Автор: Глебова Наталья Михайловна
Должность: учитель начальной школы
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат №20 Петроградского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка урока внеклассного чтения для 3 класса детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: Методическая разработка урока внеклассного чтения для 3 класса детей с тяжелыми нарушениями речи по теме: "Стихи русских и советских писателей"
Раздел: начальное образование
Методическая разработка урока внеклассного чтения для 3
класса детей с тяжелыми нарушениями речи по теме: «Стихи
русских и советских писателей»
Автор материала Н.М. Глебова, учитель начальных классов ГБОУ
школы-интерната №20 Петроградского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Урок разработан для учащихся 3 класса с тяжелыми нарушениями речи.
Тема урока раскрывает широкие возможности для решения специфических и
неспецифических проблем , возникающих у учащихся при изучении
произведений стихотворного жанра.
Программа: УМК «Школа России», учебник Ефросинина Л.А.
«Литературное чтение» (учебная хрестоматия) 3 класс, 2013 г.
Цель: Знакомство с произведениями русских и советских поэтов.
Формирование понятий «тема», «основная мысль» на материале урока.
Задачи:
-формировать умение определять тему и основную мысль художественного
произведения;
-формировать понимание эмоциональной и чувственной стороны
поэтических произведений;
-развивать умение выразительного чтения стихотворения;
- формировать понятия общечеловеческих ценностей;
-развивать память, внимание, мышление;
-контролировать правильное произнесение звуков, ударения, соблюдение
орфоэпических норм;
-способствовать обогащению словаря.
Планируемые результаты:
Предметные: умение анализировать художественное произведение,
определять тему, главную мысль. Определять и называть сравнения и
олицетворения. Выявлять настроение и чувства, заложенные в произведении
.Умение выразительно читать, предавать настроение при чтении.
Метапредметные:
-регулятивные: понимание задачи урока, сохранение ее на протяжении всего
занятия;
-познавательные: установление причинно-следственных связей, создание
собственного высказывания по аналогии с учителем; сравнение и
классификация по заданным критериям;
-коммуникационные:
высказывание и обоснование своей точки зрения,
умение слышать других и вступать в диалог, быть готовым корректировать
свою точку зрения, умение договариваться и приходить к общему решению.
Личностные: демонстрация творческого потенциала, понимание
нравственных и общечеловеческих ценностей, выражение личностной
оценки, умение осознавать и определять свои эмоции, мотивация обращения
к книге, как к источнику эстетического наслаждения.
Педагогические технологии:
-развивающее обучение
-проблемное обучение
-обучение в сотрудничестве
-игровые технологии
Формы и метод диагностики УДД:
целенаправленное наблюдение, обсуждение, диалог, письменная
самостоятельная работа.
Материально-техническое обеспечение и оформление:
костюмы для драматизации произведений, таблички.
Ход урока.
1.Организация начала урока. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Сегодня мы послушаем
стихотворения, которые вы
подготовили, подумаем, о чем они,
постараемся понять, почему автор
выбрал именно эту тему для
стихотворения.
2. Основной этап
-О чем это стихотворение?
-Какова тема и главная мысль
стихотворения? Какое настроение у
этого стихотворения? Какие чувства
оно вызвало?
Заполнение на доске схемы-таблицы
по ответам учащихся. (тема/ главная
мысль/чувство)
О чем это стихотворение?
-Какова тема и главная мысль
стихотворения? Почему мы выбрали
такой костюм? Какой прием
использует автор? С кем сравнивают
Россию? Заполнение на доске схемы-
таблицы по ответам учащихся. (тема/
главная мысль/чувство)
О чем это стихотворение?
-Какова тема и главная мысль
стихотворения?
Заполнение на доске схемы-таблицы
Два ученика читают произведение Б.
Заходера «Мы-
друзья».Инсценировка.
Ответы на вопросы учителя.
Высказывают свое мнение.
Ученица читает наизусть отрывок из
стихотворения Сергея Васильева
«Россия»
Ответы на вопросы учителя.
Высказывают свое мнение.
Аргументируют свои ответы.
Три ученика читают наизусть
стихотворение С. Маршака «Зубная
быль»
Инсценировка.
Ответы на вопросы учителя.
Высказывают свое мнение.
по ответам учащихся. (тема/ главная
мысль/чувство)
О чем это стихотворение?
-Какова тема и главная мысль
стихотворения?
Заполнение на доске схемы-таблицы
по ответам учащихся. (тема/ главная
мысль/чувство)
Аргументируют свои ответы.
Ученик читает стихотворение
Владимира Степанова «Рассказ
ветерана»
Ответы на вопросы учителя.
Высказывают свое мнение.
Аргументируют свои ответы.
3. Заключительный этап. Рефлексия.
О чем еще вы читали стихотворения?
Почему писатели пишу именно на эти
темы? Какие темы волнуют вас?
Подумайте, если бы вы были
поэтами, на какую тему вы написали
бы стихотворение и почему?
Напишите на листочках ответ на этот
вопрос.
Давайте обсудим ваши ответы.
Положительная оценка всех
учащихся, выражение благодарности
за работу.
Отвечают на вопросы, высказывают
свое мнение.
Выполняют письменно задание.
Зачитывают свои ответы.
Обсуждение ответов и мнений.
Приложения:
Борис Заходер «Мы-друзья»
С виду мы
Не очень схожи:
Петька толстый,
Я худой,
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том,
Что он и я -
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем.
Даже вместе...
Отстаем!
Дружба дружбою,
Однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
- Что-то, Вова,
Позабыл!
- И я забыл...
Ну, неважно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
Я как стукну!
- Я как тресну!
- Он как даст!
- А я как дам!..
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду -
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льется,
А она еще смеется:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Сергей Васильев «Россия» (отрывок)
Люблю тебя, моя Россия,
за ясный свет твоих очей,
за ум, за подвиги святые,
за голос звонкий, как ручей.
Люблю твои луга и нивы,
прозрачный зной твоих равнин,
к воде склонившиеся ивы,
верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
с воспетым трижды камышом,
с великой Волгою-рекою,
с могучим, быстрым Иртышем.
Люблю, глубоко понимаю,
твержу всем сердцем наизусть
всё то, что гордо называю
одним широким словом: Русь.
Люблю тебя, моя Россия,
за твой характер боевой,
за испытанья грозовые,
за величавый облик твой.
Самуил Маршак «Зубная быль»
В дверь поликлиники зубной
Вбежал взъерошенный больной,
Большим обвязанный платком
С торчащим кверху узелком.
Был у него жестокий флюс,
Перекосивший правый ус.
А слева был такой же флюс,
Перекосивший левый ус.
Больной был сумрачен и зол:
Два зуба вырвать он пришел,
Два крайних зуба с двух сторон, -
Как говорится, - с корнем вон!
- В какой пройти мне кабинет?
Спросил он даму средних лет.
Но услыхал в ответ слова:
- Зарегистрируйтесь сперва.
- Вы что, смеетесь надо мной? -
Взревел в отчаянье больной.
- Простите, я, быть может, груб,
Но сто чертей сверлят мой зуб!
В ответ - бесстрастные слова;
- Зарегистрируйтесь сперва.
Идет он, проклиная свет,
К другой особе средних лет
И ждет, пока, припудрив нос,
Она начнет чинить допрос.
- Где родились? Вам сколько лет?
Лечились раньше или нет?
Национальность. Должность. Стаж.
Образованье. Адрес ваш...
Вопросов, двадцать задала
Особа, сидя у стола.
Когда ж спросила наконец:
- Болел ли корью ваш отец? -
Больной сорвал с распухших щек
Узлом завязанный платок
И, привязав шпагат к зубам,
Себе два зуба вырвал сам...
Два крайних зуба с двух сторон, -
Как говорится, - с корнем вон!
Владимир Степанов «Рассказ ветерана»
Я, ребята, на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой,
Но, как видите, - живой.
Не имел, ребята, права
Я замёрзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу.
Должен был прийти я к маме,
Хлеб растить, косить траву.
В День Победы вместе с вами
Видеть неба синеву.
Помнить всех, кто в горький час
Сам погиб, а землю спас…
Я веду сегодня речь
Вот о чём, ребята:
Надо Родину беречь
По-солдатски свято!
Тема. Основная мысль.
Чувства
дети
дружба
не обижаться на друзей
беречь дружбу
веселье
радость
Родина
любовь к России
природа России
сила России
гордость
восхищение
любовь
жизнь людей
равнодушие
надо помогать друг другу
сочувствие
сострадание
возмущение
война
подвиг, героизм солдата
грусть
печаль
скорбь
Самоанализ
Тема урока: «Стихи русских и советских писателей». Урок находится в связи
с предыдущими и последующими уроками. Основным в уроке является этап
закрепления ранее полученных знаний.
Для данного контингента учащихся степень сложности этого урока- высокая.
Цель: Знакомство с произведениями русских и советских поэтов.
Формирование понятий «тема», «основная мысль» на материале урока.
Прием драматизации помог достигнуть поставленной цели, что позволило
сделать обычный урок увлекательным, способствовал формированию
духовной базы ребенка, пробуждению интереса к общечеловеческим
ценностям, раскрытию творческих способностей; создать непринужденную
атмосферу в классе, активизировать познавательную деятельность.
Задачи:
Предметные: умение анализировать художественное произведение,
определять тему, главную мысль. Определять и называть сравнения и
олицетворения. Выявлять настроение и чувства, заложенные в произведении
.Умение выразительно читать, предавать настроение при чтении.
Метапредметные:
-регулятивные: понимание задачи урока, сохранение ее на протяжении всего
занятия;
-познавательные: установление причинно-следственных связей, создание
собственного высказывания по аналогии с учителем; сравнение и
классификация по заданным критериям;
-коммуникационные: высказывание и обоснование своей точки зрения,
умение слышать других и вступать в диалог, быть готовым корректировать
свою точку зрения, умение договариваться и приходить к общему решению.
Личностные: демонстрация творческого потенциала, понимание
нравственных и общечеловеческих ценностей, выражение личностной
оценки, умение осознавать и определять свои эмоции, мотивация обращения
к книге, как к источнику эстетического наслаждения.
Этапы урока:
Урок состоит из нескольких этапов с использованием различных видов
деятельности:
- драматизация стихотворения учащимися ;
- последующее обсуждение содержания в виде ответов на вопросы учителя;
-заполнения тезисной схемы-таблицы;
- рефлексия- выполнение творческого задания.
Педагогические технологии:
-развивающее обучение
-проблемное обучение
-обучение в сотрудничестве
-игровые технологии
Используемые технологии способствовали достижению планируемых
результатов, позволили сделать урок интересным и эффективным.
В течение всего урока оценивалось интеллектуальное и эмоциональное
состояние учащихся. Для этого использовались такие приёмы, как
психоэмоциональный настрой как в начале урока, так и в течение всего
урока, смена видов деятельности.
Время на занятии использовалось эффективно, запланированный объём
занятия выполнен, заявленной цели и поставленных задач проведённый урок
достиг. Интенсивность занятия была оптимальной с учётом физических и
психологических возможностей данных детей. Детьми прилагались большие
интеллектуальные усилия для достижения достойного результата.
Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор
современных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться в
своём индивидуальном развитии.