Напоминание

Особенности развития мышления современных детей с точки зрения психологов


Автор: Москалева Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №101"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития мышления современных детей с точки зрения психологов
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развития мышления современных детей

с точки зрения психологов

Современное общество живет в эпоху развития компьютерных и

«нано»-технологий,

поэтому

современные

дети

должны

быть

интеллектуально развитыми личностями.

Психологами

всего

мира

признано,

что

наиболее

интенсивное

интеллектуальное развитие детей приходится на период с 3до 8 лет. Одним

из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность

логически мыслить.

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех

психических

процессов,

которые

обеспечивают

ребенку

возможность

ознакомления с окружающей действительностью. Всем известно, что

дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более

уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше

подготовлены к школе.

В дошкольном возрасте необходимо научить детей рассуждать,

анализировать свои поступки, искать причинно-следственные связи и

связывать всё в единую картину.

Развивать

- любознательность,

сообразительность, смекалку, наблюдательность, самостоятельность, память,

внимание.

Овладение формами мышления в дошкольном возрасте способствует

развитию умственных способностей,

что необходимо для успешного

перехода детей к школьному обучению.

Психологи выделяют три вида мышления:

- Предметно - действенное мышление – 2,5-3 года, является ведущим

до 4-5 лет.

Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и

отношения между предметами.

- Наглядно - образное мышление – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет.

Основные достижения среднего возраста связаны с развитием игровой

деятельности: развитием образного мышления и воображения; развитием

памяти,

внимания,

познавательной

мотивации,

совершенствование

восприятия. Дети способны использовать простые схематизированные

изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по

схеме, решать лабиринтные задачи.

- Словесно - логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет,

становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у

большинства взрослых людей.

Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и

совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности

объекты вступят во взаимодействие и т.д.

1

В структуру мышления входят несколько логических операций:

- Сравнение

- Анализ

- Синтез

- Абстрагирование

- Обобщение

- Классификация

- Конкретизация

Зачем логика маленькому ребенку?

В результате освоения практических действий дети познают свойства и

отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их

характерные

особенности,

пространственно

временные

отношения,

многообразие

геометрических

фигур.

Всем

этим

должен

овладеть

дошкольник постепенно от простого к сложному.

Сейчас все чаще слышим от родителей, что дети более старшего

возраста не хотят думать, их не интересует ничего, кроме игр, интернета,

общения и т.д. От детей слышим, что им скучно читать большие тексты, что

не обязательно учить что-то, так как можно все найти в интернете.

Что

происходит

с

мышлением

наших

детей?

Оно

становится

фрагментарным, неспособным мыслить системно, а значит и окружающее

они воспринимают мозаично, не целостно, а обрывочно. И не зря родители

удивляются, что их чадо не может связать простые вещи.

В середине 1990-х годов появился термин «клиповое мышление», и

первоначально он означал особенность человека воспринимать мир через

короткие яркие образы. Слово

«clip» переводится с английского как

фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма.

При клиповом мышлении жизнь напоминает видеоклип: человек

воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не

связанных между собой событий.

В

результате

человек,

не

осмыслив

одну

тему,

переходит

к

потреблению другой. Человек привыкает к постоянной смене сообщений и

требует новых. Усиливается желание искать цепляющие заголовки и

вирусные ролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать

фотографии и так далее.

Вашему

вниманию

представляю

интересную

информацию

о

«клиповом»

мышлении.

У

него

есть

как

положительные,

так

и

отрицательные стороны. Таким образом, для лучшего Вашего восприятия я

их зачитаю.

2

Плюсы клипового мышления:

1. Ускоряет реакцию, т.е. дети быстрее реагируют на любые стимулы и

изменения (не задумываясь).

2. Защищает мозг от информационной перегрузки, это значит сознание

современного

человека

естественным

образом

подстраивается

под

необходимость реагировать на терабайты( т.е объём) информации, которые

поступают из десятков разных источников, включая интернет.

3. Развивает многозадачность, такие люди могут одновременно слушать

музыку, общаться в чате, сёрфить по интернету, редактировать фото и делать

при этом уроки или работать.

Как говорилось на ряду с положительными имеются и отрицательные

стороны, таки как:

1. Человек не способен долго концентрироваться на информации, у него

заметно снижается способность к анализу.

2. Ослабляет чувство сопереживания.

Жестокость и насилие, с экранов телевизоров и каналов на YouTube,

постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям

других, «градус сочувствия» резко падает, т.к. через сознание прошли

тонны новой информации и человек не способен концентрироваться на чём

либо.

3. Падает уровень успеваемости и снижается коэффициент усвоения

знаний.

Дети мало читают и не понимают смысла прочитанного. Школьники

плохо понимают чужие мысли, потому написать изложение для них —

сверхзадача. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не

могут осилить произведения классической литературы.

4. Люди становятся податливыми к манипуляциям и влиянию.

Наша задача в дошкольном возрасте предотвратить ранние созревание

отрицательных качеств «клипового» мышления и развить у детей все 3 вида

мышления,

которые

соответствуют

дошкольному

возрасту.

Вызвать

познавательный интерес, сформировать исследовательский и творческий

поиск, желание и умение учиться – этому способствуют развивающие

дидактические игры логического содержания.

3



В раздел образования