Автор: Епифанцева Надежда Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ ДСОШ №4 с УИОП
Населённый пункт: г. Домодедово, Московской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер-класс "Мнемотаблица - как средство развития связной речи"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №32«Орленок»
142001, Московская обл., г.Домодедово, микрорайон Северный, ул. 3-й Московский пр., 4.
Мастер-класс для педагогов
«Мнемотехника – как средство развития
связной речи»
Воспитатель Епифанцева Н.М.
г.о. Домодедово
Цель:
- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития
речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное
запоминание, сохранение и воспроизведение информации
Задачи:
- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей
дошкольного возраста;
- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития
дошкольников;
- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с
целью развития творческого мышления, воображения педагогов.
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность,
познакомить с
особенностями, принципами технологии, этапами работы;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития
речи дошкольников.
Оборудование:
Листы
бумаги,
цветные
карандаши,
мнемотаблица
для
заучивания
стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, мнемотаблица для
составления
описательного
рассказа,
5
лепестков-мнемодорожек
для
отгадывания пословиц, мнемотаблица для пересказа сказки.
Практическая значимость:
данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми
дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представления о мнемотехнике;
- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами
для развития речи детей-дошкольников.
Форма проведения:
Педагоги, без участия детей.
Сообщение и практическая работа.
«Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей»
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного
возраста является развитие речи, речевого общения. Но на сегодняшний день
богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном
потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером
и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится
все более актуальной проблемой. Проблема развития связной речи детей
хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение
родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети
овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие
речи и «говорение». Вот почему так важно создавать условия для хорошо
связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих
мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к
проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста
недостаточен.
В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста
широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих:
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а
главное развитие связной речи;
Вспомните знакомую всем с детства мнемотехнику (просто тогда мы не знали,
что это так называется) для запоминания цветов радуги – Каждый охотник
желает знать, где сидит фазан.
Мнемотаблицы -являются дидактическим материалом и используются для
развития связной речи. Работу необходимо начинать с простейших
мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и
мнемотаблицам.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово,
словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой
рассказ в 2 - 4 предложения
на каждое слово или маленькое словосочетание
придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается
схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит
текстовую информацию.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих,
сказка и т. п.)
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и
используются с целью:
Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д
Заучивания стихов, потешек;
При отгадывании и загадывании загадок;
При пересказе текстов;
При составлении описательных рассказов
Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий
Отгадывание загадок
Проговаривание чистоговорок
Проговаривание скороговорок, заучивание потешек.
А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания
стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и,
дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают
стихотворения и любые тексты
.
Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь
текст
зарисовывается
схематично.
Любой
рассказ,
сказку,
пословицу,
стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки.
Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы
служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.
Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод
мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при
загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений
наизусть.
Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явлений
природы, некоторых действий, т.е. можно изобразить всё то, что вы посчитаете
нужным, и самое главное, чтобы нарисованное было понятно детям.
Сегодня мне хотелось бы показать и дать возможность практически опробовать
некоторые методические приёмы, которые я использую в работе с детьми по
речевому развитию.
Представляю вашему вниманию мнемотаблицу стихотворения «Елочка» Н.
Нищевой для заучивания наизусть. На каждую строчку стихотворения создан свой
мнемоквадрат. Имея перед глазами такую карточку-символ, можно быстро
запомнить стихотворения и любые тексты
.
Перед нами елочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звезды, человечки.
Теперь я читаю с указанием каждой картины.
Перед нами елочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звезды, человечки.
Теперь мы вместе с вами обсудим, что нарисовано на каждой картинке.
Скажите, пожалуйста, что здесь нарисовано?
- Перед нами елочка:
- Шишечки, иголочки.
- Шарики, фонарики,
- Зайчики и свечки,
- Звезды, человечки.
Теперь мы с вами прочитаем вместе стихотворение еще раз.
И еще раз.
А теперь я хочу вас попросить прочитать нам стихотворение.
Замечательно!
А теперь хочу вас попросить уважаемые коллеги поделиться на две команды и
составить мнемотаблицы к стихотворению В. Степанова «Повар» и
З. Александровой «Сарафанчик» мнемотаблицы.
Ходит повар в колпаке
С поварешкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.
В. Степанов
Сшили Тане сарафанчик-
Нет такого у подруг:
Ярко-желтый одуванчик,
Колокольчики вокруг. З. Алесандрова
Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Что можно
нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т.д.
Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на
свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам
понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до
сложного. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное
запечатлеется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и
образ.
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и
отгадывании загадок.
Мнемозагадки - это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети
учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект. Вашему
вниманию представлена мнемотаблица загадки.
Сейчас вам предлагаю нарисовать мнемотаблицу к загадкам:
При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при
помощи знаков, определить объект. На начальных этапах обучения воспитатель
подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям
предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет
там спрятан, и объяснить, как они угадали объект самостоятельно. Дети
подготовительной к школе группы составляют свои «мнемозагадки» и
загадывают их другим детям.
Мне хочется подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа
по развитию связной речи у детей.
Это - прежде всего как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и
эффективная работа, так как использование мнемотехника помогает сделать
процесс запоминания стихов более интересным творческим. Вся работа
происходит в игре, ведь игра является одним из эффективных способов
развития речи дошкольников.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны
использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться
классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное
и
логическое
мышление,
внимание,
наблюдательность,
интерес
к
окружающему миру.
Желаю творческих спехов!