Автор: Лунева Альфия Нургаяновна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБУ РМЭ "Детский дом-интернат "Солнышко""
Населённый пункт: г. Йошкар-Ола
Наименование материала: Буклет
Тема: Развивающий уход за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития "Бытовые навыки"
Раздел: среднее профессиональное
Формирование бытовых навыков играет
большую роль в жизни ребенка с ТМНР.
Обучая ребенка есть, одеваться и ухаживать за
собой, мы помогаем ему стать самостоятельнее
и узнать много нового о себе и об окружающем
мире. Очень важно в любом бытовом деле
учитывать
желание
ребенка,
давать
ему
возможность выбора. У ребенка есть право
отказаться от какой-то процедуры, и тогда
взрослый
должен
терпеливо
убеждать
и
стараться заинтересовать его, а не переходить к
принудительным действиям.
Как учить ребенка есть
самостоятельно
1-й этап. Взрослый кормит ребенка;
ребенок спокоен и учится ориентироваться в
процессе
приема
пищи
(готовится
к
еде,
двигается по направлению к ложке).
2-й этап. Ребенок хорошо контролирует
действия
артикуляционного
аппарата:
открывает рот, снимает пищу верхней губой с
ложки, закрывает рот, глотает.
3-й этап. Взрослый держит руку ребенка,
помогая ему удерживать ложку, зачерпывать
пищу и доносить до рта.
4-й этап. Взрослый постепенно передает
ребенку контроль за процессом еды.
Одевание и раздевание
Процесс одевания/раздевания помогает
развивать
навыки
самообслуживания,
представления о схеме тела, мелкую и крупную
моторику,
коммуникативные
навыки,
расширяет представления об окружающем мире
(о смене времен года, различных социальных
ситуациях).
Оборудование и материалы
Удобное для ребенка и взрослого место.
Легко
надевающаяся
одежда
и
обувь
из
эластичных
тянущихся
материалов,
с
резинками на поясе, с тянущейся или широкой
горловиной, с липучками в качестве застежек.
Поза ребенка
Если подопечный умеет стоять и/или
удерживать позу сидя, используйте этот навык;
если нет – ребенка можно одевать лежа.
Последовательность действий
Важна постоянная последовательность
действий при переодевании (сначала голову в
горловину, потом – руки в рукава; сначала
колготки, потом штаны и только после них –
ботинки).
В
случае
неочевидной
последовательности (что сначала надевать –
шапку или ботинки?) следует выбрать какой-то
один вариант и придерживаться его всем
взрослым, помогающим ребенку одеться.
Обучение ребенка навыкам одевания и
раздевания строится от простого к сложному.
Ребенок
может
выполнять
часть
действий
вместе со взрослым («рука в руке»), это
помогает осознавать схему тела.
Замечания
Поддерживайте зрительный контакт с
подопечным
в
ходе
всего
процесса,
комментируйте все, что происходит.
Давайте
ребенку
возможность
выбирать
одежду.
Активно вовлекайте ребенка в процесс
переодевания: просите подать руку ил ногу,
наклонить голову, повернуться на бок и т.д.
После переодевания можно вместе с ребенком
убрать его грязные вещи в корзину для белья.
Используйте
зрительные
опоры
(последовательность
карточек
или
разложенные по порядку предметы одежды)
для
формирования
целостного
навыка
из
отдельных
освоенных элементов.
_______________________________
по книге Ю.А. Ахтямова Ю.В. Липес
ГБУ РМЭ «Детский дом-интернат «Солнышко»»
РАЗВИВАЮЩИЙ УХОД ЗА ДЕТЬМИ
С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
БЫТОВЫЕ НАВЫКИ
Составила учитель-дефектолог: А.Н. Лунева
г. Йошкар-Ола, 2022г.