Напоминание

Игровые технологии в работе с детьми


Автор: Синюткина Раиса Викторовна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБОУ ЦО" Старокупавинский лицей" г Старая Купавна
Населённый пункт: Город Старая Купавна
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игровые технологии в работе с детьми
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игровая технология

МБОУ ЦО» Старокупавинский лицей»

Синюткиной Р.В

Цель использования

образовательной

Технологии

Цель: - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным

поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации

при полном внимании и сопереживании взрослого.

- Формировать эмоциональный контакт у детей

- Способность управлять своим поведением

- обучать детей играть в хороводные, сюжетно – ролевые игры, играми – шутками,

народными

- приобщать детей к народной культуре ,как важном направлении регионального

компонента образовательной программы Д/с (решаем не только обучающие,

развивающие но и воспитательные функции).

- формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных

качеств, обеспечивающих социальную успешность

- формировать у воспитателей необходимость- обладать эмпатией,

доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать

радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом

случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы

сотрудничества со взрослым.

Описание порядка использования

(алгоритм применения) технологии в

практической профессиональной

деятельности

Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью

Содержание и организация образовательного процесса через игровую деятельность

направлены, согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования, на формирование общей

культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

обеспечивающих социальную успешность. Обеспечивается единство воспитательных,

развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются

такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию

детей дошкольного возраста. В работе использую

- народные игры - реализуем обучающие и развивающие функции игровых технологий. А

так же и различные воспитательные функции. Одновременно приобщаем детей к

народной культуре

Что является важным региональным направлением образовательной программы

детского сада, которое пока еще развито недостаточно.

- Формирование эмоционального контакта – с рождения, но а в детском учреждении с 2,3

лет – это является основной задачей( доверие детей к воспитателю, умения видеть в

воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера

в игре.)

-первые игровые ситуации стараюсь проводить фронтально( чтобы ребенок не чувствовал

себя обделенным вниманием. Играем в хороводные игры)

- «В дальнейшем важной особенностью игровых технологий является то, что игровые

моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и

игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима.»

- игра наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки

полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок

имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности,

быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать

игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности,

логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Исследования Л.А. Венгера, Н.Я. Михайленко, К.С. Егоркиной, Е.В. Зворыгиной, Н.Ф.

Комаровой составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом

процессе в детском дошкольном учреждении. В образовательной деятельности с

помощью игровых технологий мы развиваем у детей психические процессы. Создаю

игровую ситуацию. Играем в игру »Что катиться?»,

Игры соревнования» Кто быстрее докатит мяч?», « Кто быстрее докатит фигурку до ворот?

( используя игрушки как кубики, шарики- делая вывод о том, что шарик катиться , а кубик

нет.

– такие технологии помогают подготовить детей к восприятию, вниманию, НОД.)

- рисуя квадрат, круг, треугольник… - знания закрепляются.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания

к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на

задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо

Учим детей, используя игровые приемы. К примеру, игровая ситуация на внимание:

“Найди такой же” - воспитатель может предложить малышу выбрать из 4-6 шариков,

кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек “такой же”, как у него. Или игра “Найди

ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях, а ребенок

должен ее заметить. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными

Игровые технологии помогают развивать память, которая так же, как и внимание

постепенно становится произвольной. Игры на внимание “Магазин”, “Запомни узор” и

“Нарисуй, как было” …

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Развитие мышления

ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-

действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное - это мышление в

действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов

обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное

мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в

предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на

образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены

многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения

ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать

умозаключения.

- С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том

числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование

игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора

решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление.

Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой

(совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок,

историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры -

придумки, игры – фантазирования.

Зарубежные исследователи, Данский и Силверман, получили экспериментальные

данные, подтверждающие гипотезу о том, что использование игровых технологий в

работе с детьми могут повысить способность ребенка к продуцированию нестандартных

идей и выработке оригинальных решений, способствует формированию индивидуального

стиля когнитивной деятельности.

- использование игровых технологий разной целевой направленности помогает

подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и

эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения

дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой

сотрудничества”.

- в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои

неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями,

одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.

- проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры,

направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые

развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со

звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами

воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных

задач.

- Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества

педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его

осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов

регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для

нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. К

примеру, не нуждается в доказательствах то, что в наше время работать с детьми труднее,

чем даже 5-6 лет назад, так как год от года растет число детей с различными трудностями

в поведении, и справиться с этим помогает один из методов игровых технологий - игровая

терапия. Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние

конфликты, повышаются возможности его личностного роста. Это основное положение

игровой терапии.

Придерживаясь цели игровой терапии –« не менять ребенка и не переделывать его, не

учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить”

в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого дети

приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты,

становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в

сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой

деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений

людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств

используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

Используя в работе народные игры, помогают не только реализовать обучающие и

развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции:

одновременно приобщаем воспитанников к народной культуре. Это важное направление

регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще

развито недостаточно.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями,

знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую,

эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-

эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Игровая терапия влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять

текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на

повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных

последствий образования.

Игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, поэтому нам, взрослым,

необходимо организовать игру так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное

детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И

от того, как мы его научим передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет

строить реальные отношения.

- для снятия статического напряжения и восстановления умственной работоспособности

детей, так и в различных режимных моментах автор игровой терапии разработала

методические разработки Включение музыкальных физкультминуток в непосредственно

образовательную деятельность и режимные моменты ДОУ

физкультминутки проводятся в музыкальном сопровождении (Музыка и слова

Е.Железновой).

- Физкультминутка «Погремушка»

- Пальчиковая гимнастика «Вышла мышка…»

- Физкультминутка «Вот мы в автобусе сидим…»

- Физкультминутка «Мы ногами топ-топ-топ»

- На эффективность проведения физкультминуток влияет предварительная работа. -

Музыкальное сопровождение оставит яркий след в памяти детей и будет способствовать

лучшему восприятию движений.

Результат использования

образовательной технологии

- игры дают возможность ребенку “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном

внимании и сопереживании взрослого.

- приобретают способность управлять своим поведением, легче переносят запреты,

становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в

сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха.

- в игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением

отношений людей.

- эффективный вид игротерапевтических средств - народные игры с куклами, потешками,

хороводами, играми-шутками.

- развивается внимание. Переход от непроизвольного к произвольному вниманию

- в игре у детей развиваются все психические процессы( память , мышление, речь,

крупная, мелкая моторика…)

- Приобщение детей к народной культуре

Вывод

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций,

выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной

деятельности. Деятельность детей должна быть построена на творческом использовании

игры и игровых действий в воспитательно-образовательном процессе, наиболее

удовлетворяющей возрастные потребности дошкольников.

Этапы игровых технологий.

1 этап. Разработка игры

описание игры,

подготовка материального обеспечения.

2 этап. Знакомство с игрой.

постановка дидактических целей,

распределение ролей.

3 этап. Работа над заданием.

образовательная деятельность подчиняется правилам игры.

4 этап. Анализ и обобщение.

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать

развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и

охватывать следующие направления развития образования детей (далее - образовательные

области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

1.Социально-коммуникативное развитие. Игровая технология включает в себя:

игровые тренинги;

сюжетно - ролевые игры;

театрализованные игры.

2. Познавательное развитие. Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует

выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков

- это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые

технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных

способностей.

3. Речевое развитие. Применение игровых технологий позволяет создавать максимально

благоприятные условия для развития речи детей:

игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;

игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;

игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.

4. Художественно-эстетическое развитие. Игровые технологии, направленные на

развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование

элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной

литературы, фольклора, изобразительного искусства.

5. Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие

двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-

двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной

и мелкой моторики обеих рук и т.д.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр

Образования » Старокупавинский лицей»

Конспект открытого мероприятия « Игры для детей»

Воспитатель: Синюткина Раиса Викторовна

Г. Старая Купавна 04.12. 2021

Цель. Переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление

двигательных автоматизмов.

1.Приветствие «Раз, два, три ……настроение замри».

Показываешь картинку с изображение людей в различных настроениях. Ребята по

команде изображают на лице определенное настроение.

2.Пальчиковая гимнастика «Щели».

Вот забор. (Пальцы правой руки плотно прижать друг к другу.) В заборе щели. Пальцы в

них пролезть хотели. (Раздвинуть пальцы). Сунул голову Большак.(Просунуть большой

палец левой руки между большим и указательным пальцами правой.). Дальше не пройти

никак! (Крепко зажать большой палец.). Вслед за ним застрял Указка. (Указательный

палец левой руки между указательным и средним пальцами правой.). Середник хотел –

напрасно!(Средний палец левой руки между средним и безымянным пальцами правой.).

Безымянный – безуспешно.(Безымянный левой руки между безымянным и мизинцем

правой.). Хоть один прошел? Конечно! Щуплый маленький мальчишка, брат Мизинчик,

коротышка, весь прошел забор и вот по двору уже идет. (Мизинец несколько раз согнуть

и разогнуть).

3.Развитие мышления (приложение 3).

4.Игра «Король сказал…».

Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление

двигательных автоматизмов.

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет

показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие

должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал». Кто

ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников

игры. Надо из шкатулки «Шкатулки добрых сюрпризов» достать задание например по

веселой арифметике, раскрасить цифры, мультики, улыбнуться, попрыгать на одной ноге

и т. д . Игра продолжается

5.Прощание. Упражнение «Мы».

Р.В. СИНЮТКИНА. Е.М. МИНЬКОВА ГБОУ ШКОЛА№2093Д/К№1, гр№

« ОВОЩИ И ФРУКТЫ - ЛУЧШИЕ ПРОДУКТЫ» ( интегрированное занятие)

ЦЕЛЬ: учить слушать стихи, проговаривать слова, небольшие фразы.

Уточнить представление об овощах ( морковь, огурец,капуста, картошка, горох, петрушка)

Формировать представление о том, что бумагу можно вырезывать, составлять узоры.

Вызывать у детей интерес к действиям с бумагой.

Методические приемы : сюрпризный момент, игровой, художественное слово, вопросы,

указания, чтение « овощи», индивидуальная помощь, вопросы,

Материал: корзина с овощами, иллюстрации. Выкройки корзины и фруктов на каждого

ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

«ОВОЩИ»

Предлагаю детям послушать стихотворение « ОВОЩИ»

Читаю стихотворение.

Вдруг стук в дверь( сюрпризный момент). Входит хозяйка с корзиной а руках . Воспитатель

предлагает рассмотреть что же находится в корзине. Хозяйка достает поочередно овощи.

Мы вместе с детьми рассматриваем морковь и огурец. Какого цвета морковь? ( ответ

детей). Какого цвета морковь? ( ответ детей). Уточняем названия, цвет. Покажите какую

форму имеет морковь, огурец? ( дети показывают)Рассказываю о каждом овоще.

Предлагаю закончить предложение. Это морковка, какая она? (красная, показывает

форму – длинная).

Задаю вопросы детям:

- Кто кушал морковку, какая она?

- Морковь твердая или мягкая?

- А огурчик?

Кто пробовал огурчик?

Какой огурчик на вкус? - твердый, хрустящий. Добиваюсь, что бы дети использовали в

ответе прилагательные и глаголы.

Физкульт - минутка

В огород мы идем и огурчик там найдем (дети топают ножками, нагибаются ищут огурчик)

Вот такой он маленький ( дети показывают)

В огород мы идем и морковку там найдем ( дети топают ножками, нагибаются, ищут

морковь)

Вот какая красная, вот какая длинная ( показывают – разводят руками)

Предлагаю детям сесть за столы. На столах перед каждым ребенком корзина. Предлагаю

детям наполнить корзину овощами. ( дети раскладывают заготовки в корзины, помогаю

закрепить заготовки к корзине, оказываю индивидуальную помощь при наклеивании

деталей). А сейчас мы с вами отправимся с овощами к хозяйке, а она отнесет овощи на

кухню. А зачем отнесет овощи на кухню. ( предлагаю подумать, дети отвечают). За тем,

что бы сварить суп для наших маленьких ребят.

Идем со своими корзинами к хозяйке, дети отдают корзины хозяйке. Читаю

стихотворение « Овощи». Дети продолжают играть с овощами, которые остались в

большой корзине

Список литературы:

1.

Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.: Мозаика- Синтез,

2006-2010.

2.

Касаткина E. И. Игра в жизни дошкольника. — М., 2010.

3.

Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе

ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5.

4.

Пенькова Л. А. , Коннова 3. П. Развитие игровой активности

дошкольников.

Интернет



В раздел образования