Напоминание

Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании.


Автор: Ермолина Ольга Павловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ Муринский ДСКВ№5
Населённый пункт: г. Мурино, Ленинградской области
Наименование материала: Статья
Тема: Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Применение здоровьесберегающих технологий

.

в дошкольном образовании

Здоровьесберегающие

технологии

в

дошкольном

образовании

-

технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного

дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения

здоровья в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

применительно

к

ребенку

-

обеспечение

высокого

уровня

здоровья

воспитанника детского сада, и воспитание валеологической культуры как

совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,

знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его,

валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно

и эффективно решать задачи здорового образа жизни, задачи, связанные с

оказанием элементарной медицинской помощи.

Применительно к взрослым - содействие становлению культуры

профессионального

здоровья

воспитателей

ДОУ

и

валеологическому

просвещению родителей.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании -

технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей

под

руководством

медицинского

персонала

ДОУ

в

соответствии

с

медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских

средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга

здоровья

дошкольников

и

разработка

рекомендаций

по

оптимизации

детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и

дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;

организация профилактических мероприятий в детском саду; организация

контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация

здоровье сберегающей среды в ДОУ.

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей

осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по

физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической

подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого

на

основании

индивидуальных

медицинских

карт

врач

дошкольного

учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая

помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о

состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Эта

схема-анализ и конкретные рекомендации заносятся в групповой «Журнал

здоровья»

-

«Индивидуальный

маршрут

ребёнка»,

-

чтобы

каждый

воспитатель

планировал

физкультурно-оздоровительную

работу

в

соответствии с особенностями здоровья детей.

Физкультурно-оздоровительные

технологии

в

дошкольном

образовании - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья

дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности ,

закаливание, дыхательная гимнастика, формирование правильной осанки и

заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило,

осуществляется

специалистами

по

физическому

воспитанию

и

воспитателями

ДОУ

в

условиях

специально

организованных

форм

оздоровительной работы.

Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду -

технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья

дошкольников.

Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью ,

накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и

сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей

дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа

жизни

и

безопасного

поведения.

Это

технология

личностно-

ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип

таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной

логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и

видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия

ребенка – это психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника.

Основная

задача

этих

технологий

-

обеспечение

эмоциональной

комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в

процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К

ним

относятся:

технологии

психологического

или

психолого-

педагогического

сопровождения

развития

ребенка

в

педагогическом

процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов -

направлены на развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей - задача данных

технологий:

обеспечение

валеологической

образованности

родителей

воспитанников ДОУ.

Информационно-просветительская

деятельность

выражается

в

формировании у родителей здорового образа жизни, а также в знакомстве

родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в

дошкольном учреждении; привлечении родителей к участию в различных

совместных физкультурных досугах и праздниках.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового

образа жизни у детей, разработана система мероприятий, к которым

относятся: родительские собрания, консультации, конкурсы, праздники

здоровья, семейный клуб, папки-передвижки, беседы, практические показы

(практикумы).

Существуют следующие виды здоровьесберегающих технологий в

дошкольном образовании:

1.

медико-профилактические;

2.

физкультурно-оздоровительные;

3.

технологии

обеспечения

социально-психологического

благополучия

ребенка;

4.

здоровьесбережения

и

здоровьеобогащения

педагогов

дошкольного

образования;

5.

валеологического

просвещения

родителей;

здоровьесберегающие

образовательные технологии в детском саду.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы

среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов,

методов.

Необходимо регулярно проводить диагностику здоровья детей.

Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению

здоровья ребенка, его гармоничному развитию. В этом направлении

проводится работа по профилактике нарушений осанки.

Применение здоровьесберегающих педагогических технологий в

воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста

укрепляет здоровье детей. Сотрудничество педагогов и родителей в этом

направлении, позволяют ребенку укрепить свои внутренние позиции и

действовать в соответствии с критериями ведения здорового образа жизни.

Важно, чтобы каждая из применяемых технологий имела оздоровительную

направленность,

а

используемая

в

комплексе

здоровьесберегающая

деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на

здоровый образ жизни.

Таким

образом,

здоровьесберегающие

технологии

можно

рассматривать как одну из самых перспективных систем 21- го века и как

совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без

ущерба для их здоровья.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды

деятельности, он жизнерадостен, открыт в общении со сверстниками и

педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее

свойств и качеств.

Подготовка

к

здоровому

образу

жизни

ребенка

на

основе

здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением

в

деятельности

каждого

образовательного

учреждения

для

детей

дошкольного возрасте. Проблема здоровья детей в любом обществе и при

любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна,

своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны,

генофонд нации.



В раздел образования