменения со
временем
температуры
остывающей воды».
познавательна
я
Практическое
занятие
4.
Изоляция тепла.
Шуба греет!?
(«Физика в вопросах
и ответах»)
познавательна
я
Практическое
занятие
5.
Способы передачи
тепла.
познавательна
я
Практическое
занятие
6.
Термос.
Изготовление
самодельного
термоса.
познавательна
я
Практическое
занятие
7.
Откуда берется
теплота? Как
сохранить тепло?
холод? («Физика в
вопросах и
ответах»)
познавательна
я
Просмотр
фильма
8.
Зачем сковородке
Познавательн
Беседа-диспут
деревянная ручка?
ая, групповая
9.
Урок –
игра «Тепловые
явления»
(образовательное
интегрированное
событие).
игровая
Практическое
занятие
Электростатика (8 ч.)
10.
Электричество на
расческах.
познавательна
я
Практическое
занятие
11.
Осторожно,
статическое
электричество
познавательна
я
Беседа-диалог
12.
Лабораторная
работа №
2 «Электризация
различных тел и
изучение их
взаимодействия».
игровая
Практическое
занятие
13.
Электричество в
игрушках
игровая
Практическое
занятие
14.
Электричество в
быту. Лабораторна
я работа №
3«Сборка
электрической цепи.
Наблюдение
действий
электрического
тока».
познавательна
я
Практическое
занятие
15.
Устройство
батарейки.
(«Физика в вопросах
и ответах»)
познавательна
я
Просмотр
фильма
16.
Изобретаем
батарейку.
познавательна
я
Практическое
занятие
17.
Урок-игра
«Электричество»
(образовательное
интегрированное
событие).
игровая
Практическое
занятие
Магнетизм (9 ч.)
18.
Компас. Принцип
работы.
познавательна
я
Практическое
занятие
19.
Ориентирование с
помощью компаса
игровая
Практическое
занятие
20.
Магнит.
Лабораторная
работа №
4«Изучение
взаимодействия
магнитов.
познавательна
я
Практическое
занятие
Определение полюса
немаркированного
магнита».
21.
Занимательные
опыты с магнитами.
(«Физика в вопросах
и ответах»)
игровая
Практическое
занятие
22.
Магнитная руда.
познавательна
я
Беседа-диалог
23.
Магнитное поле
Земли
познавательна
я
Беседа-диалог
24.
Как изготавливают
магниты.
познавательна
я
Беседа-диалог
25.
Изготовление
магнита. Лаборатор
ная работа №
5«Сборка
электромагнита и
изучение его
характеристик».
познавательна
я
Практическое
занятие
26.
Урок – игра
«Магнитная
феерия».
(образовательное
интегрированное
событие).
игровая
Практическое
занятие
Свет (8 ч.)
27.
Источники света.
познавательна
я
Беседа-диалог
28.
Как мы видим?
Почему мир
разноцветный.
(«Физика в вопросах
и ответах»)
игровая
групповая
29.
Театр теней
игровая
Практическое
занятие
30.
Солнечные
зайчики. Лаборатор
ная работа №
6«Проверка закона
отражения света».
познавательна
я
Практическое
занятие
31.
Цвета компакт
диска. Мыльный
спектр
познавательна
я
Практическое
занятие
32.
Радуга в природе.
Как получить
радугу дома.
игровая
Практическое
занятие
33.
Лунные и
Солнечные
затмения. Проект №
1
познавательна
я
Проектная
деятельность
34.
Итоговый урок «В
игровая
Практическое
мире явлений»
(образовательное
интегрированное
событие).
занятие
Всего
34