Автор: Акбаева Танзила Муссаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Радуга"
Населённый пункт: ст.СТорожевая
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Необходимые методы нейропсихологии для педагогов"
Раздел: дошкольное образование
Консультация
для
педагогов
на
тему:
«Что
такое
нейропсихология»
Нейропсихология - наука на стыке психологии и нейронауки, нацелена
на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с
психическими процессами и поведением живых существ.
• Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода
доказана наукой и практикой.
• Он является здоровье сберегающей и игровой технологией.
• Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных
психических
процессов
(внимания,
памяти,
мышления,
речи
и
др.,
эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
А именно движение является ведущей деятельностью дошкольника и
младшего школьника. Многие исследователи указывают на взаимосвязь
психического и моторного развития ребенка.
Основоположник
отечественной
нейропсихологии
Александр
Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на
основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.
Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на
занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются
предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.
Построение
коррекционной
работы
идет
в
соответствии
с
развитием
и
формированием
основных
психических
функций
в
онтогинезе.
Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы.
Для коррекции тактильных и кинестетических процессов можно
использовать следующие игровые наборы: Тактильное домино, доски Сегена,
фигурки с разной поверхностью, «Волшебный мешочек», Бирюльки, и даже
обыкновенные спички! Очень эффективна работа по плетению и вышивке.
Игры с предметами, которые всегда есть в обиходе: с использованием
карандаша с гранями, с прищепками, игры с пробками от бутылок, игры с
сыпучими материалами (горох, фасоль, рис, гречка, пшено
Вы уже хорошо знаете и применяете в своей работе пальчиковые игры:
• со стихотворным сопровождением,
• с музыкальным сопровождением Народные потешки и песенки
• игры манипуляции: они развивают воображение- в каждом пальчике
ребёнок видит тот или иной образ
• Пальчиковый театр,
• Пальчиковые игры с элементами самомассажа кистей и рук
Зрительный гнозис
Для коррекции зрительного гнозиса (восприятия, узнавания, внимания)
используется следующий наглядный материал: рисунки на слайде –
разрезные картинки, чего не хватает, какого фрагмента не хватает, что здесь
изображено, зашумленные картинки, лабиринты, фигура и фон, найди такой
же предмет, найди разукрась, найди и сосчитай, что перепутал художник….
Пространственные представления
Формирование
пространственных
представлений
связано
с
использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и
воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более
ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является
схема тела.
Освоение телесного пространства
Формирование у ребенка пространственных представлений — одно из
важнейших условий его успехов. Пользоваться здесь нужно всем богатым
арсеналом внешних опор, маркеров («сено-солома», которые заставили бы
его буквально убедиться в том, что существуют правая и левая стороны, верх
и низ, и это неизбежно и неизменно.
Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью
тряпочки, часов и т. п. Таким образом вы даете ребенку прекрасную опору
для
дальнейших
манипуляций
с
внешним
пространством
—
ведь
представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом
превращается в абстрактные пространственные представления.
Теперь он знает, что «слева» — это «там, где красная тряпочка». На это
знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире.
Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно.
Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки,
трава).
Освоение внешнего пространства
Базовое
упражнение
на
формирование
пространственных
представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается
(закрепляется) с определенным движением, например, «вверх», «вперед»,
«назад», «вправо» и «влево» — простой шаг или прыжок на двух ногах, вниз
— приседание.
Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т. п.
Вначале ребенок выполняет движения вместе с педагогом, который и
поясняет каждое направление. Большую пользу здесь приносит зеркало,
перед которым выполняется упражнение.
Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, а также
переход от совместного к самостоятельному выполнению, из внешнего во
внутренний план. Так, по инструкции ребенок переходит от движений всем
телом к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем
— только взором.
Пространственные схемы и диктанты
Следующим этапом формирования пространственных представлений
является переход к двигательным диктантам и графическим схемам.
Конструирование и копирование
Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений
являются
упражнения,
выполняя
которые
ребенок
может
творчески
манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы,
конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т. п.
Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв или цифр самому
«сваять» их из пластилина или проволоки.
Думаю
ясно,
что
все
перечисленные
уровни
пространственно-
временных представлений формируются в фило- и онтогенезе постепенно,
надстраиваясь
один
над
другим.
Каждый
последующий
уровень
с
неизбежностью включает в себя предыдущие, создавая в ходе развития
целостный ансамбль зрелой психики.
Каждый этап онтогенеза должен быть не просто пройден, но и упрочен
и вовремя отторможен ребенком, его телом в движении, так как именно
степени
свободы
сенсомоторной
актуализации
заложат
основу
для
дальнейшего наращивания всего психического потенциала. Иначе в его 12
лет вам придется заставлять ребенка ползать, затем ходить на четвереньках,
играть в мяч и т. п.