Напоминание

"Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Молдавчук Мария Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 63 комбинированного вида
Населённый пункт: Кировского района города Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Молдавчук М.С.

ГБДОУ детский сад № 63 комбинированного вида Кировского района

Санкт-Петербурга

Г. Санкт-Петербург

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с

новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих

действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной

гармонии с природой. Уже в старшем возрасте дети без особых усилий

усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в

доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к

природным явлениям.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее

перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу

очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы,

которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что

его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает

животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта

возможность

должна

быть

использована

как

можно

полнее

в

целях

экологического воспитания. Главным условием реализации задач экологического

воспитания

является

создание

эколого-развивающей

предметной

среды,

способствующей формированию у дошкольников экологической воспитанности,

которая предусматривает приобретение представлений о самоценности и

неповторимости компонентов природы, проявление гуманных чувств к живым

существам, овладение умениями чувствовать красоту и любоваться ею, знать

правила безопасного поведения в природе.

Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру

для детского мышления, безусловно, является наблюдения за живой природой, и

забота о братьях наших меньших.

Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их

окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят, к сожалению

не все, зачастую не замечая главного. В связи, с чем очень важно всегда быть

рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие

законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально

отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать,

созидать. Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным

воспитанием

это

воспитание

человечности,

доброты,

милосердия,

ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом с

прекрасным, что создала природа.

В процессе экологического воспитания детей в детском саду используют

различные методы: наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (игра,

труд); словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений,

беседы) и экспериментальные (опыт).

В

методике

экологического

воспитания

дошкольников

все

методы

классифицируются на две группы в зависимости от того, знакомятся дети с

природой через непосредственный контакт с ней, то есть через общение с

реальными объектами природы, или — через ознакомление опосредованным

путем (через картину и т. п.).

К методам, которые обеспечивают непосредственный контакт с природой,

относятся наблюдения, несложные опыты, труд в природе, и игры с природными

материалами. Методы косвенного ознакомления с природой — рассказы, чтение

художественных произведений, беседы.

Наблюдение является основным методом ознакомления детей с природой.

Сутью наблюдения является непосредственное, целенаправленное, планомерное

восприятие детьми процессов, явлений, объектов окружающего мира с помощью

органов чувств. Методу наблюдения принадлежит особая роль в познании

детьми природы, поскольку он базируется на чувственном восприятии,

обеспечивает живой контакт детей с реальными объектами природы, в

результате чего у детей формируются реалистичные представления об объектах

природы и связи между ними.

Во время наблюдения активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь,

дошкольники выделяют в предметах и явлениях основные, существенные

признаки, устанавливают причинно-следственные связи, зависимости.

Метод демонстрации заключается в показе детям натуральных предметов

или их изображений (картин, диапозитивов, кинофильмов). Демонстрацию

используют для уточнения, обобщения и систематизации знаний детей о

предметах и явлениях, формирования представлений о недоступных для

непосредственного восприятия объектов.

Рассказ обогащает ребенка разнообразными впечатлениями, влияет на его

ум,

чувства,

воображение.

Рассказ

воспитателя

должна

иметь

четко

определенную тему, художественную форму, быть динамичным, основываться

на близких и интересных для детей фактах.

Чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы

способствует расширению знаний дошкольников о предметах и явлениях,

формированию художественных вкусов, возникновению сопереживания.

Беседу используют для обобщения и систематизации знаний. Участвуя в

беседе, ребенок должен знать, о чем идет речь, уметь включаться в диалог,

поддерживать и развивать его, слушать и понимать собеседника, управлять

своим вниманием и др.

Игра

предусматривает

применение

в

обучении

элементов

игровой

деятельности, в результате чего дидактическая задача становится более

понятной, доступной и привлекательной для ребенка, а процесс обучения —

интересным. Дидактические игры с комнатными растениями могут быть

использованы на занятиях по математике. Например, при ознакомлении с

величиной: широкий/узкий, большой/маленький (листья фуксии, традесканции)

— игра «Найди по описанию»); высокий/низкий (примула и бальзамин);

количеством (стеблей, цветков); формой (длинная, круглая) и т. д. Также

сюжетные дидактические игры используют на занятиях по ознакомлению с

окружающей средой и развитию речи («Магазин цветов», «Путешествие в

магазин», «Цветок, цветок, где твой дом?», «Посади цветок».

Работа в природе рассматривается как один из основных методов

ознакомления дошкольников с природой. В процессе труда дети наиболее

убедительно и наглядно убеждаются в связи между условиями для растений и их

развитием. Дошкольники овладевают новыми приемами обследования, учатся

отличать культурные растения от сорняков.

Опыт определяется как способ материального воздействия человека на

объект с целью изучения этого объекта, познание его свойств. Другими словами,

это наблюдение со специально созданными условиями.

Таким образом, в дошкольном учреждении применяются такие основные

типы экологических занятий: занятия первично-ознакомительного типа; занятий

углубленно-познавательного

типа;

занятия

обобщающего

типа;

занятия

комплексного типа. Основным содержанием наблюдений детей младшего

дошкольного возраста в уголке природы становятся рост и развитие растений,

изменения, происходящие с ними в зависимости от сезона. Дети должны знать,

что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном

питании; различные растения нуждаются в разном количестве света и влаги.

Экологические занятия воспитывают у детей любовь к природе, стремление

охранять

ее.

Прогулки

и

экскурсии

имеют

большое

воспитательно-

образовательное значение, они обеспечивают непосредственное общение детей с

природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет

возможность показать детям предметы и явления природы в естественных

условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные

представления о растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, который

преобразовывает природу

Литература

1.

Воронкевич

О.А.

«Добро

пожаловать

в

экологию!»

парциальная

программа

работы

по

формированию

экологической

культуры

у

детей

дошкольного возраста, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014

2.

Ванин С.А. «Зоосад в - детский сад» Санкт-Петербург «Детство-пресс»,

2005

3.

Давыдова М.А «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных

праздников», Москва «Вако», 2007

4.

Дедулевич

М.Н.,

Шишкина

В.А.

«Прогулки

в

природу»,

Москва

«Просвещение», 2002

5.

Николаева С.Н., И.А. Комарова «Сюжетные игры в экологическом

воспитании дошкольников», Москва – 2005

6.

Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду», Творческий

центр, Москва 2009

7.

Чермашенцева О. В., «Основы безопасного поведения дошкольников»,

Волгоград, 2010

8.

Фадеева

В.В.,

«Безопасность

ребенка.

Первая

помощь»

ООО

«Издательство «Мир и Образование», 2009

9.

Хабарова Т.В., Шифигуллина Н.В. «Планирование занятий по экологии и

педагогическая

диагностика

экологической

воспитанности

дошкольников,

Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011



В раздел образования