Напоминание

"Использование метода интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста"


Автор: Акбаева Танзила Муссаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Радуга"
Населённый пункт: ст.СТорожевая
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Использование метода интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс

«Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через

освоение

научно-методических

и

практических

основ

применения

в

образовательной деятельности метода «Интеллект-карт».

Задачи:

1.

Познакомить педагогов с методом «Интеллект-карт», рекомендациями

по их составлению.

2.

Показать возможности применения интеллек- карт в образовательной

деятельности с дошкольниками.

3.

Отработать методику создания интеллект-карт.

Планируемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции

педагогов ДОУ, их мотивации по системному использованию в практике

метода интеллект-карт.

Оборудование, материалы, инструменты: бумага формата А2, маркеры

для фломастеры, картинный материал. ТСО: экран, ноутбук, проектор

.

План проведения мастер-класса:

І часть (вводная):

1.1. Понятие «интеллект- карта».

1.2. Из истории возникновения интеллект- карты.

1.3. Возможности использования интеллект- карт в работе с дошкольниками.

1.4.Требования к составлению интеллект-карты.

ІІ часть (основная) «Построение интеллект- карты»

ІІІ часть (заключительная).

Ход проведения мастер-класса:

І часть (вводная):

1.1. Понятие «интеллект- карта».

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог

пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей

педагогической

деятельности,

которые

соответствовали

бы

возрасту

дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали

педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой

формой работы стал для меня метод интеллект – карт.

Интеллект-карта

это

уникальный

и

простой

метод

запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную

активность

детей

в

разных

видах

деятельности,

и

способствует

взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.

1.2. Из истории возникновения интеллект- карты.

Автором данного метода является Тони Бьюзен, британский психолог, автор

методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности.

Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге

получаются "карты ума" так же их еще называют «ментальные карты»,

«карты памяти», но чаще всего используется термин "интеллект-карты".

В

работе с дошкольниками метод интеллект-карт предложен кандидатом

педагогических

наук

Акименко

Валентиной

Михайловной,

которая

предложила использовать этот метод для развития связной речи.

1.3.Возможности

использования

интеллект-

карт

в

работе

с

дошкольниками.

Особенность использования данного метода заключается в том, что при

составлении

интеллект-карты

в

процессе

усвоения

информации

задействованы

оба

полушария.

Результативность

применения

метода

интеллект-карт достигается:

наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно

окинуть одним взглядом;

привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее

рассматривать не только интересно, но и приятно;

запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию

образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;

своевременностью:

интеллект-карта

помогает

выявить

недостаток

информации и понять, какой информации не хватает;

творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти

нестандартные пути решения задачи;

возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время

помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые

идеи.

В работе с детьми дошкольного возраста интеллект-карты используются

по трем направлениям:

Первое направление

Сбор материала о предмете или объекте.

Создание интеллект - карты в ходе обсуждения предмета или темы.

Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь,

развиваются

процессы

мышления

-

анализ,

синтез,

аналогия,

обобщение.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Второе направление

Закрепление и обобщение материала.

Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой

работой по изученным темам.

Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную

мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний,

пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической

теме, развиваются умения составлять и распространять предложения,

развиваются

процессы

мышления

-

анализ,

синтез,

аналогия,

обобщение, сравнение, сериация, классификация.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Третье направление

Развитие связной речи.

Составление

и

распространение

предложений

и

рассказов

по

интеллект-карте.

Выполняя

данное

задание,

дети

учатся

самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся

более активными при разговоре, формируются умения отвечать на

вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.

Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию

связной речи.

Интеллект-карта

помогает

дошкольникам

запоминать

информацию, выражать эмоции и мысли по теме, воображать, искать

ассоциации, рассказывать, пересказывать, рассуждать и общаться.

1.4.Требования к составлению интеллект-карты.

Имеются общие требования к составлению любой интеллект - карты.

Для составления карты используются цветные карандаши, фломастеры,

маркеры,

лист

бумаги

располагается

горизонтально,

главная

идея

располагается в центре страницы для ее изображения можно использовать

как слова, так и картинки. Для каждого ключевого момента проводятся

расходящиеся от центра ответвления в любом направлении, и каждая ветвь

имеет свой цвет. Под линией ветви пишется одно ключевое слово, можно

использовать картинки, рисунки, ассоциации. Каждая мысль обводится и в

процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

ІІ часть (основная) «Построение интеллект- карты.

А сейчас я предлагаю попробовать создать интеллект-карты. Прошу

четыре человека пройти за стол. Главная идея вашей интеллект-карты уже

расположена в центре листа. Вы можете записывать, рисовать, приклеивать

картинки.

Пока наши коллеги составляют карты, я предлагаю Вам составить

интеллект-карту по теме «Транспорт».

Давайте посмотрим, что получилось у наших коллег. Представьте

пожалуйста свою интеллект –карту.

ІІІ часть (заключительная).

Свой мастер-класс я хотела бы закончить словами

Антуана де Сент-

Экзюпери.

Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота;

обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не

отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам,

которые помогут их постигать.



В раздел образования