Напоминание

программа по географии 6 класс


Автор: Забелинская Татьяна Вячеславовна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: ГБОУ АО "Вычегодская СКОШИ"
Населённый пункт: Архангельская область, г. Котлас, п. Вычегодский
Наименование материала: рабочая программа
Тема: программа по географии 6 класс
Раздел: среднее образование





Назад




ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол №___

от ____. ______. 2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________ Ю. Е. Новикова

____. _____. 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

________ О. В. Балдакова

Приказ №____

от ____.____.2021 г.

Рабочая программа

учебного предмета

«география»

Для 6 класса

на 2021- 2022 учебный год

Уровень общего образования основное общее образование

Педагог Забелинская Т.В.

Количество часов по учебному плану: за уч. год -34 часа; в неделю - 1 час

Программа составлена на основе линии «Полярная звезда» под редакцией профессора

А. И. Алексеева с 5 по 9 классы

Учебник: География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И.

Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2020. – (Академический

школьный учебник) (Полярная звезда)

(

пос. Вычегодский, 2021г.

Место курса географии в базисном учебном плане.

Учебная дисциплина «География» является составной частью предметной области

«Общественно-научные предметы». На изучение курса литературы в 6 классе отводится 1

час в неделю.

Общая характеристика курса.

География – учебный предмет, ориентированный на формирование у обучающихся

комплексного, системного и социально-ориентированного представления о Земле как

планете людей, о закономерностях природных процессов, особенностях населения и

хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к

географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому

развитию территорий.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ

Личностные результаты:

1. Наличие интереса к изучению природы методами естественных наук.

2. Ответственное отношение к природе, элементарная экологическая грамотность, в

т.ч. осознание необходимости защищать окружающую среду.

3. Наличие потребности в расширении своего кругозора, овладении информацией о

развитии географических знаний о Земле.

4. Освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах в

пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных

и экономических особенностей.

Метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи

в учебе и познавательной деятельности; умение (при направляющей помощи учителя)

планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы

решения учебных и познавательных задач.

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои

действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

3. Владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

4. Умение определять географические и иные понятия, создавать обобщения,

выбирать

основания

и

критерии

для

классификации,

устанавливать

причинно-

следственные связи и делать выводы.

6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения

учебных и познавательных задач по географии.

6. Умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе.

7. Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей

и потребностей.

8. Формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-коммуникационных технологий.

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на

практике.

10. Умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группах,

осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей в

области географических знаний

Предметные результаты:

Достижение предметных результатов

обеспечивается

следующими линиями

развития:

1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:

– объяснять роль различных источников географической информации;

– пояснять

использование

тех

или

иных

методов

географической

науки

(сравнительно-описательного, экспедиционного, картографического);

– осознавать задачи науки географии.

2-я линия развития – освоение системы географических знаний о гидросфере,

атмосфере, биосфере:

– объяснять

географические

явления,

происходящие

на

Земле,

с

позиции

закономерного взаимовлияния человека и природы;

– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей

среды;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических

объектов и явлений.

3-я линия развития – использование географических умений:

– находить

в

различных

источниках

и

анализировать

географическую

информацию;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа

разнообразных источников географической информации;

– применять

приборы

и инструменты

для

определения

количественных и

качественных характеристик компонентов природы.

4-я линия развития – использование карт как моделей:

– определять на карте местоположение географических объектов;

– ориентироваться на местности при помощи карты и плана;

– составлять описание местности по топографическим картам.

5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:

– определять роль результатов выдающихся географических открытий;

– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению

природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации

человека к условиям окружающей среды;

– понимать сущность и динамику глобальных и региональных изменений для

анализа природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных

процессов;

– способность к восприятию слухозрительно и на слух, внятному и естественному

воспроизведению тематической и терминологической лексики учебной дисциплины, а

также лексики, связанной с организацией учебной деятельности.

Также обучающиеся должны овладеть способностью воспринимать слухозрительно

и

на

слух,

внятно

и

достаточно

естественно

воспроизводить

тематическую

и

терминологическую лексику, а также лексику, связанную с организацией учебной

деятельности.

Содержание учебного предмета

Введение (1 час)

Стартовая диагностика (входное оценивание).

Повторение правил работы с учебником. Обучение приёмам работы по ведению

дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения.

Раздел 1. Гидросфера - водная оболочка Земли (13 часов)

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод

Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения

географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений,

свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и

органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской

транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению

качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и

режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения

географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади

водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для

человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком.

Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей

горных пород. Минеральные воды.

Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные

ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на

хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с

ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и

опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними,

правила обеспечения личной безопасности.

Практическая

работа

1.

Обозначение

на

контурной

карте

объектов

гидросферы.

Практическая

работа

2.

Составление

сравнительной

характеристики

географического положения двух океанов.

Практическая работа № 3. Описание реки по плану.

Практическая работа № 4.

Проект «Прокладывание по карте маршрута

путешествия».

Раздел 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (12 часов)

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на

Земле.

Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле.

Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение

температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их

виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние

атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой.

Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс;

условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические

приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с

помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы

ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение

практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с

высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и

климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и

правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.

Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в

экстремальных климатических условиях.

Практическая работа № 5. Построение розы ветров по данным календаря погоды.

Практическая работа № 6. Наблюдение за погодой. Обработка данных дневника

погоды.

Раздел 3. Биосфера – живая оболочка Земли (3 часа)

Разнообразие

растительного

и

животного

мира

Земли.

Особенности

распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и

взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде

обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная

поясность в растительном и животном мире.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и

неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы

(условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его

повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении

почв.

Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и

животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ

определения качества окружающей среды.

Практическая работа № 7. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли.

Практическая работа № 8.

Описание одного растения или животного своей

местности.

Раздел 4. Географическая оболочка (4 часа)

Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи

между её составными частями.

Территориальные

комплексы:

природные,

природно-антропогенные.

Географическая оболочка – крупнейший природный комплекс Земли. Широтная

зональность и высотная поясность.

Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и

хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая

оболочка как окружающая человека среда.

Практическая работа № 9. Составление характеристики природного комплекса.

Практическая работа № 10.

Моделирование возможных преобразований на

участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни

населения.

Итоговое повторение (1 час)

Решение

географических

задач

с

использованием

карт.

Тестирование

(промежуточная диагностика по результатам учебного года).

Тематическое планирование

Тема

Кол. часов

1

Введение

1 ч

Гидросфера - водная оболочка Земли (13 часов)

2-3

Состав и строение гидросферы. П.р№1

1 ч.

4-5

Мировой океан(1).

2 ч.

6-7

Мировой океан.(2) П.р№2

2 ч.

8

Учимся с «Полярной звездой»

1 ч.

9

Воды океана. П.р№3 Р.с

1 ч.

10

Реки- артерии Земли(1) Р.с

1 ч

11

Реки- артерии Земли(2)

1 ч.

12

Озёра и болота. Р.с

1 ч.

13

Подземные воды и ледники. Р.с

1 ч.

14

Гидросфера и человек. П.р№4 Р.с

1 ч.

Атмосфера- воздушная оболочка Земли (12 часов)

15

Состав и строение атмосферы.

1 ч.

16

Тепло в атмосфере (1)

1 ч.

17

Тепло в атмосфере (2)

1 ч.

18

Атмосферное давление.

1 ч.

19-

20

Ветер.П.р№5 Р.с

2 ч.

21

Влага в атмосфере (1)

1 ч.

22

Влага в атмосфере (2)

1 ч.

23-

24

Погода и климат. Р.с

2 ч.

25

Учимся с «Полярной Звездой»

1 ч.

26

Атмосфера и человек. П.р№6

. Биосфера – живая оболочка Земли (3 часа)

27

Биосфера- земная оболочка. Биосфера- сфера жизни. П.р№7

1 ч

28

Почвы. Р.с

1 ч.

29

Биосфера и человек. П.р№8

1 ч.

. Географическая оболочка (4 часа)

30

Географическая оболочка Земли.

1 ч.

31

Природные зоны Земли. Р.с

1 ч.

32

Культурные ландшафты. П.р№9

1 ч

33

Природное и культурное наследие. П.р№10

1 ч

34

Итоговое повторение

1 ч.



В раздел образования