Автор: Акбаева Танзила Муссаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Радуга"
Населённый пункт: ст.СТорожевая
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Использование метода интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс
«Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через
освоение
научно-методических
и
практических
основ
применения
в
образовательной деятельности метода «Интеллект-карт».
Задачи:
1.
Познакомить педагогов с методом «Интеллект-карт», рекомендациями
по их составлению.
2.
Показать возможности применения интеллек- карт в образовательной
деятельности с дошкольниками.
3.
Отработать методику создания интеллект-карт.
Планируемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции
педагогов ДОУ, их мотивации по системному использованию в практике
метода интеллект-карт.
Оборудование, материалы, инструменты: бумага формата А2, маркеры
для фломастеры, картинный материал. ТСО: экран, ноутбук, проектор
.
План проведения мастер-класса:
І часть (вводная):
1.1. Понятие «интеллект- карта».
1.2. Из истории возникновения интеллект- карты.
1.3. Возможности использования интеллект- карт в работе с дошкольниками.
1.4.Требования к составлению интеллект-карты.
ІІ часть (основная) «Построение интеллект- карты»
ІІІ часть (заключительная).
Ход проведения мастер-класса:
І часть (вводная):
1.1. Понятие «интеллект- карта».
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог
пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей
педагогической
деятельности,
которые
соответствовали
бы
возрасту
дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали
педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой
формой работы стал для меня метод интеллект – карт.
Интеллект-карта
–
это
уникальный
и
простой
метод
запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную
активность
детей
в
разных
видах
деятельности,
и
способствует
взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.
1.2. Из истории возникновения интеллект- карты.
Автором данного метода является Тони Бьюзен, британский психолог, автор
методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности.
Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге
получаются "карты ума" так же их еще называют «ментальные карты»,
«карты памяти», но чаще всего используется термин "интеллект-карты".
В
работе с дошкольниками метод интеллект-карт предложен кандидатом
педагогических
наук
Акименко
Валентиной
Михайловной,
которая
предложила использовать этот метод для развития связной речи.
1.3.Возможности
использования
интеллект-
карт
в
работе
с
дошкольниками.
Особенность использования данного метода заключается в том, что при
составлении
интеллект-карты
в
процессе
усвоения
информации
задействованы
оба
полушария.
Результативность
применения
метода
интеллект-карт достигается:
наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно
окинуть одним взглядом;
привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее
рассматривать не только интересно, но и приятно;
запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию
образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
своевременностью:
интеллект-карта
помогает
выявить
недостаток
информации и понять, какой информации не хватает;
творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти
нестандартные пути решения задачи;
возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время
помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые
идеи.
В работе с детьми дошкольного возраста интеллект-карты используются
по трем направлениям:
Первое направление
Сбор материала о предмете или объекте.
Создание интеллект - карты в ходе обсуждения предмета или темы.
Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь,
развиваются
процессы
мышления
-
анализ,
синтез,
аналогия,
обобщение.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Второе направление
Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой
работой по изученным темам.
Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную
мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний,
пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической
теме, развиваются умения составлять и распространять предложения,
развиваются
процессы
мышления
-
анализ,
синтез,
аналогия,
обобщение, сравнение, сериация, классификация.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Третье направление
Развитие связной речи.
Составление
и
распространение
предложений
и
рассказов
по
интеллект-карте.
Выполняя
данное
задание,
дети
учатся
самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся
более активными при разговоре, формируются умения отвечать на
вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.
Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию
связной речи.
Интеллект-карта
помогает
дошкольникам
запоминать
информацию, выражать эмоции и мысли по теме, воображать, искать
ассоциации, рассказывать, пересказывать, рассуждать и общаться.
1.4.Требования к составлению интеллект-карты.
Имеются общие требования к составлению любой интеллект - карты.
Для составления карты используются цветные карандаши, фломастеры,
маркеры,
лист
бумаги
располагается
горизонтально,
главная
идея
располагается в центре страницы для ее изображения можно использовать
как слова, так и картинки. Для каждого ключевого момента проводятся
расходящиеся от центра ответвления в любом направлении, и каждая ветвь
имеет свой цвет. Под линией ветви пишется одно ключевое слово, можно
использовать картинки, рисунки, ассоциации. Каждая мысль обводится и в
процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
ІІ часть (основная) «Построение интеллект- карты.
А сейчас я предлагаю попробовать создать интеллект-карты. Прошу
четыре человека пройти за стол. Главная идея вашей интеллект-карты уже
расположена в центре листа. Вы можете записывать, рисовать, приклеивать
картинки.
Пока наши коллеги составляют карты, я предлагаю Вам составить
интеллект-карту по теме «Транспорт».
Давайте посмотрим, что получилось у наших коллег. Представьте
пожалуйста свою интеллект –карту.
ІІІ часть (заключительная).
Свой мастер-класс я хотела бы закончить словами
Антуана де Сент-
Экзюпери.
Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота;
обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не
отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам,
которые помогут их постигать.