Автор: Жигалкина Ирина Анатольевна
Должность: Преподаватель фортепиано и синтезатора
Учебное заведение: МБУДО ДШИ "Берегиня"
Населённый пункт: город Бердск, Новосибирская область
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Педагогическая технология «Work shop», как инструмент развития творческих способностей детей на уроках в классе клавишного синтезатора в ДШИ и ДМШ
Раздел: дополнительное образование
Жигалкина Ирина Анатольевна,
Преподаватель клавишного синтезатора,
МБУДО ДШИ «Берегиня»,
г.Бердск, Новосибирская область
Педагогическая технология «Work shop», как инструмент развития
творческих способностей детей на уроках в классе клавишного
синтезатора в ДШИ и ДМШ
Потребности современной культуры и информационного общества в новых
профессиях и областях художественной деятельности, вызванных к жизни
процессами синтеза и интеграции, идущими в культуре и искусстве, а также
мощным информационно-технологическим развитием, требуют разработки и
усовершенствования содержания образования, и это является сегодня одним из
приоритетных
направлений
инновационного
педагогического
поиска.
Появилась необходимость увеличения доли современного искусства в учебных
программах и
расширения использования новых технологий в методике
преподавания дисциплин искусства, включая применение аудиовизуальных
педагогических технологий.
Это обуславливает появление новых стандартов
музыкального образования, эффективного опыта инновационной деятельности
преподавателей музыкальных дисциплин.
Методологической основой в выборе педагогических технологий является
выделение музыкальной деятельности как условия и способа, которые
позволяют организовать взаимодействие учителя – учащегося – музыки. Звено
«учащийся - музыка» является определяющим в этой триаде. Так, по словам
С.Л. Рубинштейна, именно деятельность является условием развития человека,
а музыкальное искусство является предметной сферой, с помощью которой
происходит то, что определяет процесс качественных изменений в учащемся.
Отсюда – музыкальная деятельность не есть отдельно форма или содержание,
она представляет собой целостность, которая выступает, как необходимое
условие
ко
всему
происходящему
в
процессе
обучения,
с
наличием
возможности варьирования отдельных его компонентов при сохранении и
нерушимости
всей
системы
образовательного
процесса.
Музыкальная
деятельность как целостность обеспечивает процесс усвоения содержания от
восприятия нерасчлененного общего к поэлементному усвоению и накоплению,
свертыванию и переосмыслению учебного материала.
Сегодня я представляю технологию «Work shop», которую применяю на уроках
в классе клавишного синтезатора. «Work
shop» в переводе с английского
означает «мастерская». Стиль возник в компьютерных играх и стал широко
применяться как форма работы на презентациях, тренингах, обучении. Я
использую «work shop» в качестве «творческой мастерской» как одну из форм
работы с учащимися, развивающую их творческую деятельность.
Технику «work shop» можно отнести к интерактивным подходам к обучению
(интер – правое полушарие, взгляд внутрь себя; активные – участие, движение,
сообразительность, умение принимать решения).
Важнейшим
условием
выбора
педагогической
технологии
является
определение
цели.
Её
осмысление
делает
работу
преподавателя
целенаправленной, а процесс развития учащегося – управляемым.
Вводя учащихся в мир музыки, важно выделить те ключевые точки ее
интонационной палитры, которые смогут плодоносить в образном сознании
учащихся творческими открытиями, эвристическими находками, выводить его
на путь саморазвития своего восприятия, подпитывать художественные
изыскания.
Цели технологии:
Приобщить детей к музицированию на клавишных синтезаторах в самых
разнообразных
формах
проявления
этой
творческой
деятельности
(электронной аранжировки и исполнительства, игры по слуху и в
ансамбле,
звукорежиссуры,
создания
оригинальных
электронных
тембров);
воспитание детей в позитивной творческой атмосфере, обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
научить самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
развитие
у
детей
личностных
качеств,
которые
помогут
им
самостоятельно осваивать и исполнять музыкальные произведения
и
создавать собственные аранжировки;
формирование
у
детей
комплекса
знаний,
умений
и
навыков,
необходимых при игре на клавишном синтезаторе.
Задачи технологии:
Изучение
художественных
возможностей
наличного
цифрового
инструментария;
Получение базовых знаний по музыкальной теории;
Освоение исполнительской техники;
Создание художественной интерпретации нотного текста - аранжировки,
непротиворечивой последовательности ярких музыкальных образов,
адекватно отражающих замысел композитора и несущих отпечаток
творческой индивидуальности исполнителя;
Совершенствование
в
практической
музыкально-творческой
деятельности;
Воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования.
Предложенная
мной
форма
работы
предполагает
сотрудничество
учащегося с педагогом, педагог выступает здесь в качестве координатора и
консультанта, но при этом побуждает его к активности и самостоятельности,
помогает реализовать творческий потенциал, создает условия для более
полного
представления
об
изучаемом
материале,
привносит
в
урок
разнообразие.
Музыкальное произведение является основой музыкального образования
учащихся. Чтобы приобщиться к музыкальной культуре сегодня, к лучшим
образцам
классической и современной, народной и популярной музыки,
учащимся необходимо освоить как можно большее количество музыкальных
произведений. Поэтому работа над музыкальными произведениями разных
жанров и направлений является главным видом творчества
в классе
клавишного синтезатора.
Выразительные возможности современного клавишного синтезатора
значительно шире возможностей акустических инструментов.
В настоящее
время большинство музыкантов, композиторов и аранжировщиков не мыслят
своего
творчества
без
синтезатора,
возможности
которого
просто
фантастические. Чтобы научиться играть на этом музыкальном инструменте, в
детских музыкальных школах многих городов России открываются классы
синтезатора,
разрабатываются
программы,
выпускается
методическая
литература, проводятся семинары, открытые уроки, концерты, конкурсы,
фестивали, издаются специальные ноты.
Многообразие этих средств помогает музыканту-электронщику в более
полной мере выразить содержание музыкального произведения.
Технологию
«work
shop»
можно
применять
в
разных
видах
музицирования:
При изучении музыкально-теоретического материала и функций
синтезатора;
При работе над музыкальным произведением;
В игре в ансамбле;
При создании собственной оригинальной аранжировки.
Основные этапы технологии:
1.
Этап введения;
2.
Этап непосредственного погружения;
3.
Заключительный этап.
Описание этапов:
Например, знания основных музыкально-теоретических понятий гармонии
и различных функций синтезатора
учащиеся приобретают в небольших
группах по 2-4 человека (при наличии не менее двух клавишных синтезаторов
в классе).
Занятия проходят с непринужденной обстановке в форме беседы и
практического опыта, где ребята получают новые знания и сразу применяют их
в игре. Интересно привлекать на такие занятия учащихся старших классов,
которые делятся своим опытом с ребятами из младших классов. 1 этап –
учащиеся получают необходимую информацию, 2 этап – тренировка, решение
несложных заданий непосредственно за инструментом. 3 этап – исполнение
небольшого музыкального произведения с применением новых знаний и
умений. После занятия каждый ученик получает домашнее задание, например,
сравнить функции школьного синтезатора со своим собственным, выявить
отличия,
если
таковые
имеются,
закрепить
музыкально-теоретический
материал. На таких занятиях ребята учатся самостоятельно использовать
методическую литературу, инструкции к синтезатору.
Также такие занятия можно проводить и на уроках индивидуально, при
работе
над
музыкальным
произведением.
Эффективно
вводить
новый
теоретический
материал,
который
призван
насущными
требованиями
творческой практики. Столкнувшись с той или иной трудностью, ученик
должен сам сформулировать проблему, и в процессе решения этой проблемы
осваивает теоретический материал на практике.
В
репертуаре
музыканта-электронщика
могут
присутствовать
переложения произведений самых разных жанров мировой музыки -
от
народной до серьёзной симфонической. Если, например, в работе краткий
плясовой наигрыш или народная кантиленная пьеса, то её надо развить,
добавить несколько варьированных повторов, придумать связки между ними и
т.д. Если же это произведение крупной формы, например, опера или симфония,
то необходимо выбрать фрагмент, который мог бы послужить основой пьесы и
корректно его закруглить. Степень свободы электронного переложения может
быть разной – от точного следования нотному тексту оригинала до его
авторизованной обработки.
Чтобы иметь представление о разучиваемом произведении учащийся
должен
найти
аудиозаписи
профессиональных
исполнителей
этого
произведения. Если таковые имеются в школе, то прослушивание проводится
непосредственно на уроке, а затем обсуждается с педагогом.
Создание
художественной
интерпретации
музыкального
текста
–
оригинальной аранжировки, несущей отпечаток творческой индивидуальности
исполнителя состоит из нескольких шагов:
1.
Выстраивание композиционной формы
2.
Гармонизация
3.
Построение фактуры
4.
Инструментовка
На
первом
этапе
учащемуся
нужно
проанализировать
форму
аранжируемого произведения и выделить в ней разделы или части, например,
запев, припев, отдельные вариации, экспозицию, середину, репризу. Затем
необходимо
подобрать
режим
игры
на
синтезаторе,
подходящий
для
воплощения
фактуры
каждого
из
разделов
или
частей.
Если
более
предпочтительным является режим без использования автоаккомпанемента,
нужно подобрать тембры для голосов фактуры и уточнить их регистровое
положение.
Использование
различных
режимов
разделения
клавиатуры
позволяет создавать богатое по фактуре звучание. При этом иногда нужно
скорректировать голосоведение – убрать перекрещивания, чрезмерно глубокие
басы и резкие верхи. Использование арпеджиатора также способствует
обогащению фактуры электронного звучания. Еще фактуру можно украсить с
помощью звуковых эффектов и шумов, входящих в тембровый набор
синтезатора.
Если выбор сделан на автоаккомпанементе, нужно найти подходящий
паттерн, определить места включения его вспомогательных элементов, при
необходимости подвергнуть его и мелодическую партию редактированию с
целью достижения их органичного взаимодействия в фактуре. Соответственно,
ученик должен различать функции голосов фактуры данного склада: мелодию,
бас, гармонические голоса, подголоски и педаль.
При игре в «живую» в обоих случаях можно продумать обогащение
фактуры с помощью мультипанели – включение в общее звучание заранее
записанных на фабрике или самим учеником музыкальных фраз или шумовых
эффектов. Еще более богатой фактура может стать с использованием
секвенсера – создание фонограммы – широко распространенной форме
музыкальной деятельности.
На заключительном этапе возможно обсуждение костюма исполнителя, в
котором будет исполняться произведение. Если произведение имеет яркое
образное название необходимо его показать и во внешнем виде исполнителя.
Все этапы технологии основаны на творческом воображении учащегося и
требуют его активности. Без этого невозможно переосмысление образного
языка музыки, средств художественной выразительности, интонационных
комплексов, тематического материала. С участием творческого воображения
музыкальный образ приобретает коммуникативную завершенность, становится
узнаваемым
и
понятным,
создавая
предпосылки
для
переживания
художественного содержания.
Этапы
технологии
могут
проходить
как
на
одном
уроке,
так
и
растягиваться на несколько занятий. В зависимости от сложности и объема
произведения, уровня подготовки учащегося, педагог регулирует работу и
контролирует последовательность и протяженность каждого этапа.
В результате практической деятельности с учащимися, технология «work
shop» способна усилить заинтересованность учащихся в занятиях музыки на
клавишном синтезаторе, развивает творческую активность, чувственную и
эмоциональную сферу, а главное, способствует лучшему усвоению учебного
материала.
Использованная литература:
1.
Красильников
И.М.
Методика
музыкального
обучения
на
основе
цифрового инструментария. – М: Институт новых технологий, 2008.
2.
Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе
художественного образования. – Дубна: Феникс+, 2007. – 496 с.