Напоминание

"Характерные и специфические приемы игры на баяне"


Автор: Трунова Елена Павловна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГУ ЛНР "Краснодонская детская школа искусств им.А.Л.Корягина"
Населённый пункт: г.Краснодон, Луганская Народная Республика
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: "Характерные и специфические приемы игры на баяне"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГУ ЛНР «КРАСНОДОНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

ИМ.А.Л.КОРЯГИНА»

Отдел народных инструментов

ОТКРЫТЫЙ УРОК

На тему: «Характерные и специфические

приемы игры на баяне»

Выполнила преподаватель по классу баяна

ГУ ЛНР «Краснодонской детской школы искусств им.А.Л.Корягина»

Трунова Елена Павловна

Дата проведения:

17.11.2021 г

Методическая разработка открытого урока по специальности

в классе баяна

Введение

Образное и конструктивное начало в музыке неразрывны. В их единстве

рождается образ и или художественный замысел композитора. Выразительность

исполнения произведений зависит от осмысления содержания и владения всеми

техническими приемами игры на баяне.

Приемы

игры

интерпретируются

как

двигателно-игровые

средства

музыкально-исполнительской речи баяниста.

При наличии теоретических основ практические навыки усваиваются глубже.

Чтобы

обеспечить

постоянное

усложнение

репертуара,

необходимо

наращивать технические возможности учащегося.

Техника освоения современных приемов меха баянистов, как средство

музыкальной выразительности, позволяет наиболее точно передавать замысел

композитора при создании произведения.

Данный урок можетбыть основой для развития и закрепления характерных и

специфических навыков игры на баяне.

Изучение основных приемов и штрихов, применяемых в практике игры на

баяне, переход к их разнообразному использованию в произведениях, является

непрерывным процессом, который зависит от индивидуальности исполнителя,

уровнем его музыкально-художественной культуры.

Тема урока: «Характерные и специфические приемы игры на баяне»

Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков.

Цель урока:

Совершенствование навыков исполнения приемов игры на

баяне.

Задачи:

Обучающая:

выработать навыки исполнения различных приемов игры на

баяне.

Развивающая:

развитие

музыкальных

и

творческих

способностей,

воображения, музыкальной памяти.

Воспитательная:

прививать любовь к музыкальной культуре, воспитание

артистичности, сценической выдержки.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Средства обучения: музыкальные инструменты, нотная литература.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

3.Практическое применение знаний и умений.

4.Обобщение. Подведение итогов урока.

Ход урока

1.

Открытый урок на тему: «Характерные и специфические приемы игры на

баяне» проводится с учениками класса. На примере музыкальных произведений,

которые исполнят учащиеся, будут рассмотрены некоторые из этих приемов.

2. Почему выбрана такая тема? В нотной литературе для баяна появляется

больше произведений, в которых используются специфические приемы, связанные

со сменой направления движения меха. Чтобы не произошло мышечное зажатие

исполнителя во время игры, необходима специальная подготовительная работа:

игра упражнений, которые повышают эффективность занятий и сокращают период

усвоения новых движений.

В упражнениях работаем над четкой дикцией пальцев, добиваемся легкого,

четкого

штриха

стаккато,

более

плотного

опорного

штриха

нон

легато.

Для освоения штрихов (legato, non legato, staccato) учащиеся играют упражнения:

1) «Паровозик». Играть ряд звуков  1-2-3-4-5 пальцами на каждом ряду (I

ряд – До-РеQ-ФаQ-Ля-До; II ряд – ДоQ-Ми-Соль-ЛяQ-До; III ряд – Ре-Фа-ЛяW-Си-

Ре) штрихами non legato или legato. Обращать внимание ученика на точное

выполнение штрихов, ровное движение меха на разжим и сжим, подчинение

единой звуковой направленности.

2)«Дождик». Движение мелодии по хроматической гамме от До

1

до До

3

штрихом

staccato с использованием двух вариантов аппликатуры (2-3-4 п. и 3-4-

5 п.) по 4 раза не останавливаясь. Смена меха: Разжим - , Сжим - .

3) Гамма До мажор двумя руками в унисон восьмыми длительностями.

Играть по 4 раза каждым штрихом отдельно, не останавливаясь. Добиваться

переключения с одного приема на другой без заминок.

Выразительность звучания на баяне в полной мере зависит от ведения меха.

Разжим и сжим – основные приемы движения меха. На различных сочетаниях

основных приемов построены все остальные приемы: detache, tremolo, ricochet.

Исполнение штриха detache отличается от tremolo мехом. В приеме detache

чередование меха (разжим и сжим) происходит в медленном темпе, а в tremolo

мехом в быстром темпе, поэтому он более сложный в исполнении. Левая рука

должна быть раскованной, не зажатой при движении меха влево и вправо.Чтобы

почувствовать свободу в левой руке, в упражнении «Качели» (До

1

– До

1

- До

2

-

До

2

) ученик играет сначала в медленном темпе разжим-сжим несколько раз, по

мере усвоения упражнения темп увеличивается.

Баянист должен научиться отдыхать во время игры, так как может появиться

зажатие шейных мышц, корпуса, рук при исполнении этих приемов.

Необходимо обращать внимание на правильное положение инструмента: баян

стоит на левой ноге, упираясь грифом в правую ногу. Удобнее всего начинать

тремолировать с собранного меха на сжим.

В пьесе Леонида Козельчука «Экспромт» применяется tremolo

мехом. Л.

Козельчук

талантливый

композитор

из

Днепропетровска.

Сочиняет

замечательные произведения, в которых используются меховые приемы игры.

Пьесу «Экспромт» исполняет ученик 7 класса Беликов Егор. При разучивании этой

пьесы технически сложный эпизод отрабатывался как отдельное упражнение в

медленном темпе.

Замечательный современный композитор А.Доренский сочиняет в джазовом

стиле. В исполнении ученика 4 класса Рындина Алексея прозвучит пьеса

«Спиричуэл». Эффектно украшает пьесу прием tremolo мехом.

Одним из самых сложных меховых приемов является ricochet. Прежде, чем

приступить к разучиванию пьесы с применением этого мехового приема,

необходимо детально разобраться в технике исполнения ricochet. При освоении

этого приема мех слегка развести и поочередно ударять верхней и нижней частью

баяна влево и вправо. Пальцы при этом не снимаются с клавиш. При исполнении

рикошета несколько раз подряд рука снимается, снова берется аккорд, и движение

опять начинается с разжима меха верхней частью баяна.

Проиллюстрирует этот прием Е. Беликов, исполняя пьесу Р. Бажилина «Рынок

любви».

Роман Николаевич Бажилин –

известный современный композитор и

исполнитель. Его произведения интересны, с изюминкой, играются детьми с

удовольствием.

Современные композиторы используют такие эффектные приемы игры, как

vibrato,

glissando,

cluster. Это не основные штрихи, однако, они существенно

украшают звучащую музыку.

Cluster исполняется нажимом ладони на клавиши, заполняя интервал малыми

секундами. Этот прием применяется как иллюстрация сказочного героя, передает

какое-либо грозное действо: идет Бармалей или стучится кто-то и т.д.

В пьесе Бажилина «Молнии» применяется cluster.

Вопрос педагога: «Ребята, какое природное явление изображено в пьесе при

помощи приема кластер?»

Ответ детей: « Раскаты грома».

Р.Бажилин. «Молнии», исполняет ансамбль баянистов.

Используются различные шумовые эффекты – удары по корпусу инструмента,

щелканье регистра, шум отдушника, топот ногами и прочее.

Прозвучит пьеса Р.Бажилина «Автомобиль» в исполнении инструментального

трио.

Вопрос педагога:

«Ребята, какую роль играют шумовые эффекты в создании музыкального образа?»

Ответ детей:

«Изображают движение автомобиля, по какой дороге едет машина».

Еще один специфический прием – это vibrato (изображает дрожь).

На баяне

вибрато достигается мелким дрожанием кисти правой руки,

ладонью левой руки или с помощью 1пальца правой руки (палец упирается в гриф

правой клавиатуры). Чаще всего вибрато применяется в конце произведения.

Послушайте две пьесы, авторы которых применили этот прием.

Л.Малиновский, «Летний вечер на Нароги». Исполняет ученик 3 класса

Сафонов Данил.

С.Янкович, «Прикоснись рукою к звездам». Исполняет ученик 4 класса

Стрельцов Платон.

При разучивании этого приема ученики использовали вибрато с помощью 1

пальца на грифе правой рукой.

Использование штрихов,

различных

меховых

приемов

придает

яркость

общему художественному замыслу.

Трио баянистов исполнит пьесу А.Душного «С сыром пироги».

Вопрос педагога: «Ребята, какими штрихами и приемами игры на баяне вы

пользовались при исполнении пьесы?»

Ответ: « Стаккато, легато, нон легато, тремоло мехом».

В конце урока для закрепления были заданы следующие вопросы:

1.

Ребята, как называется тема урока?

Ответ: Характерные и специфические приемы игры на баяне.

2.

Для чего они применяются в музыке?

Ответ: Чтобы не исказить, точно передать замысел композитора.

3.

Какие приемы вами освоены при разучивании пьес?

Ответ: Тремоло мехом, вибрато, рикошет, кластер, шумовые эффекты.

4.

Какие самые сложные в исполнении?

Ответ: Рикошет, вибрато.

Заключение:

Сегодня мы говорили о некоторых специфических приемах игры на баяне и

их роли в раскрытии художественного образа произведения. Они являются очень

важным

средством

выразительности

в

музыке.

От

характера

и

качества

выполнения

приемов

зависит

правильное

раскрытие

музыкально-образного

содержания и стиля исполняемого произведения. Выбор специфических приемов

зависит от характера музыки, которую исполняют. Необходимо учитывать, в каком

конкретно

музыкальном

произведении

данный

прием

будет

уместен.



В раздел образования