Автор: Савкина Ирина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 12 им. В.Д.Волошиной"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Правописание глаголов. 10 класс"
Раздел: полное образование
Тема урока
:
Правописание глаголов. 10 класс.
Учитель: Савкина Ирина Александровна
МБОУ «СОШ № 12 им.В.Д.Волошиной»
Цели урока: повторение и обобщение знаний учащихся о глаголе как о
части речи, формирование коммуникативных компетенций.
Задачи:
Образовательные:
-Систематизировать знания учащихся о правописании личных окончаний
глагола;
-Проверить степень усвоения умения определять спряжения глагола;
-Содействовать подготовке ЕГЭ ( задания7,8,11,12,23).
Развивающие:
-развивать умение употреблять глагол в речи;
-развивать речь;
-развивать умение оценивать свою работу.
Воспитывающие:
-содействовать воспитанию любви к русскому языку;
-осуществлять межпредметную связь,
-уметь оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний, умений и навыков.
Методы: индивидуальный, фронтальный, групповой.
Ход урока.
1.
Организация класса.
Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим
солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал
каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот
с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго
мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я
добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо
засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в
строительстве храма!».
Ребята, желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «ХРАМА
ЗНАНИЙ»
Пусть урок принес вам новые открытия, успехов вам.
2.
Орфоэпическая разминка.
Брала, воспринять, гналась, клала, наврала, начать, обзвонить, черпать,
позвонит, откупорил, премировать.
- Спишите слова, расставьте в них ударение. ( 1 ученик на доске) –
самопроверка, выставление оценок в итоговый лист.
3. Мотивация учащихся. Постановка целей и задач урока.
- Что объединяет слова, предложенные для орфоэпической разминки? (это
глаголы)
- Какими грамматическими категориями обладает эта часть речи? (Вид,
переходность, наклонение, время, лицо, число).
- Определите вид записанных слов ( по цепочке).
- Сегодня мы продолжим работу над правописанием глаголов,
систематизируем знания, полученные по этой теме в средней школе,
повторим основные правила правописания глаголов, поработаем над
нормами употребления глаголов в речи. Все эти знания понадобятся нам при
выполнении заданий ЕГЭ.
4.
Работа с текстом.
Ночь была сизая, лунная; тонкие тучи, как совиные перья, рассыпались по
небу, но не касались легкой ледяной луны. Деревья — груды серого инея —
отбрасывали черную тень на сугробы, загоравшиеся там и сям металлической
искрой. Во флигеле, в жарко натопленной плюшевой гостиной, Иван
поставил на стол аршинную елку в глиняном горшке и как раз подвязывал к
ее крестообразной макушке свечу,— когда Слепцов, озябший, заплаканный,
с пятнами темной пыли, приставшей к щеке, пришел из большого дома, неся
деревянный ящик под мышкой. Увидя на столе елку, он спросил рассеянно,
думая о своем: — Зачем это? Иван, освобождая его от ящика, низким
круглым голосом ответил: — Праздничек завтра.
— Не надо,— убери…— поморщился Слепцов, и сам подумал: «Неужто
сегодня Сочельник? Как это я забыл?» Иван мягко настаивал: — Зеленая.
Пускай постоит…
— Пожалуйста, убери,— повторил Слепцов и нагнулся над принесенным
ящиком. В нем он собрал вещи сына — сачок, бисквитную коробку с
каменным коконом, расправилки, булавки в лаковой шкатулке, синюю
тетрадь. Первый лист тетради был наполовину вырван, на торчавшем клочке
осталась часть французской диктовки. Дальше шла запись по дням, названия
пойманных бабочек и Другие заметы: «Ходил по болоту до Боровичей…»,
«Сегодня идет дождь, играл в шашки с папой, потом читал скучнейшую
«Фрегат Палладу», «Чудный жаркий день. Вечером ездил на велосипеде. В
глаз попала мошка. Проезжал, нарочно два раза, мимо ее дачи, но ее не
видел…»
Слепцов поднял голову, проглотил что-то — горячее, огромное. О ком это
сын пишет?
«Ездил, как всегда, на велосипеде», стояло дальше. «Мы почти
переглянулись. Моя прелесть, моя радость…»
— Это немыслимо,— прошептал Слепцов,— я ведь никогда не узнаю…
Он опять наклонился, жадно разбирая детский почерк, поднимающийся,
заворачивающий на полях.
«Сегодня— первый экземпляр траурницы. Это значит— осень. Вечером шел
дождь. Она, вероятно, уехала, а я с нею так и не познакомился. Прощай, моя
радость. Я ужасно тоскую…»
«Он ничего не говорил мне…» — вспоминал Слепцов, потирая ладонью лоб.
А на последней странице был рисунок пером: слон — как видишь его сзади,
— две толстые тумбы, углы ушей и хвостик,
Слепцов встал. Затряс головой, удерживая приступ страшных сухих
рыданий.
— Я больше не могу…— простонал он, растягивая слова, и повторил еще
протяжнее: — не — могу — больше…
«Завтра Рождество,— скороговоркой пронеслось у него в голове.— А я умру.
Конечно. Это так просто. Сегодня же…»
Он вытащил платок, вытер глаза, бороду, щеки. На платке остались темные
полосы.
— …Смерть,— тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение.
Тикали часы. На синем стекле окна теснились узоры мороза. Открытая
тетрадь сияла на столе, рядом сквозила светом кисея сачка, блестел жестяной
угол коробки. Слепцов зажмурился, и на мгновение ему показалось, что до
конца понятна, до конца обнажена земная жизнь — горестная до ужаса,
унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес…
И в то же мгновение щелкнуло что-то— тонкий звук — как будто лопнула
натянутая резина. Слепцов открыл глаза и увидел: в бисквитной коробке
торчит прорванный кокон, а по стене, над столом, быстро ползет вверх
черное сморщенное существо величиной с мышь. Оно остановилось,
вцепившись шестью черными мохнатыми лапками в стену, и стало странно
трепетать. Оно вылупилось оттого, что изнемогающий от горя человек
перенес жестяную коробку к себе, в теплую комнату, оно вырвалось оттого,
что сквозь тугой шелк кокона проникло тепло, оно так долго ожидало этого,
так напряженно набиралось сил и вот теперь, вырвавшись, медленно и
чудесно росло. Медленно разворачивались смятые лоскутки, бархатные
бахромки, крепли, наливаясь воздухом, веерные жилы. Оно стало крылатым
незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо. И крылья
— еще слабые, еще влажные — все продолжали расти, расправляться, вот
развернулись до предела, положенного им Богом,— и на стене уже была —
вместо комочка, вместо черной мыши,— громадная ночная бабочка,
индийский шелкопряд, что летает, как птица, в сумраке, вокруг фонарей
Бомбея.
И тогда простертые крылья, загнутые на концах, темно-бархатные, с
четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в порыве нежного,
восхитительного, почти человеческого счастья.
- Прочитайте тест.
- Сформулируйте проблему текста (проблема непостижимости бытия,
проблема человеческого счастья, проблема драматической судьбы человека,
проблема жизни и смерти)
- В каких предложениях заключена авторская позиция? Как вы понимаете
смысл этих предложений? (1. Оно вылупилось оттого, что изнемогающий от
горя человек перенес жестяную коробку к себе, в теплую комнату, оно
вырвалось оттого, что сквозь тугой шелк кокона проникло тепло, оно так
долго ожидало этого, так напряженно набиралось сил и вот теперь,
вырвавшись, медленно и чудесно росло. 2. И тогда простертые крылья,
загнутые на концах, темно-бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами,
вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья.
3. А на последней странице был рисунок пером: слон — как видишь его
сзади,— две толстые тумбы, углы ушей и хвостик,
Слепцов встал. Затряс головой, удерживая приступ страшных сухих
рыданий. 4. Слепцов зажмурился, и на мгновение ему показалось, что до
конца понятна, до конца обнажена земная жизнь — горестная до ужаса,
унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес…)
- Какие произведения русской классической литературы могли бы взять в
качестве аргументов?
- Определите тип речи 1-2 предложений. (описание),3-5 (повествование)
- Определите устно спряжение глаголов 1 абзаца.
5. Работа по теме урока.
1). Спряжение глаголов.
а) Вспомните о правописании безударных окончаний глаголов 1 и 2
спряжений. Глаголы какого спряжения запомнить проще? Почему? Как
определить спряжение глаголов с ударным окончанием? В какой ситуации
нам это необходимо помнить? ( В том случае, если приставка перетягивает на
себя ударение: например, вылететь,- мы отбрасываем приставку и
определяем спряжение по окончанию)
б) Словарный диктант.
- Записать, выделить окончания, объяснить их правописание : выпрыгнет из
кустов, посеет на грядке, разбудит утром, растают весной, забрезжит рассвет,
стережет избушку, гром грохочет, юноши бреются, слышится отовсюду,
сжигает письмо, лелеет ребенка, извинится перед товарищами.
В). Тест.
П Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда
пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1 стро..тся (дом), труд..тся (люди)
2 кат..тся (шар), постав..т (архитектор)
3 плач..т (ребенок), брос..шь
4 усво..т (ученики), леле..т (девочки)
5 кудахч..т (курица), ре..т (флаг)
2.
1 ненавид..т (сосед), зре..т (зерно)
2 занос..т (грузчики), мяуч..т (кошка)
3 тревож..т (мысли), друж..т (соседи)
4 круж..тся (снежинки), суш..т (бабушки)
5 рису..т, прогрева..т
3.
1 кле..т (почтальон), промока..т (плащ)
2 предполага..т (девочка), произнос..т (учитель)
3 зала..т (собаки), смерка..тся (тени)
4 забрезж..т (рассвет), движ..тся (человек)
5 ро..т (рабочие), топ..тся (печки)
- Самооценка, выставление оценок в итоговый лист)
2) Повторяем употребление ь после шипящих в формах глагола.
Работа по группам. На какие орфограммы вы разделите данные слова?
Сформулируйте правило по каждому виду орфограмм. Какое слово
выбивается из правила?
Береч.., возвратиш..ся, печ.., отреж..те, несеш..ся, спряч..тесь, маж..те, еш..те,
читаеш..,обжеч..ся, смееш..ся, растолоч.., стереч.., купаеш..ся, умоеш..ся,
отреж.., ляг..те, не морщ..ся, увлеч..ся, стрич..ся.
3) Правописание суффиксов –ова-, -ева-, -ыва-. –ива-.
- Расскажите, от чего зависит написание суффиксов ова, ева, ыва, ива.
Одалж..вать, подразум..ваться, потч..вать, мудрств..вать, подсвеч..вать,
заготавл..вать, отгад..вать, врач..вать, обнарод..вать, исслед..вать,
поспособств..вать, прикле..вать, досад..вать, разгляд..вать, устра..вать,
подсуш..вать, порад..ваться.
4) Морфологические нормы употребления глаголов в речи.
Карточка . Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием
форм глаголов.
1)
Клади сюда книгу,Валера.
2)
Я фальшивю, когда пою в душе. (фальшивлю)
3)
Маятник часов с кукушкой колебается. (колеблется)
4)
Зачем ты, Иван, жгешь мусор? (жжешь)
5)
Отдыхайте с удовольствием, прилягте на диван.
6)
Поклади на стол колбасу. (клади)
7)
Медведь рыскает по лесу. (рыщет)
8)
Мы с другом избегнули неприятностей. (избежали)
9)
Михаил вторгнулся на мою территорию. (вторгся)
10)
Петр Иванович заведовает складом. (заведует)
5) . Повторение сложных случаев согласования подлежащего и
сказуемого в рамках подготовки к ЕГЭ
Б) Работа с тестами
Тест 2.
Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования
подлежащего и сказуемого.
1)
Жара и засуха (стояла, стояли) более трех недель. (Стояли – в
предложениях с однородными членами предложения при прямом
порядке слов сказуемое употребляется во множественном числе)
2)
Через пять минут в опустевшем классе (остался, остались) только
Лунев с Макаровым.(Остались ,так как подлежащее выражено
словосочетанием существительное +существительное в Тв.п.)
3)
Шестеро гребцов (село, сели ) в лодку. (Сели - подлежащее выражено
словосочетанием числительное + существительное)
4)
Песню дружбы (запевает, запевают) молодежь. (Запевает – подлежащее
выражено собирательным числительным)
5)
КемГУ (организовало, организовал) мероприятие. (Организовал – род
сказуемого определяется по главному слову в аббревиатуре)
6)
Тысяча книг (поступили, поступила) в библиотеку. (Поступила –
сказуемые со словами «тысяча», «миллион», «миллиард» согласуются
как с существительными.)
- Сделайте взаимопроверку, оцените работу, выставите полученную оценку в
итоговый лист. Посчитайте средний балл, поставьте итоговую оценку.
6.Правописание глагольных пар - омофонов с приставкой обез - (обес-)
Е – пишется в глаголах, обозначающих действие самого предмета
И – пишется в глаголах, обозначающих действие над предметом
Составьте словосочетания со словами: обезводить-обезводеть, обезлесить-
обезлесеть,
обессилеть-обессилить, обескровить-обескроветь.
7. Итог урока
Домашнее задание: подготовка к ЕГЭ, выполнение заданий №12
1) произнос..шь, слыш..мый
2) относ..шься, надума..шь
3) засмотр..шься, реша..мый
4) невид..мый, разгон..шься
5) раска...ться, найд..нный
1) посвяща..щий, гас..щий
2) жал..щие (пчёлы), хран..щие
3) (окно) свет..тся, хран..мый
4) сутул..щийся, бре..щий
5) мол..щийся, убира..щий
1) сил..щийся, (они) стара..тся
2) беспоко..тся (ребята), та..щий (снег)
3) руб..щий, смотр..т (родители)
4) леч..щий, молч..щий
5) чита..мый, движ..мый
1) (он) вид..т, высматрива..т
2) (уголёк) тле..т, (собака) гуля..т
3) (он) высп..тся, почита..мый
4) жал..щие, ман..щие
5) (дом) стро..тся, (он) подмигива..т
1) хоч..шь, поднима..мый
2) (родители) беспоко..тся, замес..шь
3) руб..щий, зна..щий
4) вышл..т (мама), ран..мый
5) дыш..щий, слыш..вший
1) дремл..щий, (он) обижа..т
2) кача..щий, скуча..щий
3)(он) терп..т, завис..щий
4) (кактус) кол..тся, (он)засоря..т
5) ма..щийся, завива..мый
1) кол..тся (орех), почита..мый
2) кача..щий, поко..щийся
3) самокле..щиеся, просе..нная
4) дремл..щий, вид..нный
5) (он) наве..т, (он) обид..т
1) стащ..т (кошка), разоря..т
2) паш..т (пахарь), стел..т (мама)
3) означа..т (приметы), запреща..щие
4) дыш..т, замира..щие
5) тревож..т, очищ..нная
1) во..т (ветер), вытащ..нный
2) се..щий, ман..щие
3) трат..тся (деньги), напиш..т (автор)
4) (метель) присыпл..т (снежком), изготовл..нная
5) леле..щая, стро..т
1) выдерж..т, сплет..на
2) плач..т, круж..т (метель)
3) леч..щий, подхвач..нное
4) тревож..щийся, сыгр..нный
5) жал..щий, стрел..ный
8. Рефлексия.
По шкале какого мема вы
оценили бы урок?
А)
Б)
В)
Г)
Что вам понравилось на уроке?
Что нового для себя вы
услышали?
Какой материал мы с вами
повторили?
Какое правило теме «Глагол» вы
бы еще хотели повторить?