Напоминание

Развитие интереса к художественному творчеству у детей путем использования нестандартных технологий и материалов


Автор: Бурдюгова Антонина Максимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детского сада № 11 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие интереса к художественному творчеству у детей путем использования нестандартных технологий и материалов
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие интереса к художественному творчеству у детей путем

использования нестандартных технологий и материалов

Воспитатель ГБДОУ детского сада № 11 Приморского района Санкт-

Петербурга

Бурдюгова Антонина Максимовна

Изобразительная

деятельность

является

важной

составляющей

воспитательно-образовательного процесса в практике работы с детьми

дошкольного возраста. Занятия рисованием, лепкой или аппликацией

выполняют целый спектр функций, необходимых для гармоничного развития

личности. В числе этих функций развитие образных представлений и

воображения, эстетического восприятия, формирование сенсорного опыта,

снятие

психоэмоционального

напряжения,

создание

положительного

эмоционального настроя и чувства удовлетворения от создания своими

руками произведения искусства. При систематическом и направленном

руководстве

педагога

занятия

художественным

творчеством

делают

возможным осуществление и других, более конкретных, образовательных и

воспитательных задач.

Однако, на пути приобщения воспитанников к творческим занятиям,

педагог может сталкиваться с незаинтересованностью ребенка тем или иным

видом творчества. Например, ребенку может не нравиться заниматься лепкой

по ряду причин: недостаточное развитие силы пальцев для работы с

пластилином; неприятные ощущения, связанные с липкостью материалов;

проявления повышенной нервной возбудимости или неусидчивости, не

позволяющие

сосредоточиться

на

кропотливой

работе.

Аналогичные

трудности возникают в работе с другими материалами, поэтому важно найти

такой вариант выполнения художественной работы, который мог бы

заинтересовать всех детей в равной степени.

Важно связывать изобразительную деятельность со всеми сторонами

воспитательной и образовательной работы: учитывать то, что проходится на

занятиях по познавательному развитию, музыке, какие литературные

произведения читаются в рамках недели; соотносить с природными

явлениями

происходящими

в

текущее

время.

Также

целесообразно

использовать различные формы связи с игрой: предлагать детям создавать

аппликации, фигурки или рисунки, которые потом пригодятся в игре,

предлагать охватить в своих произведениях образы детских игр. Важно

чтобы занятия проходили в живой, радостной и позитивной атмосфере, с

интересом для каждого. Возможно включать в занятия художественные

тексты о цветах, стихотворения и др.

Кроме мер, представленных в стандартном методическом обеспечении

воспитательно-образовательной деятельности, возможно применять также

различные нетрадиционные техники рисования. Кроме возрастания интереса

к творческим занятиям, приобретается ряд других полезных результатов:

побуждение детей к поиску нестандартных решений для выполнения задач,

получение навыков работы с различными материалами, развитие фантазии и

творчества, развитие уверенности в своих силах. Также ребенок учится

совершать зрительную оценку формы, развиваются специальные умения и

навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки.

Понятием нетрадиционные техники в данной работе характеризуется

широкий

набор

методов

создания

художественных

произведений

с

использованием непредусмотренных в типовой программе инструментов и

материалов. Для использования в творчестве детям дошкольного возраста

могут служить различные бытовые предметы, природные материалы, любые

подручные предметы интересных форм не опасные для использования -

перечисленные вещи будут инструментами для создания работ. Выбор

материалов, безопасных для творчества дошкольников, не так широк, но

вкупе с использованием нестандартных инструментов становится более

интересным и разнообразным для детского восприятия.

Работу с нетрадиционными материалами и техниками следует вести от

простого к сложному, чтобы база знаний ребенка формировалась постепенно,

и далее появилась возможность использования изученных методов в

комбинации по желанию. Тематика работ может начинаться с изображения

простых предметов, постепенно приближаясь к рисованию сюжетных

композиций.

Вначале

ребенок

будет

подражать

действиям

педагога,

перенимая навык использования той или иной техники - чтобы далее перейти

к возможности самостоятельного поиска нужного для ситуации метода

изображения. В старшем дошкольном возрасте дети смогут попробовать себя

в

самостоятельном

изготовлении

нужных

для

работы

материалов

и

инструментов. Согласно данным условиям можно выстроить примерную

последовательность использования нетрадиционных техник рисования по

принципу постепенного усложнения:

1. Рисование пальцем и ладонью - подходит на начальном этапе, так

как не требует включения посторонних инструментов, вызывает у детей

позитивные эмоции и хорошо развивает фантазию. Руку можно окрашивать

гуашевыми красками и создавать различные отпечатки, кляксы и пятна

интересной формы, а также преобразовывать знакомые и привычные

очертания ладони в изображения животных, деревьев и других объектов

путем дорисовывания;

2. Рисование с использованием штампов и тампонирование - техника,

позволяющая создавать простые композиции с использованием типовых

одинаковых

форм.

На

начальном

этапе

возможно

вспомогательное

использование штампов для дополнения уже существующей композиции

или, наоборот, дополнение отпечатка элементами. В усложненном варианте

штампы помогут освоить правила композиции путём создания несложных

орнаментов, заполнения листа в разных композиционных ритмах;

3. Рисование ватными палочками имеет аналогичные тампонированию

и штамповке свойства. Палочки не требуется смачивать, что предотвращает

расплывание краски и узор, полученный в ходе прикладывания инструмента

к бумаге, остается чётким;

4. Рисование сухой жёсткой кистью производится посредством тычков

кисти по бумаге. С помощью такой техники можно создавать эффект шерсти

животных, травы, пуха и др.;

5. Отпечатывание растений: для работы потребуются разные части

растений (листья, цветки, стебли). Указанные материалы окрашиваются

краской и плотно прижимаются к бумаге. С помощью такого способа можно

создавать простые и сложные композиции, которые легко дополнить

элементами;

6. Рисование скомканной бумагой близко к технике тампонирования,

позволяет создавать интересные фактурные эффекты и заполнять большие

пространства листа;

7. Рисование зубной щёткой, жесткой губкой, кусочком меха дает

возможность получить интересные фактурные отпечатки, при усложнении

заданий возможно комбинировать эти инструменты с другими для получения

интересных изображений;

8. Монотипия – интересная техника для получения симметричных

изображений. Необходимо сложить лист пополам, затем на одной его

стороне нарисовать половину изображаемого предмета. Далее лист снова

складывается и на противоположной, чистой, стороне бумаги остается

аналогичный нарисованному ранее отпечаток. В такой технике возможно

изображать насекомых, предметы быта, а также более сложные пейзажные и

предметные композиции;

9. Оттиск поролоном позволяет осуществлять фактурное закрашивание

больших поверхностей, сочетается с использованием трафаретов;

10. Печать по трафарету - от трафаретов геометрических фигур - до

сложных сюжетных изображений. Техника дает возможность развернуться

фантазии, поскольку даже из простых геометрических фигур можно создать

образы любых объектов: от архитектуры - до портретных изображений;

11. Рисование по мокрой бумаге позволяет получить интереснейшие

эффекты, а также понаблюдать за свойствами воды в творческой среде. В

такой технике можно изображать цветы, пейзажные композиции, силуэты

животных;

12. Рисование по восковому подмалёвку - техника, демонстрирующая

настоящее волшебство. Воск не дает краске и влаге задержаться на листе,

поэтому всё нарисованное заранее на белой бумаге невидимым светлым

воском магическим образом проявится после окрашивания акварелью;

13. Рисование по мятой бумаге: для работы в такой технике

необходимо предварительно скомкать и распрямить лист бумаги. В местах

слома волокон цвет краски будет казаться более интенсивным;

14. Набрызг можно осуществлять с помощью жесткой кисти или

зубной щетки. Техника дает возможность получить напыление любой

плотности, подходит для создания пейзажных композиций (ночное небо,

метель, заснеженный вид);

15. Рисование зубочисткой, тычкование, рисование нитью - сложные

техники для старшего дошкольного возраста, которые требуют достаточной

усидчивости и концентрации. Линии и пятна, исполненные в такой технике,

получаются

тонкими

и

подходят

для

исполнения

более

детальных

графических работ;

16. Холодный батик - техника рисования по гладкой ткани, подходит

для старшего дошкольного и школьного возрастов. В традиционной технике

батика предполагается наличие горячего воска для создания контуров

изображения, а в холодном - требуется резерв, который не подходит для

использования дошкольниками ввиду своей токсичности. Однако роспись по

ткани можно осуществлять и без использования резервирующего состава и

специальных красителей - с помощью обычных акварельных красок. Краска

интересно расплывается по ткани, процесс завораживает и вызывает желание

проводить новые эксперименты с цветом;

17. Экспериментальное рисование может включать в себя множество

методов, преимущественно с использованием воды. Один из них -

заполнение тушью. Необходимо на белом листе нарисовать гуашью любое

изображение, после подсыхания нужно аккуратно покрыть рисунок слоем

черной туши. Когда тушь высохнет, необходимо искупать лист бумаги в воде

- тогда тушь частично смоется и предоставит интересный эффект.

Аналогично можно купать в воде лист с нанесённой прежде акварельной

полосой. Лист погружается вводу перпендикулярно, и за два уголка

поднимается - таким образом краска стечет и получится изображение дождя.

По такому фону далее можно рисовать пейзаж не дожидаясь полного

высыхания. Также для создания интересных эффектов можно посыпать

сырое акварельное изображение крупной солью - соль впитывает в себя

краску и оставляет за собой белые пятна интересной формы;

18. Кляксография осуществляется с использованием направленных

потоков воздуха. Кляксы на бумаге лучше ставить тушью, так как она

медленнее высыхает. На кляксу необходимо подуть через коктейльную

трубочку, тем самым направляя окрашенную воду по задуманному пути;

19. Граттаж - техника требующая длительной подготовки материала.

Лист бумаги покрывается слоем воска, парафина или просто натирается

свечой. Далее на воск наносится смесь из туши и небольшого количества

шампуня. По высохшему листу можно царапать рисунок заострённой

палочкой - результат напоминает гравюру.

Все

техники

нетрадиционного

рисования

перечислить

не

представляется возможным, поскольку в ходе постоянного творческого

экспериментирования вместе с детьми легко придумать что-то новое. Подход

к организации занятий с использованием вышеуказанных техник позволит

увлечь детей творчеством более качественно, так как подобное рисование в

какой-то степени похоже на познавательные опыты. Детям будет интересно

узнать что предметы, окружающие их в повседневности можно использовать

совсем иначе, чем они привыкли. Это разовьет креативность мышления и

воображение, которые полезны во всех областях современной жизни.

Список литературы

1. Ганошенко Н.И., Мещерякова С.Ю. Приобщение детей к художественно-

эстетической деятельности: игры и занятия с детьми 1-3-х лет. - М.: Мозаика-

синтез, 2008. - 64 с.

2. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. - М.:

Мозаика-синтез, 2013. - 48 с.

3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие

для воспитателей и педагогов. - 2-е издание, испр. и доп. - М.: Мозаика-

синтез, 2008. - 160 с.

4. Лыкова И. А. Детский сад и семья. Изобразительное творчество от

колыбели до порога школы. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2010. - 160 с.

5. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные

занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера 2011 - 128 с.



В раздел образования