Напоминание

КОНЦЕРТЫ ДЛЯ ФЛЕЙТЫ В. МОЦАРТА


Автор: Димитриевич Йована Йовановна
Должность: преподаватель флейты
Учебное заведение: МБУ ДО "ШИ г.Анива"
Населённый пункт: город Анива, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: КОНЦЕРТЫ ДЛЯ ФЛЕЙТЫ В. МОЦАРТА
Раздел: высшее образование





Назад




КОНЦЕРТЫ ДЛЯ ФЛЕЙТЫ В. МОЦАРТА

Димитриевич Йована

МБУ ДО «ШИ г. Анива»

Преподаватель по классу флейты

Концерты

для

флейты

В. Моцарта

занимают

особое

место

в

современном

репертуаре

флейтиста

и

пользуются

неизменной

популярностью, как у исполнителей, так и у педагогов. Они входят в

репертуар

ведущих

музыкантов

мира,

включаются

в

обязательные

требования знаменитых международных конкурсов, без них не мыслимы

учебные программы колледжей и вузов. Исполнение концертов В. Моцарта и

на сегодняшний день является для флейтистов «камнем преткновения», хотя

на первый взгляд композитор вроде бы не употребляет никаких сложных

приёмов. Секрет их трудности содержится, прежде всего, в богатстве

содержания, неприхотливой и мгновенной смене настроений, в тонких

переходах из одного эмоционального состояния в другое.

Духовые

инструменты

в

творчестве

В. Моцарта

занимают

исключительное положение. В использовании в оркестре выразительных и

технических средств духовых инструментов композитор, несомненно, пошел

дальше

своих

предшественников

и

соотечественников,

а

в

сольных

сочинениях он дал им подлинный простор. Он оставил огромное количество

концертов

и

различных

инструментальных

ансамблей

для

духовых

инструментов. Сюда вошли концерты, множество серенад, дивертисментов,

квинтетов, квартетов, пьес, обработок и многое другое, для всех бытующих и

востребованных духовых инструментов исторической эпохи В. Моцарта.

Одно

из

ведущих

мест,

в

творчестве

композитора

занимает

солирующая флейта. Во флейтовых концертах, состоящих из трех частей, в

классической форме написана первая часть (сонатное allegro), с яркими,

рельефными темами и разработкой, написанной с высоким мастерством.

Целостностью формы покоряют и средние части, и стремительные финалы.

Размеры концертов небольшие. В своих сочинениях В. Моцарт стремился,

как можно более сжато приподнести музыкальный материал. Его концерты,

как правило, длятся от 10 до 15 минут. Очевидно, автор исходил из двух

причин: исполнителю-духовику трудно играть долго, а слушателю в течение

длительного времени так же трудно воспринимать духовой инструмент.

Лучшие черты моцартовского концертного стиля воплотились в концертах

для флейты. Великолепные виртуозные, звуковые и мелодические свойства

духовых инструментов, их притягивающий звук, эффектно использован

композитором в сочинениях.

В творчестве В. Моцарта происходит резкое разделение жанров

концерта

и

симфонии.

В

оркестровой

симфонии

Моцарта

яснее

подчеркивается симфоническое начало, а в сольном концерте – концертное.

В своём творчестве В. Моцарт довёл жанр концерта до классического

совершенства,

обобщив

изыскания

своих

предшественников.

Он

окончательно

определил

предназначение

разделов

концерта

и

их

классическую последовательность.

В 1778 году, в Мангейме для голландского мецената де Жана сочинен

Концерт для флейты (К. 313) Соль мажор, который намного отчетливей

вобрал в себя перечисленные выше концертные черты. В. Моцарт неохотно

сочинял концерт, так как не любил флейту. Меньше этому веришь, когда

снова прослушиваешь сочинение. Музыка первого концерта для флейты, как

и многие другие произведения композитора, отличается светлым колоритом,

юношеской энергией и жизнеутверждением. Концерт лиричен от первой до

последней ноты. Первая часть Allegro maestoso, жизнерадостная с изящными

переходами и виртуозными пассажами флейты, словно пронизана ласковым

светом летнего утра. Сонатное allegro первой части начинается развернутым

оркестровым вступлением, построенном на теме главной партии, полной

торжественности и благородства. После оркестровой экспозиции главная

тема звучит в партии флейты (Рисунок 1).

Рисунок 1

Ей противопоставляется лирическая, напевная мелодия побочной.

Заключительная тема интонационно перекликается с основными образами и

изобилует всевозможными виртуозными фигурациями. В разработке на

первый план выступает соревнование солиста с оркестром. Обилие мелодий,

непосредственность переходов и органичность тематических связей придают

взаимоотношению флейтиста и сопровождения большое своеобразие. Темы,

звучащие у солиста, свободно переходят в оркестр, появляясь в самые

неожиданные моменты. Иногда флейтист, повторяя тему, украшает ее

блестящим узором трелей и красочных пассажей (Рисунок 2, 3). Полная

реприза и каденция завершают первую часть (Рисунок 4).

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Написанная

в

тональности

доминанты

индивидуальная

и

фантастически своеобразная средняя часть Adagio non troppo, для заказчика

оказалась сложной. Композитору пришлось ее сменить на более легкое

«деревенское» Andante (К. 315) До мажор. Источник восторга, новизны и

вычурности содержится в заключительной части рондо, написанного в

характере менуэта. Автор отказывается от привычных цитат, поскольку это

концерт для флейты, а не скрипки.

Исследователи считают, что первую редакцию Концерта для гобоя,

В. Моцарт хотел продать новому исполнителю или написать на его основе

другой. В результате переписал для Дж. Ферлендиса в 1777 году Концерт для

гобоя (К. 314) До мажор. Он перетранспонировал для торопливого клиента

его в Ре мажор сделав Концертом для флейты, так как не имел времени для

создания нового концерта и ему нужны были деньги. Оптимистическое

настроение Концерта № 2 перекликается с Концертом № 1, К. 313, и многими

деталями напоминает скрипичные концерты композитора, написанные в этот

период. Однако, многие музыковеды отмечают в нем черты самобытности.

Произведение отличает ярко выраженная виртуозность и, в отличие от

гобойного, тщательной отделкой деталей, ярко выраженным виртуозным

характером, новой, более удобной для флейты тональностью, музыка

концерта подкупает свежестью и непосредственностью в передаче образов,

их жизнеутверждающим характером.

Первая

часть,

Allegro

aperto,

содержит

торжественную

и

жизнерадостную

главную

партию,

украшенную

блестящими

узорами

импровизационных пассажей (Рисунок 10), и побочную, которая не

контрастирует, а скорее дополняет и развивает основной образ. Сама

оживленно-ликующая

тема

у

оркестра,

родственна

теме

I

части

Дивертисмента-квартета К. 136. Однако в партии флейты (гобоя) эта тема

сразу же видоизменяется, приобретая характер капризно порхающего

наигрыша. Разработка построена на имитациях, вычленении отдельных

интонаций главных тем, затейливых виртуозных фигурациях солиста.

Особую своеобразность флейта (гобой) проявляет в протяженной каденции,

реплики которой, то задумчивы, то непредсказуемо прыгучи и кокетливы.

Реприза в основном повторяет содержание экспозиции (Рисунок 11, 12).

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

Средняя часть, Andante ma non troppo, близка к старинному полонезу.

Лирическое настроение в ней приподнято и торжественно, движение музыки

спокойно

и

неторопливо.

Благородная

напевность

напоминает

стиль

Х. Глюка (Рисунок 13). Наиболее интересной является легкая и грациозная

третья

часть

Allegro,

написанная

в

форме

рондо.

Главная

партия

интонационно близка песенкам Папагено из «Волшебной флейты». Партия

солиста изобилует стремительными фигурациями и трелями (Рисунок 14).

Рисунок 13

Рисунок 14

Озорной характер эпизодов подчеркивает веселую бесшабашность

смешливого героя. Его «болтливость» специально обыгрывается быстрыми

суетливыми опеваниями тонов трезвучия.

Таким образом, можно отметить, что оба концерта для флейты

В. Моцарта объединяет сходство в трактовке цикла: I ч. – сонатное аллегро,

II ч. – Adagio импровизационного склада, написанное в трехчастной форме,

финальное рондо – зажигательное, танцевального характера.

Основной стержень формы части – главная тема, преобладающая на

протяжении всей части, строящаяся по принципу «вопрос – ответ» и

отличающаяся ярким, нередко торжественным характером. В разработках

автор развивает тематический материал экспозиции, как правило, главную

партию, здесь происходит усложнение и уплотнение фактуры. В отличие от

других мастеров, его современников, оркестровая ткань концертов довольно

насыщена – в ней много подголосков, создающих эффект диалога с

солистом, любимый прием, часто использующийся В. Моцартом в его

концертах.

Сольная

партия

отличается

виртуозными

техническими

приемами, использованием приема скрытого двухголосия и различных

сочетаний штрихов.

Значительное место занимает в творчестве В. Моцарта флейта, как

солирующий инструмент. Перу композитора, кроме двух названных выше

сочинений для флейты с оркестром, принадлежит концертное произведение

для арфы и флейты и арфы с оркестром до мажор.

В 1778 году произведение заказал музыкант-любитель де Гин для себя

и дочери арфистки. Произведение и сегодня считается подлинным образцом

классического жанра двойного концерта в репертуаре флейтистов и

арфистов, хотя написано было для музыкантов-дилетантов. Он является по

существу соревнованием двух красочных и своеобразных инструментов,

между собой и с симфоническим оркестром. Общее настроение музыки

жизнерадостное и солнечное. Первая часть – классическое сонатное allegro.

Торжественное и развернутое оркестровое вступление построено на главных

темах части. Главная фанфарная тема звучит в унисон в солирующих партиях

после оркестровой экспозиции. Свободно и естественно темы звучащие у

одного солиста переходят к другому. Средняя часть покоряет серьезностью

содержания. В ней преобладают красочные монологи солистов, широкое

тематическое развитие, обилие «кружевных» фигурации флейтовой партии и

специфические арпеджированные аккорды арфы. Живой и стремительный

финал выдержан в излюбленной композитором форме рондо. Его творческая

фантазия проявляется в неисчерпаемом богатстве музыкальных находок при

соединении двух солирующих инструментов и оркестра. Концерт требует от

солистов блестящей техники в крайних частях и огромной выразительности,

напевности в Andantino. Все части снабжены красочными каденциями

солистов, помогающими солистам более ярко раскрыть необычно богатые

технические возможности инструментов. Как видим, с одной стороны,

флейтовые концерты В. Моцарта, продолжают линию преемственности в

развитии жанра концерта, с другой – представляют собой его оригинальную

трактовку, предпринятую композитором.

Концерты для флейты В. Моцарта составили целую эпоху не только в

творчестве самого композитора и в истории жанра инструментального

концерта вообще, но и вошли в «золотой фонд» педагогического и

концертного репертуара флейтиста.

Произведения В. Моцарта для духовых инструментов постоянно звучат

как в нашей стране, так и за ее пределами. Важная роль принадлежит им и в

подготовке молодых музыкантов, в воспитании у них определенных

художественных навыков, чувства стиля. Поэтому наследие композитора

является тем обязательным минимумом, который должен пройти каждый

исполнитель, стремящийся стать музыкантом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Аберт Г. В.А. Моцарт. Часть первая, книга первая / Пер. с нем., вступ. ст.

и коммент. К.К. Саквы. – М. : Музыка, 1978. – 534 с.

2.

Аберт Г. В.А. Моцарт. Часть первая, книга вторая / Пер. с нем., вступ. ст.

и коммент. К.К. Саквы. – М. : Музыка, 1988. – 608 с.

3.

Аберт Г. В.А. Моцарт. Часть вторая, книга первая / Пер. с нем., вступ. ст.

и коммент. К.К. Саквы. – 2-е изд. – М. : Музыка, 1983. – 520 с.

4.

Аберт Г. В.А. Моцарт. Часть вторая, книга вторая / Пер. с нем., вступ. ст.

и коммент. К.К. Саквы. – М. : Музыка, 1990. – 560 с.

5.

Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс : в 2 кн. / Б.В. Асафьев –

М. : Музыка, 1971. – 376 с.

6.

Бадура-Скода Е., и Бадура-Скода П. Интерпретация Моцарта. / Пер. с

нем. Ю.А. Гальперн, под ред. Л.А. Баренбойма. – М. : Музыка, 1972. –

377 с.

7.

Бирон М. Моцарт. ЖЗЛ., Изд. 2-е., пер. с франц. Г.Г. Карпинского. – М. :

Молодая Гвардия, 2007. – 390 с.

8.

Докшицер Т.А. Путь к творчеству. – М. : 1999. – 212 с., ноты, нот. ил.

9.

Захарова О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой

половины XVIII века: принципы, приемы. – М. : Музыка, 1983. – 77 с.,

нот.

10. Кванц И.И. Опыт наставлений в игре на флейте траверсо. – СПб. : Фонд

Возрождения Старинной Музыки, 2013. – 392 с.

11. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 г. – М. :

Музгиз, 1940. – 816 с.

12. Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка XVII–XVIII веков в ряду

искусств. – М. : Музыка, 1977. – 528 с.

13. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений : учеб. пособие. – 3-е

изд. – М. : Музыка, 1986. – 528 с.

14. Меркулов А.М. Как исполнять Моцарта / сост., вступ. ст. – М. : Классика

– XXI, 2003. – 184 с.

15. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. – М., 1983.

– 266 с.

16. Овсянкина Г.П. Музыкальная психология. – СПб. : Союз художников,

2007. – 240 с.

17. Скребков С.С. Анализ музыкальных произведений : учебник. – М. :

Музгиз, 1958. – 332с.

18. Толмачев Ю.А. Музыкальное исполнительство и педагогика : учебное

пособие. – Тамбов : ТГТУ, 2006. – 323 с.

19. Черная Е.С. Моцарт. Жизнь и творчество / ред. Ю.Н. Холопов. – М. :

Музыка, 1966. – 390 с.

20. Чичерин Г.В. Моцарт. Исследовательский этюд. – Л. : Музыка, 1987. –

240 с.

21. Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество / Пер. Е.М. Закс. – М. :

Музыка, 1977. – 455 с.

22. Якушина И.А. Вселенная Моцарта. Занимательный путеводитель по всем

произведениям В.А. Моцарта. – СПб. : Музыка, 2005. – 680 с.



В раздел образования