Автор: Забелинская Татьяна Вячеславовна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: ГБОУ АО "Вычегодская СКОШИ"
Населённый пункт: Архангельская область, г. Котлас, п. Вычегодский
Наименование материала: рабочая программа
Тема: программа по географии 6 класс
Раздел: среднее образование
ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол №___
от ____. ______. 2021 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________ Ю. Е. Новикова
____. _____. 2021 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
________ О. В. Балдакова
Приказ №____
от ____.____.2021 г.
Рабочая программа
учебного предмета
«география»
Для 6 класса
на 2021- 2022 учебный год
Уровень общего образования основное общее образование
Педагог Забелинская Т.В.
Количество часов по учебному плану: за уч. год -34 часа; в неделю - 1 час
Программа составлена на основе линии «Полярная звезда» под редакцией профессора
А. И. Алексеева с 5 по 9 классы
Учебник: География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И.
Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2020. – (Академический
школьный учебник) (Полярная звезда)
(
пос. Вычегодский, 2021г.
Место курса географии в базисном учебном плане.
Учебная дисциплина «География» является составной частью предметной области
«Общественно-научные предметы». На изучение курса литературы в 6 классе отводится 1
час в неделю.
Общая характеристика курса.
География – учебный предмет, ориентированный на формирование у обучающихся
комплексного, системного и социально-ориентированного представления о Земле как
планете людей, о закономерностях природных процессов, особенностях населения и
хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к
географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому
развитию территорий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ
Личностные результаты:
1. Наличие интереса к изучению природы методами естественных наук.
2. Ответственное отношение к природе, элементарная экологическая грамотность, в
т.ч. осознание необходимости защищать окружающую среду.
3. Наличие потребности в расширении своего кругозора, овладении информацией о
развитии географических знаний о Земле.
4. Освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных
и экономических особенностей.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи
в учебе и познавательной деятельности; умение (при направляющей помощи учителя)
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
3. Владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
4. Умение определять географические и иные понятия, создавать обобщения,
выбирать
основания
и
критерии
для
классификации,
устанавливать
причинно-
следственные связи и делать выводы.
6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения
учебных и познавательных задач по географии.
6. Умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе.
7. Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей
и потребностей.
8. Формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных технологий.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на
практике.
10. Умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группах,
осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей в
области географических знаний
Предметные результаты:
Достижение предметных результатов
обеспечивается
следующими линиями
развития:
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять роль различных источников географической информации;
– пояснять
использование
тех
или
иных
методов
географической
науки
(сравнительно-описательного, экспедиционного, картографического);
– осознавать задачи науки географии.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о гидросфере,
атмосфере, биосфере:
– объяснять
географические
явления,
происходящие
на
Земле,
с
позиции
закономерного взаимовлияния человека и природы;
– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей
среды;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений.
3-я линия развития – использование географических умений:
– находить
в
различных
источниках
и
анализировать
географическую
информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
– применять
приборы
и инструменты
для
определения
количественных и
качественных характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
– определять на карте местоположение географических объектов;
– ориентироваться на местности при помощи карты и плана;
– составлять описание местности по топографическим картам.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
– определять роль результатов выдающихся географических открытий;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению
природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды;
– понимать сущность и динамику глобальных и региональных изменений для
анализа природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных
процессов;
– способность к восприятию слухозрительно и на слух, внятному и естественному
воспроизведению тематической и терминологической лексики учебной дисциплины, а
также лексики, связанной с организацией учебной деятельности.
Также обучающиеся должны овладеть способностью воспринимать слухозрительно
и
на
слух,
внятно
и
достаточно
естественно
воспроизводить
тематическую
и
терминологическую лексику, а также лексику, связанную с организацией учебной
деятельности.
Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Стартовая диагностика (входное оценивание).
Повторение правил работы с учебником. Обучение приёмам работы по ведению
дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения.
Раздел 1. Гидросфера - водная оболочка Земли (13 часов)
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод
Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения
географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений,
свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и
органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской
транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению
качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и
режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения
географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади
водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для
человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком.
Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей
горных пород. Минеральные воды.
Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные
ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на
хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с
ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и
опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними,
правила обеспечения личной безопасности.
Практическая
работа
№
1.
Обозначение
на
контурной
карте
объектов
гидросферы.
Практическая
работа
№
2.
Составление
сравнительной
характеристики
географического положения двух океанов.
Практическая работа № 3. Описание реки по плану.
Практическая работа № 4.
Проект «Прокладывание по карте маршрута
путешествия».
Раздел 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (12 часов)
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на
Земле.
Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле.
Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение
температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их
виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние
атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой.
Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс;
условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические
приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с
помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы
ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение
практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с
высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и
климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и
правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.
Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в
экстремальных климатических условиях.
Практическая работа № 5. Построение розы ветров по данным календаря погоды.
Практическая работа № 6. Наблюдение за погодой. Обработка данных дневника
погоды.
Раздел 3. Биосфера – живая оболочка Земли (3 часа)
Разнообразие
растительного
и
животного
мира
Земли.
Особенности
распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и
взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде
обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная
поясность в растительном и животном мире.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и
неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы
(условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его
повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении
почв.
Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и
животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ
определения качества окружающей среды.
Практическая работа № 7. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли.
Практическая работа № 8.
Описание одного растения или животного своей
местности.
Раздел 4. Географическая оболочка (4 часа)
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи
между её составными частями.
Территориальные
комплексы:
природные,
природно-антропогенные.
Географическая оболочка – крупнейший природный комплекс Земли. Широтная
зональность и высотная поясность.
Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и
хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая
оболочка как окружающая человека среда.
Практическая работа № 9. Составление характеристики природного комплекса.
Практическая работа № 10.
Моделирование возможных преобразований на
участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни
населения.
Итоговое повторение (1 час)
Решение
географических
задач
с
использованием
карт.
Тестирование
(промежуточная диагностика по результатам учебного года).
Тематическое планирование
№
Тема
Кол. часов
1
Введение
1 ч
Гидросфера - водная оболочка Земли (13 часов)
2-3
Состав и строение гидросферы. П.р№1
1 ч.
4-5
Мировой океан(1).
2 ч.
6-7
Мировой океан.(2) П.р№2
2 ч.
8
Учимся с «Полярной звездой»
1 ч.
9
Воды океана. П.р№3 Р.с
1 ч.
10
Реки- артерии Земли(1) Р.с
1 ч
11
Реки- артерии Земли(2)
1 ч.
12
Озёра и болота. Р.с
1 ч.
13
Подземные воды и ледники. Р.с
1 ч.
14
Гидросфера и человек. П.р№4 Р.с
1 ч.
Атмосфера- воздушная оболочка Земли (12 часов)
15
Состав и строение атмосферы.
1 ч.
16
Тепло в атмосфере (1)
1 ч.
17
Тепло в атмосфере (2)
1 ч.
18
Атмосферное давление.
1 ч.
19-
20
Ветер.П.р№5 Р.с
2 ч.
21
Влага в атмосфере (1)
1 ч.
22
Влага в атмосфере (2)
1 ч.
23-
24
Погода и климат. Р.с
2 ч.
25
Учимся с «Полярной Звездой»
1 ч.
26
Атмосфера и человек. П.р№6
. Биосфера – живая оболочка Земли (3 часа)
27
Биосфера- земная оболочка. Биосфера- сфера жизни. П.р№7
1 ч
28
Почвы. Р.с
1 ч.
29
Биосфера и человек. П.р№8
1 ч.
. Географическая оболочка (4 часа)
30
Географическая оболочка Земли.
1 ч.
31
Природные зоны Земли. Р.с
1 ч.
32
Культурные ландшафты. П.р№9
1 ч
33
Природное и культурное наследие. П.р№10
1 ч
34
Итоговое повторение
1 ч.