Напоминание

Воспитание аппликатурной дисциплины у начинающих


Автор: Беляева Ольга Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ им А.В. Корнеева"
Населённый пункт: г. Москва, г. Щербинка
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Воспитание аппликатурной дисциплины у начинающих
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. А.В. КОРНЕЕВА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему: «Воспитание аппликатурной

дисциплины у начинающих"

Преподавателя по классу фортепиано

МОУДОД МДШИ №1 им. А.В. Корнеева

г. ЩЕРБИНКА

БЕЛЯЕВОЙ ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

Москва

Щербинка

2021 г.

1

План

1.Введение. Необходимость изучение аппликатуры на начальном этапе

обучения учащихся.

2.Понятие «Аппликатура». В. Листова о природе, возможности каждого

пальца.

3.Упражнения для формирования аппликатурных навыков.

4. Воспитание пятипальцевой аппликатуры у начинающих из сборника

Г. Беренса «50 маленьких фортепианных пьес без октав».

5. Заключение

2

1. Введение.

Известно, что залогом качественного исполнения фортепианного сочинения

служит тщательная предварительная работа над различными техническими и

художественными моментами. Одним из наиболее важных факторов успешного

преодоления

технических

трудностей

служит правильный

выбор

аппликатуры. Мы очень часто сталкиваемся с серьезными проблемами, когда не

уделяем должного внимания одному из важных принципов методики обучения

игре

на

фортепиано

-

аппликатурной

дисциплине.

И

это

необходимо

воспитывать с самых азов игры на инструменте, а в дальнейшем постоянно

совершенствовать. Аппликатура с достаточной убедительностью говорит и о

техническом мастерстве, и о художественном лице исполнителя. Зачастую

бывает достаточно посмотреть, какими пальцами играет ученик, чтобы понять и

уровень его технического развития, и уровень его музыкального мышления.

Во время первых проигрываний пьесы или этюда многим не до аппликатуры.

Во время занятий в медленном темпе - тоже. Так заучивается неверная

аппликатура. И только в дальнейшем, при переходе к настоящему темпу,

обнаруживается её непригодность. Начинается переучивание пальцев - работа,

отбирающая немало нервной энергии и времени.

Если пальцы подобраны

неудачно, то, сколько ни учи пассаж- не достигнешь ни быстроты, ни четкости,

ни уверенности. В музыке, как и в других науках, есть свои определённые

правила, формулы, которыми, к сожалению, не все умеют и хотят пользоваться.

Иначе говоря, у опытного музыканта игровые движения возникают на основе

хорошо натренированной «двигательной памяти», т.е. хранящихся в мозгу

обобщений,

моделирующих

типичные

формулы.

Чтобы

с

лёгкостью

воспроизводить

нотный

текст,

необходимо,

прежде

всего,

накопить

в

зрительной, слуховой, моторной памяти запас типовых оборотов фортепианной

музыки и их производных, усвоить наиболее употребительные гаммообразные

пассажи, аккордовые структуры и т.д…. И к этому необходимо приучать

ребёнка с первых уроков, главными задачами которых будут:

1.Формирование у ребенка начальных аппликатурных навыков в игре на

инструменте.

3

2. Развитие у ребенка синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.

3. Вооружение ученика знанием основных аппликатурных формул.

На начальном этапе обучения, транспонируя песенки, ученик быстро

усваивает

связь

интервалов

с

определенным

положением

пальцев

на

клавиатуре. Уже на раннем этапе обучения в младших классах необходимо

научить

ребенка

читать

и

изучать

аппликатуру,

вырабатывать

умение

самостоятельно

её

создавать.

При

выборе

аппликатуры

следует

руководствоваться естественными особенностями пальцев: различием пальцев в

силе, длине и расположении, разной степенью растяжения между ними.

2. Понятие «Аппликатура».

Слово

«аппликатура» по

словарю нем. Applikatur,

от лат. applico —

прикладываю,

прижимаю.

Это

расстановка,

постановка

пальцев.

Также

обозначение этой расстановки в нотах с помощью цифр. Наши десять пальцев -

это

наши

десять

подчиненных,

которые

должны

следовать

нашим

распоряжениям. Только тогда их работа будет толковой и уверенной.

В.Листова об индивидуальных особенностях пальцев писала: чтобы уметь

владеть игрой, нужно постигать природу пальцев. Они очень различны по своим

возможностям. Особенно много внимания требует к себе первый палец, в

котором мы должны воспитывать мягкость и подвижность суставов.

Рука - это аппарат, удивительный по своей природе. Во время исполнения она

может быть и более мягкой, и крепкой. Когда мы играем на рояле, мы

клавиатуру как бы «берем» пальцами. Кисть при этом свободна, она движется

как будто на шарнирах. Пальцы у нас все разные и различны по своим

возможностям, и чтобы уметь владеть игрой, нужно знать природу пальцев и

"выравнивать" их только слухом, верным представлением о звуке.

Первый палец - земледелец, способный к тяжелой работе. Но наряду с этим

он должен знать ощущение легкости и подвижности, мы должны воспитывать

мягкость и подвижность его суставов. Важно, чтобы первый палец находился

над клавиатурой, когда играют другие пальцы. Играющий палец уводить с

клавиатуры нельзя.

4

Второй палец- это рабочий. Он умелый, сильный, способный к разнообразной

деятельности.

Третий

занимает высшее положение в руке. Он выполняет организационные

функции. Когда нужно дать особенно сильный звук, пользуются первым или

третьим пальцем.

Четвертый не столь свободен и самостоятелен по своему строению. Он

отзывается неохотно, но очень ценный при игре кантилены. Это певец руки, и

по отношению к другим пальцам, он представитель искусства. Когда нужно

дать особенно мягкую, нежную звучность некоторую утонченность звучания, то

берут такую ноту четвертым пальцем. Когда нужно сильно взять терцию, то

ставят третий и первый, слабую, мягкую - четвертый и второй и т. д.

Пятый- это олицетворение детства, так сказать баловень руки.

Таким образом, пальцы для нас как члены общества. Они каждый требуют к

себе особое внимание и ежедневной тренировки. И в самом начале обучения

игре на инструменте, необходимо уяснить с учеником эти основные требования

к пальчикам во время игры. Это правило всем хорошо знакомо - стремиться к

естественной последовательности пальцев. Необходимо объяснить ученику, что

звуки у нас могут двигаться подряд, т.е. поступенно, значит, пальчики движутся

подряд. Звуки движутся через один – пальчики тоже через один. Это самое

основное правило.

3. Упражнения для формирования аппликатурных навыков.

Упражнение №1

«Пальчик, просыпайся» (под ритмичную музыку)

Называть номера пальчиков, а ребенок, с закрытыми глазами, не глядя на

руки, должен сообразить, на какой руке и какой пальчик нужно поднять и

поиграть на крышке инструмента.

Упражнение №2

Расположить все пальцы на клавиатуре по порядку от «До».

Называть ноту, а ребенок, с закрытыми глазами, на ощупь по команде должен

играть нужным пальчиком. Затем, то же самое, только, наоборот, называть

номер пальца, а ребенок должен сообразить, какая нота и сыграть.

Потом задачу усложнить: исполняем двумя руками, называем пальчик, а

5

ученик должен сообразить, какие это будут звуки в обеих руках. Меняемся

ролями. Ребенок даёт задание, а педагог выполняет.

Упражнение№3

Отгадать мелодию по аппликатуре и сыграть (предлагается вариант из ранее

выученных).

Упражнение №4

Проставить аппликатуру в несложной мелодии, рассуждая вслух.

Объяснить, что звуки также могут располагаться на большом расстоянии друг

от друга. Клавиш много, а пальцев на руке 5. Поэтому, чтобы было удобно,

быстро запоминалось, должен быть определённый порядок в пальцах. Обычно

кварты (речь идёт о чистых интервалах) играют, пропуская 2 пальца, т.е. 1-4,

или 2м -5, квинты – 1-5 п., октавы – 1-5 п.; в терциях – 3 пары пальцев.

Упражнение №5

«Квинты» - играть 1и 5 пальцами, перелетая через октаву. При исполнении

упражнения можно проговаривать подтекстовку:

Мы веселые две квинты

Ты нас правильно сыграй

Первый, пятый, первый, пятый

Ты скорее проиграй.

Упражнение №6

«Часы» - играть терции 1-3, 2-4, 3-5( как маятник часов). Упражнение можно

играть с подтекстовкой:

На стене часы весят,

Тихо, мирно говорят:

Тик-так, тик-так…

Затем предложить ученику сыграть обеими руками-очень полезное занятие для

развития координации и умения быстро думать, активизируя мышление ученика

и воспитывая мышечную память.

Или : исполнить фрагмент р.н.п. «Как пошли наши подружки».

6

Упражнение №7

«Кварты» - играть 1-4, 2-5 пальцами, как упражнение «Квинты». В

упражнении использовать подтекстовку:

Зайка ушастенький, ловкий зверек,

Прыгает весело – скок да поскок!

На подготовительном этапе обучения существует много подобных

способов знакомства с аппликатурой.

После таких упражнений можно

переходить к сборнику

4. Г.Беренса «50 маленьких фортепианных пьес без октав» на основе

позиционной игры, в которых ставятся не только вопросы аппликатуры, но и

технические, художественные задачи.

Когда освоена нотная азбука, и ученик хорошо ориентируется на клавиатуре,

прежде, чем исполнять нотные примеры Г.Беренса, ему полезно поупражняться

следующим образом. Ученику объясняется, что каждый пальчик правой руки

исполняет определенную ноту. Первый будет играть До, второй Ре, третий Ми и т.д.,

пятый соответственно Соль. Ученику предлагается закрыть глаза и на ощупь

нажимать по команде учителя нужную ноту нужным пальцем. Достаточно называть

только ноту, а он должен сообразить каким пальчиком нужно этот звук сыграть. Ведь

правило было оговорено в самом начале. Затем исполняется тоже самое, только

наоборот. Ученику говорят, каким пальцем играть, а он должен сообразить какую

клавишу ему нужно нажать. Например: играем 2-м, это значит ноту Ре и т.д. Далее

тоже самое, только левой рукой. Здесь уже другая аппликатура: До будем играть 5-

м, Ре 4-м, Ми 3-м пальчиком и т.д. Затем задачу усложняем. Исполняем двумя

руками по команде учителя. Он называет только пальчик, а ученик должен

сообразить сам, какие это будут звуки в обеих руках. Например: 5-й палец в обеих

руках, это звуки До (левая рука) и Соль (правая рука).

После таких упражнений без игры по нотам можно переходить к пьесам №1 и №2

-эти пьесы после таких тренировок ученик сыграет легко.

В №4 в шестом такте появляется мелодический ход 4-3-2 п. в обеих руках. Не

намного, но усложняет задачу исполнения нужной аппликатурой.

В №5 и №6 появляются интервалы. Причем аппликатура при этом не должна

меняться. Каждый пальчик играет свою ноту.

С №7 и №8 легко справиться, если понять строение мелодии в левой руке. Это те

же интервалы, только в разложенном виде. Это хороший пример для знакомства с

скрытым 2-х голосием.

В №9 сложность заключается в смене размера с четырехдольного на трехдольный,

и в добавлении разложенных трезвучий в левой руке.

7

В №10 партия левой руки требует больше внимания, чем партия правой. Причем с

девятого такта в левой руке четверти сменяются на восьмые. (хороший образец для

подготовки игры Сонатин)

В №11 ускоряется темп за счет смены крупных длительностей на мелкие, при этом

строение мелодической линии во втором предложении остается неизменным.

Прекрасный пример для тренировки метроритма.

Когда первые шаги по освоению принципа пятипальцевой аппликатуры освоены,

неплохо

в

качестве

добавления

ставить

перед

учеником

технические

и

художественные задачи. Посмотрим следующие примеры.

№13. Достаточно сложный. Здесь новый размер, новые штрихи в левой руке,

начиная с 9-го такта, паузы и динамические нюансы. Прежней и неизменной остается

только аппликатура.

№15 -сложный не только в ритмическом плане, но и в штриховом. И здесь так же,

как и в №13 встречаются разложенные аккорды в левой руке. Натренированные

пальцы, уже знающие свое место, помогут справиться с этим этюдом.

№16 – тренировка для овладения навыков игры вертикалей. Здесь явно выражена

мелодия и аккомпанемент, что хорошо воспитывает умения играть гомофонно-

гармоническую музыку.

№18 – пример для работы над длинными фразами. Во второй части видна

имитация. В дальнейшем этот навык пригодиться при изучении полифонии.

№19 -примеру легко придумать название. Этот этюд написан в жанре вальса.

Здесь без сомнений можно и нужно ставить художественные задачи.

Затактовое построение мотивов, паузы, сочетание разных штрихов в обеих руках,

контрастные динамические нюансы – все это можно встретить в Этюде №20. Его

исполнение

требует

от

ученика

определенного

мастерства.

А

неизменная

аппликатура поможет справиться с этими трудностями.

№23 по своему изложению нотного материала напоминает произведение Крупной

формы. Но это не всё. Это первый этюд, где мы видим подкладывание первого

пальчика в правой руке (11-и 15-й такты), изменение аппликатурного принципа

происходит в связи с расширением диапазона в партии левой руки. Здесь

необходимо следить за мелодией нижнего, скрытого голоса в левой руке, обращая

внимание на новую аппликатуру.

№27 хороший пример для развития координации рук, изучение аппликатуры в

аккордах по вышесказанному принципу соседства пальчиков на клавиатуре,

воспитания чувства сильной доли в левой рук.

В приведенных примерах из сборника Г.Беренса «50 маленьких фортепианных

пьес без октав» ставятся не только вопросы аппликатуры, но технические и

художественные задачи. И если ученик проиграет весь сборник, то он освоит

хорошие навыки исполнительской игры. Начиная с №29, перед ним ставятся

8

достаточно сложные исполнительские задачи, где полученные знания по вопросу

принципов аппликатуры очень облегчат изучение не только нотного текста, но и

достижения технических и художественных задач. Это подтверждает педагогическая

практика.

7. Выводы

В любом хорошем деле нет предела совершенству. И в вопросе изучения

методов аппликатуры тоже. Работая над аппликатурой, всегда необходимо

помнить ее главный, художественно верный принцип. Он заключается в

следующем: наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее

верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с её смыслом. Но,

хотя аппликатура и должна носить индивидуальный характер, это не должно

служить основанием к тому, чтобы не приучать учащихся к ее определенным

закономерностям. Аппликатура основных фортепианных технических формул

(гамм, арпеджио, аккордов) должна быть усвоена учащимся настолько прочно и

глубоко, чтобы, встретив в музыкальном произведении ту или другую

техническую фигуру, пальцы играющего инстинктивно, как бы сами собой,

занимали нужную позицию. Пианист, хорошо продумавший аппликатуру и

твердо заучивший ее, имеет гораздо меньше причин для волнения.

9

Список использованной литературы

1. Алексеев А.Д. «Методика обучения игры на фортепиано».- М., Музыка, 1978.

2. Беренс Г. «50 маленьких фортепианных пьес» без октав для начинающих Соч.70

тетрадь I.- Киев., 1956.

3. Голубовская Н. «О музыкальном исполнительстве».- Л., Музыка., 1985.

4. Макуренкова Е. «О педагогике В.В.Листовой».- М., Музыка., 1991.



В раздел образования