Напоминание

Работа над полифонией в классе фортепиано


Автор: Шишов Роман Вячеславович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ ТКИ им. А.С. Даргомыжского
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья
Тема: Работа над полифонией в классе фортепиано
Раздел: среднее профессиональное





Назад




"Работа над полифонией в классе

фортепиано"

Преподаватель общего фортепиано ТКИ им.

Даргомыжского г.

Шишов Р. В.

г.Тула

Работа над полифонией в классе общего фортепиано является

важнейшей

частью

обучения

исполнительскому.

Развитие

полифонического слуха и мышления сильно влияют на воспитание

музыкальной культуры обучающегося.

Полифония – это вид многоголосия, представляющий собой

сочетание в одновременном звучании двух и более равноправных

мелодий, поэтому изучение полифонии начинаются с правильного

восприятия и умения исполнять один из важнейших компонентов

полифонической музыки – мелодии. Уже с первых шагов обучения

студенты проходят пьесы старинных, русских и советских

композиторов, в которых есть элементы полифонии. Полифония в

этих пьесах, в основном, подголосочная, а в некоторых – с

элементами имитации.

В результате работы над такими произведениями у обучающихся

накапливаются нужные навыки, позволяющие перейти позже к

изучению более сложной имитационной полифонии, в частности, к

полифонии И.С.Баха. Полифонический материал для начинающих

составляют, в основном, легкие обработки народных песен

подголосочного склада, с постепенным переходом к более

сложному- педагогическому наследию великого полифониста И. С.

Баха.

Легкие полифонические пьесы И. С. Баха из «Нотной тетради А. М.

Бах» – ценный материал, который активно развивает

полифоническое мышление, воспитывает чувство стиля и формы.

Произведения, вошедшие в «Нотную тетрадь А. М. Бах»,

представляют собой, в основном, небольшие танцевальные пьесы:

полонезы, менуэты и марши. Они отличаются необыкновенным

богатством мелодий и ритмов, не говоря уже о многообразии

выраженных в них настроений.

На начальном этапе работы первым делом необходимо выяснить

характер пьесы, ее смысл. Определив настроение пьесы, педагог

направляет внимание обучающегося на различие мелодий верхнего

и нижнего голосов, на их самостоятельность и независимость друг

от друга, словно исполняют их два разных инструмента. Затем -

переходит к показу фразировки и, связанной с ней, артикуляцией

каждого голоса отдельно.

Из многих задач, встающих на пути изучения полифонической

пьесы, основной продолжает оставаться работа над певучестью,

интонационной выразительностью и самостоятельностью каждого

голоса.

Самостоятельность голосов – непременное требование, которое

предъявляет к исполнителю любое полифоническое произведение.

Поэтому так важно показать ученику, в чем именно проявляется эта

самостоятельность: · в различном характере голосоведения

(«инструментовка»);· в различной фразировке;· в несовпадении

штрихов: в верхнем голосе – legato, в нижнем – non legato· - в

несовпадении кульминаций в обоих голосах;· в несовпадении

динамического развития: верхний голос – крещендо, нижний

голос – диминуэндо);

На материале двух-трех пьес из «Нотной тетради А.И. Бах» ученик

усваивает различные черты баховской музыки, знакомится с очень

важной особенностью мелодического языка Баха – с тем, что

мотивы у Баха начинаются на слабой доле такта, а заканчиваются на

сильной доле. Поэтому границы мотива у Баха не совпадают с

границами такта, поэтому и акценты в баховских произведениях

определяются не метром, а внутренним смыслом темы или мотива.

Трудно переоценить роль и значение сборников «Нотная тетрадь

А. М. Бах», «Нотная тетрадь В. Ф. Баха», «Маленькие прелюдии и

фуги», а в дальнейшем и пятнадцать двухголосных и пятнадцать

трехголосных инвенций и симфоний в становлении учащихся как

будущих музыкантов.

Сборник И.С.Баха “Инвенции и симфонии” благодаря

художественной содержательности образов и полифоническому

мастерству представляет большую ценность и является одним из

важных и обязательных разделов педагогического репертуара в

области полифонии в средних и старших классах ДМШ. Несмотря на

свое изначально педагогическое назначение, инвенции Баха

являются подлинными шедеврами музыкального искусства. Их

отличает сочетание высокого полифонического мастерства,

стройности формы с глубиной содержания, богатством фантазии и

разнообразием жанровых оттенков.

После того как ученик познакомится с пьесой в исполнении

педагога, разбираем содержание инвенции. Вместе с учеником

определяем границы темы, ее характер. Тема в инвенциях Баха –

ядро всего произведения, именно она (и ее дальнейшие

видоизменения и развитие) определяет характер и образный строй

всего произведения.

При повторном проигрывании нужно определить и понять форму

произведения. Когда ученик будет ясно представлять себе строение

инвенции, можно приступать к тщательной работе над линией

каждого голоса. Существенный момент в разучивании по голосам –

соблюдение правильных штрихов, аппликатуры, динамики. Работая

над мелодической линией каждого голоса, ученик внимательно

должен слышать протяженность длинных нот и то, как из них

естественно вытекает следующий звук. Очень полезно играть в

ансамбле: ученик играет какой-либо один голос, а педагог –

остальные два.

Артикуляция – одна из важнейших условий выразительного

исполнения старинной музыки. Ей следует уделять большое

внимание в работе. Следует объяснить ученику, что правильное

разделение мелодии на мотивы и их верному интонационному

произношению во времена И. С. Баха придавалось большое

значение.

Важно также помнить, что в большинстве случаев мотивы у

композитора начинаются со слабой доли такта. Здесь хочется

напомнить, что короткие лиги, проставленные редактором, а

изредка и самим И. С. Бахом, указывают границы мотивов, но не

далеко не всегда означают снятие руки.

Вопросы артикуляции глубоко и тщательно изучал профессор И. А.

Браудо. Исследуя тексты рукописей и закономерности практики

исполнения произведений Баха, он вывел два артикуляционных

правила: правило восьмой и правило фанфары. И. А. Браудо

заметил, что ткань баховских инвенций, как правило, состоит из

соседних ритмических длительностей. Это позволило сделать ему

вывод о том, что если у Баха один голос изложен четвертями, а

другой восьмыми, то четверти играются расчлененной

артикуляцией, а восьмые – связно или наоборот. Это и есть правило

восьмой.

Правило фанфары заключается в следующем: внутри голоса

мелодия движется то постепенно, то скачками; и когда в мелодии –

скачок на большой интервал, то звуки скачка играются другой

артикуляцией. Для музыки Баха характерны такие разновидности

штрихов: legato, особенно расчлененное, с ясным произнесением

каждого тона; non legato, portamente, staccato.

В динамическом плане основная особенность исполнения музыки

Баха заключается в том, что его сочинения не терпят нюансовой

пестроты. Обдумывая динамический план в произведениях И. С.

Баха, следует помнить, что стилю музыки эпохи композитора

присущи контрастная динамика и длинные динамические линии. Ф.

Бузони и А. Швейцер называют ее «террасообразной динамикой».

Короткие крещендо и диминуэндо, так называемые «вилочки»,

искажают мужественную простоту баховского письма.

В вопросах педали следует соблюдать большую осторожность.

Можно рекомендовать пользоваться педалью в основном в тех

случаях, когда руки не в состоянии связать звуки мелодической

линии. Уместно также брать педаль в каденциях.

Огромное выразительное средство музыки Баха – орнаментика.

Вокруг этой проблемы много споров. Таблицу расшифровки целого

ряда украшений сам Бах вписал в “Нотную тетрадь Вильгельма

Фридемана”.

Следующий этап работы – соединение учеником всех голосов.

Сначала попробовать соединить два голоса, затем добавить третий.

Большую трудность для ученика будет представлять сочетание двух

голосов в одной руке. Когда ученик играет инвенцию целиком, в

работу будут включаться новые музыкальные задачи. Одна из них –

поиск нужного соотношения всех голосов в их одновременном

звучании.

С наступлением завершающего этапа работы исполнение

инвенции целиком должно занимать все больше времени и

внимания. Главной задачей заключительного этапа работы над

инвенцией становится передача содержания музыки, ее основного

характера.

Что касается практической работы над полифоническим

произведением, то кратко можно выделить следующие методы и

приёмы:

1) игра отдельно по голосам;

2) сочетание голосов парами с применением динамических и

артикуляционных преувеличений;

3) проигрывание голосов в регистровом отдалении;

4) проигрывание двухголосия одной руки двумя;

5) один из голосов пропевать при проигрывании других.

Таким образом, для достижения наивысших результатов в

поставленных задачах, касающихся изучения полифонической

музыки, практической работы над полифоническим произведением

и его исполнением, необходима активная, всесторонняя и чуткая

работа. И только тогда можно постепенно усложнить репертуар,

дойдя до более сложных образцов полифонической музыки, таких,

как «Хорошо темперированный клавир».

Список использованной литературы

Браудо И. « Об изучении клавирных сочинений И.С.Баха в

музыкальной школе». – М., 2001г.

Петрушин В.И. «Музыкальная психология». – М, 1997г.

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка,

1978.

Браудо И. Артикуляция (о произношении мелодии). Л.: ЛМИ, 1961.

Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.

Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1964.

Носина В. Б.Символика музыки И. С. Баха М, 2015.



В раздел образования