Напоминание

Развивающий уход за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития "Бытовые навыки"


Автор: Лунева Альфия Нургаяновна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБУ РМЭ "Детский дом-интернат "Солнышко""
Населённый пункт: г. Йошкар-Ола
Наименование материала: Буклет
Тема: Развивающий уход за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития "Бытовые навыки"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование бытовых навыков играет

большую роль в жизни ребенка с ТМНР.

Обучая ребенка есть, одеваться и ухаживать за

собой, мы помогаем ему стать самостоятельнее

и узнать много нового о себе и об окружающем

мире. Очень важно в любом бытовом деле

учитывать

желание

ребенка,

давать

ему

возможность выбора. У ребенка есть право

отказаться от какой-то процедуры, и тогда

взрослый

должен

терпеливо

убеждать

и

стараться заинтересовать его, а не переходить к

принудительным действиям.

Как учить ребенка есть

самостоятельно

1-й этап. Взрослый кормит ребенка;

ребенок спокоен и учится ориентироваться в

процессе

приема

пищи

(готовится

к

еде,

двигается по направлению к ложке).

2-й этап. Ребенок хорошо контролирует

действия

артикуляционного

аппарата:

открывает рот, снимает пищу верхней губой с

ложки, закрывает рот, глотает.

3-й этап. Взрослый держит руку ребенка,

помогая ему удерживать ложку, зачерпывать

пищу и доносить до рта.

4-й этап. Взрослый постепенно передает

ребенку контроль за процессом еды.

Одевание и раздевание

Процесс одевания/раздевания помогает

развивать

навыки

самообслуживания,

представления о схеме тела, мелкую и крупную

моторику,

коммуникативные

навыки,

расширяет представления об окружающем мире

(о смене времен года, различных социальных

ситуациях).

Оборудование и материалы

Удобное для ребенка и взрослого место.

Легко

надевающаяся

одежда

и

обувь

из

эластичных

тянущихся

материалов,

с

резинками на поясе, с тянущейся или широкой

горловиной, с липучками в качестве застежек.

Поза ребенка

Если подопечный умеет стоять и/или

удерживать позу сидя, используйте этот навык;

если нет – ребенка можно одевать лежа.

Последовательность действий

Важна постоянная последовательность

действий при переодевании (сначала голову в

горловину, потом – руки в рукава; сначала

колготки, потом штаны и только после них –

ботинки).

В

случае

неочевидной

последовательности (что сначала надевать –

шапку или ботинки?) следует выбрать какой-то

один вариант и придерживаться его всем

взрослым, помогающим ребенку одеться.

Обучение ребенка навыкам одевания и

раздевания строится от простого к сложному.

Ребенок

может

выполнять

часть

действий

вместе со взрослым («рука в руке»), это

помогает осознавать схему тела.

Замечания

Поддерживайте зрительный контакт с

подопечным

в

ходе

всего

процесса,

комментируйте все, что происходит.

Давайте

ребенку

возможность

выбирать

одежду.

Активно вовлекайте ребенка в процесс

переодевания: просите подать руку ил ногу,

наклонить голову, повернуться на бок и т.д.

После переодевания можно вместе с ребенком

убрать его грязные вещи в корзину для белья.

Используйте

зрительные

опоры

(последовательность

карточек

или

разложенные по порядку предметы одежды)

для

формирования

целостного

навыка

из

отдельных

освоенных элементов.

_______________________________

по книге Ю.А. Ахтямова Ю.В. Липес

ГБУ РМЭ «Детский дом-интернат «Солнышко»»

РАЗВИВАЮЩИЙ УХОД ЗА ДЕТЬМИ

С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

БЫТОВЫЕ НАВЫКИ

Составила учитель-дефектолог: А.Н. Лунева

г. Йошкар-Ола, 2022г.



В раздел образования