Напоминание

«Многокрасочность и колорит национальной музыки»


Авторы: Ушакова Александра Вячеславовна, Красновская Алёна Владимировна
Должность: ученица 9 В и куратор - Учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 26 г.Благовещенска"
Населённый пункт: Благовещенск Амурская область
Наименование материала: проект
Тема: «Многокрасочность и колорит национальной музыки»
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 26 г.Благовещенска»

Итоговый индивидуальный проект

Тема

«Многокрасочность и колорит национальной музыки»

Предмет – музыка

Тип проекта - исследование

Выполнила: ученица 9 «В» класса

Ушакова Александра Вячеславовна

Руководитель:

Красновская Алена Владимировна

г. Благовещенск, 2021г.

1

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………….

Русская музыка………………………………………………………………….5

музыка Северного Кавказа…………………………………………………..…6

Японская музыка………………………………………………………………..7

Африканская музыка………………………………………………………..….8

Испанская музыка……………………………………………………………....9

Армянская музыка……………………………………………………………..10

Глава 2. Практическая часть…………………………………………………...

Диаграмма……………………………………………………………….……...11

Вывод…………………………………………….…………………………..…12

Список использованной литературы…………………………………………13

2

Введение

Музыка – это искусство, отражающее действительность в звуковых

художественных образах. Каждая ее форма имеет определенный смысл и

обладает неповторимой энергетикой, оказывающей большое влияние на

настроение

и

чувства

человека.

Музыкальное

искусство

наряду

с

художественным помогает человеку развить в себе чувство прекрасного,

открыть

в

душе

способность

мечтать.

Музыка

Тончайшая

материя,

говорящая

напрямую

с

душой

человека,

чувство

в

чистом,

почти

материальном виде, музыка – это когда слова больше не нужны, потому что

язык её универсален, музыка – это когда слова не так уж и важны, потому что

они появятся после. Появятся сами собой, сложатся в рифмованные строки,

заживут своей собственной жизнью, вдохновят кого-то…

Актуальность: в наши дни интерес к национальной музыке возрастает с

каждым годом.

Цель работы: обобщить знания людей о национальной музыке.

Задачи:

1.

Познакомиться с музыкой разных народов.

2.

Познакомиться с историей и написанием первых песен.

3.

Донести, что древняя музыка вдохновляет на написание современных

хитов.

4.

Изучить музыкальные инструменты народов мира.

Гипотеза: предположим, что самые древние национальные песни повлияли

на развитие музыкальной культуры и мир в общем, а так же объединили

многие народы между собой.

Методы:

1.Исследование

2.Наблюдение

3

3.Информация

4.Статистика

4

Теоретическая часть

Русская музыка.

Из поколения в поколение в народе передается огромное количество

музыкально-поэтических произведений. Их совокупность составляет то, что

принято называть народной музыкой или музыкальным фольклором.

Самые давние народные песни сочинялись в деревнях, потом в городах.

Народные песни не записывались, а пелись по слуху, передаваясь от одного

человека к другому, от семьи к семье, от деревни к деревне, от поколения к

поколению.

Носителями

народной

музыки

были

не

музыканты-

профессионалы, а самоучки. Переходя от исполнителя к исполнителю в

процессе

коллективного

сотворчества,

народная

песня

подвергается

изменениям, возникали ее варианты.

Истоки русской народной музыки восходят к фольклору славянских племен,

которые жили на территории Киевской Руси, первого русского государства,

сложившегося в 10 веке. Песни древних славян были связаны с обрядовыми

формами

языческих

религиозных

верований,

ритуальных

действий.

Исполнение обрядов сопровождалось пением, игрой на музыкальных

инструментах, плясками с элементами театрализованного действия, которые

превращались в «игрища».

5

Музыка Северного Кавказа.

Рождение Северо-Кавказской цивилизации в XVI-XVII веках происходило

как сложение крупных этнополитических структур, каждая из которых несла

свою культуру. Консолидация в народности внутри этой цивилизации

происходила параллельно со становлением мелоса горских народов и

специфичной музыкальной ритмикой, повторяющей ритмику их языков. На

протяжении всех четырёх веков своего развития народная музыкальная

культура региона не испытывала фатальных потрясений и неотрывно

следовала за событиями истории и жизнеуклада горцев. Таким образом, уже

в первое столетие существования новой культуры сложилась её общность в

типичных народных песенно-инструментальных жанрах, а также в общих

музыкальных структурах и формах.

Тематика песенного фольклора горцев напрямую отражала быт людей и

историю

народа.

Актуальной

на

протяжении

веков

была

тема

противостояния народа феодалам, их произволу в присвоении земель и

ограничении свобод крестьян. Благодаря усилиям русских композиторов

Балакирева М.А. и Танеева С.И, а также поэта М.Ю. Лермонтова, до наших

дней сохранились бесценные произведения адыгейцев: «Плач крепостных»,

вайнахские «Песни из времён борьбы вольных горцев с феодалами»,

ногайские «Певец и волк», аварские «Мечты бедняков» и многие другие.

Другой особенностью музыкального песенного искусства горцев были

эпические поэмы о феодалах и чужеземных набегах.

6

Японская музыка.

Традиционная музыка Японии сформировалась под влиянием Китая, Кореи и

других

стран

Юго-Восточной

Азии.

Те

формы

музыки,

которые

существовали в Японии до вторжения соседних традиций, практически не

сохранились. Поэтому японскую музыкальную традицию смело можно

считать синтезом всех проникавших в нее явлений, которые со временем

приобрели уникальные национальные черты.

В японском фольклоре наблюдается влияние двух религий: буддизм и

синтоизм.

Основные

темы

японских

преданий

сверхъестественные

персонажи, духи, животные с магическими способностями. Также важной

частью фольклора являются поучительные истории о благодарности,

жадности, грустные повести, остроумные притчи и юморески.

Первая же популярная музыка, в европейском понимании и сильном

подражании американской эстраде того времени, появляется в стране лишь к

1920 годам. Жанр получает название «рюкока», буквально «Популярная

песня». Именно в этом жанре традиционные стили пения уступают

классическим европейским. Как жанр рюкока продержался до появления J-

POP в 1960 годах и к этому времени он уже успел разделиться на два

направления: энка и поппусу.

7

Африканская музыка.

Народы африканских стран очень музыкальны. Игра на музыкальных

инструментах, песни и танцы – неотделимая часть повседневной жизни

африканцев всех регионов континента. Музыка, пение и танцы являются

важными элементами разнообразных обрядов, многие из которых сохранили

свою значимость и основную структуру до наших дней. Во многих

африканских культурах существует представление, что музыка обладает

особой жизненной силой, а мир держится именно на музыке, пении и танце.

Игра на музыкальных инструментах существует как отдельный жанр и в

качестве аккомпанемента.

Значительное место в музыкальном фольклоре негроидных народностей

занимают религиозно-магические церемонии, связанные с культом предков.

Во время обрядов поклонения и умилостивления предков исполняются

особые ритуальные танцы и особая хоровая музыка.

Во многих случаях музыка используется как средство против болезней или

способ получить благоволение богов. Музыка способствует взаимодействию

между людьми и даёт им место в общности.

В некоторых странах существуют жанровые, кастовые и ритуальные

ограничения при использовании музыкальных инструментов. В Мозамбике

на музыкальных инструментах играют в основном мужчины.

8

Испанская музыка.

Истоки испанской музыки лежат в старых добрых традициях, что долгие

времена передавались из поколения в поколение. Стоит отметить, что в

большей степени только музыка ярко подчеркивает положение между

Европой и Африкой. В Зеленой Испании распространены кельтские мотивы

северных широт, а вот уже в южных регионах отмечается влияние

африканских и арабских влияний. Но при этом традиционная музыка

продолжает развиваться.

Со времен Античности музыка, как и остальное искусство, подвергается

влиянию различных культур и народов. Поэтому стоит понимать, что

максимально глубоко проследить историю развития музыки попросту не

получится. В силу того, что не было долгое время нотного письма,

записывающих устройств до 20 века все произволения подвергались

изменениями. Сначала всячески Франко препятствовал всему народному, но

со временем он допустил народную музыку до эфира. Но это сыграло

немного обратный эффект. Даже после смерти диктатора народная музыка не

стала авторитетная. Но несмотря на все отрицательные мнения регионы

старались максимально точно сохранить свои традиции. Не все получилось

сохранить,

но

то,

что

осталось

теперь

постепенно

возрождается

и

адаптируется

под

современность.

Стоит

отметить,

что

большинство

народных мелодий, что сегодня звучат, использовались, как сопровождение к

танцам.

9

Армянская музыка.

Армянская

музыка

является одной из

древнейших

ветвей

культуры

армянского народа.

Зародившись в глубине национального фольклора,

корни

национального

музыкального

искусства

исходят

из

глубины

тысячелетий. Принимая воздействия соседних цивилизаций, армянская

культура не только смогла переработать их и адаптировать многие из

чужеродных элементов, но и передать свой национальный колорит, тем

самым дав общечеловеческие ценности.

Армянская

музыка

монодична

(одноголосна),

основывается

на

диатоническом ладе и содержит увеличенную секунду. Ей свойственны

изменение темпа и неравномерный ритм. Распространены двухчастные и

сложные виды.

Армянскую музыку никогда не спутаешь ни с какой другой. У нее особая

мелодика и богатое звучание. В целом, эта самобытность достигается за счет

звучания оригинальных армянских инструментов, сохранившихся еще со

времен раннего Средневековья - прототипы скрипки – пандир и бамбир;

струнные - тавих, кнар; духовые – свирель, зурн, авагпог; ударные - барабан.

От древнейших времен идут народные песнопения – обрядовые, трудовые,

военные и т.п.

10

Глава 2. Практическая часть.

Я провела небольшой социальный опрос среди учащихся 9-11 классов. Тем

самым я вывела диаграмму:

Знания учащихся о национальной музыки

1. 62% опрошенных ответили, что они достаточно часто слушают музыку

других народов.

2. 12% опрошенных ответили, что им не интересна эта музыка.

11

3.

25% опрошенных ответили, что они иногда слушают музыку других

национальностей.

Вывод

Изучив материал, я ещё раз убедилась в том, что музыкальная культура

разных стран и народов богата и многообразна. У одних народов мира

музыка почти не меняется из века в век, у других появляются новые

музыкальные произведения на основе народной музыки. И самое главное – я

убедилась, что музыка это единственный в мире язык, который понимают все

люди земного шара, ведь - это отражение внутренних чувств человека, и

выражение в целом основных жизненных процессов всего человечества.

Многонациональная музыка не похожа друг на друга. Каждый народ имеет

свой музыкальный язык, который выражает чувства и мысли людей. Этот

язык

интернационален

и

понятен

всем

без

перевода.

Богатство

и

многообразие музыкальной культуры разных народов воспитывает в нас

дружелюбное отношение между людьми независимо от их национальности.

Список литературы:

12

13



В раздел образования