Автор: Ивкович Игор Желькович
Должность: преподаватель аккордеона, баяна
Учебное заведение: МБУ ДО "ШИ г.Анива"
Населённый пункт: город Анива, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЯНИСТА, АККОРДЕОНИСТА
Раздел: высшее образование
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЯНИСТА,
АККОРДЕОНИСТА»
Ивкович Игор
МБУ ДО «ШИ г. Анива»
Преподаватель по классу аккордеона, баяна
Музыкальное исполнительство в современной системе образования
баяниста требует от музыканта не только свободы в исполнении, но и
творческой
инициативы,
самостоятельности.
Предпосылками
высокого
исполнительского
мастерства
являются
не
только
техническая
подготовленность
обучающегося,
но
и
активно
развитое
творческое
мышление.
В
исследовании
творческое
мышление
рассматривается
как
комплексное явление, которое состоит из совокупности качеств музыканта,
необходимых
для
успешной
исполнительской
и
педагогической
деятельности.
Мы считаем, что творческое мышление это психологический процесс,
универсальная
познавательная
способность,
механизм
взаимосвязи
сознательного
и
бессознательного
в
процессе
творческого
акта,
направленный на открытие нового знания или оригинального способа
действия, направленного на разрешение творческой задачи или проблемы.
Другими
словами,
творческого
мышление
–
это
интеллект
плюс
художественно-техническая оснащенность аккордеониста-баяниста.
К сожалению, проблема развития творческого мышления в баянно-
аккордеонной
педагогике
разработана
весьма
слабо.
Разнообразные
предпосылки,
предполагающие
успешное
формирование
и
развитие
творческого
мышления
музыканта,
требуют
специфических
методов,
отличающихся в каждом индивидуальном случае.
Прежде чем приступить к характеристике понятия творческого
мышления необходимо дать определение двум важным, составляющим
элементам предмета нашего внимания – это мышление и творчество.
Педагоги и психологи трактуют понятие «мышление» по-разному.
Например, Е.В. Назайкинский и О.К. Тихмиров определяют мышление, как
«процесс
познавательной
деятельности
индивида,
характеризующийся
обобщённым и опосредованным отражением действительности» [9, 100].
С. Л. Рубинштейн считает, что мышление – это общее познание
реальной действительности «опосредованное – основанное на раскрытии
связей, отношений» [12, 310].
Доктор педагогических наук Е. Н. Федорович выдвигает свою
концепцию,
она
заключается
в
следующем.
Познание
объективной
действительности начинается с ощущения, продолжается в восприятии, и
уже потом переходит к мышлению. Собственно мышление, выходит за
пределы чувств, расширяет границы познания и углубляет его. Мышление
сопоставляет ощущение, и восприятие через отношения между этими
способностями, раскрывает новые и отражает действительность в его связях.
Мышление
представляет
собой
процесс
движения
мысли.
Оно
реализовывается при помощи понятий, суждений и умозаключений и
включает такие операции, как сравнение и классификация, анализ, синтез,
обобщение
и
абстракция.
Соответственно,
становление
мышления
происходит
в
следующей
последовательности:
наглядно-действенное,
наглядно-образное, абстрактно-теоретическое мышление.
Разногласия
составляют
вопросы,
взаимодействия
и
внутренней
конфронтации
эмоционального
и
рационального,
интуитивного
и
сознательного в механизме творческой деятельности, так как, «природа и
специфика собственно интеллектуальных проявлений в ней, сходное и
различное
между
художественно-образными
и
абстрактными,
конструктивно-логическими формами мыслительной активности человека»
[12, 242].
Понятие творчество тоже имеет свое определение в психологии.
Теоретики определяют его как «деятельность, результатом которой является
создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает
наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря
которым создаётся продукт, отличающийся новизной и оригинальностью,
уникальностью» [9, 393]. Термин «творчество» указывает на деятельность
субъекта на созданные им ценности. Психологи рассматривают творчество,
как самостоятельную внутреннюю потребность человека.
Творчество определяется, как культурно-историческое явление и имеет
психологические подходы – личностный и процессуальный. Подразумевает
присутствие разнообразных способностей, мотивов, знаний и умений, в
результате
которых
рождается
продукт,
отличающийся
новизной,
незаурядностью и феноменальностью.
Мышление в совокупности с творчеством, в сугубо психологическом
контексте, обозначает всю совокупность результатов творческого мышления,
его условия, введение в практику продуктов творческого мышления.
Таким образом, творческое мышление – это креативный процесс,
являющийся специфическим для различных областей знаний, обладающий
общими критериями, имеющий временные рамки и определенные этапы.
Этапы творческого мышления Е.Н. Федорович характеризует как
творческий процесс, и определяет следующим образом:
«Первый этап – подготовка (сознательная работа). Так называют
длительное состояние, при котором возникает новая идея, творческий
замысел, способ решения проблемы.
Второй
этап
–
созревание
(бессознательная
работа).
Этот
этап
характеризуется «муками творчества», сопровождает вынашивание замысла
или идеи, проявление интуиции. Интуитивные находки оказываются весьма
полезными в творческой деятельности. Возникают они по-разному: как
убеждение
в
правильности
какой-либо
идеи;
или
как
неосознанное
обобщение сложно учитываемых фактов большого практического опыта.
Третий этап – вдохновение (переход бессознательного в сознательное)
происходит быстро, продуктивно: возникает гипотеза, идея, открытие или
приходит эвристическое решение. Другими словами, осознанным становится
уже только сам результат интуитивного процесса: без логических аргументов
и обоснований он нередко оказывается правильным.
Четвертый этап – развитие идеи (сознательная работа): происходит
проверка замысла и его оформление, реализация на практике» [14, 197 – 198].
Для осуществления вышеперечисленных этапов творческого процесса
необходимы, на наш взгляд, несколько уже изученных компонентов
творческого мышления.
В
творческой
деятельности
одним
из
основных
компонентов
творческого мышления является образное мышление, воображение.
Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого
человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие
ценность для других людей или для общества в целом и которые
воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты
деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом
и основой всех видов творческой деятельности человека.
Чем больше знаний и наблюдений у человека, тем богаче у него
воображение. Воображение тесно связано со всеми проявлениями личности:
с индивидуальными особенностями восприятия и мышлением человека, со
своеобразием его эмоций и чувств, с его интересами, способностями.
Воображение непосредственно связано с волевыми качествами личности.
Особенно ярко это наблюдается в процессе творческой деятельности.
Это и определяет главную функцию воображения – творческую. Все
периоды
творческого
мышления
–
подготовительная,
поисковая
и
исполнительная – основываются на работе воображения. Воображению
принадлежит одна из главных ролей творческого мыслительного поиска. Это
касается и выбора направления, и решения конкретного замысла.
Еще одной важной составляющей творческого мышления является
импровизация. В импровизации, как ни в одном виде творчества, велика роль
интуитивного или бессознательного, неосознаваемого и чувственного.
Следует отметить, что из всего многообразия творческих действий
импровизация ближе всего музыканту-исполнителю. Ее особенность в том,
что она придает музыкально-творческой деятельности студента, в работе над
музыкальными
произведениям
характер
поисковой
деятельности,
«основанный на интуиции» [2, 119]. Поэтому импровизация включает в
создание художественно-творческого продукта эмоции, чувства, мышление и
фантазию и интеллект. Спонтанная работа мышления мгновенно определяет
нужную форму реализации художественного замысла. «Импровизация –
«пусковой
механизм»
творческого
процесса.
Импровизация,
являясь
творчеством в «расплох», может спровоцировать вдохновение и задать тон
всему дальнейшему развитию мысли» [2, 119].
Одним из наиболее сложных вопросов, касающихся компонентов и
процесса
творческого
мышления,
является вопрос
о том,
насколько
отличаются психологические механизмы протекания творческого мышления
от обычных механизмов мыслительной деятельности и насколько характерны
для творческого мышления, перечисленные выше положения. Другими
словами, являются ли механизмы и компоненты творческого мышления
особенно содержательными или являются однозначными для творческого
мышления и других познавательных процессов.
Современная психология и педагогика близка к мысли о том, что
качественно
специфичных
процессуальных
механизмов
творческого
мышления не существует. Все механизмы, с помощью которых оно
протекает, являются обычными механизмами познавательных процессов,
измененные
особыми
личностными
предпосылками,
потому
как
в
современной психологии еще не существует единой системы знания о
творческом мышлении, что существенно затрудняет изучение его структуры
и особенностей.
Органическое сочетание широкого образования с целенаправленным
обучением и воспитанием специалиста составляет основной базис и
показатель общей культуры музыканта, проявляющийся в его конкретных
профессиональных качествах: в культуре чувств и зрелости музыкального
мышления, в самостоятельности творческой деятельности, в постоянном
совершенствовании
и
развитии
своих
способностей,
способности
критической оценки результатов своего труда.
Основополагающей
проблемой
исполнительской
деятельности
музыканта-баяниста
является
формирование
творческого
мышления,
способности
к
самостоятельному
решению
художественных
задач,
воспитание навыков интерпретации на всех этапах обучения, так как
овладение искусством грамотной интерпретации произведения определяет
главную цель музыкальной педагогики.
К факторам, обеспечивающим успешное формирование баяниста-
аккордеониста исполнителя, следует отнести: врожденную одаренность,
собственные
усилия,
ближайшее
окружение
(среда),
требования
госстандарта, воля и мотивация, интеллектуальное развитие, креативность,
понимание музыкального произведения, стремление к успеху и т.д.
М.Г. Арановский пшет: «Любой процесс чтения нотного текста, есть
его интерпретация, а интерпретация столь неопределенных по значениям
структур, каковыми являются музыкальные, неизбежно вариативна, и притом
в очень широком диапазоне» [1, 8].
По мнению А.Л. Готсдинера,
интерпретацией
является
«творческое
истолкование
музыкального
произведения и его воплощение в звучании в соответствии с эстетическими
принципами и индивидуальностью исполнителя» [3, 104]. Л.Л. Бочкарев
характеризует
интерпретацию
как
вид
художественного
творчества,
соединяющего личностные предпочтения исполнителя, его творческие
находки и собственный исполнительский стиль.
Исполнительская
деятельность
музыканта
всегда
направлена
на
раскрытие
замысла
композитора,
создание
художественного
образа,
вследствие чего, интерпретация произведения всегда связана с творческим
мышлением.
В сегодняшней системе российского образования происходит много
изменений. Изменяется содержание образования, появляются и используются
разнообразные инновационные методики, пособия и программы. Все эти
положения создают предпосылки к применению новых подходов в обучении
на основе творчества. Способы развития творческого мышления вызывают
повышенный
интерес
и
привлекают
внимание
ученых
и
педагогов-
музыкантов.
Опыт музыкально-творческой учебной деятельности в последнее время
приобрел
особую
значимость
для
всестороннего
развития
личности
музыканта-баяниста. В процессе музыкального образования творческое
начало призвано пробудить у студента интерес не только к результату, но и к
процессу музыкальной деятельности.
Благодаря нашему исследованию мы отмечаем, формирование навыков
творческого мышления, и развитие многообразных предпосылок успешного
овладения
им
требуют
особых
методов
в
музыкальной
педагогике,
отличающихся в каждом конкретном случае. Данные вопросы разработаны в
трудах ученых и педагогов-музыкантов весьма скромно, а в баянной
педагогике, в сущности, практически не разработаны, а в общей широкой
практике господствуют эмпирические подходы, опирающиеся лишь на
интуицию.
В
процессе
исследования
по
данной
теме
была
достигнута
поставленная цель: проанализирована специфика формирования и развития
творческого мышления музыканта-баяниста в процессе образовательно-
творческой деятельности.
Анализ
компонентов
творческого
мышления
в
процессе
образовательно-творческой деятельности показал, – творческое мышление
является актуальным направлением для изучения не только в психологии и
музыкальной педагогике, но и других науках, так как еще не все
составляющие исследованы учеными педагогами-практиками.
Мы считаем, что инструментально-исполнительская деятельность
носит ярко выраженный творческий характер. В то же время творческое
мышление инструменталиста выражается в процессе, применительно к
данным
педагогическим
условиям.
Активные
формы
деятельности
студентов,
способствующие
многогранному
развитию
музыкальной
отзывчивости, творческого мышления, исполнительских умений и навыков,
росту творческих способностей и художественных потребностей, являются
ведущими элементами музыкального творчества обучающихся.
Таким образом, мы считаем, что достигли цели нашего исследования.
Доказана гипотеза исследования: целенаправленная работа баяниста над
развитием творческого мышления в процессе образовательной и творческой
деятельности в совокупности с технической оснащенностью, обусловит
успешность обучения и повысит уровень исполнительского мастерства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арановский М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. – М.:
Музыка, 1998. – 341 с.
2. Бубен В.П. Теория и практика обучения на аккордеоне: учеб. Пособие В.
П. Бубен. – Минск: БГПУ, 2005. – 170 с.
3.
Богоявленская
Д.Б.
Интеллектуальная
активность
как
проблема
творчества. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. – 172 с.
4. Давыдов Н.А. Теоретические основы формирования исполнительского
мастерства баяниста (акордеониста). Учебное пособие. – Луцк, 2006. –
308 с.
5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб: Питер КОМ,
1999. – 368 с.
6. Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. Изд. 3-е. / Ф. Р. Липс. – М.: Музыка,
2004. – 145 с.
7. Нейгауз Г.Г.
Размышления. Автобиографические заметки. Дневники.
Избранные статьи / Г. Нейгауз. – М.: Музыка. 2008. – 540 с.
8. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: ВЛАДОС, 1997 – 384 с.
9. Психология. Словарь/под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.
– М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
10. Пуриц И.Г. Методические статьи по обучению игре на баяне. – М.:
«Композитор», 2001. – 223 с.
11. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. – 304 с.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003. – 713
с.
13.
Ушенин В.В. Актуальные проблемы народно-инструментальной
педагогики: избранные статьи и очерки. – Ростов-на-Дону, 2005. – 106 с.
14.
(27)Федорович Е.Н., Тихонова Е.В. «Основы музыкальной психологии».
Учебное пособие, 2-ое издание. – М.: «Директ-медиа», 2014. – 279 с.
15. Якимец Н.Т. Система начального обучения игре на баяне. Вопросы
методики. – М.: Музыка, 1990. – 105 с.