Напоминание

«Профилактика дисграфии в системе коррекционной работы учителей-логопедов ДОУ»


Автор: Татьяна Владимировна Михеева
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКОУ С(К)НШ# 60 "Сибирский лучик"
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья-консультация
Тема: «Профилактика дисграфии в системе коррекционной работы учителей-логопедов ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация по теме: «Профилактика дисграфии

в системе коррекционной работы учителей-логопедов ДОУ»

Михеева Татьяна Владимировна, учитель-логопед

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Специальная (коррекционная) Начальная школа №60 «Сибирский лучик» (МКОУ С(К)

НШ № 60 «Сибирский лучик»)

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процессов письма.

Содержание термина «Дисграфия» определяется каждым автором по – разному, но все авторы

сходятся в одном, что ДИСГРАФИЯ – это неспособность к правильной письменной речи, которая

не связана с нарушениями интеллекта. (т.е. дисграфия может наблюдаться и у ребенка с

совершенно сохранным интеллектом).

Дети, которые представляют группу риска по дисграфии – это

С «цепочкой» пери- и постнатальных вредностей;

С поздним и аномальным развитием устной речи;

С задержкой психического развития;

С выраженной незрелостью изобразительных способностей;

С билингвизмом;

С леворукостью (левши) .

Дисграфия проявляется стойкими, типичными, повторяющимися ошибками на письме (это не

орфографические ошибки).

Типичные ошибки при дисграфии:

Искажения и замены букв;

Искажения звуко-слоговой структуры;

Нарушения слитности написания отдельных слов в предложении;

Аграмматизмы на письме.

Выделяют несколько основных видов дисграфии. Это деление довольно условно, потому что

чаще встречается смешанная дисграфия (сразу несколько видов).

1.

АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ

(косноязычие

на

письме):

нарушения

звукопроизношения характера искажений, замен, пропусков.

-При письме отражается неправильное произношение звуков речи.

2. АКУСТИЧЕСКАЯ: трудности при различии фонем близких по звучанию.

-При письме смешивают свистящие, шипящие; звонкие, глухие согласные, аффрикаты и

компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-ть, ц-т, ц-с и т.д.), гласные о-у, и-е.

3.

ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА:

трудности при проведении фонематического, слогового анализа, синтеза, слов в предложении,

анализа предложений в тексте.

-При письме пропуски гласных, согласных при стечении, перестановки букв, добавления букв,

пропуски, перестановки слогов и т.п.

4. АГРАММАТИЧЕСКАЯ: несформированность лексико-грамматического строя речи.

-При письме аграмматизмы на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.

5. ОПТИЧЕСКАЯ:несформированность зрительно-пространственных функций.

-При письме зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы,

замены, смешения графически сходных букв.

Профилактика дисграфии – актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение

нарушений письменной речи – одно из приоритетных направлений в коррекционной работе

учителей – логопедов ДОУ. Как и любое другое речевое нарушение,

дисграфию легче

предупредить, чем устранить. Поэтому важно проводить профилактику данной патологии еще в

дошкольном возрасте.

Логопедическая коррекционная работа

Количество детей – постоянно растет (все дети, это потенциальные дисграфики).

В больших садах – не все дети с нарушениями речи посещают логопедическую группу и

получают логопедическую помощь.

Дети

с

нарушениями

речи

в

будущем

без

соответствующей

работы

выдают

нам

АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКУЮ и АКУСТИЧЕСКУЮ ДИСГРАФИЮ. Артикуляторно –

актустическая дисграфия (косноязычие на письме) связана с нарушением произношения звуков

речи, которое отражается на письме.

Акустическая дисграфия связана с трудностями в различении фонем, близких по звучанию

(твердые - мягкие, звонкие - глухие, свистящие - шипящие и др.)

Что же нужно делать, чтобы предотвратить эти виды дисграфии?

1.

Исправить звукопроизношение (желательно до 1 класса)

2.

Развивать фонематические процессы и операции звукового анализа и синтеза.

Логопеды работают над звукопроизношением. НО… (как мы видели по статистике не все дети на

выходе имеют чистую речь)

Работа по формированию фонематических процессов и операций звукового анализа и синтеза

ведется в три этапа:

I.

Восприятие и различение неречевых звуков.

II.

Восприятие и дифференциация звуков речи.

III.

Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра, поэтому в основном мы

конечно играем с нашими детьми, развивая у них фонематические процессы.

Потенциальными дисграфиками могут стать и совершенно обычные дети,

не имеющие

нарушения звукопроизношения, фонематических процессов или высших психических функций.

Это дети, у которых нарушены или недоразвиты оптико-пространственные представления.

Таким детям в будущем грозит ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ.

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием оптико- пространственных представлений и

зрительного анализа и синтеза.

Рассмотрим типичные ошибки при оптической дисграфии:

1.

Зеркальность букв

2.

Смешение оптически сходных букв

3.

Ошибки двигательного запуска

4.

Лишние элементы или недописывание элементов букв

Что же делать для профилактики оптической дисграфии?

1.

Развитие зрительного восприятия (гнозиса);

2.

Расширение объема зрительной памяти;

3.

Формирование пространственных представлений;

4.

Развитие зрительно-моторной координации.

Рассмотрим по - порядку. Развитие зрительного гнозиса можно разделить на 2 процесса –

развитие предметного гнозиса и буквенного гнозиса.

Игры по развитию предметного гнозиса.

1.

Назвать предметы по их контурам;

2.

Назвать недорисованные предметы;

3.

Назвать перечеркнутые контурные изображения;

4.

Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга;

5.

Определить, что неправильно нарисовал художник;

6.

Распределить изображения предметов по их реальной величине;

7.

Подбор картинок к определенному цветовому фону;

8.

Нахождение фигуры среди других;

9.

Дорисовывание симметричных изображений;

10. Составление разрезных картинок;

11. Конструирование фигур из палочек, спичек.

Игры по развитию буквенного гнозиса.

1.

Найди букву среди ряда других букв;

2.

Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;

3.

Определить букву в неправильном положении;

4.

Дописать букву,

5.

Выделить буквы, наложенные друг на друга;

6.

На фоне контурных изображений предметов найти буквы;

7.

Конструирование букв из элементов;

Игры на расширение объема зрительной памяти.

1.

Игра «Чего (кого) не стало?»

2.

Игра «Что изменилось?»

3.

Игра на запоминание 4-6 картинок, а затем их поиск среди 8-10 картинок;

4.

Игры на запоминание букв, цифр или фигур (3-5, а затем их поиск среди других);

5.

Игра на расположение букв, фигур, цифр в первоначальной последовательности.

Формирование пространственных представлений идет в 2 этапа:

- ориентирование в схеме собственного тела,

- ориентирование в пространстве, на листе бумаги. Например, игра «Паучок»

Игры на развитие зрительно-моторной координации.

1.

Написать буквы справа или слева от вертикальной линии;

2.

Графические диктанты;

3.

Определение

пространственных

соотношений

элементов

графических

изображений и букв;

4.

Срисовывание букв и фигур по предложенному образцу;

5.

Конструирование буквы из элементов;

6.

Найти правильную букву среди других;

7.

Найти сходные буквы;

8.

Работа над пространственными предлогами ;

9.

Рисование узоров и орнаментов;

10. Упражнения, направленные непосредственно на обучение письму элементов букв;

11. Пальчиковые игры

Благодаря этим упражнениям дети

учатся ориентироваться на листе бумаги,

у них развивается зрительный контроль,

закрепляются знания о геометрических формах,

учатся писать элементы букв и дифференцировать их друг от друга.

Все это чрезвычайно важно для предупреждения оптической диcграфии.

Таким образом, работа по устранению дисграфии должна

начинаться не в школе, когда

обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, когда начинается

развитие речи у ребенка.

Но в силу того, что количество детей со сложной речевой патологией неуклонно растёт, эта

работа может и должна быть продолжена в школьный период, особенно в начальной школе,

когда закладываются основы обучения.



В раздел образования