Автор: Молдавчук Мария Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 63 комбинированного вида
Населённый пункт: Кировского района города Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Молдавчук М.С.
ГБДОУ детский сад № 63 комбинированного вида Кировского района
Санкт-Петербурга
Г. Санкт-Петербург
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с
новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих
действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной
гармонии с природой. Уже в старшем возрасте дети без особых усилий
усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в
доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к
природным явлениям.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее
перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу
очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы,
которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что
его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает
животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта
возможность
должна
быть
использована
как
можно
полнее
в
целях
экологического воспитания. Главным условием реализации задач экологического
воспитания
является
создание
эколого-развивающей
предметной
среды,
способствующей формированию у дошкольников экологической воспитанности,
которая предусматривает приобретение представлений о самоценности и
неповторимости компонентов природы, проявление гуманных чувств к живым
существам, овладение умениями чувствовать красоту и любоваться ею, знать
правила безопасного поведения в природе.
Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру
для детского мышления, безусловно, является наблюдения за живой природой, и
забота о братьях наших меньших.
Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их
окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят, к сожалению
не все, зачастую не замечая главного. В связи, с чем очень важно всегда быть
рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие
законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально
отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать,
созидать. Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным
воспитанием
–
это
воспитание
человечности,
доброты,
милосердия,
ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом с
прекрасным, что создала природа.
В процессе экологического воспитания детей в детском саду используют
различные методы: наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (игра,
труд); словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений,
беседы) и экспериментальные (опыт).
В
методике
экологического
воспитания
дошкольников
все
методы
классифицируются на две группы в зависимости от того, знакомятся дети с
природой через непосредственный контакт с ней, то есть через общение с
реальными объектами природы, или — через ознакомление опосредованным
путем (через картину и т. п.).
К методам, которые обеспечивают непосредственный контакт с природой,
относятся наблюдения, несложные опыты, труд в природе, и игры с природными
материалами. Методы косвенного ознакомления с природой — рассказы, чтение
художественных произведений, беседы.
Наблюдение является основным методом ознакомления детей с природой.
Сутью наблюдения является непосредственное, целенаправленное, планомерное
восприятие детьми процессов, явлений, объектов окружающего мира с помощью
органов чувств. Методу наблюдения принадлежит особая роль в познании
детьми природы, поскольку он базируется на чувственном восприятии,
обеспечивает живой контакт детей с реальными объектами природы, в
результате чего у детей формируются реалистичные представления об объектах
природы и связи между ними.
Во время наблюдения активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь,
дошкольники выделяют в предметах и явлениях основные, существенные
признаки, устанавливают причинно-следственные связи, зависимости.
Метод демонстрации заключается в показе детям натуральных предметов
или их изображений (картин, диапозитивов, кинофильмов). Демонстрацию
используют для уточнения, обобщения и систематизации знаний детей о
предметах и явлениях, формирования представлений о недоступных для
непосредственного восприятия объектов.
Рассказ обогащает ребенка разнообразными впечатлениями, влияет на его
ум,
чувства,
воображение.
Рассказ
воспитателя
должна
иметь
четко
определенную тему, художественную форму, быть динамичным, основываться
на близких и интересных для детей фактах.
Чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы
способствует расширению знаний дошкольников о предметах и явлениях,
формированию художественных вкусов, возникновению сопереживания.
Беседу используют для обобщения и систематизации знаний. Участвуя в
беседе, ребенок должен знать, о чем идет речь, уметь включаться в диалог,
поддерживать и развивать его, слушать и понимать собеседника, управлять
своим вниманием и др.
Игра
предусматривает
применение
в
обучении
элементов
игровой
деятельности, в результате чего дидактическая задача становится более
понятной, доступной и привлекательной для ребенка, а процесс обучения —
интересным. Дидактические игры с комнатными растениями могут быть
использованы на занятиях по математике. Например, при ознакомлении с
величиной: широкий/узкий, большой/маленький (листья фуксии, традесканции)
— игра «Найди по описанию»); высокий/низкий (примула и бальзамин);
количеством (стеблей, цветков); формой (длинная, круглая) и т. д. Также
сюжетные дидактические игры используют на занятиях по ознакомлению с
окружающей средой и развитию речи («Магазин цветов», «Путешествие в
магазин», «Цветок, цветок, где твой дом?», «Посади цветок».
Работа в природе рассматривается как один из основных методов
ознакомления дошкольников с природой. В процессе труда дети наиболее
убедительно и наглядно убеждаются в связи между условиями для растений и их
развитием. Дошкольники овладевают новыми приемами обследования, учатся
отличать культурные растения от сорняков.
Опыт определяется как способ материального воздействия человека на
объект с целью изучения этого объекта, познание его свойств. Другими словами,
это наблюдение со специально созданными условиями.
Таким образом, в дошкольном учреждении применяются такие основные
типы экологических занятий: занятия первично-ознакомительного типа; занятий
углубленно-познавательного
типа;
занятия
обобщающего
типа;
занятия
комплексного типа. Основным содержанием наблюдений детей младшего
дошкольного возраста в уголке природы становятся рост и развитие растений,
изменения, происходящие с ними в зависимости от сезона. Дети должны знать,
что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном
питании; различные растения нуждаются в разном количестве света и влаги.
Экологические занятия воспитывают у детей любовь к природе, стремление
охранять
ее.
Прогулки
и
экскурсии
имеют
большое
воспитательно-
образовательное значение, они обеспечивают непосредственное общение детей с
природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет
возможность показать детям предметы и явления природы в естественных
условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные
представления о растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, который
преобразовывает природу
Литература
1.
Воронкевич
О.А.
«Добро
пожаловать
в
экологию!»
парциальная
программа
работы
по
формированию
экологической
культуры
у
детей
дошкольного возраста, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014
2.
Ванин С.А. «Зоосад в - детский сад» Санкт-Петербург «Детство-пресс»,
2005
3.
Давыдова М.А «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных
праздников», Москва «Вако», 2007
4.
Дедулевич
М.Н.,
Шишкина
В.А.
«Прогулки
в
природу»,
Москва
«Просвещение», 2002
5.
Николаева С.Н., И.А. Комарова «Сюжетные игры в экологическом
воспитании дошкольников», Москва – 2005
6.
Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду», Творческий
центр, Москва 2009
7.
Чермашенцева О. В., «Основы безопасного поведения дошкольников»,
Волгоград, 2010
8.
Фадеева
В.В.,
«Безопасность
ребенка.
Первая
помощь»
ООО
«Издательство «Мир и Образование», 2009
9.
Хабарова Т.В., Шифигуллина Н.В. «Планирование занятий по экологии и
педагогическая
диагностика
экологической
воспитанности
дошкольников,
Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011