Автор: Цоболова Людмила Викторовна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №6 с углублённым изучением иностранных языков"
Населённый пункт: г. Северодвинск Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ ВФСК «ГТО» (из опыта работы МАОУ «СОШ «6» г. Северодвинска)
Раздел: среднее образование
ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ ВФСК «ГТО»
(из опыта работы МАОУ «СОШ «6» г. Северодвинска)
В настоящее время специалисты в области физического воспитания и спорта все
настойчивее обращают внимание на то, что задачи модернизации российского образования
выдвигают новые требования к системе физического воспитания обучающихся. Воспитательная
роль физической культуры, особенно в отношении молодого поколения, неизмеримо велика.
Физическая культура играет значительную роль в формировании навыков здорового образа
жизни.
Занятия физической культурой закладывают основы физического развития и
совершенствования двигательной деятельности обучающихся, решают задачи по охране их
жизни и укреплению здоровья. В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье
школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере
образования.
Актуальность темы ГТО.
Здоровье и здоровый образ жизни занимают первостепенное значение в жизни каждого
человека, но даже, несмотря на это сейчас очень трудно встретить абсолютно здорового
человека. Данные сведения по нашей школе за последние 5 лет не дают утешительного
результата: на количество 1267 обучающихся в нашей школе с основной группой здоровья - 895
человек, с подготовительной группой здоровья -361 человек. 260 детей имеют хронические
заболевания. Причинами отклонений в состоянии здоровья школьников, мы считаем, являются
малоподвижный образ жизни и накапливание отрицательных эмоций. К сожалению,
физическая культура не всегда является основной потребностью человека, происходит
смещение акцента на умственный прогресс, освоение новых технологий. Получается такая
ситуация, что времени на физическое развитие просто не остается, и приходится мириться с
множеством болезней, которые со временем при гиподинамии активно напоминают о своем
существовании. Реальный объем двигательной активности школьников не обеспечивает
полноценного физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Так, в
младших классах дефицит двигательной активности составляет 35-40 процентов, а в старших –
75-85
процентов.
Уроки
физической
культуры
компенсируют
дефицит
двигательной
активности лишь на 10-18 процентов. Существование такого парадокса вызывает огромное
количество обсуждений, которые в свою очередь, ведут к возникновению разных решений с
целью его ликвидации, одним из которых является введение нормативов комплекса ГТО.
Результаты мониторинга показывают низкий процент участия школьников в мероприятиях по
сдаче норм ГТО. Отсюда следует, что главная проблема социального проекта: отсутствие
интереса у обучающихся к сдаче норм ГТО. А значит, главной целью каждого учителя
физической культуры является создание условий для повышения эффективности использования
возможностей физической культуры и спорта по популяризации комплекса ГТО, который
первоначально был направлен на то, чтобы решить эту обостряющуюся проблему.
Изучая историю Комплекса ГТО, существовавшего в советский период, стоит отметить,
что современный комплекс во многом схож со своим предшественником. По словам В. В.
Путина, прежнее название решено сохранить как дань традициям.
Начиная с 2015 года наша школа МАОУ «СОШ №6» г. Северодвинска включилась в
реализацию социального проекта ВФСК «ГТО» - путь к успеху и здоровью», обусловленный
возрождением в Российской Федерации национальной идеи, направленной на улучшение
здоровья и патриотизма нации, способствующий повышению уровня физического воспитания,
формированию здорового образа жизни, готовности к труду и обороне у подрастающего
поколения. Сдача тестов ГТО позволила более качественно проводить мониторинг уровня
физической подготовленности обучающихся, отслеживать динамику изменения здоровья
(учитывать их спортивный прогресс или регресс), понимать его причины.
Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и
общества в целом, этот проект является актуальным. Мы провели мониторинг физического
развития обучающихся школы. В диагностике оценки уровня физического развития приняли
участие 94% учеников школы.
Гармоничное физическое развитие согласно возрасту, имеют 1203 ученика – 95 %,
дисгармоничное физическое развитие - дефицит веса наблюдается у 64 человек, что составляет
– 5 %, избыток веса выявлен у 39 обучающихся школы, что составляет 3%.
- Основную группу здоровья имеют 895 обучающихся, что составляет 71 % от общего
количества обучающихся. Из них1-4 классы – 427 (34%), 5–9 классы – 400 (32 %), 10–11
классы – 68 (5%).
Таким образом, учитывая государственный заказ и оздоровительную направленность, нами
при разработке данного проекта была поставлена цель: организовать пропаганду ВФСК «ГТО»
среди родителей и детей, направленную на внедрение его в образовательное учреждение,
повышая этим их заинтересованность, увеличение потребности в сдаче норм «ГТО», приобщая
их к занятиям физической культурой и спортом и укреплению здоровья всех участников
образовательного процесса.
Сдача норм ГТО — это личное решение каждого учащегося и хотелось, чтобы у каждого
было правильное решение, ведь сдача норм ГТО очень важна в жизни каждого человека, так
как он бросает вызов себе, своей силе воли, тем самым укрепляя свои физиологические и
моральные показатели.
Задачи проекта
1. Обеспечить обучающихся необходимой достоверной информацией о содержании ВФСК
«ГТО» и его истории в нашей стране.
2.
Способствовать
формированию
у
обучающихся
осознанных
потребностей
в
систематических занятиях физической культурой и спортом, ведении здорового образа жизни.
3. Создать благоприятные условия для мотивации обучающихся к занятиям физической
культуры и спортом и подготовки к сдаче норм ВФСК «ГТО» через организацию работы
спортивных кружков и секций в школе.
4. Заинтересовать и направить наиболее физически развитых обучающихся школы на
занятия в ДЮСШ города Северодвинска.
Деятельность в рамках данного проекта началась с 1 сентября 2015 года и продолжается по
настоящее время.
Для
решения
задач
проекта
предлагалось
организовать
работу
по
трем
взаимодополняющим, неразрывно связанным между собой направлениям:
1. Организация в школе работы спортивного клуба. Регулярное проведение занятий по
подготовке обучающихся к выполнению нормативов комплекса ВФСК ГТО.
2. Проведение тестирования обучающихся по
проверке выполнения контрольных
нормативов ВФСК «ГТО» соответствующей их возрасту ступени.
3. Вовлечение обучающихся, родителей и учителей школы в соревновательную и
физкультурно-массовую
деятельность
школы
и
города
по
проведению
тестирования
нормативов комплекса ВФСК ГТО.
Подготовительно – организационный период проводится ежегодно в начале учебного года
в сентябре.
Виды его деятельности: 1. Изучение проблемы, разработка спортивно - оздоровительного
проекта «ГТО – путь к успеху». Разработка плана мероприятий по реализации Всероссийского
физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в МАОУ «СОШ №6» 2015–
2021 г.г. и ежегодная его корректировка в зависимости от обстановки в школе и в стране.
2.
Разработка
и
распространение
информационно-пропагандистских
материалов,
направленных на привлечение всех категорий обучающихся к выполнению нормативов ВФСК
ГТО;
3.
Оформление
инициативной
группой
обучающихся
под
руководством
учителя
физкультуры информационного стенда «ГТО - путь к успеху»
4. Выступления инициативных групп перед обучающимися на классных часах и их
родителями на родительских собраниях, с целью повышения информированности.
5.Заметки на сайте школы по итогам проведения подготовительно-организационных,
физкультурно-оздоровительных и соревновательных мероприятий школы.
6. Проведение конкурсов рисунков, плакатов на тему «ГТО и здоровый образ жизни!»
7. Проведение мониторинга материально-технической, спортивной базы в образовательной
организации, приобретение необходимого для повышения результативности спортивного
инвентаря. Работа по вовлечению участников образовательного процесса школы к сдаче норм
комплекса «ГТО» ведётся с 2015 года. В этом году мы решили провести опрос среди
обучающихся 1- 11 классов и выяснить насколько хорошо знают ученики нашей школы о
комплексе «ГТО». Опрос проводился посредством анкетирования. В опросе приняли участие
1267 обучающихся МАОУ «СОШ №6» и показали следующие результаты.
Результаты анкетирования представлены в таблице
Вопрос анкеты
1-4 классы
5-6 классы
7-8 классы
9-11 классы
да
нет
да
нет
да
нет
да
нет
1.Знаете ли вы
что
такое
комплекс
«ГТО»?
100%
100%
100%
100%
2. От кого вы
узнали
о
комплексе ГТО:
От
учителя
физкультуры -
От родителей -
100%
100%
100%
100%
3. Хотите ли вы
сдать
нормы
ВФСК
«ГТО»?
Ваша
цель
сдачи
норм
комплекса
«ГТО»?
60%
25%
10%
40%
4.Занимаетесь
ли вы спортом?
8 70% 30% 60%
40% 60% 25% 75%
5. Хотите ли вы
быть сильным,
быстрым,
ловким и
здоровым?
100%
100%
100%
100%
По итогам можно заметить, что 61 % обучающихся плохо представляют цель комплекса
«ГТО» и лишь 39 % обучающихся знают и готовы испытать свои силы в выполнении
контрольных нормативов своей ступени. В ходе реализации проекта на подготовительном этапе
входное исследование информированности участников о ВФСК «ГТО» показало, что
обучающиеся в целом понимают значение аббревиатуры ГТО, для чего сдают нормы ГТО.
Интересным является тот факт, что основным мотивом к сдаче норм ГТО для обучающихся
является развитие собственных физических качеств - на это указали 80,7 % респондентов. На
втором месте по значимости – преференции в виде дополнительных баллов к ЕГЭ - 40 %.
Сравнивая количество обучающихся, сдающих нормы ГТО по школам, наша школа находится
все годы на лидерских позициях. Каждый год наши обучающиеся попадают в сборные города
для выступления на областных соревнованиях по летнему и зимнему многоборью ГТО. Так в
2015 году команда нашей школы участвовала и заняла первое место в первых областных
соревнованиях по летнему многоборью ГТО, а две девочки — это Антипина Светлана и
Боговая Дарина вошли в сборную области и приняли участие в первых Всероссийских
соревнованиях по летнему многоборью ГТО в г. Белгороде. Светлана Антипина является
первым обладателем золотого значка (4 ступень) в Архангельской области в новом
Всероссийском Физкультурно- спортивном комплексе «ГТО». В 2016 году сборная нашей
школы завоевала второе место в областном зимнем многоборье ГТО в г. Архангельске. В
личном первенстве отличились Владлена Никитина и Валерия Савицкая, занявшие первое и
второе место в четвёртой ступени. В 2017 году команда нашего города вновь завоевала первое
место на областном первенстве летнего многоборья ГТО и выиграла путёвку в финал
Всероссийских игр, впервые проводимый в МДЦ «Артек» п. Гурзуф Крым. В нем приняли
участие три ученика нашей школы: Савёлова Анелия (4 ступень), Боговой Даниил и Лашкова
Екатерина (3 ступень). В 2018 году честь Архангельской области в МДЦ «Артек» защищали два
ученика нашей школы: Невидомская Дарина и Жданов Матвей (3 ступень). В 2019 году в
составе сборной области был представитель нашей школы Белоусов Владимир (3 ступень). В
2021 году представляет нашу школу в III этапе летнего фестиваля ВФСК ГТО в Крыму ученица
6 класса - Квашнина Софья.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)
устанавливает
государственные
требования
к
физической
подготовленности
граждан
Российской Федерации. Он включает упражнения (тесты), определяющие уровень развития
физических
качеств:
быстроты
и
скоростно-силовой
выносливости,
координационные
способности (бег на короткие и длинные дистанции, челночный бег 3*10м, кросс, прыжки в
длину с места и с разбега, метание малого мяча и гранаты на дальность, поднимание туловища
из положения лёжа на спине), гибкости (наклон вперёд из положения стоя на гимнастической
скамье) а также упражнения, способствующие формированию прикладных двигательных
умений и навыков (стрельба из пневматической винтовки или с применением стрелкового
электронного компьютерного тренажера (ЭКК), плавание,
бег на лыжах, смешанное
передвижение по пересечённой местности, туристский поход с проверкой туристских навыков,
самозащита без оружия)
Успешность выполнения каждым школьником нормативов ГТО во многом зависит от
правильного
подбора
и
применения
в процессе
физической
подготовки упражнений
общеразвивающей направленности и упражнений избирательно- направленного воздействия,
включающих в работу определённые (требуемые) мышечные группы и системы организма, а
также от методики проведения внеурочных форм занятий.
Эффективность целенаправленной подготовки обучающихся к выполнению нормативов
комплекса ГТО во многом зависит от содержания и методики построения уроков с
образовательно-тренировочной направленностью. Образовательно-тренировочные уроки и
дополнительные спортивные занятия по своим задачам и направленности учебного материала
могут быть целевыми, комплексными и контрольными. Целевые (однонаправленные) уроки
предусматривают преимущественно решение одной педагогической задачи, включают один
двигательный компонент физической подготовки. Время основной части занятия отводится на
выполнение одного вида испытаний программы комплекса ГТО, например, кроссовый бег, бег
на лыжах и т. п.
Комплексные
уроки
предусматривают
решение
нескольких
педагогических
задач,
включают 2–3 и более двигательных компонента программы комплекса ГТО в различных
сочетаниях, например, бег на короткие дистанции (отрезки от 30 до 100 м), прыжки в длину с
разбега, силовые упражнения с гантелями, набивными мячами, гирями. Занятия заканчиваются
медленным бегом 3–5 мин, переходящим в ходьбу, с последующим выполнением дыхательных
упражнений и упражнений на расслабление мышц. Физические упражнения следует
распределять на занятиях так, чтобы они оказывали разностороннее воздействие на физическое
развитие и физические качества занимающихся, способствовали формированию прикладных
двигательных умений и навыков. В первую половину основной части занятия следует включать
упражнения на овладение техникой (или элементом техники) двигательных действий, развитие
быстроты движений и взрывной силы. Во вторую половину занятия включать упражнения для
развития выносливости. Продолжительность одного занятия - 45–90 мин.
Контрольные занятия проводятся с целью контроля за уровнем технической и физической
подготовленности
обучающихся
и
выявления
степени
их
готовности
выполнить
соответствующий норматив того или иного тестового испытания комплекса ГТО. Анализ
полученных данных позволит выявить эффективность применяемых в учебно- тренировочном
процессе средств, методов, физических нагрузок, что даёт возможность при необходимости
оперативно вносить необходимые коррективы в занятия. Подготовка к выполнению нормативов
и требований комплекса ГТО приносит кумулятивный эффект (суммирование, наслаивание
результатов предыдущих занятий на каждое последующее), если заниматься физическими
упражнениями не менее трёх раз в неделю. Интервал между занятиями должен обеспечивать
полный отдых (восстановление) от предыдущего занятия, но не превышать 3 – 4 дней, так как
сдвиги в организме, наступающие под влиянием мышечной деятельности, сохраняются
непродолжительное время.
При подготовке к выполнению нормативов комплекса ГТО необходимо придерживаться
следующих принципов: регулярность и систематичность учебно-тренировочных занятий:
доступность и индивидуализация в выборе физических упражнений и нагрузок с учётом
анатомо-физиологических
особенностей
детей
(продолжительность
и
скорость
выполнения упражнений, количество повторений упражнений, продолжительность интервалов
отдыха, вес отягощений и т. д.); непрерывность и постепенность повышения физических
нагрузок.
На
уроках
и
спортивных
занятиях
необходимо
формировать
у
обучающихся
соответствующие знания в области физической культуры и спорта, которые определены
Положением о Всероссийском физкультурно- спортивном комплексе «Готов к труду и
обороне», формировать у них представление о физической подготовке и физических
способностях (качествах), физической нагрузке и её влиянии на развитие систем организма,
способах её регулирования в процессе выполнения физических упражнений и др.
Методические основы самостоятельной подготовки обучающихся к выполнению
нормативов и требований комплекса ГТО.
Для более эффективной подготовки обучающихся к выполнению норм комплекса ГТО
целесообразно разработать задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями,
которые оформлены в виде карточек. Задания выполняются в домашних условиях, на открытых
дворовых спортивных сооружениях по месту жительства, на пришкольной площадке. В
содержание индивидуальных самостоятельных занятий включаем доступные для выполнения в
домашних условиях упражнения общеподготовительной направленности (в положении стоя,
сидя, лёжа) и упражнения для развития и поддержания на достигнутом уровне физических
качеств. Для развития силовых способностей следует применять гантели разного веса,
эспандеры, а также съёмную перекладину в проёме двери квартиры (или дверной турник). В
процессе занятий предлагаем постепенно увеличивать объём и интенсивность физических
нагрузок,
правильно
чередовать
нагрузки
и
отдых
между
упражнениями
с
учётом
индивидуального уровня тренированности. Для поддержания достигнутого уровня физической
подготовленности достаточно заниматься 2 раза в неделю по 45–60 мин. Для его повышения – 3
раза в неделю, а для достижения заметных результатов – 4–5 раз в неделю. Следует уделять
особое внимание развитию тех двигательных способностей, которые заметно уступают
нормативным требованиям комплекса ГТО. Если после занятия чувствуется усталость, то на
следующих занятиях нагрузку надо снизить. При недомогании или переутомлении следует
временно прекратить занятия, посоветоваться с учителем физической культуры.
И в заключение хочется отметить, что, регулярно занимаясь физической культурой и
спортом можно воспитать в себе спортивный характер. И те, кому это удается, добиваются, как
правило, успехов не только в спорте, но и в учебе, труде, становятся достойными защитниками
нашей Родины. Одно из проявлений спортивного характера - воля. Воля воспитывается при
преодолении трудностей (пусть даже не очень больших, как, например, связанных с
соблюдением режима дня, режима тренировок, преодолением иногда нежелания начать
выполнение физических упражнений из-за плохого настроения или отсутствия интереса).
Одним из проявлений воли является стойкость. Стойкий человек отличается выдержкой,
упорством в достижении спортивных успехов, стремлением к победе, мужеством во время
соревнований и в других жизненных ситуациях. Для развития стойкости надо научиться
преодолевать утомление, уметь заставить себя после неудачи добиться хорошего и даже
лучшего спортивного результата. Человек со спортивным характером – целеустремлен – он
всегда и во всем стремится доводить начатое дело до конца. Для воспитания этой черты
характера очень важно расширять свои знания в области физической культуры, по -
настоящему понимать, что дают для здоровья и физического совершенствования регулярные
физические упражнения и занятия спортом.
Использованная литература
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник. М.: Просвещение,
1990.
2. Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. М.: МГУП, 2000.
3. Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.
4. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985.
5. Кондратенко П. П. Современные подходы и технологии подготовки к испытаниям по
определению уровня развития выносливости и уровня овладения прикладными навыками с
учетом индивидуальных особенностей (возраст, пол, физическое развитие) / П.П. Кондратенко,
А.С. Кривцов, А.А. Третьяков, С.В. Рыльский.
6. Кузнецов В.С., Г.А. Колодницкий. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче
комплекса ГТО: учебное пособие для общеобразовательных организаций / М.: Просвещение,
2016. – 128 с.34
7. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. М.: Советский
спорт, 2003.
8. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. М.: Советский
спорт. 2003.
9. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.: ООО «Фирма «Издательство
АСТ», 1998.
10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник
для высших специальных физкультурных учебных заведений. 3-е изд. СПб: Издательство
«Лань», 2003.