Автор: Шишов Роман Вячеславович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ ТКИ им. А.С. Даргомыжского
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья
Тема: Работа над полифонией в классе фортепиано
Раздел: среднее профессиональное
"Работа над полифонией в классе
фортепиано"
Преподаватель общего фортепиано ТКИ им.
Даргомыжского г.
Шишов Р. В.
г.Тула
Работа над полифонией в классе общего фортепиано является
важнейшей
частью
обучения
исполнительскому.
Развитие
полифонического слуха и мышления сильно влияют на воспитание
музыкальной культуры обучающегося.
Полифония – это вид многоголосия, представляющий собой
сочетание в одновременном звучании двух и более равноправных
мелодий, поэтому изучение полифонии начинаются с правильного
восприятия и умения исполнять один из важнейших компонентов
полифонической музыки – мелодии. Уже с первых шагов обучения
студенты проходят пьесы старинных, русских и советских
композиторов, в которых есть элементы полифонии. Полифония в
этих пьесах, в основном, подголосочная, а в некоторых – с
элементами имитации.
В результате работы над такими произведениями у обучающихся
накапливаются нужные навыки, позволяющие перейти позже к
изучению более сложной имитационной полифонии, в частности, к
полифонии И.С.Баха. Полифонический материал для начинающих
составляют, в основном, легкие обработки народных песен
подголосочного склада, с постепенным переходом к более
сложному- педагогическому наследию великого полифониста И. С.
Баха.
Легкие полифонические пьесы И. С. Баха из «Нотной тетради А. М.
Бах» – ценный материал, который активно развивает
полифоническое мышление, воспитывает чувство стиля и формы.
Произведения, вошедшие в «Нотную тетрадь А. М. Бах»,
представляют собой, в основном, небольшие танцевальные пьесы:
полонезы, менуэты и марши. Они отличаются необыкновенным
богатством мелодий и ритмов, не говоря уже о многообразии
выраженных в них настроений.
На начальном этапе работы первым делом необходимо выяснить
характер пьесы, ее смысл. Определив настроение пьесы, педагог
направляет внимание обучающегося на различие мелодий верхнего
и нижнего голосов, на их самостоятельность и независимость друг
от друга, словно исполняют их два разных инструмента. Затем -
переходит к показу фразировки и, связанной с ней, артикуляцией
каждого голоса отдельно.
Из многих задач, встающих на пути изучения полифонической
пьесы, основной продолжает оставаться работа над певучестью,
интонационной выразительностью и самостоятельностью каждого
голоса.
Самостоятельность голосов – непременное требование, которое
предъявляет к исполнителю любое полифоническое произведение.
Поэтому так важно показать ученику, в чем именно проявляется эта
самостоятельность: · в различном характере голосоведения
(«инструментовка»);· в различной фразировке;· в несовпадении
штрихов: в верхнем голосе – legato, в нижнем – non legato· - в
несовпадении кульминаций в обоих голосах;· в несовпадении
динамического развития: верхний голос – крещендо, нижний
голос – диминуэндо);
На материале двух-трех пьес из «Нотной тетради А.И. Бах» ученик
усваивает различные черты баховской музыки, знакомится с очень
важной особенностью мелодического языка Баха – с тем, что
мотивы у Баха начинаются на слабой доле такта, а заканчиваются на
сильной доле. Поэтому границы мотива у Баха не совпадают с
границами такта, поэтому и акценты в баховских произведениях
определяются не метром, а внутренним смыслом темы или мотива.
Трудно переоценить роль и значение сборников «Нотная тетрадь
А. М. Бах», «Нотная тетрадь В. Ф. Баха», «Маленькие прелюдии и
фуги», а в дальнейшем и пятнадцать двухголосных и пятнадцать
трехголосных инвенций и симфоний в становлении учащихся как
будущих музыкантов.
Сборник И.С.Баха “Инвенции и симфонии” благодаря
художественной содержательности образов и полифоническому
мастерству представляет большую ценность и является одним из
важных и обязательных разделов педагогического репертуара в
области полифонии в средних и старших классах ДМШ. Несмотря на
свое изначально педагогическое назначение, инвенции Баха
являются подлинными шедеврами музыкального искусства. Их
отличает сочетание высокого полифонического мастерства,
стройности формы с глубиной содержания, богатством фантазии и
разнообразием жанровых оттенков.
После того как ученик познакомится с пьесой в исполнении
педагога, разбираем содержание инвенции. Вместе с учеником
определяем границы темы, ее характер. Тема в инвенциях Баха –
ядро всего произведения, именно она (и ее дальнейшие
видоизменения и развитие) определяет характер и образный строй
всего произведения.
При повторном проигрывании нужно определить и понять форму
произведения. Когда ученик будет ясно представлять себе строение
инвенции, можно приступать к тщательной работе над линией
каждого голоса. Существенный момент в разучивании по голосам –
соблюдение правильных штрихов, аппликатуры, динамики. Работая
над мелодической линией каждого голоса, ученик внимательно
должен слышать протяженность длинных нот и то, как из них
естественно вытекает следующий звук. Очень полезно играть в
ансамбле: ученик играет какой-либо один голос, а педагог –
остальные два.
Артикуляция – одна из важнейших условий выразительного
исполнения старинной музыки. Ей следует уделять большое
внимание в работе. Следует объяснить ученику, что правильное
разделение мелодии на мотивы и их верному интонационному
произношению во времена И. С. Баха придавалось большое
значение.
Важно также помнить, что в большинстве случаев мотивы у
композитора начинаются со слабой доли такта. Здесь хочется
напомнить, что короткие лиги, проставленные редактором, а
изредка и самим И. С. Бахом, указывают границы мотивов, но не
далеко не всегда означают снятие руки.
Вопросы артикуляции глубоко и тщательно изучал профессор И. А.
Браудо. Исследуя тексты рукописей и закономерности практики
исполнения произведений Баха, он вывел два артикуляционных
правила: правило восьмой и правило фанфары. И. А. Браудо
заметил, что ткань баховских инвенций, как правило, состоит из
соседних ритмических длительностей. Это позволило сделать ему
вывод о том, что если у Баха один голос изложен четвертями, а
другой восьмыми, то четверти играются расчлененной
артикуляцией, а восьмые – связно или наоборот. Это и есть правило
восьмой.
Правило фанфары заключается в следующем: внутри голоса
мелодия движется то постепенно, то скачками; и когда в мелодии –
скачок на большой интервал, то звуки скачка играются другой
артикуляцией. Для музыки Баха характерны такие разновидности
штрихов: legato, особенно расчлененное, с ясным произнесением
каждого тона; non legato, portamente, staccato.
В динамическом плане основная особенность исполнения музыки
Баха заключается в том, что его сочинения не терпят нюансовой
пестроты. Обдумывая динамический план в произведениях И. С.
Баха, следует помнить, что стилю музыки эпохи композитора
присущи контрастная динамика и длинные динамические линии. Ф.
Бузони и А. Швейцер называют ее «террасообразной динамикой».
Короткие крещендо и диминуэндо, так называемые «вилочки»,
искажают мужественную простоту баховского письма.
В вопросах педали следует соблюдать большую осторожность.
Можно рекомендовать пользоваться педалью в основном в тех
случаях, когда руки не в состоянии связать звуки мелодической
линии. Уместно также брать педаль в каденциях.
Огромное выразительное средство музыки Баха – орнаментика.
Вокруг этой проблемы много споров. Таблицу расшифровки целого
ряда украшений сам Бах вписал в “Нотную тетрадь Вильгельма
Фридемана”.
Следующий этап работы – соединение учеником всех голосов.
Сначала попробовать соединить два голоса, затем добавить третий.
Большую трудность для ученика будет представлять сочетание двух
голосов в одной руке. Когда ученик играет инвенцию целиком, в
работу будут включаться новые музыкальные задачи. Одна из них –
поиск нужного соотношения всех голосов в их одновременном
звучании.
С наступлением завершающего этапа работы исполнение
инвенции целиком должно занимать все больше времени и
внимания. Главной задачей заключительного этапа работы над
инвенцией становится передача содержания музыки, ее основного
характера.
Что касается практической работы над полифоническим
произведением, то кратко можно выделить следующие методы и
приёмы:
1) игра отдельно по голосам;
2) сочетание голосов парами с применением динамических и
артикуляционных преувеличений;
3) проигрывание голосов в регистровом отдалении;
4) проигрывание двухголосия одной руки двумя;
5) один из голосов пропевать при проигрывании других.
Таким образом, для достижения наивысших результатов в
поставленных задачах, касающихся изучения полифонической
музыки, практической работы над полифоническим произведением
и его исполнением, необходима активная, всесторонняя и чуткая
работа. И только тогда можно постепенно усложнить репертуар,
дойдя до более сложных образцов полифонической музыки, таких,
как «Хорошо темперированный клавир».
Список использованной литературы
Браудо И. « Об изучении клавирных сочинений И.С.Баха в
музыкальной школе». – М., 2001г.
Петрушин В.И. «Музыкальная психология». – М, 1997г.
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка,
1978.
Браудо И. Артикуляция (о произношении мелодии). Л.: ЛМИ, 1961.
Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.
Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1964.
Носина В. Б.Символика музыки И. С. Баха М, 2015.