Автор: Ермолина Ольга Павловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ Муринский ДСКВ№5
Населённый пункт: г. Мурино, Ленинградской области
Наименование материала: Статья
Тема: Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании.
Раздел: дошкольное образование
Применение здоровьесберегающих технологий
.
в дошкольном образовании
Здоровьесберегающие
технологии
в
дошкольном
образовании
-
технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного
дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения
здоровья в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
применительно
к
ребенку
-
обеспечение
высокого
уровня
здоровья
воспитанника детского сада, и воспитание валеологической культуры как
совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,
знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его,
валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно
и эффективно решать задачи здорового образа жизни, задачи, связанные с
оказанием элементарной медицинской помощи.
Применительно к взрослым - содействие становлению культуры
профессионального
здоровья
воспитателей
ДОУ
и
валеологическому
просвещению родителей.
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании -
технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей
под
руководством
медицинского
персонала
ДОУ
в
соответствии
с
медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских
средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга
здоровья
дошкольников
и
разработка
рекомендаций
по
оптимизации
детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и
дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
организация профилактических мероприятий в детском саду; организация
контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация
здоровье сберегающей среды в ДОУ.
Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей
осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по
физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической
подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого
на
основании
индивидуальных
медицинских
карт
врач
дошкольного
учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая
помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о
состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Эта
схема-анализ и конкретные рекомендации заносятся в групповой «Журнал
здоровья»
-
«Индивидуальный
маршрут
ребёнка»,
-
чтобы
каждый
воспитатель
планировал
физкультурно-оздоровительную
работу
в
соответствии с особенностями здоровья детей.
Физкультурно-оздоровительные
технологии
в
дошкольном
образовании - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья
дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности ,
закаливание, дыхательная гимнастика, формирование правильной осанки и
заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило,
осуществляется
специалистами
по
физическому
воспитанию
и
воспитателями
ДОУ
в
условиях
специально
организованных
форм
оздоровительной работы.
Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду -
технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья
дошкольников.
Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью ,
накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и
сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей
дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа
жизни
и
безопасного
поведения.
Это
технология
личностно-
ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип
таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной
логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и
видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия
ребенка – это психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника.
Основная
задача
этих
технологий
-
обеспечение
эмоциональной
комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в
процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К
ним
относятся:
технологии
психологического
или
психолого-
педагогического
сопровождения
развития
ребенка
в
педагогическом
процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов -
направлены на развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей - задача данных
технологий:
обеспечение
валеологической
образованности
родителей
воспитанников ДОУ.
Информационно-просветительская
деятельность
выражается
в
формировании у родителей здорового образа жизни, а также в знакомстве
родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в
дошкольном учреждении; привлечении родителей к участию в различных
совместных физкультурных досугах и праздниках.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового
образа жизни у детей, разработана система мероприятий, к которым
относятся: родительские собрания, консультации, конкурсы, праздники
здоровья, семейный клуб, папки-передвижки, беседы, практические показы
(практикумы).
Существуют следующие виды здоровьесберегающих технологий в
дошкольном образовании:
1.
медико-профилактические;
2.
физкультурно-оздоровительные;
3.
технологии
обеспечения
социально-психологического
благополучия
ребенка;
4.
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
педагогов
дошкольного
образования;
5.
валеологического
просвещения
родителей;
здоровьесберегающие
образовательные технологии в детском саду.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы
среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов,
методов.
Необходимо регулярно проводить диагностику здоровья детей.
Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению
здоровья ребенка, его гармоничному развитию. В этом направлении
проводится работа по профилактике нарушений осанки.
Применение здоровьесберегающих педагогических технологий в
воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста
укрепляет здоровье детей. Сотрудничество педагогов и родителей в этом
направлении, позволяют ребенку укрепить свои внутренние позиции и
действовать в соответствии с критериями ведения здорового образа жизни.
Важно, чтобы каждая из применяемых технологий имела оздоровительную
направленность,
а
используемая
в
комплексе
здоровьесберегающая
деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на
здоровый образ жизни.
Таким
образом,
здоровьесберегающие
технологии
можно
рассматривать как одну из самых перспективных систем 21- го века и как
совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без
ущерба для их здоровья.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды
деятельности, он жизнерадостен, открыт в общении со сверстниками и
педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее
свойств и качеств.
Подготовка
к
здоровому
образу
жизни
ребенка
на
основе
здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением
в
деятельности
каждого
образовательного
учреждения
для
детей
дошкольного возрасте. Проблема здоровья детей в любом обществе и при
любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна,
своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны,
генофонд нации.