Автор: Синюткина Раиса Викторовна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБОУ ЦО" Старокупавинский лицей" г Старая Купавна
Населённый пункт: Город Старая Купавна
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игровые технологии в работе с детьми
Раздел: дошкольное образование
Игровая технология
МБОУ ЦО» Старокупавинский лицей»
Синюткиной Р.В
Цель использования
образовательной
Технологии
Цель: - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным
поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации
при полном внимании и сопереживании взрослого.
- Формировать эмоциональный контакт у детей
- Способность управлять своим поведением
- обучать детей играть в хороводные, сюжетно – ролевые игры, играми – шутками,
народными
- приобщать детей к народной культуре ,как важном направлении регионального
компонента образовательной программы Д/с (решаем не только обучающие,
развивающие но и воспитательные функции).
- формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных
качеств, обеспечивающих социальную успешность
- формировать у воспитателей необходимость- обладать эмпатией,
доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать
радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом
случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы
сотрудничества со взрослым.
Описание порядка использования
(алгоритм применения) технологии в
практической профессиональной
деятельности
Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью
Содержание и организация образовательного процесса через игровую деятельность
направлены, согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, на формирование общей
культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
обеспечивающих социальную успешность. Обеспечивается единство воспитательных,
развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются
такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию
детей дошкольного возраста. В работе использую
- народные игры - реализуем обучающие и развивающие функции игровых технологий. А
так же и различные воспитательные функции. Одновременно приобщаем детей к
народной культуре
Что является важным региональным направлением образовательной программы
детского сада, которое пока еще развито недостаточно.
- Формирование эмоционального контакта – с рождения, но а в детском учреждении с 2,3
лет – это является основной задачей( доверие детей к воспитателю, умения видеть в
воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера
в игре.)
-первые игровые ситуации стараюсь проводить фронтально( чтобы ребенок не чувствовал
себя обделенным вниманием. Играем в хороводные игры)
- «В дальнейшем важной особенностью игровых технологий является то, что игровые
моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и
игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима.»
- игра наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок
имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности,
быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать
игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности,
логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Исследования Л.А. Венгера, Н.Я. Михайленко, К.С. Егоркиной, Е.В. Зворыгиной, Н.Ф.
Комаровой составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом
процессе в детском дошкольном учреждении. В образовательной деятельности с
помощью игровых технологий мы развиваем у детей психические процессы. Создаю
игровую ситуацию. Играем в игру »Что катиться?»,
Игры соревнования» Кто быстрее докатит мяч?», « Кто быстрее докатит фигурку до ворот?
( используя игрушки как кубики, шарики- делая вывод о том, что шарик катиться , а кубик
нет.
– такие технологии помогают подготовить детей к восприятию, вниманию, НОД.)
- рисуя квадрат, круг, треугольник… - знания закрепляются.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания
к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на
задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо
Учим детей, используя игровые приемы. К примеру, игровая ситуация на внимание:
“Найди такой же” - воспитатель может предложить малышу выбрать из 4-6 шариков,
кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек “такой же”, как у него. Или игра “Найди
ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях, а ребенок
должен ее заметить. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными
Игровые технологии помогают развивать память, которая так же, как и внимание
постепенно становится произвольной. Игры на внимание “Магазин”, “Запомни узор” и
“Нарисуй, как было” …
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Развитие мышления
ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-
действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное - это мышление в
действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов
обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное
мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в
предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на
образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены
многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения
ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать
умозаключения.
- С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том
числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование
игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора
решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление.
Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой
(совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок,
историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры -
придумки, игры – фантазирования.
Зарубежные исследователи, Данский и Силверман, получили экспериментальные
данные, подтверждающие гипотезу о том, что использование игровых технологий в
работе с детьми могут повысить способность ребенка к продуцированию нестандартных
идей и выработке оригинальных решений, способствует формированию индивидуального
стиля когнитивной деятельности.
- использование игровых технологий разной целевой направленности помогает
подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и
эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения
дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой
сотрудничества”.
- в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои
неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями,
одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.
- проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры,
направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые
развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со
звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами
воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных
задач.
- Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества
педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его
осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов
регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для
нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. К
примеру, не нуждается в доказательствах то, что в наше время работать с детьми труднее,
чем даже 5-6 лет назад, так как год от года растет число детей с различными трудностями
в поведении, и справиться с этим помогает один из методов игровых технологий - игровая
терапия. Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние
конфликты, повышаются возможности его личностного роста. Это основное положение
игровой терапии.
Придерживаясь цели игровой терапии –« не менять ребенка и не переделывать его, не
учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить”
в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого дети
приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты,
становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в
сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой
деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений
людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств
используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.
Используя в работе народные игры, помогают не только реализовать обучающие и
развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции:
одновременно приобщаем воспитанников к народной культуре. Это важное направление
регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще
развито недостаточно.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями,
знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую,
эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-
эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Игровая терапия влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять
текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на
повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных
последствий образования.
Игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, поэтому нам, взрослым,
необходимо организовать игру так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное
детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И
от того, как мы его научим передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет
строить реальные отношения.
- для снятия статического напряжения и восстановления умственной работоспособности
детей, так и в различных режимных моментах автор игровой терапии разработала
методические разработки Включение музыкальных физкультминуток в непосредственно
образовательную деятельность и режимные моменты ДОУ
физкультминутки проводятся в музыкальном сопровождении (Музыка и слова
Е.Железновой).
- Физкультминутка «Погремушка»
- Пальчиковая гимнастика «Вышла мышка…»
- Физкультминутка «Вот мы в автобусе сидим…»
- Физкультминутка «Мы ногами топ-топ-топ»
- На эффективность проведения физкультминуток влияет предварительная работа. -
Музыкальное сопровождение оставит яркий след в памяти детей и будет способствовать
лучшему восприятию движений.
Результат использования
образовательной технологии
- игры дают возможность ребенку “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном
внимании и сопереживании взрослого.
- приобретают способность управлять своим поведением, легче переносят запреты,
становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в
сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха.
- в игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением
отношений людей.
- эффективный вид игротерапевтических средств - народные игры с куклами, потешками,
хороводами, играми-шутками.
- развивается внимание. Переход от непроизвольного к произвольному вниманию
- в игре у детей развиваются все психические процессы( память , мышление, речь,
крупная, мелкая моторика…)
- Приобщение детей к народной культуре
Вывод
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций,
выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной
деятельности. Деятельность детей должна быть построена на творческом использовании
игры и игровых действий в воспитательно-образовательном процессе, наиболее
удовлетворяющей возрастные потребности дошкольников.
Этапы игровых технологий.
1 этап. Разработка игры
описание игры,
подготовка материального обеспечения.
2 этап. Знакомство с игрой.
постановка дидактических целей,
распределение ролей.
3 этап. Работа над заданием.
образовательная деятельность подчиняется правилам игры.
4 этап. Анализ и обобщение.
Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать
развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и
охватывать следующие направления развития образования детей (далее - образовательные
области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
1.Социально-коммуникативное развитие. Игровая технология включает в себя:
игровые тренинги;
сюжетно - ролевые игры;
театрализованные игры.
2. Познавательное развитие. Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует
выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков
- это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые
технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных
способностей.
3. Речевое развитие. Применение игровых технологий позволяет создавать максимально
благоприятные условия для развития речи детей:
игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;
игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;
игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.
4. Художественно-эстетическое развитие. Игровые технологии, направленные на
развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора, изобразительного искусства.
5. Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие
двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-
двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной
и мелкой моторики обеих рук и т.д.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр
Образования » Старокупавинский лицей»
Конспект открытого мероприятия « Игры для детей»
Воспитатель: Синюткина Раиса Викторовна
Г. Старая Купавна 04.12. 2021
Цель. Переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление
двигательных автоматизмов.
1.Приветствие «Раз, два, три ……настроение замри».
Показываешь картинку с изображение людей в различных настроениях. Ребята по
команде изображают на лице определенное настроение.
2.Пальчиковая гимнастика «Щели».
Вот забор. (Пальцы правой руки плотно прижать друг к другу.) В заборе щели. Пальцы в
них пролезть хотели. (Раздвинуть пальцы). Сунул голову Большак.(Просунуть большой
палец левой руки между большим и указательным пальцами правой.). Дальше не пройти
никак! (Крепко зажать большой палец.). Вслед за ним застрял Указка. (Указательный
палец левой руки между указательным и средним пальцами правой.). Середник хотел –
напрасно!(Средний палец левой руки между средним и безымянным пальцами правой.).
Безымянный – безуспешно.(Безымянный левой руки между безымянным и мизинцем
правой.). Хоть один прошел? Конечно! Щуплый маленький мальчишка, брат Мизинчик,
коротышка, весь прошел забор и вот по двору уже идет. (Мизинец несколько раз согнуть
и разогнуть).
3.Развитие мышления (приложение 3).
4.Игра «Король сказал…».
Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление
двигательных автоматизмов.
Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет
показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие
должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал». Кто
ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников
игры. Надо из шкатулки «Шкатулки добрых сюрпризов» достать задание например по
веселой арифметике, раскрасить цифры, мультики, улыбнуться, попрыгать на одной ноге
и т. д . Игра продолжается
5.Прощание. Упражнение «Мы».
Р.В. СИНЮТКИНА. Е.М. МИНЬКОВА ГБОУ ШКОЛА№2093Д/К№1, гр№
« ОВОЩИ И ФРУКТЫ - ЛУЧШИЕ ПРОДУКТЫ» ( интегрированное занятие)
ЦЕЛЬ: учить слушать стихи, проговаривать слова, небольшие фразы.
Уточнить представление об овощах ( морковь, огурец,капуста, картошка, горох, петрушка)
Формировать представление о том, что бумагу можно вырезывать, составлять узоры.
Вызывать у детей интерес к действиям с бумагой.
Методические приемы : сюрпризный момент, игровой, художественное слово, вопросы,
указания, чтение « овощи», индивидуальная помощь, вопросы,
Материал: корзина с овощами, иллюстрации. Выкройки корзины и фруктов на каждого
ребенка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
«ОВОЩИ»
Предлагаю детям послушать стихотворение « ОВОЩИ»
Читаю стихотворение.
Вдруг стук в дверь( сюрпризный момент). Входит хозяйка с корзиной а руках . Воспитатель
предлагает рассмотреть что же находится в корзине. Хозяйка достает поочередно овощи.
Мы вместе с детьми рассматриваем морковь и огурец. Какого цвета морковь? ( ответ
детей). Какого цвета морковь? ( ответ детей). Уточняем названия, цвет. Покажите какую
форму имеет морковь, огурец? ( дети показывают)Рассказываю о каждом овоще.
Предлагаю закончить предложение. Это морковка, какая она? (красная, показывает
форму – длинная).
Задаю вопросы детям:
- Кто кушал морковку, какая она?
- Морковь твердая или мягкая?
- А огурчик?
Кто пробовал огурчик?
Какой огурчик на вкус? - твердый, хрустящий. Добиваюсь, что бы дети использовали в
ответе прилагательные и глаголы.
Физкульт - минутка
В огород мы идем и огурчик там найдем (дети топают ножками, нагибаются ищут огурчик)
Вот такой он маленький ( дети показывают)
В огород мы идем и морковку там найдем ( дети топают ножками, нагибаются, ищут
морковь)
Вот какая красная, вот какая длинная ( показывают – разводят руками)
Предлагаю детям сесть за столы. На столах перед каждым ребенком корзина. Предлагаю
детям наполнить корзину овощами. ( дети раскладывают заготовки в корзины, помогаю
закрепить заготовки к корзине, оказываю индивидуальную помощь при наклеивании
деталей). А сейчас мы с вами отправимся с овощами к хозяйке, а она отнесет овощи на
кухню. А зачем отнесет овощи на кухню. ( предлагаю подумать, дети отвечают). За тем,
что бы сварить суп для наших маленьких ребят.
Идем со своими корзинами к хозяйке, дети отдают корзины хозяйке. Читаю
стихотворение « Овощи». Дети продолжают играть с овощами, которые остались в
большой корзине
Список литературы:
1.
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.: Мозаика- Синтез,
2006-2010.
2.
Касаткина E. И. Игра в жизни дошкольника. — М., 2010.
3.
Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе
ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5.
4.
Пенькова Л. А. , Коннова 3. П. Развитие игровой активности
дошкольников.
Интернет