Напоминание

"Необходимые методы нейропсихологии для педагогов"


Автор: Акбаева Танзила Муссаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Радуга"
Населённый пункт: ст.СТорожевая
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Необходимые методы нейропсихологии для педагогов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация

для

педагогов

на

тему:

«Что

такое

нейропсихология»

Нейропсихология - наука на стыке психологии и нейронауки, нацелена

на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с

психическими процессами и поведением живых существ.

• Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода

доказана наукой и практикой.

• Он является здоровье сберегающей и игровой технологией.

• Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных

психических

процессов

(внимания,

памяти,

мышления,

речи

и

др.,

эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

А именно движение является ведущей деятельностью дошкольника и

младшего школьника. Многие исследователи указывают на взаимосвязь

психического и моторного развития ребенка.

Основоположник

отечественной

нейропсихологии

Александр

Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на

основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.

Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на

занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются

предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.

Построение

коррекционной

работы

идет

в

соответствии

с

развитием

и

формированием

основных

психических

функций

в

онтогинезе.

Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы.

Для коррекции тактильных и кинестетических процессов можно

использовать следующие игровые наборы: Тактильное домино, доски Сегена,

фигурки с разной поверхностью, «Волшебный мешочек», Бирюльки, и даже

обыкновенные спички! Очень эффективна работа по плетению и вышивке.

Игры с предметами, которые всегда есть в обиходе: с использованием

карандаша с гранями, с прищепками, игры с пробками от бутылок, игры с

сыпучими материалами (горох, фасоль, рис, гречка, пшено

Вы уже хорошо знаете и применяете в своей работе пальчиковые игры:

• со стихотворным сопровождением,

• с музыкальным сопровождением Народные потешки и песенки

• игры манипуляции: они развивают воображение- в каждом пальчике

ребёнок видит тот или иной образ

• Пальчиковый театр,

• Пальчиковые игры с элементами самомассажа кистей и рук

Зрительный гнозис

Для коррекции зрительного гнозиса (восприятия, узнавания, внимания)

используется следующий наглядный материал: рисунки на слайде –

разрезные картинки, чего не хватает, какого фрагмента не хватает, что здесь

изображено, зашумленные картинки, лабиринты, фигура и фон, найди такой

же предмет, найди разукрась, найди и сосчитай, что перепутал художник….

Пространственные представления

Формирование

пространственных

представлений

связано

с

использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и

воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более

ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является

схема тела.

Освоение телесного пространства

Формирование у ребенка пространственных представлений — одно из

важнейших условий его успехов. Пользоваться здесь нужно всем богатым

арсеналом внешних опор, маркеров («сено-солома», которые заставили бы

его буквально убедиться в том, что существуют правая и левая стороны, верх

и низ, и это неизбежно и неизменно.

Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью

тряпочки, часов и т. п. Таким образом вы даете ребенку прекрасную опору

для

дальнейших

манипуляций

с

внешним

пространством

ведь

представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом

превращается в абстрактные пространственные представления.

Теперь он знает, что «слева» — это «там, где красная тряпочка». На это

знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире.

Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно.

Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки,

трава).

Освоение внешнего пространства

Базовое

упражнение

на

формирование

пространственных

представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается

(закрепляется) с определенным движением, например, «вверх», «вперед»,

«назад», «вправо» и «влево» — простой шаг или прыжок на двух ногах, вниз

— приседание.

Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т. п.

Вначале ребенок выполняет движения вместе с педагогом, который и

поясняет каждое направление. Большую пользу здесь приносит зеркало,

перед которым выполняется упражнение.

Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, а также

переход от совместного к самостоятельному выполнению, из внешнего во

внутренний план. Так, по инструкции ребенок переходит от движений всем

телом к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем

— только взором.

Пространственные схемы и диктанты

Следующим этапом формирования пространственных представлений

является переход к двигательным диктантам и графическим схемам.

Конструирование и копирование

Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений

являются

упражнения,

выполняя

которые

ребенок

может

творчески

манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы,

конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т. п.

Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв или цифр самому

«сваять» их из пластилина или проволоки.

Думаю

ясно,

что

все

перечисленные

уровни

пространственно-

временных представлений формируются в фило- и онтогенезе постепенно,

надстраиваясь

один

над

другим.

Каждый

последующий

уровень

с

неизбежностью включает в себя предыдущие, создавая в ходе развития

целостный ансамбль зрелой психики.

Каждый этап онтогенеза должен быть не просто пройден, но и упрочен

и вовремя отторможен ребенком, его телом в движении, так как именно

степени

свободы

сенсомоторной

актуализации

заложат

основу

для

дальнейшего наращивания всего психического потенциала. Иначе в его 12

лет вам придется заставлять ребенка ползать, затем ходить на четвереньках,

играть в мяч и т. п.



В раздел образования