Автор: Салимгалеева Венера Ангамовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МКОУ СШИ №8 г.Пласта
Населённый пункт: г.Пласт, Челябинской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: бородинская битва
Раздел: среднее образование
Предмет: История России, 8 класс (специальной коррекционной школы)
Тема урока: Бородинская битва
Цель: дать учащимся представление о Бородинском сражении.
Задачи:
Образовательные: дать сведения о том, что Бородинская битва была
решающей в Отечественной войне; подчеркнуть мужество и патриотизм
русской армии и народа, полководческое искусство М.И. Кутузова.
Коррекционно-развивающие:
продолжать
формирование
умений
анализировать исторические факты, сопоставлять разные сведения; развивать
умения связно и развёрнуто излагать факты, объяснять события на основе
нескольких источников.
Воспитательные:
воспитывать чувство патриотизма и восхищения
мужеством русских людей, поднявшихся на борьбу с могущественным
врагом.
Основные знания: 26 августа 1812 года – Бородинское сражение; М.И.
Кутузов – главнокомандующий русской армии.
Основные термины и понятия: генеральное сражение, ставка, флеши.
Оборудование и материалы:
1. Презентация «Бородинская битва».
2. Мультимедийное оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.
3. Карта «Отечественная Война 1812 г.».
4. Карточки с заданиями.
5. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»
6. Портрет М.И. Кутузова.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
II. Проверка пройденного материала.
1.
Фронтальный опрос.
- В каком году началась Отечественная война? (24 июня 1812 г)
- Какие страны участвовали в этой войне? (Россия и Франция)
- Кто был главнокомандующим в России? (Барклай-де-Толли)
- Кто был главнокомандующим во Франции? (Наполеон)
- Кто начал боевые действия и почему? (Наполеон покорил Австрию,
одержал победу над Пруссией, захватил итальянские, польские земли и начал
готовиться к нападению на Россию.)
- Какова численность армий у русских и французов? На чьей стороне был
перевес?
2.
Задание на доске.
Русские военные силы были разделены на три армии. Соедините правильно
стрелками направления, каких дорог занимали М.Б. Барклай-де-Толли, П.И.
Багратион, А.П. Тормасов.
М.Б. Барклай-де-Толли
Киев
П.И. Багратион
Петербург
А.П. Тормасов.
Москва
3.
Работа с картой.
- Покажите на карте их расположение.
4 Задание на карточках.
- Какую войну вели Россия и Франция? Соедините стрелками.
Захватническая
Грабительская
Россия
Освободительная
Справедливая
Несправедливая
Франция
Священная
4.
Итог начала Отечественной войны 1812 года.
Почему война получила название Отечественной? (Весь народ поднялся на
защиту
своего
Отечества
–
женщины,
старики,
дети.
В
городах
Формировалось народное ополчение. Люди собирали средства для армии,
продовольствие. Все поддерживали русскую армию. Война велась за своё
Отечество, за свою Родину.)
III.
Объявление темы и цели урока.
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение Отечественной войны 1812
года.
Вспомним
наиболее
яркие
и
образные
события
этой
войны.
Познакомимся с новой битвой – Бородинской битвой.
Перед вами будет стоять задача: оценить личность главнокомандующего
русской армией – М.И. Кутузова.
IV.
Изучение новой темы.
1.Вступительное слово учителя.
- Войска Наполеона быстро продвигались вглубь России. Русская армия
отступала. Приближалось время новой битвы. Эта битва получила название –
Бородинская битва.
2.Работа в тетрадях.
(запись числа, темы урока), плана-памятки:
1.
Подготовка к битве.
2.
Начало битвы.
3.
Действия русских полков в решающий момент битвы.
4.
Исход битвы.
5.
Значение победы (или последствия поражения)
3.Рассказ учителя.
Александр I и его окружение находились в растерянности. Отступление
нашей армии вызвало у императора недовольство военным министром.
Многие приближённые
убеждали Александра, что план отступления
неправильный и может привести к гибели России.
Военные тоже были недовольны своим главнокомандующим. Всё чаще
повторяли они имя популярного и любимого в народе полководца Михаила
Илларионовича Кутузова. Кутузов был соратником Суворова, брал вместе с
ним турецкую крепость Измаил. Генералы и солдаты уважали и любили
Кутузова. К началу войны Отечественной войны Кутузову исполнилось 67
лет. Александр I боялся его популярности. Но ещё больше его пугало
поражение в войне. Поэтому ему пришлось назначить Кутузова новым
главнокомандующим русской армии.
(чтение в учебнике рассказ для дополнительного чтения «М.И.Кутузов»)
4.Рисование схемы Бородинского сражения.
Ставка главнокомандующего русской армией находилась в посёлке Царёво
Займище. Кутузов решил дать генеральное сражение французской армии
недалеко от села Бородино, в 110 км от Москвы. Рядом с ним располагалось
удобное для боя поле. Здесь и решил Кутузов попытаться остановить
французскую армию. Он знал, что перевес сил на стороне Наполеона.
Французское войско насчитывало 134 тысячи человек, а русское – 125 тысяч.
Но русские солдаты и офицеры рвались в бой.
По приказу Кутузова на Бородинском поле были возведены укрепления. На
небольшом кургане в центре поля поставили батарею из 18 орудий.
Руководил этой батареей генерал Раевский. Слева от неё вырыли ров, перед
рвом сделали насыпь из земли, эти земляные укрепления назывались
флешами. В них разместили ещё 36 орудий. Этими орудиями командовал
генерал Багратион.
Словарная работа: ставка, генеральное сражение, флеши.
За Бородинским полем около деревни Утица разместились основные силы
русской армии. Здесь начиналась старая Смоленская дорога, которая вела к
Москве.
Французы подошли к Бородинскому полю со стороны деревни Шевардино.
Здесь их встретил и задержал небольшой отряд русских войск. Задачей
французов было прорвать русскую оборону и двинуться в Москву.
26 августа 1812 года ранним утром началось Бородинское сражение.
Схема Бородинского сражения зарисовывается в тетрадях.
Вывод:
Потери французской армии в этой битве были огромны – более 58
тысяч человек. Потери русских были не намного меньше – почти 46 тысяч
человек. Под покровом ночи русские и французы оставили Бородинское
поле, забрав раненых и убитых. Прорвать оборону русских французы так и не
смогли. Путь на Москву для них был закрыт. В этом сражении не было
победителей. Но русская армия доказала. Что она может сражаться на равных
с «непобедимой» армией Наполеона. Уверенность наполеона в победе над
Россией была поколеблена.
V. Первичное закрепление нового материала.
1.В качестве закрепления проводится беседа по вопросам.
- Кто был назначен главнокомандующим русской армии?
- Где было решено дать генеральное сражение? Покажите на карте.
- Почему Кутузов избрал местом генерального сражения Бородинское поле?
- Когда произошло Бородинское сражение?
- Какие укрепления были использованы в этом сражении?
- Чем закончилось Бородинское сражение?
2.Игра «Исторический ком»
Назовите как можно больше слов, начинающихся на букву «Б», связанных с
Бородинской битвой. (Бонапарт, Бородино, битва, Багратион, Бараклай-де-
Толли)
VI.
Подведение итогов.
Комментарии, объявление оценок за работу.
VII.
Домашнее задание.
Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы. Составить рассказ о ходе
и месте битвы.