Напоминание

"ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И КАТЕГОРИИ БЫТИЯ: ЛОГИКО-ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД"


Авторы: Лаврикова Наталия Игоревна, Рубцов Даниил Валерьевич
Должность: cотрудники
Учебное заведение: Академии ФСО России
Населённый пункт: г. Орёл, Орловская область
Наименование материала: научная статья
Тема: "ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И КАТЕГОРИИ БЫТИЯ: ЛОГИКО-ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД"
Раздел: высшее образование





Назад




1

УДК 111.1

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И КАТЕГОРИИ БЫТИЯ:

ЛОГИКО-ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Лаврикова Наталия Игоревна

канд.экон. наук, доцент,

сотрудник Академии ФСО России,

РФ, г. Орел

Рубцов Даниил Валерьевич

сотрудник Академии ФСО России,

РФ, г. Орел

Аннотация.

В данной статье раскрыто содержание теоретического

подхода к вопросу: «Каков смысл жизни?» Этот вопрос довольно прост по

содержанию, но в то же время очень сложен, если давать на него точный и

однозначный ответ. Мысли о цели существования людей сводятся к поиску

наиболее оптимального образа жизни и мировосприятия для человека. Автор

приходит к выводу, что философия о смысле человеческого бытия – это прежде

всего духовная проблема нашего общества. Она интернациональна и стоит

выше вопросов пола, возраста, национальности и расы. Найти ее решение

пытались многие философы разных эпох.

Ключевые

слова:

бытие,

категория,

социология,

философия,

мировоззрение, культура.

Annotation. This article reveals the content of the theoretical approach to the

question: "What is the meaning of life?" This question is quite simple in content, but

at the same time it is very complicated if you give an accurate and unambiguous

answer to it. Thoughts about the purpose of people's existence are reduced to the

search for the most optimal lifestyle and worldview for a person. The author comes to

the conclusion that philosophy about the meaning of human existence is primarily a

spiritual problem of our society. It is international and stands above issues of gender,

age, nationality and race. Many philosophers of different eras tried to find its

solution.

Keywords: being, category, sociology, philosophy, worldview, culture.

2

Массовое

мнение,

при

каждом

отдельном

политическом

или

общественном строю, определяет социальное положение индивидов или даже

групп, потребности и интересы, нормы поведения в той или иной ситуации.

Так, в советском времена, для большинства граждан старшего поколения

главной целью был труд, а для младшего – учеба, это ценилось и поощрялось

обществом того времени. С учетом этого, можно увидеть интересную картину

влияния общества на жизненный смысл человека. Каждый человек сам

выбирает ради чего он живет. Представление о мире – это именно то, из чего

складывается мнение о смысле бытия. Имея благоприятные условия для

существования, человек может стремится к успеху и выполнению своих целей,

в недоброжелательной среде смысл жизни может утратиться.

Размышления о смысле существования человека имеются в любой

развитой мировозренческой системе, защищая и сталкивая принадлежащие

этой системе нормы морали, показывая цели, оправдывающие предписываемую

им деятельность.

Наиболее распространёнными являются размышления таких философов

как Сократ и Аристотель. Их учения во многом схожи, например в каждом есть

упоминание о добродетели. Это философский термин, обозначающий хорошие

черты

нравственного

облика

конкретного

человека,

определяемые

его

деятельностью.

«Поскольку мы все стремимся к счастью и, как оказалось, мы счастливы

тогда, когда пользуемся вещами, причем пользуемся правильно, а правильность

эту и благополучие дает нам знание, должно, по-видимому, всякому человеку

изо всех сил стремиться стать как можно более мудрым» (Сократ в диалоге

Платона, «Евдимет»).

Сократ считал, что нужно исследовать природу добродетели, брать от

него те качества человека, которые могут усовершенствовать его душу, то есть

смыслом жизни является познание, самопознание и мудрость. Материальная

составляющая нашей жизни не способна удалить жажду во всех наших

потребностях, это лишь инструмент, которым обладает каждый. Деньги можно

3

потратить, здоровье потерять, любовь упустить. И все это произойдет у глупого

человека, так как нерациональное пользование благами делает человека хуже.

Поэтому Сократ учил, что только приобретя мудрость, может быть шанс

получить от жизни счастье.[3]

«Счастье

есть

смысл

и

назначение

жизни,

единственная

цель

человеческого существования» (Аристотель).

По учениям Аристотеля главным целью в жизни человека должны

являться блага, как духовные, так и материальные. Хорошая жизнь, счастье –

это

есть

следствие

из

удовлетворения

потребностей.

Наиболее

распространёнными душевными благами могут являться блага разума, а

именно знания, навыки и умения. Так как мы живем в обществе, мы очень

сильно зависим от него. Главной потребностью человека, как существа

социального, является общение. Помочь в нейтрализации этой проблемы могут

любовь и друзья. Есть одно НО, чтобы получить желаемое нужно что-то отдать

взамен. Поэтому Аристотель говорит, что нельзя быть эгоистичным и

счастливым

одновременно.

Именно

для

этого

в

жизни

необходима

справедливость.

Моральная часть наставлений этого философа заключается в правильном

выборе. То есть движении к счастью, выбирая верный путь, двигаясь по жизни.

Один или два удачных действия из множества проделанных не приведут к

желаемому результату, поэтому человек должен отказаться от вредных

привычек, называемых Аристотелем пороками.[4]

В средние века как творца мира и держателя порядка принимали Бога.

Христианство играло основную роль становления культуры. Главной наукой

считалась теология (толкование религиозного учения). С помощью нее

объясняли все, что происходило в мире, комментировали Библию. Тем самым

выделялась основная идея философии средневекового периода, согласно

которому целью человека являлось подражание Богу. Большое влияние на

философию того времени оказали Августин Блаженный и Фома Аквинский.

4

«В природе человека нет ничего выше ума. Но не по уму ему следует

жить, если он хочет быть счастливым, иначе он жил бы только по-

человечески, тогда как мы должны жить по-божески, чтобы достичь

счастья. Ума его недостаточно, и он должен подчиниться Богу» (Аврелий

Августин).

Целью жизни по учению Августина было блаженство, достигаемое с

помощью выбора жизненного пути к просветлению души и счастью, в

противном же случае, человек погибнет, что является злом. Зло - это лишь

плохая сторона добра. Так как Бог не может творить зло, он проповедник

любви, добра и гармонии в мире. [6] Таким образом, можно сказать, что

субъективно человек свободен, но в то же время, должен согласовываться с

нормами,

предложенными

Богом.

После

смерти

решением

всевышнего

некоторые люди обрекаются на вечные муки – ад, а другие избраны для

спасения и блаженства в будущей жизни. Душа не зависит от тела, она

тождественна только с человеком.

«Каждый человек ищет счастья и смысла» (Фома Аквинский).

Фома дополнил версию Августина, использовав философию Аристотеля.

Он считал, что человек находится между животным и Богом и объединяет

биологическую и духовную части мира, то есть душу и тело. Душа не

материальна, потому только с помощью тела он существует. Созерцание Бога

является главным в жизни человека, именно с помощью этого, он сможет стать

счастливым. Это выражалось в теоцентристском мировоззрении. Вера – это

неиссякаемый предмет изучения, к познанию которого должен стримится

человек. Разум – это инструмент, который помогает систематизировать знания,

чтобы прийти к нравственному порядку, который выражает божественный

закон. Он помогает прийти к вечному умиротворению и спокойствию.[2]

Немецкая философия конца 18в. – начала 19в. представляет важную

страницу в философии. Поэтому, рассматривая вопрос бытия человека, нельзя

не включить мнения И. Канта, И. Фихте. Их основной идеей было саморазвитие

человека.

5

Кант

утверждал,

что

главной

целью

жизни

является

следование

нравственным законам.

«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и

в лице всякого другого так же, как и цели, и никого не относился бы к нему

только как к средству» (И. Кант).

Именно это высказывание в полной мере показывает его настрой по

поводу смысла жизни. Он говорит, что нужно относится к людям не только

рассматривая свою позицию, но и беря во внимание положение дел другого

человека. Если обобщать, то можно выразить позицию так: нужно быть

объективным в своих действиях или высказываниях. Из этого следует второе,

что хотел подчеркнуть Кант. Люди – это не средство для исполнения своих

целей. [1] В этом и состоит учение Канта, развитие нравственных качеств с

целью недопущения ошибок упомянутых выше. Он считает, что это исполнимо,

так как человек способен к самоорганизации, к привидению себя в норму

моральных правил, позволяющих комфортно сосуществовать с другими

людьми в обществе.

«В человеке есть разные стремления и задатки. Назначение каждого из

нас – развивать свои задатки по мере возможностей» (И. Фихте).

Фихте, говоря о бесконечном познании мира, в связи с достижением

поставленной цели, имеет в виду, что только после образования единого

механизма в самом себе человек может приблизится к воспитанию себя как

человека свободного и разумного. Процесс существования человека – это

постоянная

деятельность,

которая

не

должна

быть

замкнутой.

Совершенствование личности – вот главная цель индивида.[5]

Таким образом, можно сказать, что есть много точек зрения цели

существования человека. Все идеи и мнения имеют шанс для принятия их

идеалом. И только сам человек выбирает для чего ему жить. Для многих таким

посылом бытия могут являться материальные ценности, достижение каких-

либо высот в карьере, спорте, но в любом случае огромную роль играет

духовная составляющая человека, его мотивация, цель. Во многом они зависят

6

от его характера и темперамента. Таким образом, истинно правильный путь для

человека складывается из множества факторов, которые в большинстве своем

влияют на него на протяжении всей жизни и самое главное, что делают они это

незаметно. Одно из явлений, играющих такую роль – это общество, под этим

определением может скрываться среда воспитания и взросления, вещи, которые

окружают индивида. Все это воздействует на нас повседневно и во многом

предопределяет наш выбор в той или иной ситуации, не говоря уже мнения о

проблемах разного рода. Что такое добро и зло, идеалы, к которым стремятся

миллионы. Именно это систематизирует и представляет в готовом виде

общество.

Список литературы

1.

Беляев, И. В. Значение способности воображения в "критике чистого

разума" и "критике способности суждения" Канта / И. В. Беляев // Аллея науки.

– 2019. – Т. 1. – № 10(37). – С. 90-93.

2.

Зеленкова,

И.Л. Проблема смысла жизни. Опыт историко-этического-

исследования / И. Л. Зеленкова. – Минск : Университетское, 1988. – 127 с.

3.

Капранов В. А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека:

(Критика религиозно-идеалистических концепций) / Капранов В. А. ; – Л. : Изд-

во Ленинградского ун-та, 1975. – 152 с.

4.

Котельников, В. А. Общесистемная координация предоставления

высшего образования / В. А. Котельников, Н. И. Лаврикова, Е. А. Никитина //

Ученые записки Орловского государственного университета. – 2021. – № 2(91).

– С. 232-237.

5.

Крючков, С. В. Средневековый мир воображаемого и воображаемый

мир "чудесного" в исторической антропологии Жака Ле Гоффа / С. В.

Крючков // Проблемы художественного творчества : Сборник статей по

материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому,

Саратов, 28 февраля 2009 года / Редколлегия: Краснова О. Б. (ответственный

редактор). – Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В.

Собинова, 2010. – С. 348-356.

6.

Степаненков, Д. В. М.В. Ломоносов как новатор в русской философии /

Д. В. Степаненков, Н. О. Кабин // Образовательная система: вопросы

современного этапа развития научной мысли : сборник научных трудов. –

Казань : ООО "СитИвент", 2019. – С. 23-26.



В раздел образования