Автор: Наталия Ивановна Березина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СШ №8
Населённый пункт: город Бор, Нижегородская область
Наименование материала: "Самостоятельная работа на уроках математики как средство развития познавательной активности учащихся"
Тема: "Самостоятельная работа на уроках математики как средство развития познавательной активности учащихся"
Раздел: начальное образование
Самостоятельная работа на
уроках математики как средство
развития познавательной
активности учащихся
«Знание только тогда
знание,когда оно
приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью»
Л.Н.Толстой
Определение самостоятельной
работы
Под самостоятельной учебной работой обычно
понимают любую организованную учителем
активную деятельность учащихся, направленную на
выполнение поставленной дидактической цели в
специально отведенное для этого время: поиск
знаний, их осмысление, закрепление, формирование
и развитие умений и навыков , обобщение и
систематизацию знаний.
Результаты использования
самостоятельной работы на
уроках
Интерес
Разнообразие
учебного материала
Создание ситуации успеха
Развитие мышления
Высокая
производительность
Активность на уроке
Рост качества знаний
Уровни самостоятельности
Творческая
Частично-
поисковая
самостоятельность
Вариативная самостоятельность
Вопроизводящая самостоятельность
Виды самостоятельных работ в
зависимости от целей
Обучающие
Тренировочные
Закрепляющие
Повторительные
Развивающие
Творческие
Контрольные
Виды самостоятельных работ
Упражнения
Составление задач и упражнений самими
учащимися
Практические работы на местности
Тестовые задания
Выполнение домашних заданий
Работа с текстом
Подготовка докладов, рефератов
Домашние опыты, наблюдения
Проверочные самостоятельные, контрольные
работы, математические диктанты
Признаки самостоятельной
работы
Наличие задания учителя
Руководство учителя
Самостоятельность учащихся
Выполнение задания без
непосредственного участия
учителя
Активность и усилия учащихся
Специальное время для
выполнения задания
Самостоятельное учение характеризуется
тем, что ученик
:
-знает и понимает цели обучения
-умеет самостоятельно мыслить
-способен ориентироваться в новой ситуации
-стремиться найти свой подход к новой задаче
-способен высказать свою точку зрения
-умеет работать в определенном темпе
-умеет планировать свою работу по времени
-осуществляет систематически самоконтроль,
взаимоконтроль, самооценку, самокоррекцию
Руководство
учителя
Выполнение задания без
Участия учителя
Активность
и усилия учащихся
Самостоятельность
учащихся
Наличие задания
у учителя
Признаки
самостоятельнлй
работы
Формы организации
самостоятельной работы:
Индивидуальная.
Фронтальная.
Групповая, парная.
Основные требования к организации самостоятельной
деятельности учащихся на уроке
Основные требования к организации самостоятельной
деятельности учащихся на уроке:
Любая самостоятельная работа на любом уровне
самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает
порядок и приемы выполнения работы.
Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям
ученика.
Обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных
работ и управление самим процессом работы.
Назначение самостоятельной работы:
–
развитие познавательных способностей, инициативы в принятии
решения, творческого мышления, поэтому, подбирая задания, надо
свести к минимуму шаблонное их выполнение.
Содержание, форма должны вызвать интерес у учащихся, желание
выполнить работу до конца.
Самостоятельные работы организуются так, чтобы они
вырабатывали навыки и привычку к труду.
Контроль за проведением самостоятельной работы: со стороны
учителя самоконтроль, взаимоконтроль, другие виды контроля.
Подведение итогов самостоятельной работы (обратная связь)