Автор: Татьяна Владимировна Михеева
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКОУ С(К)НШ# 60 "Сибирский лучик"
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука З у детей 4-7 лет. Тема: «Звук З» (Постановка звука З по подражанию ) Лексическая тема: «НАСЕКОМЫЕ»
Раздел: дошкольное образование
Михеева Татьяна Владимировна, учитель-логопед
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Специальная (коррекционная) Начальная школа №60 «Сибирский лучик» (МКОУ С(К)
НШ № 60 «Сибирский лучик»)
Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой
логопедической НОД по постановке звука З у детей 4-7 лет.
Тема: «Звук З» (Постановка звука З по подражанию )
Лексическая тема: «НАСЕКОМЫЕ»
Цель:
Постановка звука З
Задачи:
1.
Научить ребенка правильно произносить звук З;
2.
Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
3.
Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую
мускулатуру;
4.
Развивать фонематический слух;
5.
Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
6.
Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание
побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование:
Картинка «КОМАРИК», предметные картинки «Насекомые», трубочки
для коктейлей с прикрепленными к ним на нитках бабочками, картинка артикуляционного
уклада
звука
З,
схема
характеристики
звука,
мяч,
картинки
для
проведения
артикуляционной гимнастики, разрезные картинки «Насекомые», картинка-лабиринт для
домашнего задания.
Интеграция образовательных областей:
Речевое
развитие,
художественно-эстетическое
развитие,
физическое
развитие,
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие .
Этапы НОД
Образовательная
область
Вид
деятельности
Содержание деятельности
Речевое развитие
Речевая
деятельность
1.
Организационный момент
Логопед: Послушай, малыш, мою загадку.
Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт. (КОМАР)
Логопед: К нам в гости прилетел КОМАР. А комар – это кто?
(НАСЕКОМОЕ). А каких насекомых ты еще знаешь? (МУХА,
ПЧЕЛА, ОСА, МУРАВЕЙ, ЖУК)
Сегодня мы поговорим о насекомых.
Физическое
развитие
Речевое развитие
Двигательная
деятельность
Речевая
деятельность
2.
Пальчиковая гимнастика
Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру «Дом»
Живым существам очень трудно без дома! («Дом»),
Жилье нужно птицам, зверям, насекомым… (загибают 3
пальца),
Для шустрых и быстрых лесных муравьев (еще 2 пальца),
В большом муравейнике пища и кров. («Дом»).
Физическое
развитие
Двигательная
деятельность
3.
Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Комарик хочет, чтобы ты научился петь его
песенку. Но для этого сначала нужно потренировать свои
губки и вспомнить, как нужно правильно дуть.
Упражнение для развития напора воздуха - «ПОДУЙ НА
БАБОЧКУ (КОМАРИКА)!»:
Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать)
его
через
вытянутые
вперед
«трубочкой»
губы.
Контролировать выдыхаемую струю ладонью, бумажкой или
ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя воздуха,
бумажка или ватка отклоняются в сторону.
Повторять
упражнение 3-5-7 раз.
Игра может называться «Подуй на бабочку!» (на палочку для
коктейлей
за
нитку
подвешиваются
разные
насекомые,
вырезанные из картона).
Физическое
развитие
Двигательная
деятельность
4.
Артикуляционная гимнастика
Логопед: Для того чтобы научиться петь песенку комарика,
нам нужно размять свои язычки.
Как правила, после того, как звук С поставлен, звук З
появляется сам собой. При отсутствии звука [з], работа
начинается с повторения
правильной артикуляции звука;
повторяется положение губ в улыбке с обнажением верхних и
нижних
резцов;
умение
распластывать
язык;
умение
удерживать широкий кончик языка за нижними резцами,
длительная, сильная воздушная струя, идущая по середине
языка.
Физическое
развитие
Двигательная
деятельность
5.
Развитие мимической мускулатуры
Логопед: Давай сделаем небольшую гимнастику для нашего
личика, покажем КОМАРИКУ, как мы умеет «строить
глазки»:
Закрыть правый глаз,
Левый глаз,
Поднять брови,
Нахмурить брови,
Наморщить нос,
Надуть щеки.
Физическое
развитие,
Речевое развитие
Двигательная
деятельность
Речевая
деятельность
6.
Голосовые упражнения и упражнения на
интонационную выразительность речи
Логопед: Малыш, давай покажем нашему гостю, что мы
умеем подражать разным животным. Скоро научимся и его
песенку петь.
Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания.
Работа над голосом: дети с восклицательной интонацией
договаривают звукоподражания:
Гуси начали опять по-гусиному кричать:
ГА-ГА-ГА!!!
Лягушата квакают: КВА-КВА-КВА!
А утята крякают: КРЯ-КРЯ-КРЯ!
Кошки замурлыкали: МУР-МУР-МУР!
Поросята хрюкают: ХРЮ-ХРЮ-ХРЮ!
К.Чуковский.
Речевое развитие,
Познавательное
развитие
Речевая
деятельность
Познавательная
деятельность
7.
Постановка звука З при его отсутствии
Постановка звука З по показу правильной артикуляции
(по подражанию)
Логопед: НАШ КОМАРИК умеет звенеть. Это его песенка. А
ты хочешь научиться петь песенку комарика? (ДА)
А) Упражнение «КОМАРИК»
Перед зеркалом ребенку предлагается широко улыбнуться,
показать зубки ( сделать «Заборчик»), а затем, не разжимая
зубы («заборчик не ломать!»), сильно подуть, с голосом:
ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
Внимание ребенка следует обратить на «тонкий звонкий
свист» и холодную выдыхаемую струю воздуха, которую он
может ощутить у себя на тыльной стороне ладони, если
подставит ее к своему подбородку,
Так же необходимо показать малышу, что его горлышко
дрожит, когда мы поем песенку комарика (в отличие от
песенки ветерка).
Если звук З оглушается ребенком постоянно, то сначала
нужно предложить ребенку, приложив руку к гортани, подать
голос А-А-А, О-О-О. Спросить: дрожит ли горлышко? Затем
сравнить звуки П-Б, Ф-В, К-Г, Т-Д, и под конец С-З.
Учить ребенка контролировать голосоподачу.
Речевое развитие
Речевая
деятельность
8.
Артикуляционный уклад звука З
Логопед: Когда мы поем «Песенку Комарика»
(произносим звук З)
- Губы улыбаются
- Зубы сближены («заборчиком»)
- язычок «горочкой», кончик языка касается нижних резцов;
- воздушная струя холодная
- горлышко дрожит
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним
повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию
звука З и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ
ПЕСЕНКУ КОМАРИКА» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК З).
Речевое развитие
Речевая
деятельность
9.
Характеристика звука З
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже
получился. После этого можно сказать ребенку, что
«ПЕСЕНКА КОМАРИКА – это и есть звук З.
Логопед: Какой звук З?
Звук З – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей
фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
Физическое
развитие
С мячом
Двигательная
деятельность
10. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед кидает ребенку мяч, и называет какое-либо
насекомое, ребенок должен вернуть мяч и скачать это же
слово со словом МОЙ, МОЯ, МОИ:
Комар – МОЙ КОМАР
Муха – МОЯ МУХА
Оса – МОЯ ОСА
Муравьи – МОИ МУРАВЬИ
Пчела – МОЯ ПЧЕЛА
Таракан – МОЙ ТАРАКАН
Стрекоза – МОЯ СТРЕКОЗА
Клопы – МОИ КЛОПЫ и др.
Познавательное
развитие
(распечатать
и разрезать)
Игровая
деятельность
Познавательная
деятельность
11. Игры на развитие ВПФ
Логопед: Посмотри, малыш. КОМАРИК такой озорник. У
меня была картинка. Она была сложена. НО комарик зазвенел
и картинка рассыпалась. Поможешь мне ее собрать? (ДА)
(разрезные картинки «Насекомые» - на 4-8 частей в
зависимости от уровня развития детей).
Познавательное
развитие
(сначала на
слух, потом
проверка)
Умственная
деятельность,
игровая
деятельность
12. Игры на развитие фонематического слуха.
Логопед: Наш гость хочет с тобой поиграть. Он будет
произносить слова, а ты должен услышать в них ПЕСЕНКУ
КОМАРИКА. Если услышишь, хлопни в ладоши.
ЗАКАТ, ЗАМОК, КОТ, СОБАКА, ЗУБЫ, СУП, ЗАВТРАК,
ШУБА, ЖУК, ЗОНТИК и др.
Логопед произносит все слова утрированно, выделяя звук З и
другие первые звуки. Ребенок должен хлопнуть 5 раз.
Речевое развитие
Речевая
деятельность
13. Итог НОД, оценка работы ребенка
Логопед:
Малыш, чем мы сегодня занимались на занятии?
Кто приходил к нам в гости?
Чему учил нас КОМАРИК?
Ты научился петь песенку КОМАРИКА?
Давай посмотрим, как у тебя это получается?
ТЫ МОЛОДЕЦ!
Завтра КОМАРИК придет к нам еще раз.
Речевое развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
(распечатать)
Речевая
деятельность
Изо-
деятельность
14. Домашнее задание
Логопед: Комарик дарит тебе ходилку «Лабиринт» - помоги
его другу Шмелю добраться до цветов.
Социально-
коммуникативное
развитие
Трудовая
деятельность
15. Трудовые поручения во время подготовки,
проведения и окончания НОД