Автор: Власова Марина Павловна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 472
Населённый пункт: город Екатеринбург Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: «Здоровьесберегающая технология в ДОУ - нейробика»
Раздел: дошкольное образование
Власова М.П.,
инструктор по физической культуре,
МАДОУ детский сад № 472
«Здоровьесберегающая технология в ДОУ - нейробика»
Здоровьесберегающие технологии являются одним из важнейших приёмов, реали-
зуемых в дошкольных учреждениях. Состоянием здоровья можно назвать полноценное
психическое, физическое и социальное благополучие ребёнка.
В любое время одной из главных задач для педагога было сохранение здоровья
ребёнка, стремление вырастить здорового человека. Поэтому формирование здоровьесбе-
регающей культуры должно начинаться с самого раннего возраста.
Основателем нейробики считается нейробиолог Лоуренс Катц. Кратко её можно
назвать зарядкой для мозга. Учёный установил, что при выполнении повторяющихся дей-
ствий может появиться ухудшение памяти, потому что мозг начинает «лениться».
Нейробика активизирует все пять чувств, чтобы улучшить концентрацию, стиму-
лировать развитие умственных способностей и стремление узнавать новое.
Для активизации процессов физические нагрузки должны идти в паре с гармонич-
ным психическим развитием, а оба полушария головного мозга – работать активно и сла-
женно.
Нейробика помогает организовать гимнастику для ума таким образом, чтобы мак-
симально задействовать когнитивные способности ребёнка, что, в свою очередь, способ-
ствует более полному усвоению знаний.
Нейробика оказывает следующие положительные эффекты:
развитие мелкой и крупной моторики;
уменьшение утомляемости;
развитие памяти, письма, чтения;
повышение продуктивности;
стабилизация психофизического состояния.
Дети, которые регулярно выполняют нейробические упражнения, становятся более
ловкими и выносливыми, лучше владеют руками и органами плечевого пояса, умеют де-
лать асимметричные упражнения.
Также одним из положительных моментов можно назвать повышение
стрессустойчивости и коммуникабельности. Нейробика помогает избежать появления ди-
слексии, при которой появляются затруднение в чтении и письме.
Основной принцип нейробики заключается в регулярном совершении определён-
ных действий с подключением различных органов чувств. Когда ребёнок выполняет обыч-
ные занятия необычным способом, его мозг начинает активно включать в работу правое и
левое полушарие и создаёт тесное взаимодействие между ними. Перед началом работы
выполняется традиционная гимнастика.
Для ребят дошкольного учреждения включаются в программу упражнения с од-
новременной или попеременной работой рук и ног, асинхронной ходьбой. Можно предло-
жить ребёнку задействовать ушки: аккуратно погладить их руками, загибать и разгибать, а
также одновременно дотрагиваться двумя руками до мочки уха и кончика носа.
Полезным окажется упражнение на поглаживание живота и макушки одновремен-
но правой и левой рукой. Чтобы задействовать ноги, можно в положении сидя рисовать
носочками разнонаправленные круги.
При введении нейробики в детском саду педагогу нужно соблюдать некоторые
простые правила:
1.
Занятия должны быть интересными и не утомительными. Длительность гимнасти-
ческих упражнений не стоит делать дольше 7 минут. Это позволит сохранить ак-
тивность и заинтересованность.
2.
Оптимальный период для начала работы – с 4 лет. В этом возрасте у ребёнка актив-
но формируются межполушарное взаимодействие, и введение упражнений в более
взрослом возрасте не даст нужного эффекта.
3.
Педагогу важно отслеживать прогресс и по мере необходимости усложнять упраж-
нения, увеличивать темп. Но при этом необходимо сохранять качество выполне-
ния, не перегружая ребёнка.
4.
Для достижения эффекта нужно комбинировать различные виды упражнений в од-
ном занятии. Однако не стоит вводить за один раз больше 6 видов заданий, чтобы
не утомить детей.
Нейробическую гимнастику можно проводить не только в детском саду, но и в лю-
бое другом месте, в том числе и совместно с родителями дома или на прогулке.
К примеру, попробовать делать привычные действия не правой рукой, а левой,
смотреть телевизор без звука и угадывать сказанное, чаще менять положение вещей на
школьном столе или добираться до места назначения новыми неизведанными маршрута-
ми. Это позволит не только открыть для себя интересные стороны привычных вещей, но и
поднять настроение, как детям, так и взрослым.
Родители первоклассников часто попадают в ситуацию, когда ребёнку сложно за-
поминать материал, соблюдать дисциплину на уроках и в повседневной жизни, а также за-
ниматься дома. Помимо личного примера, важным подспорьем могут стать регулярные
нейробические упражнения. Активное развитие межполушарного взаимодействия, кото-
рое начинается ещё в детском саду, поможет будущим ученикам справляться со школьны-
ми нагрузками.