Автор: Северина Людмила Владимировна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ №3 "Воробушек"
Населённый пункт: Вологда
Наименование материала: статья
Тема: «Создание условий для эмоционального и психологического здоровья детей в условиях ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
«Создание условий для эмоционального и психологического
здоровья детей в условиях ДОУ».
Дети подрастают и встречают разных людей:
• Взрослых и сверстников
• Радостных и сердитых
• Жадных и щедрых
• Честных и склонных к обману
• Готовыми прийти на выручку и убегающими в страхе от малейшей опасности
А как детям разобраться что хорошо, а что плохо? Что и кто поможет ребенку???
Раньше не принято было заострять особое внимание на детских проблемах. Считалось,
если ребенок плохо себя ведет, то поможет единственный действенный метод – поставить
в угол.
Никто не разбирался с личностными проблемами малышей, считая, что их не может быть
по определению. А вот чрезвычайно тихие дети – это была самая любимая категория
воспитанников. И ничего, что чрезмерная зажатость – нехороший признак? Петя –
молодец, он сидит в уголке и не шумит…
Не было ни желания, ни достаточных знаний у воспитателей моего детства, чтобы
разбираться в проблемных ситуациях. Был набор методов устранения непослушания – и
хватит. Я ни в коей мере не хочу обидеть старшее поколение коллег. Детишек было в
детском саду много, нянь – мало, а требования санстанции, методистов, заведующей –
высокие. Вот и сидели дети тихо на коврике или на стульчиках в ряд, сложив ручки
лодочкой на коленях.
В наше время ребенок рассматривается как самостоятельная и неповторимая личность, у
которой могут быть такие же серьезные психологические проблемы, как и у взрослого.
Занятия психолога с ребятами, родителями и воспитателями – имеют колоссальное
значение для создания наиболее благоприятной обстановки в садике для взрослых и
детей.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников.
Научиться «читать» эмоциональное состояние другого, понимать и управлять своими
эмоциями и чувствами - важный момент в становлении личности растущего человека.
Наиболее сильный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими
людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают
его права, проявляют к нему внимание, он испытывает чувство эмоционального
благополучия - чувство уверенности, защищенности.
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем,
что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в
эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Детство - время, когда закладываются основы эмоционального и психологического
благополучия у дошкольника. Именно обеспечение эмоционального благополучия
ребенка и является одной из основополагающих задач дошкольного воспитания в ДОУ.
Сейчас активно идет реформирование системы дошкольного образования: появляются
альтернативные дошкольные учреждения, новые программы дошкольного воспитания,
методические материалы.
Все эти модификации дошкольного образования направленны, в основном, на
интеллектуальное развитие детей, а вот развитию эмоционального благополучия
дошкольника не всегда уделяется полноценное внимание.
Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его
развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности - игре, рисовании, пении
и танце.
Однако, анализ особенностей самостоятельных современных детских игр показывает,
что для них свойственна структурная примитивность. Дошкольники больше не в
состоянии придумать последовательный, насыщенный игровой сюжет. Дети со
значительным трудом выстраивают не только игровую сюжетную линию, но они также, в
своей основной массе, не в состоянии самостоятельно сочинить или додумать рассказ или
сказку. То есть, «благодаря» занятости родителей и подмене их телевизором,
компьютером, у дошкольников скудеет фантазия и эмоциональный фон, от чего из
детских игр пропадает сюжетная линия, игра примитивизируется, а значит, как любая
неразвивающаяся деятельность, игра уже не может развивать ребенка, что влечет за собой
оскудение его эмоциональной сферы.
А ведь эмоциональная система у детей среднего дошкольного возраста еще
незрелая, и поэтому у детей пяти-шести лет существуют проблемы с выражением своих
эмоций. Эти проблемы связанны, в первую очередь, с запретами родителей и
родственников. Это запреты: на громкий смех, шум, беготню, прыжки, на слезы (особенно
у мальчиков), на выражение страха, агрессии, обиды, гнева.
Эти неадекватные эмоциональные реакции вызваны тем, что зацикливаясь на
телевизорах, компьютерных играх, мобильных телефонах дети стали меньше
общаться, а ведь любое личностное общение играет основную роль в обогащении
чувственной сферы. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы
дошкольника, очень актуальна и важна.
В ДОУ, в группе, где работает воспитатель, коррекция недостатков эмоциональной
сферы у детей рассматривается как приоритетная задача воспитания
Грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт детей,
что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и
благополучии.
Развивать эмоциональную сферу дошкольника, научить его понимать свои эмоции и
проявлять их - задача не только психолога, педагогов и воспитателей ДОУ, но и
родителей. Поэтому в детском саду действует комплексный подход к этой проблеме. Для
родителей проводятся индивидуальные консультации, оформляется стендовая
информация по проблемам развития эмоциональной сферы детей.
Наиболее эффективные и доступные методы развития у дошкольников эмоций - это:
сюжетно-ролевые и подвижные игры, игровые упражнения, психогимнастика,
применение театрализованной техники выразительных движений, разыгрывание этюдов,
активное применение мимики.
Например, на занятиях психологии мы знакомимся с формами и способами поведения в
отношениях с другими людьми в различных ситуациях. Мы учимся договариваться,
высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей. В результате дети
понимают, что дружба дает радость общения и нужно уметь доставлять эту радость
другому человеку.
Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве ребёнок приобрёл опыт эмоционального
реагирования, поскольку этот период является сензитивным для развития эмоциональной
сферы.
Организуя среду ДОУ, необходимо, чтобы уже на уровне установки
воспитатели и методисты ДОУ были сориентированы на создание не столько
предметно-развивающей (т.е., исходя из смысла, – развивающей предметы),
сколько эмоционально-развивающей среды, т.е. такой, которая способствует
разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной
сферы ребенка раннего возраста как условия его дальнейшего успешного и
гармоничного развития.
Охарактеризуем более подробно каждое из названных условий.
Эмоционально-поддерживающий компонент среды
На первом этапе – адаптации ребенка к ДОУ:
установление эмоционального контакта с ребенком;
вовлечение его в происходящие вокруг события: «(Имя), посмотри на меня»,
«Подойди ко мне на минутку», «Покажи игрушку, что она делает» и т.д.;
создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к
поступившему ребенку;
обеспечение эмоционально теплой атмосферы в группе;
создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе ДОУ;
побуждение у детей совместных эмоциональных переживаний (радости, удивления
и т.д.) в подвижных играх, забавах;
развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого,
его интонации;
содействие оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе
отношение к маме, папе, близким людям и т.д.
Эмоционально-настраивающий компонент среды
Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не
однообразным. Обязательно нужно заботиться об эстетике окружающей обстановки – в
спальнях, в раздевалке, при принятии пищи и т.д.
Музыкальный фон в группе создает и соответствующая музыка – не только привычные
детские песенки, но и классические произведения, народная музыка.
Эмоционально-стабилизирующий компонент среды
Маслоу полагал, что потребность в безопасности и защите проще всего наблюдать именно
у маленьких детей. Дошкольники испытывают тревогу, переходящую в аффекты, если
меняется обстановка вокруг. Не случайно, всем известны трудности адаптационных
периодов у детей при переходе сначала в ДОУ, затем в школу. Определенным гарантом
удовлетворения потребности в безопасности является для ребенка-дошкольника наличие
определенных режимных моментов.
При этом повторяемость должна соблюдаться по форме: наличие режимных моментов –
питание, сон, прогулки, занятия, – но по содержанию они должны отличаться друга от
друга.
Эмоционально-активизирующий компонент среды
Это игры и игровые занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию
эмоционально-чувственной сферы ребенка. К таковым относятся:
игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;
игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию;
игры на развитие эмпатии у детей и другие.
Эмоционально-тренирующий компонент среды
Психогимнастика представляет собой специальные занятия, направленные на развитие и
коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-
личностной сферы). Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью,
истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером
и т.д.
Основная цель занятий по психогимнастике – овладение навыками управления своей
эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие
эмоции, правильно их выражать
Переживания радости, побуждение позитивных эмоций для раннего детства должно стать
одним из доминантных направлений в организации жизнедеятельности ДОУ.
Развивая эмоциональный интеллект ребенка, вы даете ему набор инструментов, которыми
он будет пользоваться всю жизнь и еще передаст их по наследству! Неплохо, правда?
Убирайте из своей речи и головы запрещающие, уничижающие и обесценивающие
установки-высказывания вроде: «мальчики не плачут», «девочки всегда улыбаются»,
«капризничать стыдно», «нельзя расстраиваться», «обижаться нехорошо», «злиться –
плохо», «слишком много веселиться вредно»...
Как стать помощником ребенка на пути развития эмоционального интеллекта
Я сейчас скажу ужасную вещь: никто и ничто не сможет развить эмоциональный
интеллект ребенка, если в этом процессе отсутствует главное звено – значимый взрослый.
Эмоциональный интеллект ребенка – в руках родителей, которые много, качественно,
осознанно и открыто с ним общаются.
Сотни лет сказки были способом передачи знаний об окружающем мире и человеческих
отношениях. Они и развлекали, и учили, и развивали, и предупреждали.
Инструмент для развития эмоционального интеллекта - сказка.
Совместное чтение – это близкое общение ребенка со значимым взрослым, во время
которого происходит такой важный для развития эмоционального интеллекта процесс, как
формирование привязанности. Вы сидите рядом, гладите и обнимаете ребенка, смотрите
друг другу в глаза, вместе смеетесь, печалитесь, удивляетесь, переживаете, вспоминаете.
Между вами устанавливаются прочные, глубокие, эмоционально значимые связи. Этот
опыт близких отношений у ребенка останется навсегда.
Эмоциональная включенность. Помните, что во время совместного чтения ребенок – не
пассивный слушатель, а активный участник процесса. Будьте в моменте: читайте с
выражением и следите за реакцией ребенка, проговаривайте, называйте, повторяйте,
обсуждайте.
Отвечайте на вопросы ребенка. Если ребенок стремится разобраться, найти ответ – вы на
верном пути.
Комфортное состояние дошкольника можно описать признаками: он спокоен,
жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и
инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.
Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится
детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей,
нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен
в принятии решений.
Комфортное состояние ребенка в детском саду зависит от созданных условий:
организации индивидуального подхода к ребенку, непосредственное общение с
каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и
потребностям;
организация взаимодействия со взрослыми: использование игрушек-забав,
игрушек-сюрпризов, использование сказок и спокойной музыки
-позитивные и доброжелательные отношения между детьми разных национальных
культур,
формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в
собственных возможностях и способностях,
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросу образования
ребенка
Всем педагогам необходимо иметь в своем активном словаре достаточное количество
ласковых слов.
Возможно в детском саду организовать для детей «Полянку настроения», которая каждое
утро встречает их в раздевалке или группе: солнышко и разноцветные мимические
цветочки. Под каждым цветочком крючок. У каждого ребенка фото на петельке, приходя
в группу, дети вешают свою фотографию к соответствующему их настроению цветку.
Если настроение меняется, дети перевешивают свою фотографию. «Полянка настроения»
привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные
состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности.
В качестве оборудования для психологического уголка ещё можно
предложить «Мешочки настроений». «Мешочек радости» изготовлен из светлого
материала с соответствующим изображением лица хорошего настроения. «Мешочек
грусти» изготовлен из тёмного материала с соответствующим изображением лица плохого
настроения. Мешочки завязаны шнурками. Если у ребёнка плохое настроение, он может
взять мешочек, развязать шнурок и «сложить» в него своё плохое настроение, обиды,
злость, а потом тщательно завязать. Потом из другого мешочка берёт хорошее настроение,
смех, улыбку, радость.
Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную
эмоцию как гнев (агрессия) в приемлемой для окружающих форме, используются «Коврик
злости»,
«Упрямая подушка», «Лист гнева».
В уголке размещается корзинка с клубочками разноцветных ниток. Их цель: успокоить
расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая яркую
пряжу в клубки, ребёнок успокаивается. Ещё один вариант использования клубков –
воспитание чувства принадлежности к группе, безопасности в коллективе. В этом случае в
игре участвует и педагог. Наматывая нитку на большой палец правой руки, педагог
начинает петь песенку. Затем передаёт клубок ребёнку, назвав его по имени, и тот
продолжает песенку. К концу песенки все соединены одной ниточкой. Все снимают нитку
с пальца и кладут на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и
ребята в группе будут также дружить и помогать друг другу.
Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является
научить детей разнообразным способам примирения после ссоры – «Кукла
Мирилка». Поссорившиеся дети берут с разных сторон руки куклы, произнося разные
стихи – мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства. От куклы дети
испытывают дополнительно тактильные ощущения и не только забывают обиды, но и
стараются сразу поиграть с ней.
«Шкатулка добрых посланий», в которой они оставляют своим детям добрые
послания и пожелания. Мы часто используем на занятиях психологии пожелания детей
(дети держат в руках куклу, колокольчик, микрофон, волшебный мешочек, одевали на
голову шапочку лисы) и проговаривают свои эмоции или пожелания.
Мы рекомендуем в каждой группе ДОУ создать условия для психологического здоровья
дошкольников как важной составляющей в формировании открытой творческой личности.
Используем в работе принцип изолированности ребенка от группы в случае
конфликтной ситуации между детьми или приступа агрессии. Обратите внимание! Не
выгонять ребенка из группы, а предложить побыть одному. Возможно на группах ( в
спальнях будут создаваться уголки уединения – это место где можно побыть одному,
полежать, успокоится, поиграть в спокойную игру, помечтать.)
Чтобы снять приступ агрессии у ребенка, в группах создаются «Уголка ярости», с
подбором материала помогающего детям выплескивать накопившиеся негативные
эмоции, чувство гнева (мягкие кубики, мячики; детская боксерская груша; листы бумаги,
стаканчик для криков; мешочек плохого настроения; коврик «Злюка»).
Воспитателями в течении дня проводятся игр, упражнения для профилактики
агрессивного поведения. В режим дня можно вводить минуты тишины и минуты
релаксации.
В группах возможен ритуал утреннего приветствия «Давай поздороваемся»,
воспитателями используются психологические речевые настройки.
Основное предназначение речевых настроек – установки на хорошее настроение.
Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг,
держась за руки. - Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в
нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка
– это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы
будем с вами чаще улыбаться друг другу. Очень важно, с каким настроением ребёнок
переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в наш сад,
счастливым.
Проблема дневного сна так же очень актуальна в наше время. Родители нарушают режим
ребенка вне детского сада. В результате дети испытывают трудности при отходе ко сну
или совсем не спят. А пролежать два часа в кроватке, (особенно для гиперактивных детей)
не только не успокаивает, но и еще больше перевозбуждает ребенка. А ведь дневной сон
дошкольника важная составляющая часть его психического и физического здоровья.
Воспитатель может говорить слова: «Пусть сладко вам всем спится, хорошее приснится,
пусть ваши ангелочки охраняют вас!». Во время укладывания детей на дневной сон
воспитатели проводят тактильную релаксацию перед сном, особенно с детьми
гиперактивными, агрессивными которые имеют проблему засыпания. Во время ее
проведения используется спокойная, релаксирующая музыка. Все это создает обстановку
защищенности, спокойствия, способствует быстрому засыпанию. Воспитатель обсуждает
с детьми, чем была интересна неделя, чему радовались, научились. В течение недели
воспитатель вместе с детьми заполняет экран добрых дел и в конце недели каждому
вручаем медальку, выделяя его хорошие дела и поступки. Считаю эту форму совместной
деятельности очень важной, поскольку "Вера в себя, в свои силы, уверенность в том,
что ты любим и нужен, умение общаться, строить диалог важнее для успеха в жизни,
чем интеллектуальная успеваемость
Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую
очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными.
Рекомендации по формированию психологического здоровья детей
в дошкольном учреждении
Развивайте у детей эмоциональную сферу
Способствуйте развитию у ребёнка правильно распознавать собственные эмоции и
владеть ими
Помогите ребёнку овладеть способностями распознавать чувства и эмоции других.
Развивайте у ребёнка чувство эмпатии (сопереживания).
Дайте понять ребёнку, что вы всегда готовы оказать ему личную поддержку и прийти на
помощь, что бы не случилось. Так, ребёнок будет знать, что он может вам довериться и
всё рассказать о своих чувствах и переживаниях. А вы, в свою очередь, сможете ему
помочь!
Проникнитесь чувством искреннего уважения к тому, что создаётся самим ребёнком.
Восхищайтесь инициативой, самостоятельностью – это способствует формированию и
развитию у него чувства собственного достоинства и развитию в потребности
личностного роста.
Развивайте у ребёнка коммуникативные способности (навыки общения). Это поможет
ребёнку сплотиться с группой, а также настроит ребёнка на адекватное мировоззрение
любой непредвиденной ситуации.
Повышайте самооценку ребёнка:
Хвалите ребёнка за правильно выполненную работу, за хорошее поведение.
Научите детей относиться к себе с уважением.
Окружайте детей тем, что имеет на них положительное влияние.
Постоянно выражайте вслух свою уверенность в возможностях и перспективах ребёнка.
Чаще говорите при детях и взрослых о его достоинствах.
Условия эмоционального благополучия в группе детского сада
На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в
группах уголков психологической разгрузки:
- для малышей - «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети
размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи,
напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к
семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства
одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального
микроклимата;
- для детей 4-5 лет - «дерево эмоций» или «уголок настроения» (на котором ребенок, -
приходя утром, размещает карточку с изображение настроения в соответствии со своим
настроением). В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его
внутреннее состояние становится, таким образом, более понятным, а помощь взрослого в
случае необходимости - эффективной и своевременной;
- для эмоциональной разрядки подходит «уголок уединения» с подобранными для
данного возраста книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными
играми и игрушками. Возможность 4-7-летнему ребенку иногда побыть одному,
ненадолго сменить обстановку и немного отдохнуть от стремительного потока событий и
информации приобретает все большую актуальность, т. к. способствует профилактике
эмоциональных срывов, перенапряжения, негативных настроений;
- «уголок гнева» (где, например, будет располагаться «коврик злости» - резиновый
шипованный коврик на котором дети могут потоптаться или «коробочка гнева и
раздражения» - это может быть любая коробка, куда ребенок может выбросить свою
«злость и обиду» (сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки
газету), либо «подушка – колотушка», «мешочек для крика»), где ребенок в приемлемой
ему форме освобождается от переполняющего его гнева, раздражения и напряжения.
Огромное значение на формирование психоэмоционального здоровья имеют навыки
конструктивного общения с сверстниками и непосредственно с педагогами. Воспитатель
вступает с детьми в личностное общение. Его главная цель - научить детей говорить о
себе, своем опыте прошлого и настоящего, говорить о чувствах, мыслях и поступках.
Воспитатель учит слушать другого, быть к нему внимательным, учит принимать других
людей и проявлять к ним доброжелательность.
Следует помнить, если мы хотим видеть подрастающее поколение дружным, радостным
и здоровым, для этого необходима единая нравственно-здоровая среда.
Среди рекомендаций родителям можно выделить:
Для того чтобы воспитать психологически здорового ребенка, нужно приложить
немало трудов и усилий, а именно:
- старайтесь больше времени уделять сыну или дочери;
- гуляйте вместе на свежем воздухе;
- играйте дома в семейные игры;
- читайте книги вместе и вместе обсуждайте их героев;
- на своем примере показывайте значимость своей семьи;
- доверяйте своему малышу свои переживания;
- учите проявлять эмпатию к человеку, попавшему в беду, тому у кого неприятность, горе;
- учите находить выход из трудностей, согласно правилу «Не навреди»;
- формируйте адекватную самооценку;
- постарайтесь стать самым близким другом;
- учите дорожить друзьями;
- учите ребенка быть внимательным к окружению;
- старайтесь ограничить ребенка от внутренних конфликтов;
- ограничьте общение с семьями, ведущими асоциальный образ жизни!
Помните, что ребенку нужна забота, ласка, понимание, а не порицание и ваша
усталость после трудового рабочего дня!
Игры и упражнения на создание эмоционального комфорта ребенка в ДОУ.
Каждая новая неделя начинается «Утром радостных встреч».
В пятницу, прощаясь с детьми, педагог делится своими планами на выходные
дни, выражает радость по поводу того, что и дети родители проведут эти дни вместе.
Воспитатель обращает внимание на то, что он будет скучать без них в выходные, и с
радостью будет ждать встречи в понедельник.
Проводится «Минутка радостных воспоминаний». Детям предлагается вспомнить
радостные события, которые они пережили в выходные дни. Воспитатель делиться
своими воспоминаниями о выходном.
Воспитатель рассказывает о том, что нового и интересного ожидает детей на этой неделе.
Упражнение «Ежедневные традиции»
Традиция каждое утро начинать с помощью общего приветствия. Например:
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, матушка земля,
Здравствуйте, мои друзья!
Игра «Узнай по голосу»
Цели. Развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание
положительного эмоционального фона.
Ход игры. Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается
узнать детей по голосу.
Сегодня проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального
благополучия, комфорта, встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-
экономических условий жизни и другими факторами. А главный фактор – дефицит
культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимания друг к другу. Для
успешной адаптации ребёнка в современных условиях, развития его способностей,
творчества, эмоционального благополучия, необходима комфортная и гармоничная
развивающая среда в ДОУ.
Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать
эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными
эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ,
который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.
Важно, чтобы отношения детей и взрослых строились на основе сотрудничества и
уважения, чтобы педагоги старались увидеть индивидуальность каждого ребёнка,
осознать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания, становиться на
позицию ребёнка, вызывать доверие к себе. Именно педагоги в детском саду формируют у
ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.
Советы взрослому по установлению эмоционального психологического контакта.
1. Будьте искренним с детьми.
2. Называйте каждого ребёнка по имени.
3. Будьте знакомы с миром ребёнка, его жизнью и персональными интересами.
4. Используйте утверждения типа: «Я заметила…» (обратила внимание).
5. Улыбайтесь и старайтесь установить визуальный контакт.
6. Будьте внимательны, к событиям, происходящим в жизни ребёнка, всякий раз, когда это
возможно.
7. Уважайте ребёнка за его мнение.
8. Если можно, лично рассказывайте о своей жизни, о случаях из неё.
9. Не осуждайте ребёнка.
10. Слушайте и вникайте.
11. Представляйте ребёнку, возможность выбора, решения и мнения, что позволит ему
принять правильное мнение и решение.
12. Признавайте свои ошибки.
Цель использования игровой терапии в ДОУ – не менять и не переделывать ребенка, не
учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить»
в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Здоровьесберегающие методы и технологии такие как: психогимнастика,
пальчиковая гимнастика, музыкальная релаксация (музыкотерапия), игровая терапия,
сказкотерапия,
арттерапия,
дыхательные
упражнения,
медитативные
сказки,
мнемотехнические
приемы
используются
совместно
педагогами
и
профильными
специалистами во всех видах детской деятельности и режимных моментах.
В итоге, хотелось бы подчеркнуть, что главное в деле обеспечения эмоционального
благополучия ребенка - искренняя заинтересованность в успехе, а также единство
взглядов значимых взрослых - родителей, воспитателей, специалистов детского сада.
Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего
настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные
проблемы.
Притча о мудром воспитании
Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей
и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только
хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто
ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец
снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
- Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие
подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А
ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
- Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце.
Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного
аккуратней?