Автор: Валентина Ивановна Котова
Должность: МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №20 "Олеся"
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №20 "Олеся"
Населённый пункт: Татарстан ,г.Набережные Челны
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Будь другом природе"
Раздел: дошкольное образование
Котова Валентина Ивановна
Конспект занятия по экологическому образованию
в старшей группе
Программа: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
Образовательные области:
1.«Физическое развитие» (приобретение опыта в двигательной деятель-
ности);
2. «Познавательное развитие» (развитие любознательности и интересов
детей; формирование познавательных действий, становление сознания; про-
должать формировать представления детей об объектах окружающего мира,
о свойствах и отношениях объектов, планете Земля, как общем доме людей;
3. «Речевое развитие» (владение речью, как средством общения и
культуры);
4. «Социально – коммуникативное развитие» (формирование поведе-
ния).
Группа: старшая
Тема: «Будь другом природе»
Цель: создание благоприятных условий для закрепления знаний детей
о природе, о бережном и заботливом отношение к природе.
Программные задачи:
Образовательные: расширять, пополнять и уточнять знания детей о
природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также
определяющие отношения между природой и человеком на основе конкрет-
ных поведений (в лесу).
Развивающие: развивать диалогическое общение, умение слушать, ини-
циативно высказываться. Развивать творческие способности детей, смекалку
и сообразительность, их эрудицию, стимулировать развитие памяти детей.
1
Воспитательные: воспитывать в детях доброту и отзывчивость, лю-
бовь и бережное отношение к природе, воспитывать моральные качества и
нравственные ценности.
Активизация словаря: чистота, загрязнение, заводы, экологическая
проблема.
Наглядный материал и оборудование:
Оборудование: плакат с заводами, с грязью, конверт.
Демонстрационный материал: рисунки с проблемными ситуациями,
запрещающие знаки, картинки с пищевыми цепочками.
Раздаточный материал: карточки с изображением различных расте-
ний, животных.
Подготовительная работа: беседы о воде и ее роли в жизни человека.
Беседы о необходимости воздуха для дыхания живых существ. Проведение
экспериментов с водой, опыт по очистке воды (дети пропускали загрязнен-
ную воду через простой фильтр (воронка с ватой, обращение детей, как изме-
нилась вода после очистки (делали самостоятельные выводы, игры с воздуш-
ными шарами; наблюдение за движением воздуха в природе – за ветром, его
силой, направлением. Чтение художественных произведений С. Я. Маршака,
А. С. Пушкина. В. Бианки, Ф. Тютчева. Аппликация «Ромашковое поле».
Ход занятия
I. Организационный этап:
Воспитатель: Ребята сегодня, когда я пришла на работу, я увидела
письмо. И оно адресовано, нам, старшей группе. На письме написано,
большими буквами «Очень важно» и «Срочно!» Письмо от доктора Айболи-
та. «Срочно! Нужна помощь жителям цветочного городка. Они попали в
беду. Жители постоянно болеют, слабеют, не могут работать и играть!
Что-то случилось. Помогите разобраться! Ваш доктор Айболит».
Воспитатель: Ребята поможем, узнаем причину несчастья?
Дети: Да!
2
Воспитатель: Как же нам попасть в цветочный городок? Он же дале-
ко, да и транспорт нам нужен необычный. На чём Незнайка летал со своими
друзьями?
Дети: Незнайка с друзьями летал на воздушном шаре.
Воспитатель: Верно! Вот и нам он нужен. Но перед тем как отпра-
вится в цветочный городок необходимо пройти проверку:
Математическая разминка:
Воспитатель: Сколько месяцев в году? (Спросить по именам, несколь-
ко детей)
Дети: В году 12 месяцев
Воспитатель: (Имя) назови первый месяц года. (Имя), а ты как дума-
ешь?
Дети: Первый месяц года январь.
Воспитатель: (Имя), назови времена года. (Опросить несколько детей)
Дети: Зима, весна, лето, осень.
Воспитатель: (Имя), какое сейчас время года?
Дети: Сейчас лето.
Воспитатель: Сколько дней в неделе?
Дети: Семь дней в неделе.
Воспитатель: (Имя), какой сегодня день недели?
Дети: Ответ ребенка.
Воспитатель: Кто сможет назвать все дни недели? (спросить по име-
ни)
Дети:
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота,
воскресение.
Воспитатель: Молодцы ребята! Прошли проверку! Теперь можно от-
правится в цветочный городок. Сейчас сделаем воздушный шар и отправим-
ся на помощь доктору Айболиту.
Физкультминутка «Воздушный шар»
3
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. (Все встают в ма-
ленький круг, затем имитируя, что надувают в нем воздух, круг расширяют)
Ждет волшебная страна, надо нам попасть туда (шагаем на месте)
Мы к друзьям своим летим, помощь оказать хотим (кружимся на ме-
сте, и садимся на корточки)
Воспитатель: Вот, мы и прилетели.
Работа с демонстрационным материалом:
Дети подходят к плакату, на котором нарисован большой завод с труба-
ми, из которых идёт черный дым, вокруг завода одни пеньки, сточные воды
стекают в речку.
Воспитатель: Ребята что-то на этой картинке не так, разве так вы-
глядит цветочный городок?
Дети: Нет, в цветочном городке красивая природа и солнышко, а здесь
всё тёмное и огромный чёрный завод, и леса нет
Воспитатель: Верно.
Воспитатель:
Как вы думаете, ребята, что же в этом городке
произошло?
Дети: Жители загубили природу, вырубили лес, загрязнили воду.
Воспитатель: Что стало с речкой?
Дети: Она загрязнилась, от сточных вод с завода.
Воспитатель: Может ли рыба жить в такой реке?
Дети: Нет, вода слишком грязная.
Воспитатель: Куда исчез лес и пропали лесные звери?
Дети: Лес вырубили, зверям негде стало жить.
Воспитатель: Как бы вы поступили на месте этих жителей?
Дети: Не вырубали лес, не загрязняли воду.
Воспитатель: Что будет с этим жителями?
Дети: Если они не исправят ситуацию, то будут болеть.
Ребята давайте поможем исправить ситуацию!
II. Основной этап:
4
Дети подходят к столу.
Воспитатель: Ребята скажите, а чем и как мы дышим?
Дети: Мы дышим воздухом, носом, иногда ртом.
Воспитатель: Можем мы вообще не дышать?
Дети: Нет нельзя, без этого человек не может жить.
Воспитатель: Можем мы дышать грязным воздухом?
Дети: Можем, но это плохо, мы будем болеть, нам будет плохо.
Воспитатель: Что мешает воздуху быть чистым?
Дети: Дым из заводских труб, выхлопные газы от машин.
Воспитатель: Может сейчас человек прожить без машин, заводов и
фабрик?
Дети: Ему будет тяжело без них.
Воспитатель: Что нужно сделать что бы природа не страдала?
Дети: Надо на трубы ставить фильтры, беречь лес.
Дидактическая игра «Исправь ситуации»
1. Ставим фильтры.
Воспитатель: Мы знаем, что растения помогают очистить воздух,
как они помогают?
Дети: Выделяют кислород.
Воспитатель: Получается, чем больше будет растений, тем больше
будет кислорода. Что мы с вами можем сделать, что б воздух стал еще
чище?
Дети: Посадить деревья, кустарники, цветы, но сначала нужно уб-
рать весь мусор.
2. Очищаем реку, убираем мусор (мусор зачеркивается, приклеиваем
травку, цветы).
Воспитатель: Молодцы ребята!
3. Сажаем деревья (приклеиваем деревья, кустарники, цветы на ватман,
где изображен Цветочный городок). (Исправляем ситуацию).
5
4. Прикрепляем картинки с животными (на наш плакат с экологически-
ми проблемами).
Воспитатель: Ребята, а ведь всё живое вокруг взаимосвязано между
собой. Я вам предлагаю выложить пищевые цепочки:
Растения – гусеница – птицы
Растения – мышка – сова
Растения – заяц – лиса
Насекомые – ежи
Грибы – белка - куницы
Молодцы ребята!
5. Вешаем запрещающие и напоминающие знаки для жителей цве-
точного городка:
Воспитатель: Ребята, а что должны делать жители Цветочного го-
родка, чтобы не навредить растениям? Какие напоминающие и запрещаю-
щие знаки им подскажут? Я вам покажу знаки, а вы объясните, что они
обозначают.
Воспитатель: Не рубить и не ломать деревья и кустарники!
Дети: Деревья очищают воздух, плоды деревьев являются кормом для
животных.
Воспитатель: Не разводить костры под деревьями!
Дети: Может возникнуть пожар и погибнет всё живое.
Воспитатель: Не оставлять мусор!
Дети: Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу.
Воспитатель: Не разорять муравейники! Они убирают все нечистоты
и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо
Воспитатель: Ребята, мы все поправили и помогли жителям цве-
точного городка.
1. На заводе поставили очистительные сооружения.
2. Убрали весь мусор.
3. Почистили реку.
4. Посадили деревья в лесу.
6
И осталось нам запустить в реку рыбок.
Дети приклеивают на ватман рыбок, где нарисована река.
Воспитатель: Молодцы ребята!
III Заключительный этап:
1. Подведение итогов. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: Теперь опять надуем наш волшебный воздушный шар, и
отправимся домой.
Проводиться повторно физкультминутка «Воздушный шар».
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. Мы хотим опять
назад, в наш любимый детский сад!
Воспитатель: Вот мы и вернулись!
Воспитатель: Ребята, что вы запомнили из сегодняшнего путеше-
ствия?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
Помогли мы Цветочному городку с экологической
проблемой?
Воспитатель: Любуясь красотой природы, человек становится лучше,
добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Природа учит
человека мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чисто-
те, скромности, доброте и крепкой дружбе. Берегите всё, что есть на Зем-
ле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не
причинять зла. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть до-
брым. А быть добрым помогает улыбка, подаренная ласковому ветерку, цве-
там, солнцу, друг другу, птицам и бабочкам.
Воспитатель: За вашу помощь Айболит и жители цветочного городка
приготовили вам сюрприз (угощения детям).
7