Напоминание

"Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС"


Автор: Прокопенко Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Закутчанская СОШ"
Населённый пункт: с.Закутское Вейделевский район Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС

Современный урок – это урок, соответствующий времени. Под

временем я понимаю состояние общества, государства, мира, науки, всех

сфер бытия, окружающих человека. А также состояние самого человека,

прежде всего, главных героев урока – ученика и учителя.

Принципиальным отличием современного подхода является

ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных

программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но

и умение применять эти знания в практической деятельности. На данный

момент современному обществу нужны нравственные, образованные,

предприимчивые люди, которые способны: анализировать свои поступки,

действия; самостоятельно принимать решения, понимая их возможные

последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству;

иметь чувство ответственности за судьбу страны, ее социально-

экономическое процветание.

Каким должен быть современный урок в начальных классах? Как

сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями,

но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес,

подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание и

вырабатывало логическое мышление? Необходимо обратить внимание на то,

что современные уроки помогают преодолевать авторитарный стиль

общения между учителем и учеником. Такие уроки включают в себя ряд

требований, которые используются в системе. Это прежде всего:

- Урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная

доска…..);

- Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому

ученику;

- Урок, содержащий разные виды деятельности;

- Урок, на котором ученику должно быть комфортно;

- Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие

познавательной активности ученика;

- Современный урок развивает у детей креативное мышление;

- Современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;

- Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости

и увлеченности.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны

быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой

типологии мы придерживаемся.

- Цели урока задаются с направленностью передачи функции от учителя

к ученику;

- Учитель ежедневно обучает детей осуществлять рефлексивное действие,

умение оценить свою готовность, находить причины затруднений,

обнаруживать незнание, и т. п.;

- На уроках используются разнообразные методы, формы, и приёмы

обучения, которые повышают степень активности учащихся в учебном

процессе;

- Учитель учит обучающихся ставить и адресовать вопросы, а так же владеет

технологией диалога;

- Учитель учит детей работать по правилу, а так же творчески сочетает

репродуктивную и проблемную формы обучения.;

- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися,

используя для этого специальные приёмы. На уроке происходит

формирование контрольно-оценочной деятельности обучающихся;

- Учитель стремится оценивать видимые успехи каждого ученика, поощряет

и поддерживает минимальные достижения;

- Учитель заранее планирует коммуникативные задачи урока;

- Учитель принимает и поощряет собственную позицию ученика, его личное

мнение, а так же обучает корректным формам их выражения;

- Стиль, тон отношений, которые задаются на уроке, помогают создать

атмосферу сотрудничества и психологического комфорта;

- На уроке происходит глубокое личностное воздействие «учитель-ученик»,

через отношения, совместную деятельность и т. д.

Современный урок формирования знаний на основе сочетания

разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач.

Методы и формы современного урока очень разнообразны:

1. Метод проектов — это целенаправленная, в целом самостоятельная

деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя,

направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или

социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде

материального и/или идеального продукта.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини — проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных

групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению

продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной

деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит при

участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации

выполняются во внеурочное время.

2. Информационно-коммуникационные технологии

Применение мультимедийных средств позволяет сократить время при

выполнении заданий, что повышает продуктивность урока. Мультимедиа

технологии наряду с живым словом педагога является важным компонентом

образовательного процесса.

Педагог может использовать в своей работе личные

презентации. Очень эффективными могут быть тесты,

кроссворды, разработанные в компьютерном варианте. Спектр

использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно

широк.

Использование ИКТ на различных занятиях позволяет :

- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках

окружающего мира;

- овладевать практическими способами работы с информацией;

- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью

современных технических средств.

Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-

иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок

становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует

осознанному усвоению знаний учащимися.

В соответствии с новыми "Квалификационными характеристиками

должностей работников образования" каждый педагог просто обязан уметь

работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы

обеспечить одно из главнейших прав детей – право на качественное

образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой

технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с

использованием мультимедиа проектора, электронной доски и компьютера,

обеспечивающего выход в Интернет.

3. Здоровьесберегающие технологии (интеграция)

В качестве основополагающих принципов здоровьесбережения можно

выделить: создание образовательного пространства, обеспечивающего снятие

всех стрессовых факторов в учебно-воспитательном процессе, использование

индивидуального подхода, обеспечение мотивации образовательной

деятельности, организацию двигательной активности, создание ситуации

успеха.

Здоровьесбережение достигается через — учет особенностей класса

(изучение и понимание человека); создание благоприятного

психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих

появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий

для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов

деятельности; предупреждение гиподинамии. Использование данной

технологии приводит к — предотвращению усталости и утомляемости;

повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных

достижений.

4. Портфолио

Ученик должен видеть результаты своего труда, динамику своего

развития, именно это видение вызывает еще большую мотивацию к

достижению успеха. Поэтому введение в образовательный процесс такой

формы, как портфолио, папки достижений учащегося, очень актуально и

немаловажно. Учителю необходимо подготовить не только знающего

специалиста, но и личность, умеющую адаптироваться в столь быстро

изменяющемся мире, в бурном потоке экономического развития, умеющую

обобщать, анализировать, принимать взвешенные решения в сложившихся

ситуациях, креативно подходить к любым жизненным и производственным

вопросам. Я считаю, что необходимо оценивать не только достижения

ученика, но и то, какие изменения произошли с ним по сравнению с тем

временем, когда он только приступил к учебе. В течение определенного

учебного периода происходят изменения личностных качеств ребенка.

Говоря о роли портфолио в образовательном процессе, многие сторонники

этой формы оценки видят в портфолио гораздо больше, чем просто форму

оценки или собрание работ.За этой идеей стоит целая образовательная

философия. Идея портфолио связана с новым пониманием сути учебного

процесса, с целями образования по новому стандарту. Главное — не

портфолио как таковое, а портфолио как совокупность процесса обучения и

воспитания личности, выстраиваемых в связи с достижениями. Само

портфолио получается как побочный продукт такого процесса. На мой

взгляд, портфолио есть важнейший документ личностного развития ученика,

демонстрации динамики его роста и формирования индивидуального

образовательного пути ученика от одной ступени к другой. В настоящее

время в педагогической литературе я нахожу разнообразные типы портфолио

— такие, как классический, исследовательский, рабочий, предметный,

портфолио-проект, портфолио работ, портфолио отзывов, портфолио-

дневник. Я вижу, что в идее создания портфолио как формы оценки

достижений учащихся заключены большие возможности для модернизации

школьного обучения, то есть для совершенствования процесса обучения в

свете требований по новому стандарту, представленному в настоящее время

школе; такая оценка достижений учащихся может стать одним из важнейших

направлений модернизации, но только при условии обеспечения его

надлежащим теоретическим анализом и связанными с ним дидактико-

методическими материалами.

А теперь давайте рассмотрим факторы, влияющие на успешное проведение

современного урока.

Говоря об успешном проведении урока, следует начать с принципов его

организации:

Принцип свободы, т. е. обеспечение возможности для каждого ученика

открывать себя в различных видах деятельности.

Принцип сотрудничества, который, безусловно, базируется на

взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащихся в процессе

обучения.

Принцип толерантности, который подразумевает понимание

и принятие особенностей обучающегося и создание благоприятной

атмосферы для дальнейшего его саморазвития.

Принцип терпимости, который основывается на способности снижать

уровень эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы

межличностного взаимодействия.

Безусловно, современный урок должен способствовать активизации

познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы

и творчества, а также единству формирования знаний, умений и навыков

учащихся (практических, умственных, специальных и общих) и иметь

благоприятный психологический микроклимат.

Для успешного достижения вышеизложенных целей на уроке должны

просматриваться следующие ситуации:

Ситуация открытости. Ученик должен иметь возможность быть

успешным настолько, насколько он может или хочет быть.

Ситуация успеха. Для ученика должна быть создана атмосфера,

мотивирующая его к успешному обучению.

Ситуация поддержки. С целью создания благоприятного микроклимата

на уроке, учитель должен оказывать поддержку ученику

в эмоциональном, волевом, интеллектуальном, деятельном аспектах.

Ситуация коммуникации. Должно быть создано продуктивное

общение, направленное на эффективное взаимодействие учителя

и ученика.

Наличие всех факторов, влияющих на успешное проведение

современного урока, является важным условием создания продуктивного

образовательного процесса.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий

требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок – это:

- Урок с использованием техники (компьютер, диапроектор,

интерактивная доска и т.п.).

- Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому

ученику.

- Урок, содержащий разные виды деятельности.

- Урок, на котором ученику должно быть комфортно.

- Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие

познавательной активности ученика.

- Современный урок развивает у детей креативное мышление.

- Современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

- Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу

радости и увлеченности.

Но самое важное в образовательном процессе - это настрой

преподавателя на качественное проведение урока. От того, как педагог

настроится на данный урок, как он сумеет «войти в форму», насколько четко

продумает свое педагогическое поведение, во многом зависит эффективность

проектируемого урока. Поэтому современный урок – это прежде всего

современный учитель.

Литература:

1. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов

общего образования. Издательство «Просвещение» 2014г.

2. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.

3. Ефимов В. Ф. Использование информационно - коммуникативных

технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа». № 2

2009г

4. Букреева С. Н., Мухортова И. И. Современный урок как

основополагающий компонент в образовательном процессе XXI века //

Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 738-740.

5. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом

требований ФГОС: Методическое пособие/Под ред. Н.Н.Деменевой. – М.:

АРКТИ, 2013.

6. Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио — новые формы контроля и

оценки достижений учащихся // Директор школы. 2000.

7. Римкявичене О.А. Портфолио в современном образовательном поле.

Санкт-Петербург, 2005.



В раздел образования