Автор: Димитриевич Йована Йовановна
Должность: преподаватель флейты
Учебное заведение: МБУ ДО "ШИ г.Анива"
Населённый пункт: город Анива, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: ПРЕТВОРЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ФЛЕЙТОВОЙ ШКОЛЫ В СОНАТИНЕ ДЛЯ ФЛЕЙТЫ И ФОРТЕПИАНО АНРИ ДЮТИЙЁ
Раздел: высшее образование
ПРЕТВОРЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ФЛЕЙТОВОЙ
ШКОЛЫ В СОНАТИНЕ ДЛЯ ФЛЕЙТЫ И ФОРТЕПИАНО
АНРИ ДЮТИЙЁ
Димитриевич Йована
МБУ ДО «ШИ г. Анива»
Преподаватель по классу флейты
Флейтовая культура Франции имеет богатую историю. Около трёх
столетий она является лидером в мировой музыкальной культуре. Во все
времена
флейтовое
искусство
пользовалось
особой
любовью
исполнителей, композиторов, слушателей. Но особенный интерес к
флейтовому искусству во Франции, да и вообще к духовой музыке,
возник в ХХ веке. Такая тенденция была характерна для всего мирового
искусства. Столь повышенный интерес к инструменту вполне объясним.
Для
истории
цивилизации
этот
век
был
весьма
сложным
и
противоречивым. Такая же ситуация характерна и для мирового
музыкального искусства. ХХ век принёс невероятное количество течений
и направлений в музыке, огромное количество разных стилей и жанров.
Всё это не могло не затронуть и флейтовое искусство: его органологию,
репертуар, исполнительское искусство, национальную школу.
Выдающийся педагог, профессор Ю. Должиков писал: «Для нас нет
сомнений в том, что наша духовая культура должна приобщаться к
лучшим достижениям исполнительских культур других стран. Подобное
приобщение и взаимный обмен опытом всегда плодотворен. Одной из
передовых школ игры на флейте справедливо признается французская
школа,
оказавшая
и
оказывающая
влияние
на
развитие
других
национальных школ» [1, с. 7]. Таким образом, достижения именно
французской флейтовой школы, а шире – флейтовой культуры Франции
как наиболее яркого явления с самой продолжительной и богатой
событиями историей требуют в первую очередь изучения и осмысления
[3, с. 4].
Итак, репертуар флейтиста весьма внушителен. Это и барочные
концерты, и классические сонаты, и романтические пьесы. В статье мы
попытались
обратиться
к
Сонатине
выдающегося
французского
композитора ХХ века Анри Дютийё. Наш выбор не случаен. Ранее мы
уже отмечали тот повышенный интерес к флейтовому искусству, который
был характерен для всего ХХ века. Кроме того, традиции французской
флейтовой школы для нашей страны более близки. Этим и объясняется
наш выбор.
Сонатина для флейты и фортепиано была написана А. Дютийё в
период ученичества, когда композитор только выбирал свой путь в
искусстве
и
находился
под
влиянием
творчества
многих
своих
предшественников, прежде всего французских импрессионистов и И.Ф.
Стравинского.
Среди французских композиторов А. Дютийё выделялся своими
традиционными взглядами, хотя они были осовременены стилевыми
новациями музыки ХХ века.
Сонатина написана ясным, лёгким для восприятия музыкальным
языком, а её содержание не обременено сложными концептуальными
идеями, углублением в философию, которые были присущи музыке ХХ
века. Согласно этого, партия флейты написана в традиционной манере,
без применения новейших технологий извлечения звука. Из новых
средств мы можем увидеть лишь приём frullato, который весьма
эпизодически встречается в третьей части сочинения. Часто композитор
заменяет его тройным стаккато.
Сонатина трёхчастна, разделы формы объединяются по принципу
«быстро – медленно – быстро». Интересно, что ни одна из частей цикла
не написана в традиционной для этого инструментального жанра
сонатной форме. Это обстоятельство несколько приближает Сонатину к
сюите. Кроме того, в пользу данного предположения говорит тематизм. В
нём косвенно ощущается опора на танцевальные жанровые источники,
присущие старинной сюите. Отметим, что инструментальные сонаты
французских композиторов доклассического времени сочетали признаки
церковной сонаты и сюиты, и в этом А. Дютийё наследует традицию.
Отсутствие
сонатного
Allegro
является
не
единственным
признаком, отделяющим Сонатину от её прототипа. Размытость границ
между частями цикла, следующими друг за другом по принципу attacca,
делает её более похожей на контрастно-составную форму, в основе
которой
лежат
принципы
чередования
эмоционально
и
фактурно
контрастных разделов в рамках одной общей части. Таким образом, мы
получаем сонатный цикл романтического типа.
Впервые такой принцип был предложен Ф. Листом. Одним из
самых известных произведений, построенных подобным образом, стал
его Первый концерт для фортепиано с оркестром Es-dur. Это одночастное
произведение
состоит
из
четырех
разделов,
каждый
из
которых
представляет одну из частей традиционного сонатно-симфонического
цикла.
В Сонатине А. Дютийё также можно обнаружить подобную
композиционную модель, где каждый из разделов общего построения
соответствует определенной части сонатного цикла.
Allegretto
–
подвижная
первая
часть,
с
оппозицией
двух
тематических образований весьма напоминающих главную и побочную
партии.
Andante
– лирическая вторая часть, концентрирующая в себе
субъективный мир личностных переживаний.
Anime – подвижный, жанровый финал, где вновь возвращаются
действенные образы начальных тематических построений Сонатины.
Итак,
классический
трёхчастный
сонатный
цикл
композитор
превращает в одночастный.
Следующим жанровым источником этого произведения является
концертность, которая, по традиции, наиболее полно раскрывается в
жанре сольного инструментального концерта.
В Сонатине концертность оказывается в двух своих ипостасях. Во-
первых – через взаимоотношения между партиями флейты и фортепиано.
Оба инструмента будто бы соревнуются друг с другом. Во-вторых – через
семантику игры, что проявляется и в партии флейты, и в партии
фортепиано.
Кроме того, отличительной чертой концертности являются сольные
каденции в партии флейты. Они имеют импровизационной характер, хотя
чётко выписаны и находятся или на грани разделов или в конце
произведения. Первая такая каденция в партии солиста формально
символизирует переход ко второй части, а вторая, более развернутая и
продолжительная, появляется в конце всего произведения.
Партия
флейты
в
Сонатине
трактована
композитором
в
романтическом ключе. Дютийё выстраивает обе инструментальные
партии на общих штрихах, общей фразировке, приближает их по
диапазону. Другими словами – подчеркивает равноправность обоих
инструментов в ансамбле.
Особенно важным средством музыкальной выразительности в
Сонатине является гармонический язык. Анализ показывает, что во время
написания произведения Дютийё находился под сильным влиянием
творческой
манеры
французских
импрессионистов.
Здесь
можно
вспомнить сочинения К. Дебюсси для оркестра, где соло флейты весьма
протяжённы
–
«Послеполуденный
отдых
Фавна».
Гармония
–
колористическая. С помощью специфических гармонических созвучий и
их
последовательностей
во
всех
трёх
частях
образуется
лёгкий,
беззаботный характер музыки.
Отсутствие
внутриладовых
тяготений
и
функционально
определённых аккордов, большое количество диссонирующих созвучий,
не имеющих разрешения, длительное пребывание на одной гармонии,
избегание традиционных консонансов и, вместе с тем, применение
диссонансной диатоники, которая в музыке ХХ века приходит на смену
классическим консонансам, – все эти гармонические средства на
различных
участках
формы
приобретают
значение
определённого
колористического приема и в большинстве музыкальных построений
создают ощущение безостановочного движения.
Несмотря на то, что Сонатина была написана для конкурсных
испытаний
в
Парижской
консерватории,
она
продемонстрировала
свободное
владение
молодого
автора
и
средствами
музыкальной
выразительности и музыкальной формой.
Не последним фактором появления Сонатины стали традиции
французской флейтовой школы, которая в первой половине ХХ века
выбилась в мировые лидеры.
Большое
количество
источников,
на
которые
косвенно
или
непосредственно опирался композитор, делают Сонатину оригинальной и
неповторимой.
Сонатина А. Дютийё входит и в концертный, и в учебный
студенческий репертуар современного поколения флейтистов. Считается,
что все технические сложности, которые есть в партии флейты, студенты
могут успешно преодолеть, ограничиваясь при этом минимальными
потерями.
Изучать особенности исполнительской интерпретации Сонатины
для флейты и фортепиано А. Дютийё лучше на примере записей,
сделанных
известными
флейтистами,
которые
разбираются
в
современных технологических новациях флейтового исполнительства.
«Одним из феноменов французского флейтового искусства можно
назвать обилие выдающихся исполнителей, чьё мастерство во все
времена (с того момента, когда одноклапанная барочная флейта заняла
прочное место в оркестре Жана Баттиста Люлли, а затем стала
полноправным солирующим инструментом, и по сей день) неизменно
вызывало восхищение слушателей» [3, с. 14].
К числу таких музыкантов в первую очередь следует отнести
одного из самых известных мировых флейтистов нашего времени
Эммануэля
Паю.
Это
современный
флейтист
швейцарского
происхождения.
Специализируется
на
французском
флейтовом
репертуаре. В исполнительстве придерживается технологии Джеймса
Голвея. Голвей разработал и ввёл в музыкальную практику собственную
технологию игры на флейте, основанную на вокальном принципе подачи
воздуха в инструмент, подобно тому, как это происходит во время игры
на пан-флейте. Кстати, пан-флейта была первым инструментом, на
котором играл Д. Голвей, поэтому музыкант перенёс хорошо известную
ему технологию пан-флейтовой игры на большую флейту. Это позволило
коренным образом изменить манеру извлечения и ведения звука,
улучшить
артикуляцию,
расширить
динамические
возможности
современного флейтового исполнительства. Те ноты и регистры, которые
раньше считались тусклыми по звучанию, благодаря технологии Д.
Голвея стали такими же яркими, как и звуки традиционного флейтового
диапазона.
Благодаря новой технологии звукоизвлечения и звуковедения,
разработанной и внедренной Д. Голвеем на основе вокального дыхания,
появилась возможность играть полноценным звуком ноты верхнего
регистра флейты на р, и ноты нижнего регистра на f.
Его интерпретация Сонатины для флейты и фортепиано А. Дютийё,
является совершенным примером тонкого понимания музыки и передачи
её образных концепций. Сонатный цикл выстраивает по принципу
контрастного сопоставления, точно следуя указанным композитором
темпам: Allegretto – Andante – Anime. Подвижная, игривая музыка первой
части прекрасно оттеняет лирику центрального раздела, которая, в свою
очередь, контрастирует с активностью финала. Все части отличаются
напевностью, попыткой построить большую мелодичную фразу, что
заметно не только в лирическом Andante, но и в более подвижных
крайних частях Сонатины.
Тембр флейты насыщенный, сочный и яркий, переходы из регистра
в регистр фактически не заметны.
В партии флейты великолепно звучат короткие мелодические
фразы и трели, которые сразу, без подготовительных переходов-связок
нужно играть в трёх разных октавах. Исполнитель формирует длительные
мелодические линии, для этого ему вполне хватает дыхания.
Между частями Сонатины несколько по-разному распределяются
драматургические акценты. Центром тяжести выбрана первая часть. Она
задает тон исполнению и длится дольше, чем последующие части.
Итак,
исполнительскую
манеру
швейцарского
флейтиста
характеризует тонкое чувство формы и умение передать это чувство, что
является признаком высокого уровня профессионального мастерства.
Кроме
того,
следует
отметить,
что
контраст
между
разделами
подчёркивается и усиливается с помощью различных штрихов.
Владение современной технологией исполнительского дыхания
позволяет
исполнителю
не
только
добиться
ровности
звучания
инструмента
во
всех
регистрах
флейтового
диапазона,
но
и
усовершенствовать динамику. Музыкант в своей исполнительской версии
экспериментирует
с
тембром
флейты,
которая
трактуется
в
романтическом духе, как олицетворение лирического героя. Исполнитель
пытается приблизить тембр флейты к тембру фортепиано, совершает
попытку найти между ними соответствие. И ему это удается.
Партия
же
фортепиано
напротив
старается
приблизиться
к
флейтовой. Посылки для такого приближения заложены в самом нотном
тексте, так как обе партии основаны на общих музыкальных фразах,
требующих одинаковых штрихов, артикуляции. Особо показателен в этом
плане высокий регистр в котором кристально звонко звучат обе партии на
стаккато. При этом иногда невозможно правильно определить тембр
инструмента.
Итак, французские композиторы ХХ века сделали чрезвычайно
весомый вклад в развитие камерно-инструментального репертуара для
деревянных
духовых
инструментов,
в
том
числе
для
флейты.
Многообразие
образностилевой
палитры
камерно-инструментальной
музыки, рассмотренной нами на примере Сонатины для флейты и
фортепиано А. Дютийё, является одним из признаков национального
своеобразия французской композиторской школы, которая, находясь на
грани традиций и новаций, уже в течение нескольких веков сохраняет
собственную индивидуальность.
Список литературы
1.
Должиков Ю. Техника дыхания флейтиста: Вопросы музыкальной
педагогики: Сб. статей. Вып. 4 / Ред.-сост. Ю. Усов. – М.: Музыка,
1983. – 128 с.: нот.
2.
Дюмениль
Р.
Современные
французские
композиторы
группы
«шести». – Л.: Музыка,
1964. – 136 с. 3.
Захарова В.А. Флейтовая культура Франции: генезис,
пути и закономерности развития:
дисс. … канд. иск. – СПб., 2008. – 246 с.