Автор: Татьяна Владимировна Михеева
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКОУ С(К)НШ# 60 "Сибирский лучик"
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья-консультация
Тема: «Профилактика дисграфии в системе коррекционной работы учителей-логопедов ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Консультация по теме: «Профилактика дисграфии
в системе коррекционной работы учителей-логопедов ДОУ»
Михеева Татьяна Владимировна, учитель-логопед
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Специальная (коррекционная) Начальная школа №60 «Сибирский лучик» (МКОУ С(К)
НШ № 60 «Сибирский лучик»)
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процессов письма.
Содержание термина «Дисграфия» определяется каждым автором по – разному, но все авторы
сходятся в одном, что ДИСГРАФИЯ – это неспособность к правильной письменной речи, которая
не связана с нарушениями интеллекта. (т.е. дисграфия может наблюдаться и у ребенка с
совершенно сохранным интеллектом).
Дети, которые представляют группу риска по дисграфии – это
С «цепочкой» пери- и постнатальных вредностей;
С поздним и аномальным развитием устной речи;
С задержкой психического развития;
С выраженной незрелостью изобразительных способностей;
С билингвизмом;
С леворукостью (левши) .
Дисграфия проявляется стойкими, типичными, повторяющимися ошибками на письме (это не
орфографические ошибки).
Типичные ошибки при дисграфии:
Искажения и замены букв;
Искажения звуко-слоговой структуры;
Нарушения слитности написания отдельных слов в предложении;
Аграмматизмы на письме.
Выделяют несколько основных видов дисграфии. Это деление довольно условно, потому что
чаще встречается смешанная дисграфия (сразу несколько видов).
1.
АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ
(косноязычие
на
письме):
нарушения
звукопроизношения характера искажений, замен, пропусков.
-При письме отражается неправильное произношение звуков речи.
2. АКУСТИЧЕСКАЯ: трудности при различии фонем близких по звучанию.
-При письме смешивают свистящие, шипящие; звонкие, глухие согласные, аффрикаты и
компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-ть, ц-т, ц-с и т.д.), гласные о-у, и-е.
3.
ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА:
трудности при проведении фонематического, слогового анализа, синтеза, слов в предложении,
анализа предложений в тексте.
-При письме пропуски гласных, согласных при стечении, перестановки букв, добавления букв,
пропуски, перестановки слогов и т.п.
4. АГРАММАТИЧЕСКАЯ: несформированность лексико-грамматического строя речи.
-При письме аграмматизмы на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.
5. ОПТИЧЕСКАЯ:несформированность зрительно-пространственных функций.
-При письме зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы,
замены, смешения графически сходных букв.
Профилактика дисграфии – актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение
нарушений письменной речи – одно из приоритетных направлений в коррекционной работе
учителей – логопедов ДОУ. Как и любое другое речевое нарушение,
дисграфию легче
предупредить, чем устранить. Поэтому важно проводить профилактику данной патологии еще в
дошкольном возрасте.
Логопедическая коррекционная работа
Количество детей – постоянно растет (все дети, это потенциальные дисграфики).
В больших садах – не все дети с нарушениями речи посещают логопедическую группу и
получают логопедическую помощь.
Дети
с
нарушениями
речи
в
будущем
без
соответствующей
работы
выдают
нам
АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКУЮ и АКУСТИЧЕСКУЮ ДИСГРАФИЮ. Артикуляторно –
актустическая дисграфия (косноязычие на письме) связана с нарушением произношения звуков
речи, которое отражается на письме.
Акустическая дисграфия связана с трудностями в различении фонем, близких по звучанию
(твердые - мягкие, звонкие - глухие, свистящие - шипящие и др.)
Что же нужно делать, чтобы предотвратить эти виды дисграфии?
1.
Исправить звукопроизношение (желательно до 1 класса)
2.
Развивать фонематические процессы и операции звукового анализа и синтеза.
Логопеды работают над звукопроизношением. НО… (как мы видели по статистике не все дети на
выходе имеют чистую речь)
Работа по формированию фонематических процессов и операций звукового анализа и синтеза
ведется в три этапа:
I.
Восприятие и различение неречевых звуков.
II.
Восприятие и дифференциация звуков речи.
III.
Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра, поэтому в основном мы
конечно играем с нашими детьми, развивая у них фонематические процессы.
Потенциальными дисграфиками могут стать и совершенно обычные дети,
не имеющие
нарушения звукопроизношения, фонематических процессов или высших психических функций.
Это дети, у которых нарушены или недоразвиты оптико-пространственные представления.
Таким детям в будущем грозит ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ.
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием оптико- пространственных представлений и
зрительного анализа и синтеза.
Рассмотрим типичные ошибки при оптической дисграфии:
1.
Зеркальность букв
2.
Смешение оптически сходных букв
3.
Ошибки двигательного запуска
4.
Лишние элементы или недописывание элементов букв
Что же делать для профилактики оптической дисграфии?
1.
Развитие зрительного восприятия (гнозиса);
2.
Расширение объема зрительной памяти;
3.
Формирование пространственных представлений;
4.
Развитие зрительно-моторной координации.
Рассмотрим по - порядку. Развитие зрительного гнозиса можно разделить на 2 процесса –
развитие предметного гнозиса и буквенного гнозиса.
Игры по развитию предметного гнозиса.
1.
Назвать предметы по их контурам;
2.
Назвать недорисованные предметы;
3.
Назвать перечеркнутые контурные изображения;
4.
Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга;
5.
Определить, что неправильно нарисовал художник;
6.
Распределить изображения предметов по их реальной величине;
7.
Подбор картинок к определенному цветовому фону;
8.
Нахождение фигуры среди других;
9.
Дорисовывание симметричных изображений;
10. Составление разрезных картинок;
11. Конструирование фигур из палочек, спичек.
Игры по развитию буквенного гнозиса.
1.
Найди букву среди ряда других букв;
2.
Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;
3.
Определить букву в неправильном положении;
4.
Дописать букву,
5.
Выделить буквы, наложенные друг на друга;
6.
На фоне контурных изображений предметов найти буквы;
7.
Конструирование букв из элементов;
Игры на расширение объема зрительной памяти.
1.
Игра «Чего (кого) не стало?»
2.
Игра «Что изменилось?»
3.
Игра на запоминание 4-6 картинок, а затем их поиск среди 8-10 картинок;
4.
Игры на запоминание букв, цифр или фигур (3-5, а затем их поиск среди других);
5.
Игра на расположение букв, фигур, цифр в первоначальной последовательности.
Формирование пространственных представлений идет в 2 этапа:
- ориентирование в схеме собственного тела,
- ориентирование в пространстве, на листе бумаги. Например, игра «Паучок»
Игры на развитие зрительно-моторной координации.
1.
Написать буквы справа или слева от вертикальной линии;
2.
Графические диктанты;
3.
Определение
пространственных
соотношений
элементов
графических
изображений и букв;
4.
Срисовывание букв и фигур по предложенному образцу;
5.
Конструирование буквы из элементов;
6.
Найти правильную букву среди других;
7.
Найти сходные буквы;
8.
Работа над пространственными предлогами ;
9.
Рисование узоров и орнаментов;
10. Упражнения, направленные непосредственно на обучение письму элементов букв;
11. Пальчиковые игры
Благодаря этим упражнениям дети
учатся ориентироваться на листе бумаги,
у них развивается зрительный контроль,
закрепляются знания о геометрических формах,
учатся писать элементы букв и дифференцировать их друг от друга.
Все это чрезвычайно важно для предупреждения оптической диcграфии.
Таким образом, работа по устранению дисграфии должна
начинаться не в школе, когда
обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, когда начинается
развитие речи у ребенка.
Но в силу того, что количество детей со сложной речевой патологией неуклонно растёт, эта
работа может и должна быть продолжена в школьный период, особенно в начальной школе,
когда закладываются основы обучения.