Напоминание

«Первые шаги в математику» с детьми раннего возраста.


Автор: Кулиш Анна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №40
Населённый пункт: Ст.Роговская
Наименование материала: Математический проект
Тема: «Первые шаги в математику» с детьми раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 40

муниципального образования Тимашевский район

Математический проект

«Первые шаги в математику»

с детьми раннего возраста.

Выполнила воспитатель

Кулиш Анна Николаевна.

Пояснительная записка.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все

большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием

математической науки и проникновение ее в различные области знаний.

Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации

производства и многое другое предполагает наличие у специалистов

большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и

последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в

детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки

полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения

свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников

в наибольшей мере способствует изучению начальной математики. Для

математического стиля мышления характерны четкость, кратность,

расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться

символикой.

Тип проекта: обучающий; игровой.

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)

Участники проекта: воспитатель, дети 2-3-лет.

Цель: Создание благоприятных условий для формирования элементарных

математических представлений у детей раннего возраста (2-3 года),

формирование базовых основ для успешного развития способностей и

мышления у детей.

Задачи:

Развитие у детей умственных способностей, таких как: анализ,

классификация, сравнение, обобщение; формирование способов

познания путем сенсорного развития;

Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью

интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка

усвоение начал математики;

Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности,

способности логически мыслить, рассуждать.

Актуальность проекта:

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении

развития ребенка, а, прежде всего в создании каждому дошкольнику условий

для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и

способностей.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит

эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький

исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя

окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не

дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении,

математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в

дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в

начальной школе. Абстрактный характер математического материала,

который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы,

недостаточное владение математической памятью создают особые трудности

в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным

разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а

медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать

программу в установленные сроки.

Я считаю, что математика - это мощный фактор интеллектуального

развития ребенка, формирования его познавательных и творческих

способностей. Известно и то, что от эффективности математического

развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения

математике в начальной школе. Поэтому уже с самого раннего возраста на

основе практических действий у детей необходимо формировать такие

мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Актуальность данного вопроса послужила основой для создания и

реализации на базе нашего дошкольного учреждения проекта «Первые шаги

в математику».

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что развитие

способностей детей необходимо начинать как можно раньше, так как с

возрастом происходит их "угасание" (Хайдегер).

Среди прочих компонентов, в структуре математических способностей

В. А. Крутецкий выделяет способность к логическому мышлению в сфере

количественных и пространственных отношений. Именно этот компонент

математических способностей я считаем возможным развивать в младшем

дошкольном возрасте.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Организационный (

Создание условий для проектной

деятельности с детьми, разработка плана);

2 этап – Практический (Апробация планирования и отбор

наработанного материала по организации деятельности);

3 этап – Результативный (

Подведение итогов по реализации цели и задач.

Систематизация наработанного материала, определение задач на

будущее).

Первый этап – организационный.

Вся работа выстраивалась с учетом психолого-педагогических особенностей

детей младшего дошкольного возраста. Свою работу я начала с изучения научно-

методической литературы на эту тему, анализа практических и теоретических

сведений о детской проектной деятельности в ДОУ. Составила перспективный

план на неделю, с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным

усложнением познавательных задач. Подбирала материал, оборудование для

успешной реализации проекта, изготавливала игры, согласно планированию. Для

сбора материала в групповой комнате отведено отдельное место. Весь материал

располагается на полках в групповой комнате. Дидактические и другие виды игр

располагаются на нижней полке, поэтому всегда доступны для детских игр.

Второй этап – практический.

При планировании воспитательно-образовательного процесса я использовала

следующие формы, методы и приемы:

• сюрпризные моменты,

• игровые образы,

• игровые ситуации,

• беседы,

• развивающие дидактические игры.

У детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление,

имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действия с

разнообразными предметами. Так же при построении образовательного процесса

необходимо знать, что ведущей деятельностью малышей является игровая

деятельность. Учитывая все эти особенности, я разработала определенную систему,

по развитию математических способностей у детей младшего дошкольного

возраста. Она представляет собой систему дидактических, развивающих,

познавательных игр и упражнений, которые строятся, в основном, на действиях

детей с разнообразными предметами. Это дает малышам возможность приобрести

свой опыт освоения математических премудростей. Каждая игра или упражнения,

которые я буду использовать в процессе образовательной деятельности, сами по

себе имеют методические, дидактические и психологические цели. Но организуя

несколько игр или упражнений в одну образовательную систему, я объединила их

либо одним сюжетом, либо единым дидактическим материалом, что позволит мне

выйти на качественно иной уровень воздействия на ребенка. Моей целью не

является освоение и отработка каких-то ни было математических понятий, а

введение ребенка в специально организованную ситуацию, которая образует в его

восприятии ряд живых ассоциаций, имеющих в подтексте математическое

содержание. Дети не должны замечать, что идет обучение. Вся система

образовательной деятельности должна восприниматься ребенком как естественное

продолжение его игровой деятельности.

Третий этап – результативный.

На данном этапе будут подведены итоги проектной деятельности по разным

направлениям: в работе с детьми, родителями. А также определены перспективы

дальнейшей работы.

1. Выступление перед коллегами и родителями.

3. Оформление альбомов с фото деятельности детей на всех этапах, картотек

проводимых игр, дидактических пособий.

Ожидаемый результат:

При успешной реализации поставленной цели и задач я планирую получить

следующие результаты:

• Ребенок проявляет познавательную активность;

• Сравнивает, классифицирует, отражает результаты в речи;

• Ребенок имеет представление величине;

• У ребенка сформировано стремление преодолеть трудности;

Родители:

• Устанавливаются дружеские связи с детьми, педагогами;

• Узнают сильные и слабые стороны ребенка, готовы к помощи и поддержке;

• Ощущают личную сопричастность к образованию своего ребенка.

Содержание проекта:

Дни недели

Совместная деятельность

Программные задачи

Понедельни

к

Игра-наблюдение на

прогулке «Большой-

маленький»;

Дидактическая игра

«Веселые матрешки»;

(Приложение 2)

Физкультминутка

a.

«Мы становимся

всё выше».

b.

«Большой-

маленький»

(Приложение 3).

Формировать у детей

основные компоненты

готовности к успешному

математическому

развитию: социальный,

психологический,

эмоционально-волевой.

Помочь каждому ребенку

почувствовать

удовлетворенность

процессом обучения, не

испытывать неуверенности

и страха при выполнении

заданий, не дать ему

поддаться унынию, а все-

лить уверенность в успехе;

знакомить детей с

трудными для них

понятиями, усвоение

смысла которых

необходимо для того,

чтобы вести работу по

ФЭМП; учить детей

сравнивать и подбирать

предметы по величине,

понимать и правильно

использовать в речи слова

большой-маленький; учить

детей выполнять движения

по ходу стихотворения.

Вторник

Индивидуальная и

групповая работа

«Собери бусы для

Маши!»

Игры с детьми в

формочки-вкладыши.

Накапливать сенсорный

опыт у детей, обучая их

различным способам

обследования объектов;

закреплять умение детей

группировать предметы по

величине; учить

соотносить разнородные

предметы, выбирая из двух

величин одинаковой

формы.

Среда

Д/И - «Большие и

маленькие кубики».

Игры в формочки –

вкладыши для песка,

подбирая

последовательно одну в

другую.

Учить сравнивать

предметы контрастных

размеров; группировать

фигуры по разным

признакам; владеть

разными способами

сравнения предметов по

форме, находя общее и

различное;

обучать

умению сравнивать

предметы по величине

методом зрительного

соотнесения; сортировать

предметы двух резко

различающихся размеров;

закрепить понятие

«много».

Четверг

Рисование: «Цветные

клубочки»;

Д/и- «Подбери чашки к

Учить детей подбирать

предметы по величине и

цвету; развивать мелкую

блюдцам»;

«Чудесный мешочек»

моторику рук и внимание,

память, логическое

мышление; обогащать

словарный запас детей.

Пятница

Д/и – «Собери пирамидку»

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

(Приложение 1.)

1.

«Веселая математика

дома».

2.

«Роль дидактической

игры в развитии

дошкольника».

3.

«Развитие речи детей

раннего возраста

посредством

дидактической игры».

Учить различать

предметы по величине

(большой – маленький,

больше-меньше); создат

эффективные условия

взаимодействия ДОУ,

социума и семьи,

ориентированного на

личностное развитие

детей.

Оценка результатов проекта:

В ходе реализации совместного проекта достигнуты определенные результаты:

В группе создан математический уголок, в котором собраны наглядно –

дидактические пособия, игры, методическая и художественная литература у детей

появился интерес к занимательной математике установлены взаимоотношения

между детьми и воспитателем.

Приложение 1.

Консультация для родителей

«Веселая математика дома»

Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником

элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать

родители. И только совместная работа детского сада и семьи может

обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы

дошкольного образовательного учреждения.

Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он

усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет

знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое

о своем ребенке.

Поэтому можно порекомендовать некоторые математические игры и

упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны для

ребенка младшего дошкольного возраста и не требуют длительной

подготовки, изготовления сложного дидактического материала.

1. Математическая игра «Подбери колеса к вагончикам»

Цель игры: обучение различению и называнию геометрических фигур,

установление соответствия между группами фигур, счет до 5.

Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к

синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем

необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно

(вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).

2. Математическая игра «Составь цветок»

Цель игры: научить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме

геометрических фигур, группируя их.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или

бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что

серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку

предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными и ли круглыми

лепестками. Таким образом можно закрепить названия геометрических фигур

в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.

3. Игра - упражнение «Назови похожий предмет»

Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной

речи.

Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные

геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или

найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в

путешествии или по пути домой.

4. «Собери бусы»

Цель игры: развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать и

концентрировать внимание; речь.

Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор

«Лего», фигуры, вырезанные из бумаги (но мне больше нравятся фигуры из

кухонных целлюлозных салфеток – с ними удобнее работать), любые другие

предметы.

Конечно, в этом возрасте последовательность должна быть очень простой, а

задание для ребенка должно состоять в том, чтобы выложить один-два

кирпичика в ее продолжение. Примеры последовательностей (ребенок

должен продолжить логический ряд - дострой дорожку "правильными

кирпичиками"):

Хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители, о необходимости

поддерживать инициативу ребенка и находить 10-15 минут ежедневно для

совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи

ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить

ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за

допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить

результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы,

поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие.

Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры.

Играйте с ребенком с удовольствием!

Консультация на тему: «Роль дидактической игры в развитии

дошкольника»

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно

тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется

характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации

желаний. Сущность игры, по Л.С Выготскому, состоит в том, что она есть

исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых

является система отношений с взрослыми.

Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем

интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это

особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения,

моделирования.

Итак:

Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая

специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая

реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы

человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут

реализованы, осуществлены впоследствии.

Именно поэтому игра - это ведущая деятельность, она дает возможность

ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в

реальной жизни ребенок вступить не может.

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно

тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется

характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации

желаний.

Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем

интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Игра - это особая форма освоения действительности путем ее

воспроизведения, моделирования.

“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности. ” В.А. Сухомлинский

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры,

способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления,

развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие

дошкольника в целом.

Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда

ребенок не может принять непосредственное участие в системе

общественного труда, когда возникает "пустой" промежуток времени, когда

надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту

жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра.

Дидактическая игра — это такая коллективная , целенаправленная

учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом

объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на

выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по

имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Дидактическая игра является одним из важных методов активного

обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из

методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко

определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре

предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий.

В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать

трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость,

инициативу, через игру дети могут познать жизнь, познать самих себя.

«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим

играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр

воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает

познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи

простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития

мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления

представлений об окружающей жизни».

Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила.

Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия.

Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и

предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для

соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные

эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться

прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую

хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для

ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения задания.

Остановимся более подробно на структурных компонентах дидактической

игры.

Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как

правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую

надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде

вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом

случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам

игры определенные требования в отношении знаний.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок

действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на

уроке рабочей обстановки. Кроме того, правила игры воспитывают умение

управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре,

делать игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли,

умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции,

проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила

игры, ставить детей в такие условия, при которых они получили бы радость

от выполнения задания.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия,

которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной

активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности,

применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры.

Воспитатель, как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое

русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами,

поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих .

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые

на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным,

помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к

более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия,

тем интереснее для детей сама игра. В разных играх игровые действия

различны по их направленности и по отношению к играющим. Это,

например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок,

пространственные преобразования и т.д.

Игровое действие, состоящие из нескольких игровых элементов,

сосредотачивает внимание детей на содержании и правилах игры на более

длительное время и создает благоприятные условия для выполнения

дидактической задачи.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном

процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность,

доброжелательность, выдержку.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные

элементы, является познавательное содержание или дидактическая

задача. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и

умений, которые применяются при решении учебной проблемы,

поставленной игрой.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень

подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать

уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя

дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания,

представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие

умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества

личности детей можно формировать средствами данной игры.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в

дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет

игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное:

дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед

детьми в виде игрового замысла (задачи).

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя

оборудование. Это наличие технических средств обучения. Сюда также

относятся различные средства наглядности, а также дидактические

раздаточные материалы

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является

финалом игры, придает игре законченность. Он выступает прежде всего в

форме решения поставленной учебной задачи и дает детям моральное и

умственное удовлетворение. Для воспитателя результат игры всегда является

показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний.

Подведение результатов имеет большое значение, так как дает участникам

моральное удовлетворение.

В любом случае необходимо оценить дидактический результат игры .

Дидактический эффект усиливается если дети принимают участие в

подготовке атрибутов и призов, а также в разработке правил игры.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между

собой, и отсутствие основных из них разрушает игру . Без игрового замысла

и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или

невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в

выполнение указаний, упражнений.

Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают

организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому

результату.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончанию игры.

Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполняли

игровое задание; определение команды – победительницы, необходимо при

этом отметить достижение каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих

детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические

задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо

использовать и направить в целях решения определенных учебных

воспитательных задач. Задача, стоящая перед воспитателем, существенно

отличается от задачи учителя школы: она состоит в приобщении детей к

материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто

интеллектуальную, но и эмоциональную сферу.

С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые

знания общаясь с воспитателем со своими сверстниками в процессе

наблюдения за играющими , их высказываниями ,действиями в роли

болельщик, а ребенок получает много новой для себя информации .И это

очень важно для его развития.

Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как

правило в начале берут на себя роль болельщиков, при этом они учатся у

своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать

победителем.

Развитие речи детей раннего возраста посредством

дидактической игры.

Образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что

детство — это период усиленного развития, воспитания и обучения.

Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов,

форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской

деятельности, игре.

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания

окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и

доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями,

навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении,

организации и применении её в процессе обучения и воспитания младших

дошкольников требует более тщательного и детального её изучения.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой

практики – это лишение его главного источника развития: импульсов

творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и

микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания

мира. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды.

Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реальных вещах и реальных

действиях.

Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы

маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью,

разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их

особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой

форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания,

овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся

культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит

познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые

действия, игровые и организационные отношения.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им

созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и

учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как

«Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что

говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в

ладоши, поднимать руки, опускать их на голову).

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для

маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения.

Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в дошкольных

образовательных учреждениях, где оно приобретает особенно важное

значение.

Дидактические игры рассматриваются в дошкольной педагогике как метод

обучения детей сюжетно-ролевым играм: взять на себя определённую роль,

выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической

игре «Уложим куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы

последовательности действий в процессе раздевания куклы - аккуратно

складывать одежду на стоящий рядом стул, заботливо относиться к кукле,

укладывая её спать, петь колыбельную песню. Согласно правилам игры, дети

должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны

для сна. По просьбе воспитателя малыши поочерёдно берут нужные для сна

предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в

игровом уголке. Так появляются кровать, стульчик, постельные

принадлежности, ночная рубашка или пижама. Таких игр в младших группах

проводится несколько: «День рождение куклы Кати», «Оденем Катю на

прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати». Игры с куклой являются

эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим

сюжетно - ролевым играм.

Таким образом, можно сделать вывод - формирование дидактической игры

у детей раннего возраста происходит постепенно, при этом учитываются

правильная организация детей с учётом их возрастных и индивидуальных

особенностей.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три

основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом),

настольно-печатные и словесные игры.

Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего

обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в

занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми

действиями. На первом этапе работы можно выделить слова: собака, кошка,

глаза, уши, хвост, большой, маленький; на втором: петушок, курочка,

цыплёнок, иди, идёт, пришёл, принёс; на третьем: собака, кошка, козлик, дом,

идёт, пришёл, мисочка; на четвёртом: собака, кошка, козлик, мяч, коляска,

покатай, нет.

На первом этапе работы с куклой следует выделить такие слова: туфли,

шапочка, бант, платье, снимай, ложись, спать; на втором: рубашка,

штанишки, ботинки, вставай, сядь, надень; на третьем: стол, стул,

тарелка, сядь (садись), салфетка, ешь, спасибо: на четвёртом: суп, каша,

хлеб; на пятом: чашка, кисель, пей и многое другое.

Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря

которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно -

образовательным процессом.

Хотелось бы предложить несколько видов дидактических игр используемых

в работе с детьми младшей группы детского сада:

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины,

фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и

цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти

нужный предмет.

«Узнай фигуру»

Цель: Закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие

мелкой моторики рук.

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые

лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка

достать из мешочка такую же.

«Найти предмет указанной формы»

Цель: Учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть

плоскостные геометрические фигуры.

Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти

картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг и квадрат.

«Какая фигура лишняя?»

Цель: Развивать умение сравнивать геометрические фигуры, между собой

выявлять фигуру отличную от других.

Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур.

Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг

и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип

исключения и принцип группировки.

Варианты:

— группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять

принцип группировки.

«Самая длинная, самая короткая»

Цель: Выявлять умение различать понятия, обозначающие признаки

величины предмета, используя слова “длинный” “короткий”.

Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой

длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая

короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Варианты:

— сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и

цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента

короткая и широкая».

«Какого цвета предмет?»

Цель: Закрепление названий основных цветов. Учить детей выделять цвета.

Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов

и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением

контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под

карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую,

сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.

Варианты:

— выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с

изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки

и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного

цвета.

«Какого цвета не стало?»

Цель: Развивать зрительное внимание, память.

Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а

потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить,

какого цвета не стало.

Тишина и шум.

Игра за столом. Сначала произносим текст и выполняем соответствующие

движения:

Пальчиком, пальчиком

Тук-тук тук - тук!

(стучим по столу указательным пальчиком, а затем постепенно всеми

остальными)

Ладошкой, ладошкой -

хлоп- хлоп хлоп - хлоп!

Локтями, локтями

стук-стук стук-стук!

На головку руку по-ло-жи!

Что-то очень важное скорей скажи!

А теперь из пальчиков очки сложи.

(Из указательного и большого пальцев делаем круги и прикладываем к

глазам)

Рот закрой и хитро по - мол - чи!

(Дети прикладывают указательные пальцы ко рту и замолкают до тех пор,

пока кто-нибудь не засмеется или не заговорит)

Найди свою игрушку

Цель. Та же, учить внимательно рассматривать игрушки, чтобы потом

опознать свою игрушку среди других, продолжать развивать эмоциональное

отношение к игрушкам.

Оборудование. Сюжетные игрушки разного назначения, имеющие различные

свойства (цвет, форму, величину), по одной на каждого ребенка.

При первом проведении игры у всех детей должны быть игрушки, разные по

своему назначению (например, машина, кукла, мишка, коляска, мячик). В

дальнейшем они могут быть одинаковыми, но отличаться по отдельным

признакам (например, две машины: одна большая, другая маленькая; две

куклы: одна в красном, другая в желтом платье и т. п.).

Ход игры (проводится с подгруппой из. 4–6 детей). Педагог раздает игрушки,

записывает, кому какую дал, и помогает каждому начать играть с той

игрушкой, которая ему досталась. Через некоторое время педагог собирает

все игрушки, накрывает их салфеткой и предлагает всем найти свои игрушки.

Дети по одному подходят к столу, ищут. Воспитатель либо одобряет

действия ребенка: «Верно, у тебя была машина», либо говорит, что это не его

игрушка, и спрашивает: «Чья она?» – затем помогает ребенку вспомнить, с

какой игрушкой он играл. Дети разбирают игрушки, играют с ними. Вновь

педагог предупреждает, что скоро соберет игрушки и их надо будет опять

искать, поэтому необходимо внимательно рассмотреть игрушки и запомнить.

Игра повторяется.

Приложение 2.

Благодаря занимательной дидактической игре с матрёшками, дети смогут

разобраться с такими понятиями, как «большая», «небольшая», «побольше»,

«поменьше», а также «самая большая» и «самая маленькая». Можно при

помощи такой игры попробовать научить ребёнка различать направления,

показать ему, что означает «влево» и «вправо». Когда кроха освоит азы

изучения размеров и направлений, во время очередного занятия можно

попросить его, к примеру, положить небольшую матрёшку слева от самой

маленькой и т.д.

Игра с матрёшками является замечательной альтернативой собиранию

пирамидки, ведь в основе обоих этих занятий заложено понятие сортировки.

Малышу обязательно понравится собирать последовательность из красочных

матрёшек, и он вскоре станет собирать их в любом направлении быстро и

верно.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки.

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой- будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую,

И сумеешь ты найти Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая куколка пузатая.

А внутри шестая в ней живет пустая.

А в шестой седьмая,

А в седьмой восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд, сестры куколки стоят.

Сколько вас? – у них мы спросим,

И ответят куклы: – Восемь!

Эту куколку открой.

Приложение 3.

Большой — маленький.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Мы становимся все выше.

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

Раз-два — поднялись,

Раз-два — руки вниз.

Приложение 4.

Фотоотчёт о проделанной работе.



В раздел образования