Автор: Бурдюгова Антонина Максимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детского сада № 11 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие интереса к художественному творчеству у детей путем использования нестандартных технологий и материалов
Раздел: дошкольное образование
Развитие интереса к художественному творчеству у детей путем
использования нестандартных технологий и материалов
Воспитатель ГБДОУ детского сада № 11 Приморского района Санкт-
Петербурга
Бурдюгова Антонина Максимовна
Изобразительная
деятельность
является
важной
составляющей
воспитательно-образовательного процесса в практике работы с детьми
дошкольного возраста. Занятия рисованием, лепкой или аппликацией
выполняют целый спектр функций, необходимых для гармоничного развития
личности. В числе этих функций развитие образных представлений и
воображения, эстетического восприятия, формирование сенсорного опыта,
снятие
психоэмоционального
напряжения,
создание
положительного
эмоционального настроя и чувства удовлетворения от создания своими
руками произведения искусства. При систематическом и направленном
руководстве
педагога
занятия
художественным
творчеством
делают
возможным осуществление и других, более конкретных, образовательных и
воспитательных задач.
Однако, на пути приобщения воспитанников к творческим занятиям,
педагог может сталкиваться с незаинтересованностью ребенка тем или иным
видом творчества. Например, ребенку может не нравиться заниматься лепкой
по ряду причин: недостаточное развитие силы пальцев для работы с
пластилином; неприятные ощущения, связанные с липкостью материалов;
проявления повышенной нервной возбудимости или неусидчивости, не
позволяющие
сосредоточиться
на
кропотливой
работе.
Аналогичные
трудности возникают в работе с другими материалами, поэтому важно найти
такой вариант выполнения художественной работы, который мог бы
заинтересовать всех детей в равной степени.
Важно связывать изобразительную деятельность со всеми сторонами
воспитательной и образовательной работы: учитывать то, что проходится на
занятиях по познавательному развитию, музыке, какие литературные
произведения читаются в рамках недели; соотносить с природными
явлениями
происходящими
в
текущее
время.
Также
целесообразно
использовать различные формы связи с игрой: предлагать детям создавать
аппликации, фигурки или рисунки, которые потом пригодятся в игре,
предлагать охватить в своих произведениях образы детских игр. Важно
чтобы занятия проходили в живой, радостной и позитивной атмосфере, с
интересом для каждого. Возможно включать в занятия художественные
тексты о цветах, стихотворения и др.
Кроме мер, представленных в стандартном методическом обеспечении
воспитательно-образовательной деятельности, возможно применять также
различные нетрадиционные техники рисования. Кроме возрастания интереса
к творческим занятиям, приобретается ряд других полезных результатов:
побуждение детей к поиску нестандартных решений для выполнения задач,
получение навыков работы с различными материалами, развитие фантазии и
творчества, развитие уверенности в своих силах. Также ребенок учится
совершать зрительную оценку формы, развиваются специальные умения и
навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки.
Понятием нетрадиционные техники в данной работе характеризуется
широкий
набор
методов
создания
художественных
произведений
с
использованием непредусмотренных в типовой программе инструментов и
материалов. Для использования в творчестве детям дошкольного возраста
могут служить различные бытовые предметы, природные материалы, любые
подручные предметы интересных форм не опасные для использования -
перечисленные вещи будут инструментами для создания работ. Выбор
материалов, безопасных для творчества дошкольников, не так широк, но
вкупе с использованием нестандартных инструментов становится более
интересным и разнообразным для детского восприятия.
Работу с нетрадиционными материалами и техниками следует вести от
простого к сложному, чтобы база знаний ребенка формировалась постепенно,
и далее появилась возможность использования изученных методов в
комбинации по желанию. Тематика работ может начинаться с изображения
простых предметов, постепенно приближаясь к рисованию сюжетных
композиций.
Вначале
ребенок
будет
подражать
действиям
педагога,
перенимая навык использования той или иной техники - чтобы далее перейти
к возможности самостоятельного поиска нужного для ситуации метода
изображения. В старшем дошкольном возрасте дети смогут попробовать себя
в
самостоятельном
изготовлении
нужных
для
работы
материалов
и
инструментов. Согласно данным условиям можно выстроить примерную
последовательность использования нетрадиционных техник рисования по
принципу постепенного усложнения:
1. Рисование пальцем и ладонью - подходит на начальном этапе, так
как не требует включения посторонних инструментов, вызывает у детей
позитивные эмоции и хорошо развивает фантазию. Руку можно окрашивать
гуашевыми красками и создавать различные отпечатки, кляксы и пятна
интересной формы, а также преобразовывать знакомые и привычные
очертания ладони в изображения животных, деревьев и других объектов
путем дорисовывания;
2. Рисование с использованием штампов и тампонирование - техника,
позволяющая создавать простые композиции с использованием типовых
одинаковых
форм.
На
начальном
этапе
возможно
вспомогательное
использование штампов для дополнения уже существующей композиции
или, наоборот, дополнение отпечатка элементами. В усложненном варианте
штампы помогут освоить правила композиции путём создания несложных
орнаментов, заполнения листа в разных композиционных ритмах;
3. Рисование ватными палочками имеет аналогичные тампонированию
и штамповке свойства. Палочки не требуется смачивать, что предотвращает
расплывание краски и узор, полученный в ходе прикладывания инструмента
к бумаге, остается чётким;
4. Рисование сухой жёсткой кистью производится посредством тычков
кисти по бумаге. С помощью такой техники можно создавать эффект шерсти
животных, травы, пуха и др.;
5. Отпечатывание растений: для работы потребуются разные части
растений (листья, цветки, стебли). Указанные материалы окрашиваются
краской и плотно прижимаются к бумаге. С помощью такого способа можно
создавать простые и сложные композиции, которые легко дополнить
элементами;
6. Рисование скомканной бумагой близко к технике тампонирования,
позволяет создавать интересные фактурные эффекты и заполнять большие
пространства листа;
7. Рисование зубной щёткой, жесткой губкой, кусочком меха дает
возможность получить интересные фактурные отпечатки, при усложнении
заданий возможно комбинировать эти инструменты с другими для получения
интересных изображений;
8. Монотипия – интересная техника для получения симметричных
изображений. Необходимо сложить лист пополам, затем на одной его
стороне нарисовать половину изображаемого предмета. Далее лист снова
складывается и на противоположной, чистой, стороне бумаги остается
аналогичный нарисованному ранее отпечаток. В такой технике возможно
изображать насекомых, предметы быта, а также более сложные пейзажные и
предметные композиции;
9. Оттиск поролоном позволяет осуществлять фактурное закрашивание
больших поверхностей, сочетается с использованием трафаретов;
10. Печать по трафарету - от трафаретов геометрических фигур - до
сложных сюжетных изображений. Техника дает возможность развернуться
фантазии, поскольку даже из простых геометрических фигур можно создать
образы любых объектов: от архитектуры - до портретных изображений;
11. Рисование по мокрой бумаге позволяет получить интереснейшие
эффекты, а также понаблюдать за свойствами воды в творческой среде. В
такой технике можно изображать цветы, пейзажные композиции, силуэты
животных;
12. Рисование по восковому подмалёвку - техника, демонстрирующая
настоящее волшебство. Воск не дает краске и влаге задержаться на листе,
поэтому всё нарисованное заранее на белой бумаге невидимым светлым
воском магическим образом проявится после окрашивания акварелью;
13. Рисование по мятой бумаге: для работы в такой технике
необходимо предварительно скомкать и распрямить лист бумаги. В местах
слома волокон цвет краски будет казаться более интенсивным;
14. Набрызг можно осуществлять с помощью жесткой кисти или
зубной щетки. Техника дает возможность получить напыление любой
плотности, подходит для создания пейзажных композиций (ночное небо,
метель, заснеженный вид);
15. Рисование зубочисткой, тычкование, рисование нитью - сложные
техники для старшего дошкольного возраста, которые требуют достаточной
усидчивости и концентрации. Линии и пятна, исполненные в такой технике,
получаются
тонкими
и
подходят
для
исполнения
более
детальных
графических работ;
16. Холодный батик - техника рисования по гладкой ткани, подходит
для старшего дошкольного и школьного возрастов. В традиционной технике
батика предполагается наличие горячего воска для создания контуров
изображения, а в холодном - требуется резерв, который не подходит для
использования дошкольниками ввиду своей токсичности. Однако роспись по
ткани можно осуществлять и без использования резервирующего состава и
специальных красителей - с помощью обычных акварельных красок. Краска
интересно расплывается по ткани, процесс завораживает и вызывает желание
проводить новые эксперименты с цветом;
17. Экспериментальное рисование может включать в себя множество
методов, преимущественно с использованием воды. Один из них -
заполнение тушью. Необходимо на белом листе нарисовать гуашью любое
изображение, после подсыхания нужно аккуратно покрыть рисунок слоем
черной туши. Когда тушь высохнет, необходимо искупать лист бумаги в воде
- тогда тушь частично смоется и предоставит интересный эффект.
Аналогично можно купать в воде лист с нанесённой прежде акварельной
полосой. Лист погружается вводу перпендикулярно, и за два уголка
поднимается - таким образом краска стечет и получится изображение дождя.
По такому фону далее можно рисовать пейзаж не дожидаясь полного
высыхания. Также для создания интересных эффектов можно посыпать
сырое акварельное изображение крупной солью - соль впитывает в себя
краску и оставляет за собой белые пятна интересной формы;
18. Кляксография осуществляется с использованием направленных
потоков воздуха. Кляксы на бумаге лучше ставить тушью, так как она
медленнее высыхает. На кляксу необходимо подуть через коктейльную
трубочку, тем самым направляя окрашенную воду по задуманному пути;
19. Граттаж - техника требующая длительной подготовки материала.
Лист бумаги покрывается слоем воска, парафина или просто натирается
свечой. Далее на воск наносится смесь из туши и небольшого количества
шампуня. По высохшему листу можно царапать рисунок заострённой
палочкой - результат напоминает гравюру.
Все
техники
нетрадиционного
рисования
перечислить
не
представляется возможным, поскольку в ходе постоянного творческого
экспериментирования вместе с детьми легко придумать что-то новое. Подход
к организации занятий с использованием вышеуказанных техник позволит
увлечь детей творчеством более качественно, так как подобное рисование в
какой-то степени похоже на познавательные опыты. Детям будет интересно
узнать что предметы, окружающие их в повседневности можно использовать
совсем иначе, чем они привыкли. Это разовьет креативность мышления и
воображение, которые полезны во всех областях современной жизни.
Список литературы
1. Ганошенко Н.И., Мещерякова С.Ю. Приобщение детей к художественно-
эстетической деятельности: игры и занятия с детьми 1-3-х лет. - М.: Мозаика-
синтез, 2008. - 64 с.
2. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. - М.:
Мозаика-синтез, 2013. - 48 с.
3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие
для воспитателей и педагогов. - 2-е издание, испр. и доп. - М.: Мозаика-
синтез, 2008. - 160 с.
4. Лыкова И. А. Детский сад и семья. Изобразительное творчество от
колыбели до порога школы. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2010. - 160 с.
5. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные
занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера 2011 - 128 с.