Напоминание

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЯНИСТА, АККОРДЕОНИСТА


Автор: Ивкович Игор Желькович
Должность: преподаватель аккордеона, баяна
Учебное заведение: МБУ ДО "ШИ г.Анива"
Населённый пункт: город Анива, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЯНИСТА, АККОРДЕОНИСТА
Раздел: высшее образование





Назад




«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЯНИСТА,

АККОРДЕОНИСТА»

Ивкович Игор

МБУ ДО «ШИ г. Анива»

Преподаватель по классу аккордеона, баяна

Музыкальное исполнительство в современной системе образования

баяниста требует от музыканта не только свободы в исполнении, но и

творческой

инициативы,

самостоятельности.

Предпосылками

высокого

исполнительского

мастерства

являются

не

только

техническая

подготовленность

обучающегося,

но

и

активно

развитое

творческое

мышление.

В

исследовании

творческое

мышление

рассматривается

как

комплексное явление, которое состоит из совокупности качеств музыканта,

необходимых

для

успешной

исполнительской

и

педагогической

деятельности.

Мы считаем, что творческое мышление это психологический процесс,

универсальная

познавательная

способность,

механизм

взаимосвязи

сознательного

и

бессознательного

в

процессе

творческого

акта,

направленный на открытие нового знания или оригинального способа

действия, направленного на разрешение творческой задачи или проблемы.

Другими

словами,

творческого

мышление

это

интеллект

плюс

художественно-техническая оснащенность аккордеониста-баяниста.

К сожалению, проблема развития творческого мышления в баянно-

аккордеонной

педагогике

разработана

весьма

слабо.

Разнообразные

предпосылки,

предполагающие

успешное

формирование

и

развитие

творческого

мышления

музыканта,

требуют

специфических

методов,

отличающихся в каждом индивидуальном случае.

Прежде чем приступить к характеристике понятия творческого

мышления необходимо дать определение двум важным, составляющим

элементам предмета нашего внимания – это мышление и творчество.

Педагоги и психологи трактуют понятие «мышление» по-разному.

Например, Е.В. Назайкинский и О.К. Тихмиров определяют мышление, как

«процесс

познавательной

деятельности

индивида,

характеризующийся

обобщённым и опосредованным отражением действительности» [9, 100].

С. Л. Рубинштейн считает, что мышление – это общее познание

реальной действительности «опосредованное – основанное на раскрытии

связей, отношений» [12, 310].

Доктор педагогических наук Е. Н. Федорович выдвигает свою

концепцию,

она

заключается

в

следующем.

Познание

объективной

действительности начинается с ощущения, продолжается в восприятии, и

уже потом переходит к мышлению. Собственно мышление, выходит за

пределы чувств, расширяет границы познания и углубляет его. Мышление

сопоставляет ощущение, и восприятие через отношения между этими

способностями, раскрывает новые и отражает действительность в его связях.

Мышление

представляет

собой

процесс

движения

мысли.

Оно

реализовывается при помощи понятий, суждений и умозаключений и

включает такие операции, как сравнение и классификация, анализ, синтез,

обобщение

и

абстракция.

Соответственно,

становление

мышления

происходит

в

следующей

последовательности:

наглядно-действенное,

наглядно-образное, абстрактно-теоретическое мышление.

Разногласия

составляют

вопросы,

взаимодействия

и

внутренней

конфронтации

эмоционального

и

рационального,

интуитивного

и

сознательного в механизме творческой деятельности, так как, «природа и

специфика собственно интеллектуальных проявлений в ней, сходное и

различное

между

художественно-образными

и

абстрактными,

конструктивно-логическими формами мыслительной активности человека»

[12, 242].

Понятие творчество тоже имеет свое определение в психологии.

Теоретики определяют его как «деятельность, результатом которой является

создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает

наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря

которым создаётся продукт, отличающийся новизной и оригинальностью,

уникальностью» [9, 393]. Термин «творчество» указывает на деятельность

субъекта на созданные им ценности. Психологи рассматривают творчество,

как самостоятельную внутреннюю потребность человека.

Творчество определяется, как культурно-историческое явление и имеет

психологические подходы – личностный и процессуальный. Подразумевает

присутствие разнообразных способностей, мотивов, знаний и умений, в

результате

которых

рождается

продукт,

отличающийся

новизной,

незаурядностью и феноменальностью.

Мышление в совокупности с творчеством, в сугубо психологическом

контексте, обозначает всю совокупность результатов творческого мышления,

его условия, введение в практику продуктов творческого мышления.

Таким образом, творческое мышление – это креативный процесс,

являющийся специфическим для различных областей знаний, обладающий

общими критериями, имеющий временные рамки и определенные этапы.

Этапы творческого мышления Е.Н. Федорович характеризует как

творческий процесс, и определяет следующим образом:

«Первый этап – подготовка (сознательная работа). Так называют

длительное состояние, при котором возникает новая идея, творческий

замысел, способ решения проблемы.

Второй

этап

созревание

(бессознательная

работа).

Этот

этап

характеризуется «муками творчества», сопровождает вынашивание замысла

или идеи, проявление интуиции. Интуитивные находки оказываются весьма

полезными в творческой деятельности. Возникают они по-разному: как

убеждение

в

правильности

какой-либо

идеи;

или

как

неосознанное

обобщение сложно учитываемых фактов большого практического опыта.

Третий этап – вдохновение (переход бессознательного в сознательное)

происходит быстро, продуктивно: возникает гипотеза, идея, открытие или

приходит эвристическое решение. Другими словами, осознанным становится

уже только сам результат интуитивного процесса: без логических аргументов

и обоснований он нередко оказывается правильным.

Четвертый этап – развитие идеи (сознательная работа): происходит

проверка замысла и его оформление, реализация на практике» [14, 197 – 198].

Для осуществления вышеперечисленных этапов творческого процесса

необходимы, на наш взгляд, несколько уже изученных компонентов

творческого мышления.

В

творческой

деятельности

одним

из

основных

компонентов

творческого мышления является образное мышление, воображение.

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого

человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие

ценность для других людей или для общества в целом и которые

воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты

деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом

и основой всех видов творческой деятельности человека.

Чем больше знаний и наблюдений у человека, тем богаче у него

воображение. Воображение тесно связано со всеми проявлениями личности:

с индивидуальными особенностями восприятия и мышлением человека, со

своеобразием его эмоций и чувств, с его интересами, способностями.

Воображение непосредственно связано с волевыми качествами личности.

Особенно ярко это наблюдается в процессе творческой деятельности.

Это и определяет главную функцию воображения – творческую. Все

периоды

творческого

мышления

подготовительная,

поисковая

и

исполнительная – основываются на работе воображения. Воображению

принадлежит одна из главных ролей творческого мыслительного поиска. Это

касается и выбора направления, и решения конкретного замысла.

Еще одной важной составляющей творческого мышления является

импровизация. В импровизации, как ни в одном виде творчества, велика роль

интуитивного или бессознательного, неосознаваемого и чувственного.

Следует отметить, что из всего многообразия творческих действий

импровизация ближе всего музыканту-исполнителю. Ее особенность в том,

что она придает музыкально-творческой деятельности студента, в работе над

музыкальными

произведениям

характер

поисковой

деятельности,

«основанный на интуиции» [2, 119]. Поэтому импровизация включает в

создание художественно-творческого продукта эмоции, чувства, мышление и

фантазию и интеллект. Спонтанная работа мышления мгновенно определяет

нужную форму реализации художественного замысла. «Импровизация –

«пусковой

механизм»

творческого

процесса.

Импровизация,

являясь

творчеством в «расплох», может спровоцировать вдохновение и задать тон

всему дальнейшему развитию мысли» [2, 119].

Одним из наиболее сложных вопросов, касающихся компонентов и

процесса

творческого

мышления,

является вопрос

о том,

насколько

отличаются психологические механизмы протекания творческого мышления

от обычных механизмов мыслительной деятельности и насколько характерны

для творческого мышления, перечисленные выше положения. Другими

словами, являются ли механизмы и компоненты творческого мышления

особенно содержательными или являются однозначными для творческого

мышления и других познавательных процессов.

Современная психология и педагогика близка к мысли о том, что

качественно

специфичных

процессуальных

механизмов

творческого

мышления не существует. Все механизмы, с помощью которых оно

протекает, являются обычными механизмами познавательных процессов,

измененные

особыми

личностными

предпосылками,

потому

как

в

современной психологии еще не существует единой системы знания о

творческом мышлении, что существенно затрудняет изучение его структуры

и особенностей.

Органическое сочетание широкого образования с целенаправленным

обучением и воспитанием специалиста составляет основной базис и

показатель общей культуры музыканта, проявляющийся в его конкретных

профессиональных качествах: в культуре чувств и зрелости музыкального

мышления, в самостоятельности творческой деятельности, в постоянном

совершенствовании

и

развитии

своих

способностей,

способности

критической оценки результатов своего труда.

Основополагающей

проблемой

исполнительской

деятельности

музыканта-баяниста

является

формирование

творческого

мышления,

способности

к

самостоятельному

решению

художественных

задач,

воспитание навыков интерпретации на всех этапах обучения, так как

овладение искусством грамотной интерпретации произведения определяет

главную цель музыкальной педагогики.

К факторам, обеспечивающим успешное формирование баяниста-

аккордеониста исполнителя, следует отнести: врожденную одаренность,

собственные

усилия,

ближайшее

окружение

(среда),

требования

госстандарта, воля и мотивация, интеллектуальное развитие, креативность,

понимание музыкального произведения, стремление к успеху и т.д.

М.Г. Арановский пшет: «Любой процесс чтения нотного текста, есть

его интерпретация, а интерпретация столь неопределенных по значениям

структур, каковыми являются музыкальные, неизбежно вариативна, и притом

в очень широком диапазоне» [1, 8].

По мнению А.Л. Готсдинера,

интерпретацией

является

«творческое

истолкование

музыкального

произведения и его воплощение в звучании в соответствии с эстетическими

принципами и индивидуальностью исполнителя» [3, 104]. Л.Л. Бочкарев

характеризует

интерпретацию

как

вид

художественного

творчества,

соединяющего личностные предпочтения исполнителя, его творческие

находки и собственный исполнительский стиль.

Исполнительская

деятельность

музыканта

всегда

направлена

на

раскрытие

замысла

композитора,

создание

художественного

образа,

вследствие чего, интерпретация произведения всегда связана с творческим

мышлением.

В сегодняшней системе российского образования происходит много

изменений. Изменяется содержание образования, появляются и используются

разнообразные инновационные методики, пособия и программы. Все эти

положения создают предпосылки к применению новых подходов в обучении

на основе творчества. Способы развития творческого мышления вызывают

повышенный

интерес

и

привлекают

внимание

ученых

и

педагогов-

музыкантов.

Опыт музыкально-творческой учебной деятельности в последнее время

приобрел

особую

значимость

для

всестороннего

развития

личности

музыканта-баяниста. В процессе музыкального образования творческое

начало призвано пробудить у студента интерес не только к результату, но и к

процессу музыкальной деятельности.

Благодаря нашему исследованию мы отмечаем, формирование навыков

творческого мышления, и развитие многообразных предпосылок успешного

овладения

им

требуют

особых

методов

в

музыкальной

педагогике,

отличающихся в каждом конкретном случае. Данные вопросы разработаны в

трудах ученых и педагогов-музыкантов весьма скромно, а в баянной

педагогике, в сущности, практически не разработаны, а в общей широкой

практике господствуют эмпирические подходы, опирающиеся лишь на

интуицию.

В

процессе

исследования

по

данной

теме

была

достигнута

поставленная цель: проанализирована специфика формирования и развития

творческого мышления музыканта-баяниста в процессе образовательно-

творческой деятельности.

Анализ

компонентов

творческого

мышления

в

процессе

образовательно-творческой деятельности показал, – творческое мышление

является актуальным направлением для изучения не только в психологии и

музыкальной педагогике, но и других науках, так как еще не все

составляющие исследованы учеными педагогами-практиками.

Мы считаем, что инструментально-исполнительская деятельность

носит ярко выраженный творческий характер. В то же время творческое

мышление инструменталиста выражается в процессе, применительно к

данным

педагогическим

условиям.

Активные

формы

деятельности

студентов,

способствующие

многогранному

развитию

музыкальной

отзывчивости, творческого мышления, исполнительских умений и навыков,

росту творческих способностей и художественных потребностей, являются

ведущими элементами музыкального творчества обучающихся.

Таким образом, мы считаем, что достигли цели нашего исследования.

Доказана гипотеза исследования: целенаправленная работа баяниста над

развитием творческого мышления в процессе образовательной и творческой

деятельности в совокупности с технической оснащенностью, обусловит

успешность обучения и повысит уровень исполнительского мастерства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арановский М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. – М.:

Музыка, 1998. – 341 с.

2. Бубен В.П. Теория и практика обучения на аккордеоне: учеб. Пособие В.

П. Бубен. – Минск: БГПУ, 2005. – 170 с.

3.

Богоявленская

Д.Б.

Интеллектуальная

активность

как

проблема

творчества. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. – 172 с.

4. Давыдов Н.А. Теоретические основы формирования исполнительского

мастерства баяниста (акордеониста). Учебное пособие. – Луцк, 2006. –

308 с.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб: Питер КОМ,

1999. – 368 с.

6. Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. Изд. 3-е. / Ф. Р. Липс. – М.: Музыка,

2004. – 145 с.

7. Нейгауз Г.Г.

Размышления. Автобиографические заметки. Дневники.

Избранные статьи / Г. Нейгауз. – М.: Музыка. 2008. – 540 с.

8. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: ВЛАДОС, 1997 – 384 с.

9. Психология. Словарь/под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.

– М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

10. Пуриц И.Г. Методические статьи по обучению игре на баяне. – М.:

«Композитор», 2001. – 223 с.

11. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. – 304 с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003. – 713

с.

13.

Ушенин В.В. Актуальные проблемы народно-инструментальной

педагогики: избранные статьи и очерки. – Ростов-на-Дону, 2005. – 106 с.

14.

(27)Федорович Е.Н., Тихонова Е.В. «Основы музыкальной психологии».

Учебное пособие, 2-ое издание. – М.: «Директ-медиа», 2014. – 279 с.

15. Якимец Н.Т. Система начального обучения игре на баяне. Вопросы

методики. – М.: Музыка, 1990. – 105 с.



В раздел образования