Напоминание

"Содержание, формы и методы работы с родителями"


Автор: Хрустель Инна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Зарёвская СОШ с УИОП
Населённый пункт: Московская область г. Домодедово с. Растуново
Наименование материала: Статья
Тема: "Содержание, формы и методы работы с родителями"
Раздел: начальное образование





Назад




СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

С о д е р ж а н и е работы школы с родителями состоит в следующем:

1)

повышение

психолого-педагогических

знаний

родителей

(лекции,

семинары,

индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания,

совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Ф о р м ы и м е т о д ы работы с родителями должны быть направлены на повышение

педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на

усиление ее воспитательного потенциала.

М е т о д ы р а б о т ы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями

Традиционные

Нетрадиционные

1

2

● Родительские собрания

Общеклассные

и

общешкольные

конференции

● Родительские тренинги

● Дискуссии

● Психологические разминки

Индивидуальные

ко н сул ьт а ц и и

педагога

● Посещения на дому

● Круглые столы

● Устные журналы

● Практикумы

● Родительские вечера

● Родительские чтения

● Родительские ринги

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся

отводится психолого-педагогическому просвещению.

ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей

основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания

детей).

Лекция

(форма,

подробно

раскрывающая

сущность

той

или

иной

проблемы

воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).

Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о

воспитании детей).

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в

системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать

насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы

конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в

семье – вот т е м ы родительских конференций.

Родительские

конференции

должны

готовиться

очень

тщательно,

с

обязательным

участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит

проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции,

а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками

конференций

выступают

сами

родители.

Они

готовят

анализ

проблемы

с

позиций

собственного опыта.

Отличительной

особенностью

конференции

является

то,

что

она

принимает

определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию

детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка

педагогического мышления у родителей).

Открытые

уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по

предмету, методикой преподавания, требованиями

учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и

непониманием родителями специфики учебной деятельности).

Индивидуальные

тематические

консультации

(обмен

информацией,

дающей

реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного

руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того

чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо

проводить

индивидуальные

консультации-собеседования

с

родителями.

Готовясь

к

консультации,

целесообразно

определить

ряд

вопросов,

ответы

на

которые

помогут

планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна

иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между

родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все

то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить

важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с

условиями жизни).

Родительское

собрание

(форма

анализа,

осмысления

на

основе

данных

педагогической науки опыта воспитания).

1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Ц е л ь:

знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями,

задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в

год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный

период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе

родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет

познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное

родительское

собрание

можно

использовать

для

демонстрации

положительного

опыта

воспитания

в

семье.

Так,

в

конце

учебного

года

возможно

награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Ц е л ь:

обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной

работы,

определение

путей

тесного

сотрудничества

семьи

и

школы,

рассмотрение

актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости

их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения

родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать

хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения

учащихся,

характеризуются

их

возможности,

степень

продвижения

класса

в

учебной

деятельности.

Родительское

собрание

это

возможность

демонстрации

достигнутых

ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний

и

мере

интеллектуальных

усилий,

соответствующих

познавательной

и

нравственной

мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ

учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много в а р и а н т о в проведения родительских собраний. Их характер и

направленность

подсказывает

сама

жизнь,

система

организации

работы

в

детском

коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности

учащихся,

уровень

образованности

и

заинтересованности

родителей,

цели

и

задачи

воспитания, стоящие перед школой.

Р е к о м е н д а ц и и по проведению родительских собраний:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки

и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ

ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Примерная т е м а т и к а консультаций для родителей:

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей – друзья или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает

возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по

проблеме

и

участвовать

в

ее

обсуждении.

Родительские

чтения

можно

организовать

следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют

вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает

информацию

и

анализирует

ее.

С

помощью

школьного

библиотекаря

и

других

специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный

вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них

сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что,

анализируя

книгу,

родители

должны

изложить

собственное

понимание

вопроса

и

изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский

коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей.

Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это

праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов

на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы

родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить

слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные т е м ы родительских вечеров:

1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.

2. Первые книжки ребенка.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4. Друзья моего ребенка.

5. Праздники нашей семьи.

6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным

темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на

вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят

изменить

свое

отношение

к

поведению

и

взаимодействию

с

собственным

ребенком,

сделать

его

более

открытым

и

доверительным.

В

родительских

тренингах

должны

участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не

заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек.

Родительские

тренинги

будут

успешными,

если

все

родители

будут

в

них

активно

участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен

включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом

школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить

эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские

гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания

детства», «фильм о моей семье».

Родительские

ринги

одна

из

дискуссионных

форм

общения

родителей

и

формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на

вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один

вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная

часть

аудитории

в

полемику

не

вступает,

а

лишь

поддерживает

мнение

семей

аплодисментами.

Экспертами

в

родительских

рингах

выступают

учащиеся

класса,

определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их

трактовке.

И

традиционные,

и

нетрадиционные

методы,

формы

взаимодействия

классного

руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой

подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Педагогам и родителям на заметку

Е с л и:

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти

советы

возникли

на

базе

жизненных

практических

наблюдений,

осмысления

педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической

работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.



В раздел образования