Напоминание

Образовательная ситуация в группе компенсирующей направленности детей шестого года жизни с тяжелыми речевыми нарушениями. ЗВУК "А"


Автор: Кравченко Валентина Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 17
Населённый пункт: г. Алексеевка, Белгородской области
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Образовательная ситуация в группе компенсирующей направленности детей шестого года жизни с тяжелыми речевыми нарушениями. ЗВУК "А"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Образовательная ситуация в группе компенсирующей направленности детей

шестого года жизни с тяжелыми речевыми нарушениями.

Тема : ЗВУК «А»

Цель:

1)

формировать представление детей о звуке , умение слышать и выделять

его в словах в начальной позиции, правильно и протяжно произносить

этот звук;

2)

формировать опыт самостоятельного преодоления трудностей под

руководством учителя-логопеда с помощью игровых ситуативных

включений;

3)

закрепить в речи слова –антонимы «кислый-сладкий», букву «А» и ее

знак, соотносить букву со звуком.

Логическая основа образовательной ситуации ОНЗ

Основная образовательная

цель

Научить ребенка слышать и выделять гласный

звук «А» изоливанно и в слове

Новое знание = детское

«открытие»

В природе много различных звуков, но этот звук

особенный: он обозначается значком-буквой.

Когда мы произносим его, он превращается в

звук. С помощью таких звуков мы говорим и

понимаем друг друга.

Какие понятия, способы

действия необходимо

актуализировать

Понятия «звук – буква»: гласный, поется

тянется, может находиться в начальной позиции

в слове.

Причина затруднения

«Не понимаем, что такое звук, не отличаем от

буквы, не выделяем звук в начальной позиции»

Цель деятельности по

преодолению затруднения

Развивать речевой и фонематический слух у

детей, рекомендовать воспитателям какие игры

подходят для этой цели, а какие - нет.

Ход образовательной ситуации:

Организационный момент: ( мимические упражнения)

Логопед: - Дети, представьте, что у меня в корзине вкусные фрукты. Сейчас я

буду называть их поочередно, а вы поможете мне вспомнить их вкус?

Сможете показать, какие они на вкус?

Дети выполняют упражнения. Дети объясняют ,почему у них такое

выражение лица, употребляя сложноподчиненное предложение.

1.

Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую

деятельность путем создания игровой ситуации.

Логопед: -Сегодня мы с вами поплывем в путешествие за новыми знаниями

на волшебном звуковом корабле, где живут буквы и звуки. Кто-нибудь знает:

кто же главный на корабле? Правильно – капитан. И у нас он необычный,

посмотрите на него ( капитан на магнитной доске в красной форме).

Хотите с ним познакомиться? Кто сможет спросить его имя? Вам поможет

наша звуковая ручка.

( Ребенок дотрагивается звуковой ручкой «ЗНАТОК» до стикера и

воспроизводится запись) – Здравствуйте , ребята! Меня зовут капитан

Ааааарсений. Вы хотите плыть со мной на корабле? Станете моими

помощниками? Только мне нужны ребята, которые умеют очень хорошо и

внимательно все слышать! Сможете?

2.

Актуализация знаний

Дидактическая задачи:

-актуализировать умение узнавать знакомую букву, соотносить ее

изображение с геометрической фигурой.

Дети садятся за столы, расставленные в форме корабля. Вдоль столов

развешаны на флажках буквы, гласные – на красного цвета флажках. На

столах перед каждым ребенком лежат буквы: «А»-печатная и «а»-прописная

маленькая.

Логопед: - Дети, в нашей каюте капитан разложил какие-то знаки. Хотите

сказать, что они обозначают? (буквы: «А» большая и маленькая). Сможете вы

определить, на какую фигуру она похожа? (Разбираем ответы)

3. Затруднение ситуации

Дидактические задачи:

-создать мотивационную ситуацию для получения знаний о звуке;

-формировать опыт фиксации затруднения и выявления его причины под

руководством педагога .

Логопед: -Ребята, все вы правильно придумали. Но сможете ли вы превратить

эти буквы в звуки? Почему не сможете? Подумайте хорошо!

(Нет, мы не знаем как это делать.)

- Хотите научиться? Кто нам поможет на этом звуковом корабле?. Да, конечно

капитан.

4. «Открытие» нового знания

Дидактические задачи:

- формировать представление о звуке и отличии его от буквы:

- вовлечь детей в процесс самостоятельного поиска и открытия новых

знаний , решение вопросов проблемного характера;

- развивать у детей фонематический слух и слуховое внимание.

Раздается звон колокольчика и вновь внимание детей приковано к капитану.

На шляпе стикеры с записью различных звуков.

Логопед: - Дети, хотите послушать звуки?....Будьте внимательны!......Чем мы

слышим звуки? Да, конечно ушками. Вы готовы?...

С помощью говорящей ручки «ЗНАТОК» воспроизводим запись звуков :

льется вода, капает дождь, едет машина и т. д. , дети узнают знакомые звуки.

Логопед: - Ну а теперь вы сможете превратить букву в звук? Как нам это

сделать?

Давайте вспомним, что такое звуки? Мы их видим? А что ? Молодцы,

слышим! Так что же надо сделать с буквой , чтобы она стала звуком?

Верно, назвать ее! Посмотрим , как вы это сделаете. (Поочередное

превращение своей буквы в звук : дотрагиваясь до значка с изображением

буквы «А» , ребенок произносит ее протяжно.

- А теперь назовите буквы все вместе. Сколько звуков у нас получилось?

Сможете сосчитать? Правильно. Почему столько звуков? ( Потому что нас

11 человек и 11 букв, значит и 11 звуков)

- А если я попрошу Сашу и Олю не называть звук «А», сколько будет звуков?

( 9 звуков, почему?) Дети самостоятельно решают проблемные вопросы ,

связанные со счетом и новым открытием звука.

Логопед:- Дети, этот звук поется, тянется, его называют гласным и мы будем

обозначать его красным цветом.

Ребята, капитан просит помощи: СОС, СОС, СОС. Что случилось? Ветер

размотал веревки, нужно срочно их смотать, чтобы корабль не запутался в

них.( Дети сматывают клубочки, произнося звук «А» протяжно, насколько

хватит воздуха.) Обратить еще раз внимание на певучесть гласного звука «А».

Звенит корабельный колокольчик и капитан просит опять помочь.

Логопед – Ребята, у капитана снова беда. Ветер не только веревки размотал,

но и билеты разбросал. Как же выбрать нужные для этого корабля билеты?

Что в них должно быть особенного? Вспомните имя капитана, посмотрите на

название корабля! На какой звук начинается имя : АРСЕНИЙ- ААААА.

Название корабля : Афродита – ААААА. Что из этого следует? На какой звук

должны быть картинки на билетах этого корабля? ( Если дети не догадались и

не сформулировали ответ, добавить еще наводящих вопросов.)

Логопед: - Итак, на какой звук нам нужно выбрать картинки? Правильно, на

«А» . Будьте внимательны.

Дети выбирают картинки , называют их и называют первый звук.

Правильность проверяют все дети во главе с капитаном.

Логопед – Дети , а почему вы не выбрали остальные картинки? Да, они

начинаются не на «А» , а на другие звуки. За это капитан дарит вам эти

билеты. Поблагодарим его?

6. Осмысление

Дидактические задачи:

- восстановить и закрепить в памяти детей то, что делали на занятии, что

нового узнали, создать ситуацию успеха в достигнутом.

Логопед предлагает покинуть корабль и попрощаться с капитаном Арсением.

Логопед: - ребята, вы очень устали? Нет… А на чем мы сегодня плавали?

-Что нового мы узнали в плавании?

- Чем мы смогли помочь капитану?

- Что подарил вам капитан?

Логопед подводит итог , хвалит детей за старание , за то , что они смогли

запомнить , что такое звук и смогли сами назвать его, за смотанные звуковые

клубочки-веревочки, за правильные билеты-картинки.



В раздел образования