Напоминание

бородинская битва


Автор: Салимгалеева Венера Ангамовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МКОУ СШИ №8 г.Пласта
Населённый пункт: г.Пласт, Челябинской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: бородинская битва
Раздел: среднее образование





Назад




Предмет: История России, 8 класс (специальной коррекционной школы)

Тема урока: Бородинская битва

Цель: дать учащимся представление о Бородинском сражении.

Задачи:

Образовательные: дать сведения о том, что Бородинская битва была

решающей в Отечественной войне; подчеркнуть мужество и патриотизм

русской армии и народа, полководческое искусство М.И. Кутузова.

Коррекционно-развивающие:

продолжать

формирование

умений

анализировать исторические факты, сопоставлять разные сведения; развивать

умения связно и развёрнуто излагать факты, объяснять события на основе

нескольких источников.

Воспитательные:

воспитывать чувство патриотизма и восхищения

мужеством русских людей, поднявшихся на борьбу с могущественным

врагом.

Основные знания: 26 августа 1812 года – Бородинское сражение; М.И.

Кутузов – главнокомандующий русской армии.

Основные термины и понятия: генеральное сражение, ставка, флеши.

Оборудование и материалы:

1. Презентация «Бородинская битва».

2. Мультимедийное оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.

3. Карта «Отечественная Война 1812 г.».

4. Карточки с заданиями.

5. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»

6. Портрет М.И. Кутузова.

Ход урока.

I.

Организационный момент.

II. Проверка пройденного материала.

1.

Фронтальный опрос.

- В каком году началась Отечественная война? (24 июня 1812 г)

- Какие страны участвовали в этой войне? (Россия и Франция)

- Кто был главнокомандующим в России? (Барклай-де-Толли)

- Кто был главнокомандующим во Франции? (Наполеон)

- Кто начал боевые действия и почему? (Наполеон покорил Австрию,

одержал победу над Пруссией, захватил итальянские, польские земли и начал

готовиться к нападению на Россию.)

- Какова численность армий у русских и французов? На чьей стороне был

перевес?

2.

Задание на доске.

Русские военные силы были разделены на три армии. Соедините правильно

стрелками направления, каких дорог занимали М.Б. Барклай-де-Толли, П.И.

Багратион, А.П. Тормасов.

М.Б. Барклай-де-Толли

Киев

П.И. Багратион

Петербург

А.П. Тормасов.

Москва

3.

Работа с картой.

- Покажите на карте их расположение.

4 Задание на карточках.

- Какую войну вели Россия и Франция? Соедините стрелками.

Захватническая

Грабительская

Россия

Освободительная

Справедливая

Несправедливая

Франция

Священная

4.

Итог начала Отечественной войны 1812 года.

Почему война получила название Отечественной? (Весь народ поднялся на

защиту

своего

Отечества

женщины,

старики,

дети.

В

городах

Формировалось народное ополчение. Люди собирали средства для армии,

продовольствие. Все поддерживали русскую армию. Война велась за своё

Отечество, за свою Родину.)

III.

Объявление темы и цели урока.

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение Отечественной войны 1812

года.

Вспомним

наиболее

яркие

и

образные

события

этой

войны.

Познакомимся с новой битвой – Бородинской битвой.

Перед вами будет стоять задача: оценить личность главнокомандующего

русской армией – М.И. Кутузова.

IV.

Изучение новой темы.

1.Вступительное слово учителя.

- Войска Наполеона быстро продвигались вглубь России. Русская армия

отступала. Приближалось время новой битвы. Эта битва получила название –

Бородинская битва.

2.Работа в тетрадях.

(запись числа, темы урока), плана-памятки:

1.

Подготовка к битве.

2.

Начало битвы.

3.

Действия русских полков в решающий момент битвы.

4.

Исход битвы.

5.

Значение победы (или последствия поражения)

3.Рассказ учителя.

Александр I и его окружение находились в растерянности. Отступление

нашей армии вызвало у императора недовольство военным министром.

Многие приближённые

убеждали Александра, что план отступления

неправильный и может привести к гибели России.

Военные тоже были недовольны своим главнокомандующим. Всё чаще

повторяли они имя популярного и любимого в народе полководца Михаила

Илларионовича Кутузова. Кутузов был соратником Суворова, брал вместе с

ним турецкую крепость Измаил. Генералы и солдаты уважали и любили

Кутузова. К началу войны Отечественной войны Кутузову исполнилось 67

лет. Александр I боялся его популярности. Но ещё больше его пугало

поражение в войне. Поэтому ему пришлось назначить Кутузова новым

главнокомандующим русской армии.

(чтение в учебнике рассказ для дополнительного чтения «М.И.Кутузов»)

4.Рисование схемы Бородинского сражения.

Ставка главнокомандующего русской армией находилась в посёлке Царёво

Займище. Кутузов решил дать генеральное сражение французской армии

недалеко от села Бородино, в 110 км от Москвы. Рядом с ним располагалось

удобное для боя поле. Здесь и решил Кутузов попытаться остановить

французскую армию. Он знал, что перевес сил на стороне Наполеона.

Французское войско насчитывало 134 тысячи человек, а русское – 125 тысяч.

Но русские солдаты и офицеры рвались в бой.

По приказу Кутузова на Бородинском поле были возведены укрепления. На

небольшом кургане в центре поля поставили батарею из 18 орудий.

Руководил этой батареей генерал Раевский. Слева от неё вырыли ров, перед

рвом сделали насыпь из земли, эти земляные укрепления назывались

флешами. В них разместили ещё 36 орудий. Этими орудиями командовал

генерал Багратион.

Словарная работа: ставка, генеральное сражение, флеши.

За Бородинским полем около деревни Утица разместились основные силы

русской армии. Здесь начиналась старая Смоленская дорога, которая вела к

Москве.

Французы подошли к Бородинскому полю со стороны деревни Шевардино.

Здесь их встретил и задержал небольшой отряд русских войск. Задачей

французов было прорвать русскую оборону и двинуться в Москву.

26 августа 1812 года ранним утром началось Бородинское сражение.

Схема Бородинского сражения зарисовывается в тетрадях.

Вывод:

Потери французской армии в этой битве были огромны – более 58

тысяч человек. Потери русских были не намного меньше – почти 46 тысяч

человек. Под покровом ночи русские и французы оставили Бородинское

поле, забрав раненых и убитых. Прорвать оборону русских французы так и не

смогли. Путь на Москву для них был закрыт. В этом сражении не было

победителей. Но русская армия доказала. Что она может сражаться на равных

с «непобедимой» армией Наполеона. Уверенность наполеона в победе над

Россией была поколеблена.

V. Первичное закрепление нового материала.

1.В качестве закрепления проводится беседа по вопросам.

- Кто был назначен главнокомандующим русской армии?

- Где было решено дать генеральное сражение? Покажите на карте.

- Почему Кутузов избрал местом генерального сражения Бородинское поле?

- Когда произошло Бородинское сражение?

- Какие укрепления были использованы в этом сражении?

- Чем закончилось Бородинское сражение?

2.Игра «Исторический ком»

Назовите как можно больше слов, начинающихся на букву «Б», связанных с

Бородинской битвой. (Бонапарт, Бородино, битва, Багратион, Бараклай-де-

Толли)

VI.

Подведение итогов.

Комментарии, объявление оценок за работу.

VII.

Домашнее задание.

Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы. Составить рассказ о ходе

и месте битвы.



В раздел образования