Напоминание

Развитие технических и интонационных навыков учащихся в классе аккордеона


Автор: Ольга Анатольевна Подолякина
Должность: преподаватель
Учебное заведение: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Анжеро-Судженского городского округа "Музыкальная школа №19"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: конспект урока сольфеджио
Тема: Развитие технических и интонационных навыков учащихся в классе аккордеона
Раздел: дополнительное образование





Назад




Подолякина Ольга Анатольевна

Преподаватель МБУ ДО «ДМ школа №19»

г.Анжеро-Судженск, Кемеровская область-Кузбасс

Развитие технических и интонационных навыков учащихся в классе

аккордеона.

План-конспект открытого урока с учащимися 3 класса специальность

«Аккордеон»

Тема: Развитие технических и интонационных навыков учащихся в классе

аккордеона.

Дата проведения: 27.12.2021г.

Цель урока: формирование технических, двигательно-игровых навыков,

развитие музыкально-творческих способностей.

Задачи:

Образовательная:

овладение знаниями, навыками, умениями игры на аккордеоне.

Развивающая:

развитие технических способностей, контроль слухового

восприятия музыки и метроритмических особенностей

Воспитательная:

воспитание интереса и любвик аккордеону, формирование

творческого отношения к работе над изучаемым музыкальным

материалом.

Тип урока:

.- комбинированный: применение знаний, навыков и умений на практике.

Форма занятия: индивидуальная

Методы обучения:

словесный: рассказ, беседа, объяснение

мМетод упражнений и повторений: выработка игровых навыков

учащихся, работа над художественно-образной сферой

произведения

метод показа: показ педагогом игровых движений, исполнение

педагогом пьес с использованием многообразных вариантов

показа

метод частично-поисковый: ученик участвует в поисках решения

поставленной задачи

Педагогические технологии:

Здоровьесберегающая:

Правильная посадка, постановка игрового аппарата

Развитие мелкой моторики

Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм,

арпеджио, упражнений сменяется повторением ранее выученных пьес

и работой над новыми пьесами

Творческая атмосфера

Обучение в сотрудничестве:

развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу

собственных возможностей.

Технология игрового обучения:

активизация деятельности учащихся;

отработка коммуникативного аспекта.

Репертуарный план урока:

1.

Гамма Соль мажор, 2 октавы

2.

Упражнения (двойные ноты-терция, репетиция)

3.

Этюды:

Б.Самойленко «Важный дятел», «»Шустрый дятел»

А.Денисов «»Этюд»

4.

Пьесы: обр.Е.Левина «Ой, лопнул обруч»

И.Дунаевский «Песенка про капитана»

А.Доренский «Мамин вальс»

В.Шаинский «Голубой вагон»

План урока:

1.

Организационная часть:

подготовка рабочего места, формулировка задач урока: подведение

итогов обучения за 1 полугодие и перспективы дальнейшей работы.

2.

Основная часть:

Игра гаммы, упражнений

Работа над этюдами

Работа над пьесами

3.

Заключсительная часть:

Подведение итогов урока, обсуждение плана дальнейшей

работы учащегося, заключительное слово педагога.

Ход урока.

1.

Организационная часть.

Добрый день! Мы начинаем урок по теме «Развитие технических и

интонационных навыков учащихся в классе аккордеона» На уроке я буду

работать с учащимся 3 класса Смоляком Леней. Урок – последний в первом

полугодии учебного года. На нем предстоит подвести итоги работы в 1

полугодии, выявить достижения, трудности и недочеты, наметить план

дальнейших действий.

2.

Основная часть.

Урок начинается с проигрывания гаммы Соль мажор в 2 октавы, на

штрих легато и стаккато.

При игре гаммы обращаем внимание ученика на ровное звучание,

динамическое развитие.

Для ровности звучания гаммы добавляем текст: «Ехали мы ехали за грецкими

орехами»

Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ. Задача для

учащегося – играть цельно, без остановок.

Упражнения. «Двойные ноты – терция»

С помощью разного штриха – «легато» и «стаккато» учащийся изменяет

настроение, характер упражнений, добивается ровности, четкости исполнения

двойных нот. Также работает над диминуэндо и крещендо.

Упражнения «Репетиция». Исполняет учащийся со 2,3,4,5 пальцев.

Учащийся добивается хорошей опоры на 1 долю, четкости, ритмичности.

Хорошо данное упражнение укрепляет 4 и 5 палец.

Все эти упражнения находят свое применение далее в пьесах и этюдах.

Этюды.

Б.Самойленко «Важный дятел», «Шустрый дятел».

С помощью изменения средств музыкальной выразительности (длительностей

и темпа) ученик добивается разного настроения в этюдах. Интересно и

выразительно передает образ красивейшей птицы «Дятла».

А.Денисов – «Этюд» - C dur.

Педагог ставит задачу – прибавить темп, больше динамического развития,

более яркой кульминации.

Исполняет педагог – далее ученик. Нет цельности произведения, есть

остановки. Завершить разучивание текста более крепко, уверенно

Работа над пьесами.

А.Доренский «Мамин вальс»

Учащийся и педагог решили посвятить эту пьесу маме. Леня рассказывает о

своих чувствах к своей маме, приготовил стихотворенипе «Ладони мамы».

Исполняя пьесу штрихом легато, добивается нежного, певучего исполнения.

Хорошее развитие, движение мелодии к кульминации, но в аккомпанементе нет

мягкости исполнения аккордов. Над этим еще надо работать.

И.Дунаевский «Песенка про капитана». В пьесе проходит работа над

агогическими оттенками.

Учащийся рассказывает главный сюжет, говорит о характере пьесы, называет

все отклонения от основного темпа в пьесе.

С помощью различных штрихов, темповых отклонений, динамики меняется

настроение в пьесе.

Педагог исполняет пьесу, учащийся делает вывод – чего нужно добиваться

еще! Репетиция в пьесе требуется более четкая.

Учащийся очень полюбил пьесу, рнаботает над ней очень активно, с

удовольствием.

Пьесы для повторения, выученные чуть раньше.

Обр. Е. Лёвина «Ой, лопнул обруч», В.Шаинский «Голубой вагон».

3.Заключительная часть.

По окончании урока педагог дает 3 варианта вопросов.

Учащийся выбирает тот ответ, который считает самым подходящим для себя:

1.

Мне было легко и интересно

2.

Мне было трудно, но интересно

3.

Мне было трудно, поэтому не интересно

Итог: Ответ под номером «2».

Лёне предстоит еще много тренироваться, чтобы достичь желаемой

свободы движений, независимости пальцев, желаемой техники.

Лёне спасибо за работу на уроке.

Список используемой литературы

1.

Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне» - М.: Издательство Вл.

Катанский, 2008.

2.

Ф. Липс «Искусство игры на баяне» - М. 1998.

Самоанализ урока

Перед началом урока преподаватель дает обоснование темы,

формулирует проблему, определяет цель и задачи урока, дает характеристику

учащегося.

Детские музыкальные школы призваны воспитывать творчески

активного человека, развивать художественный вкус детей, приобщать их к

миру музыки и обучать игре на инструменте.

Надо ли музыканту для развития технических навыков прибегать к

игре специальных упражнений или достаточно работать над

художественными произведениями и этюдами?

Каждый из нас, педагогов, вырабатывает свою систему ежедневных

технических тренировок.

Интонирование музыкальных произведений, раскрытие содержания с

помощью динамики, фактурных особенностей, владение мехом и

артикуляцией – вот вопросы, требующие особого внимания.

Очень важно на начальном этапе получить представление о средствах

выразительности и научиться ими пользоваться.

Технический, тренировочный материал только в том случае приносит

пользу, если приобретенные технические навыки применяются в

художественных произведениях.

Техника – под музыкальной техникой подразумевается как приемы

владения инструментом, так и степень беглости учащегося, достигаемая

путем игры гамм, упражнений.

Интонация – выражение чувств и настроений в музыке посредством

музыкальных звуков.

На уроке будут применяться разные техники игры, для того, чтобы

учащийся смог применить их при работе с художественным произведением.

Музыкальные данные Лёни хорошие: ритмичен, хорошая музыкальная

память, быстро усваивает материал. При желании очень трудоспособен. На

уроке справился с задачами, поставленными педагогом.

Цель урока достигнута.

Поставленные задачи решены.

Время урока использовано рационально, загруженность учащегося

оптимальная.

Методы, цели и задачи были напрвлены на раскрытие темы.



В раздел образования