Автор: Хрустель Инна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Зарёвская СОШ с УИОП
Населённый пункт: Московская область г. Домодедово с. Растуново
Наименование материала: Статья
Тема: "Содержание, формы и методы работы с родителями"
Раздел: начальное образование
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
С о д е р ж а н и е работы школы с родителями состоит в следующем:
1)
повышение
психолого-педагогических
знаний
родителей
(лекции,
семинары,
индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания,
совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Ф о р м ы и м е т о д ы работы с родителями должны быть направлены на повышение
педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на
усиление ее воспитательного потенциала.
М е т о д ы р а б о т ы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Формы работы с родителями
Традиционные
Нетрадиционные
1
2
● Родительские собрания
●
Общеклассные
и
общешкольные
конференции
● Родительские тренинги
● Дискуссии
● Психологические разминки
●
Индивидуальные
ко н сул ьт а ц и и
педагога
● Посещения на дому
● Круглые столы
● Устные журналы
● Практикумы
● Родительские вечера
● Родительские чтения
● Родительские ринги
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся
отводится психолого-педагогическому просвещению.
ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей
основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания
детей).
Лекция
(форма,
подробно
раскрывающая
сущность
той
или
иной
проблемы
воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о
воспитании детей).
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в
системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать
насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы
конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в
семье – вот т е м ы родительских конференций.
Родительские
конференции
должны
готовиться
очень
тщательно,
с
обязательным
участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит
проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции,
а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками
конференций
выступают
сами
родители.
Они
готовят
анализ
проблемы
с
позиций
собственного опыта.
Отличительной
особенностью
конференции
является
то,
что
она
принимает
определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию
детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка
педагогического мышления у родителей).
Открытые
уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по
предмету, методикой преподавания, требованиями
учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и
непониманием родителями специфики учебной деятельности).
Индивидуальные
тематические
консультации
(обмен
информацией,
дающей
реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного
руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того
чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо
проводить
индивидуальные
консультации-собеседования
с
родителями.
Готовясь
к
консультации,
целесообразно
определить
ряд
вопросов,
ответы
на
которые
помогут
планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна
иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между
родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все
то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить
важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с
условиями жизни).
Родительское
собрание
(форма
анализа,
осмысления
на
основе
данных
педагогической науки опыта воспитания).
1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Ц е л ь:
знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями,
задачами, итогами работы.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в
год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный
период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе
родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет
познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное
родительское
собрание
можно
использовать
для
демонстрации
положительного
опыта
воспитания
в
семье.
Так,
в
конце
учебного
года
возможно
награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Ц е л ь:
обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной
работы,
определение
путей
тесного
сотрудничества
семьи
и
школы,
рассмотрение
актуальных педагогических проблем.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости
их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения
родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать
хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения
учащихся,
характеризуются
их
возможности,
степень
продвижения
класса
в
учебной
деятельности.
Родительское
собрание
–
это
возможность
демонстрации
достигнутых
ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний
и
мере
интеллектуальных
усилий,
соответствующих
познавательной
и
нравственной
мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ
учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много в а р и а н т о в проведения родительских собраний. Их характер и
направленность
подсказывает
сама
жизнь,
система
организации
работы
в
детском
коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности
учащихся,
уровень
образованности
и
заинтересованности
родителей,
цели
и
задачи
воспитания, стоящие перед школой.
Р е к о м е н д а ц и и по проведению родительских собраний:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки
и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ
ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Примерная т е м а т и к а консультаций для родителей:
1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
4. Наказания детей. Какими им быть?
5. Тревожность детей. К чему она может привести?
6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
7. Грубость и непонимание в семье.
8. Талантливый ребенок в семье.
9. Друзья детей – друзья или враги?
10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает
возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по
проблеме
и
участвовать
в
ее
обсуждении.
Родительские
чтения
можно
организовать
следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют
вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает
информацию
и
анализирует
ее.
С
помощью
школьного
библиотекаря
и
других
специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный
вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них
сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что,
анализируя
книгу,
родители
должны
изложить
собственное
понимание
вопроса
и
изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский
коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей.
Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это
праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов
на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы
родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить
слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Примерные т е м ы родительских вечеров:
1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.
2. Первые книжки ребенка.
3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
4. Друзья моего ребенка.
5. Праздники нашей семьи.
6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
8. Песни, которые пели и поют наши дети.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным
темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на
вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят
изменить
свое
отношение
к
поведению
и
взаимодействию
с
собственным
ребенком,
сделать
его
более
открытым
и
доверительным.
В
родительских
тренингах
должны
участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не
заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек.
Родительские
тренинги
будут
успешными,
если
все
родители
будут
в
них
активно
участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен
включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом
школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить
эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские
гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания
детства», «фильм о моей семье».
Родительские
ринги
–
одна
из
дискуссионных
форм
общения
родителей
и
формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на
вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один
вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная
часть
аудитории
в
полемику
не
вступает,
а
лишь
поддерживает
мнение
семей
аплодисментами.
Экспертами
в
родительских
рингах
выступают
учащиеся
класса,
определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их
трактовке.
И
традиционные,
и
нетрадиционные
методы,
формы
взаимодействия
классного
руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой
подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Педагогам и родителям на заметку
Е с л и:
– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
– ребенка хвалят, он учится быть благородным;
– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Эти
советы
возникли
на
базе
жизненных
практических
наблюдений,
осмысления
педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической
работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.