Напоминание

ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В ОБРАЗОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАНТА АККОРДЕОНИСТА, БАЯНИСТА


Автор: Ивкович Игор Желькович
Должность: преподаватель аккордеона
Учебное заведение: МБУ ДО "ШИ г.Анива"
Населённый пункт: город Анива, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В ОБРАЗОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАНТА АККОРДЕОНИСТА, БАЯНИСТА
Раздел: высшее образование





Назад




«ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА В ОБРАЗОВАНИИ

СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАНТА АККОРДЕОНИСТА, БАЯНИСТА»

Ивкович Игор

МБУ ДО «ШИ г. Анива»

Преподаватель по классу аккордеона, баяна.

Баянное и аккордеонное искусство второй половины XX – начала XXI

века отличается стремлением к усовершенствованию композиторского

творчества и исполнительства. Именно в этот исторический промежуток

времени баяно-аккордеонное искусство выходит на качественно новый

художественно-выразительный

и

исполнительский

уровень.

Развитие

современного исполнительского искусства на баяне и аккордеоне основано

на смешении различных стилей и направлений современного музыкального

искусства в целом, что способствует появлению и развитию оригинального

репертуара для этих инструментов и определяет выбор технологических

решений интерпретации популярной музыки в области исполнительской

техники баянистов и аккордеонистов. Эстрадно-джазовое направление,

наряду с традиционно-академическим, завоевывает огромную популярность

среди исполнителей баянистов, аккордеонистов.

Преимущества в этом

направлении

принадлежат

французской

аккордеонной

школе,

хотя

итальянские, американские, российские и украинские исполнители также

блестяще владеют этим стилем. Великолепная «гамма» артикуляционных

возможностей и многогранность художественно-выразительных средств

баяна и аккордеона практично выделяют их из числа многих других

инструментов. Начиная со второй половины XX понятие «эстрадная музыка»

рассматривается

как

жанр

и

исполнение

с

доминирующим

внешне

эффектным началом, обусловленный несколькими факторами: репертуаром,

сферой музицирования и социальной функцией. «Эстрадное направление

носит

характерное

репертуарное

направление,

стиль,

манеру

игры,

отличающееся такими характеристиками, как кратковременность действия,

зрелищность, концентрированность, или максимальная насыщенность всех

средств художественной выразительности, яркость и запоминаемость номера,

использование

эксцентрики

и

юмора,

непосредственное

обращение

исполнителя к зрителям» [13,7]. При этом «существенно не то, что отдельные

свойства эстрады присущи и другим искусствам, а то, что эти свойства в их

комплексе отличают эстраду от других видов художественного творчества»

[13,7].

«Джаз – род профессионального музыкального искусства. Возник в

США в конце XIX – начало XX вв. в результате взаимодействия африканской

и

европейской

музыкальных

культур.

Истоки

джаза

в

полуимпровизационных

формах

народного

творчества,

в

трудовых,

религиозных,

светских

песнях

негритянского

населения,

а

также

в

танцевально-бытовой музыке белых переселенцев США…» [8].

Причина

немногочисленности

африканских

мелодических

инструментов по сравнению с огромным множеством духовых, струнных и

клавишных инструментов, которыми располагаем мы, достаточно проста, и в

основе

своей

носит

ритмический

характер.

Игра

с

использованием

«перекрестных ритмов» – основа африканской музыки.

Другая важная

особенность африканской музыки – тяготение к нечеткому, грубоватому

тембру звучания; в джазе он получил название «дёрти-тон» («нечистый»

тон). Еще одна особенность африканской музыки, проявившаяся в джазе,

связана с тенденцией к повторению какого-либо раздела песни в течение

длительного времени, до тех пор, пока солист или исполнитель не решает

перейти к другому разделу или модели. Джаз, как разновидность музыки, в

сущности,

феномен

исторический,

эстетический,

социальный.

Он

несопоставим ни с одним классическим музыкальным жанром, чье развитие

совершалось веками. За какие-нибудь 70-80 лет джаз, это талантливое

детище негритянского народа, проделал невиданный путь, возникнув в

замкнутой социальной среде. Будучи поначалу бытовой, чисто прикладной

музыкой, он щедро, чуть ли не каждое десятилетие, рождал все новые и

новые формы, преобразил музыкальный быт современного мира и, наконец,

стал в наши дни явлением поистине интернациональным, без которого уже

невозможно представить культуру XX

века. На протяжении многих

десятилетий джазовая музыка была искусством устной традиции. Джазовое

искусство

было

уделом

тех

музыкантов,

которые

благодаря

своему

исключительному дарованию и способностям, особому ощущению ритма,

гармонии, мелодики и слуховому опыту, могли проникнуть в секреты столь

необычного и специфического вида музыкального искусства.

Следует заметить, что для джазовой музыки характерна жанровая

неопределенность. Поэтому исследователи джаза, учитывая особенности

джазовой специфики, предлагают определять жанровую сущность джаза

через характер творчества, так как джаз представляет собой разновидность

импровизированной

музыки.

В

течение

последних

лет

изменилось

понимание джаза, его эстетические признаки. Основное отличие джазового

искусства

от

других

видов

музыкального

творчества

заключается

в

полуимпровизированном исполнении, связанном с джазовым мышлением,

выразившемся в особенностях его музыкальной речи (фразировки), которая

зависит в большей степени от характера человека, его психических и речевых

стереотипов [1,7]. Стили и направления джаза всегда обладали и обладают

ярко выраженными эстетическими и структурными признаками.

Если в России и странах СНГ во второй половине двадцатого века

значительную популярность приобрело направление академической музыки

с элементами джаза и эстрадно-джазовая музыка, то в зарубежной

исполнительской практике большее распространение получила собственно

джазовая культура. Ярчайшими аккордеонистами джазового искусства стали

Арт

Ван

Дамм

и

Фрэнк

Марокко.

Постоянно

совершенствуя

свое

исполнительское мастерство, музыканты выводят аккордеон на новый

уровень профессионального джазового искусства.

Одним из самых популярных джазовых композиторов-аккордеонистов

современности является Ришар Гальяно, творчество, которого стало на

сегодняшний день одной из вершин мирового джазового аккордеонного

музицирования. Музыкант владеет игрой на всех разновидностях аккордеона.

В мировую историю музыкальной культуры Гальяно вошел как

создатель нового стиля в музыкальном искусстве – «New мusette», который,

как и народный баянно-аккордеонный мюзет, сочетает в себе французскою

изысканность,

шарм,

грацию,

но

имеет

собственные

специфические

признаки. Уровень сложности эстрадно-джазовых произведений для баяна и

аккордеона, завоевавших популярность, требует от музыкантов высокого

исполнительского мастерства. В отличие от музыки академической, эстрада и

джаз характеризуется специфическим звукоизвлечением, артикуляцией,

фразировкой,

ритмом,

применением

своеобразных

исполнительских

приемов, освоение которых связано с большими трудностями, так как многие

из них не соответствуют привычным академическим нормам игры. Помимо

этого, многие приемы должны быть умело, адаптированы для баяна и

аккордеона. Это различные виды глиссандо, вибрато, а так же такие

джазовые эффекты, как «бенд», «дойт», «флип», «гроуд» и многие другие.

Речь не идет о простом подражании. Приемы, ставшие семантикой джаза,

привнесли в манеру игры великие мастера джазового исполнительства.

Отечественное джазовое направление второй половины двадцатого

века развивается не слишком стремительно. Причин несколько: отсутствие

учебных программ и методических пособий по курсу игры в ДМШ, ссузах и

вузах искусства; отсутствие требований к исполнению эстрадно-джазовой

музыки на баяне-аккордеоне; нехватка репертуара.

Среди современных научно-методических и теоретических изданий в

области эстрадно-джазовой музыки выделяются работы исследователей Д. А.

Браславского, В. Д. Конена, У. Найсо, С. И. Воскресенского и Б. П. Киянова,

В. Е. Новикова [2, 3, 11, 16, 5, 17] раскрывающие специфику джазового

музыкального

направления,

характерные

черты

исполнительской

интерпретации, особенности стиля, гармонии, правила исполнения и многое

другое специфики джазовой музыки.

Джаз

особый

самостоятельный

вид

музыкального

искусства,

живущий и развивающийся по своим законам, использующий свойственные

именно

ему

выразительные

средства

и

способы

психологического

воздействия

на

слушателя.

Важнейшим

художественным

принципом

исполнения джазовых произведений является творческая импровизация, «так

как сама природа, специфика музыкального исполнительства в этом жанре

обусловливает

органичное

соавторское

соединение

композитора

и

исполнителя» [13,158].

Особенностью интерпретации современных джазовых произведений в

музыкальном

баянном

и

аккордеонном

исполнительстве

является

формирование новых элементов музыкального языка, коренным образом

отличающихся от ранее использовавшихся. Это «свинг, синкопирование,

акцентирование, ритмическая пульсация, носящая танцевальный характер,

особые ритмо-интонационные линии баса, конфликт между ритмическими

рисунками мелодии и сопровождения; усложнение гармонического языка;

особенности исполнения основных штрихов; яркость и неожиданная смена

динамики; использование новых приемов; отдельные виды мелизмов: трель и

форшлаг» [2,4].

Включение джазовых произведений в исполнительский репертуар

баяниста-аккордеониста, со специфическими приемами игры, в современной

системе образования примечательно тем, что исполнение данной музыки

расширяет и укрепляет уже сформированные художественные и технические

навыки баяниста и аккордеониста: мышление, творчество, импровизацию,

гармонию, освоение стиля, развитие ритма, полиритмии, слуха и многое

другое.

В процессе интерпретации джазовых произведений на эстраде, эмоции,

чувства исполнителя должны отражать его психологическую реакцию на

конкретный художественный музыкальный образ, созданный в воображении

артиста и воспроизводимый в реальном звучании. Большую роль в джазовой

музыке играет освоение специфическими приемами игры и специальными

эффектами.

Каждый

инструмент

сообразно

своим

особенностям

и

возможностям может привнести в этом плане что-то свое, оригинальное.

Баян и аккордеон не исключение.

Баянист и аккордеонист, решивший посвятить себя джазу, должен

знать о таких приемах и понимать, как они достигаются на том или ином

инструменте.

Практика

показывает,

поиски

новых

выразительных

возможностей аккордеона и баяна продолжаются и на сегодняшний день.

Достаточно вспомнить прием нетемперированное глиссандо, вошедшее в

практику всего лишь лет десять – пятнадцать назад.

Особенностью интерпретации джазовых произведений современных

композиторов, в частности В. Д. Зубицкого и В. Е. Новикова, является

блестящее виртуозное, художественно завершенное и яркое концертное

исполнение,

непосредственно

связанное

с

творческим

потенциалом

композиторов,

в

совершенстве

владеющих

разнообразным

арсеналом

технических и темброво-интонационных возможностей баяна.

Эстрадно-

джазовое

искусство

обладает

жизненой

энергией,

которая

отлиачает

современное музыкальное искусство, призванное удовлетворить реальные,

насущные

потребности

современных

музыкантов.

Это

искусство

обнаруживает чудесный дар располагать к себе все более широкую

аудиторию. Современное человечество не может обойтись без музыки – так

же, как оно не может обойтисьбез языка и речи. Музыкальные композиторы,

создавшие эстрадную и джазовую музыку не угаснут. Такая музыка является

могучим

стимулом

жизни

современного

общества.

С

поразительной

быстротой она завоевывает новые вершины, становясь общепризнанным

видом популярного музыкального искусства во всех видах музыкального

исполнительства.

Внимание музыкантов к эстрадно-джазовой музыке во всем мире как

никогда велико, при этом в сферу этой музыки вовлекаются все новые и

новые инструменты, которые еще несколько десятилетий назад совершенно

не могли при самом богатом воображении пересекаться с такими видом

деятельности.

Реконструкция

аккордеона

и

баяна

в

готово-выборный

многотембровый

концертный

инструмент,

включение

его

в

систему

профессионального

музыкального

образования

обусловили

создание

сочинений, предназначенных специально для этого инструмента.

В «золотой фонд» оригинальной эстрадно-джазовой литературы вошли

произведения композиторов: Золотарева, Доренского, Власова, Сташевского,

Новикова, Зубицкого и многих, многих других.

В

процессе

формирования

специфического

музыкального

стиля

современной

баянной

литературы

немаловажную

роль

играют

такие

составляющие арсенал выразительных средств как тембр, ладо-тональная

система,

гармония,

интонационно-ритмическое

содержание.

С

проникновением в академическую баянную культуру элементов джазового

музицирования и появлением в баянной литературе отдельного жанрово-

стилевого направления в виде эстрадной и джазово-академической музыки,

выразительные средства обоих направлений составили в ней основу

музыкального языка, на котором собственно и формируется драматургия и

формообразование музыкальных произведений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барбан Е. С. Современный джаз в музыкальной культуре. СПб.:

«Композитор», 2013. – 180 с.

2. Браславский Д. А. Эстрадные ансамбли. – М.: Сов. Россия, 1975. – 112 с.

3. Браславский, Д. А. Аранжировка для эстрадных ансамблей и

оркестров. Учебное пособие. Изд. 2-ое, перераб. и доп. М. Музыка. 1974. –

391 с.

4. Власов В. П. Школа джаза на баяне и аккордеоне: Учебное пособие. –

Одесса. Астропринт, 2008. – 160 с.

5. Воскресенский С. И. и Киянов, Б. П. Современные эстрадные ансамбли.

Пособие по аранжировке. - M.: Советский композитор, 1975. – 144 с.

6. Джаз Музыкальная энциклопедия. В 6т. Т.2. – М.: Сов. энциклопедия,

1974. – С. 211-219.

7. Имханицкий М. И. История баянного и аккордеонного искусства: учеб.

пособие. М., РАМ Гнесиных, 2006. – 520 с.

8.

Имханицкий М. И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и

аккордеона. – М., 2004. – 376 с.

9.

Кинус Ю. Г. Импровизация и композиция в джазе / Ю. Г. Кинус. –

Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 188 с.

10. Коллиер Дж. Л. Становление джаза. - М.: Радуга, 1984. – 739 с.

11. Кузнецов В. Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в

любительских эстрадных оркестрах и ансамблях. – М.: Музыка, 2000. – 248 с.

12. Кунин Э. А. Секреты ритмики в джазе, рок- и поп- музыке. МЕГА-

Сервис, 2001. – 58 с.

13. Липс Ф. Р. Искусство игры на баяне. Изд. 3-е. / Ф. Р. Липс. – М., 2004. –

145 с.

14. Найсоо У. Джазовая гармония и оркестровка. Учеб. пособие /У. Найсоо.

– Таллин: «Ээсти раамат», 1969. -224с.

15. Новиков В. Е. Начальный курс импровизации и аранжировки для баяна.

Учебное пособие / В. Е. Новиков. - Пермь : ПГИИК, 2012 – 166 с.

16. Овчинников Е. В. История джаза: учебник. Вып 1. – М.: Музыка, 1994.-

240 с.

17. Русская советская эстрада…: Очерки истории. – М., Искусство, 1976. –

Кн. 1. – 407 с.

18. Семенов В. А. Современная школа игры на баяне. – М.: Музыка, 2003. –

217 с.

19. Эстрадная музыка // Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл.

ред. Г.В. Келдыш. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 672 с.



В раздел образования