Автор: Кравченко Валентина Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 17
Населённый пункт: г. Алексеевка, Белгородской области
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Образовательная ситуация в группе компенсирующей направленности детей шестого года жизни с тяжелыми речевыми нарушениями. ЗВУК "А"
Раздел: дошкольное образование
Образовательная ситуация в группе компенсирующей направленности детей
шестого года жизни с тяжелыми речевыми нарушениями.
Тема : ЗВУК «А»
Цель:
1)
формировать представление детей о звуке , умение слышать и выделять
его в словах в начальной позиции, правильно и протяжно произносить
этот звук;
2)
формировать опыт самостоятельного преодоления трудностей под
руководством учителя-логопеда с помощью игровых ситуативных
включений;
3)
закрепить в речи слова –антонимы «кислый-сладкий», букву «А» и ее
знак, соотносить букву со звуком.
Логическая основа образовательной ситуации ОНЗ
Основная образовательная
цель
Научить ребенка слышать и выделять гласный
звук «А» изоливанно и в слове
Новое знание = детское
«открытие»
В природе много различных звуков, но этот звук
особенный: он обозначается значком-буквой.
Когда мы произносим его, он превращается в
звук. С помощью таких звуков мы говорим и
понимаем друг друга.
Какие понятия, способы
действия необходимо
актуализировать
Понятия «звук – буква»: гласный, поется
тянется, может находиться в начальной позиции
в слове.
Причина затруднения
«Не понимаем, что такое звук, не отличаем от
буквы, не выделяем звук в начальной позиции»
Цель деятельности по
преодолению затруднения
Развивать речевой и фонематический слух у
детей, рекомендовать воспитателям какие игры
подходят для этой цели, а какие - нет.
Ход образовательной ситуации:
Организационный момент: ( мимические упражнения)
Логопед: - Дети, представьте, что у меня в корзине вкусные фрукты. Сейчас я
буду называть их поочередно, а вы поможете мне вспомнить их вкус?
Сможете показать, какие они на вкус?
Дети выполняют упражнения. Дети объясняют ,почему у них такое
выражение лица, употребляя сложноподчиненное предложение.
1.
Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую
деятельность путем создания игровой ситуации.
Логопед: -Сегодня мы с вами поплывем в путешествие за новыми знаниями
на волшебном звуковом корабле, где живут буквы и звуки. Кто-нибудь знает:
кто же главный на корабле? Правильно – капитан. И у нас он необычный,
посмотрите на него ( капитан на магнитной доске в красной форме).
Хотите с ним познакомиться? Кто сможет спросить его имя? Вам поможет
наша звуковая ручка.
( Ребенок дотрагивается звуковой ручкой «ЗНАТОК» до стикера и
воспроизводится запись) – Здравствуйте , ребята! Меня зовут капитан
Ааааарсений. Вы хотите плыть со мной на корабле? Станете моими
помощниками? Только мне нужны ребята, которые умеют очень хорошо и
внимательно все слышать! Сможете?
2.
Актуализация знаний
Дидактическая задачи:
-актуализировать умение узнавать знакомую букву, соотносить ее
изображение с геометрической фигурой.
Дети садятся за столы, расставленные в форме корабля. Вдоль столов
развешаны на флажках буквы, гласные – на красного цвета флажках. На
столах перед каждым ребенком лежат буквы: «А»-печатная и «а»-прописная
маленькая.
Логопед: - Дети, в нашей каюте капитан разложил какие-то знаки. Хотите
сказать, что они обозначают? (буквы: «А» большая и маленькая). Сможете вы
определить, на какую фигуру она похожа? (Разбираем ответы)
3. Затруднение ситуации
Дидактические задачи:
-создать мотивационную ситуацию для получения знаний о звуке;
-формировать опыт фиксации затруднения и выявления его причины под
руководством педагога .
Логопед: -Ребята, все вы правильно придумали. Но сможете ли вы превратить
эти буквы в звуки? Почему не сможете? Подумайте хорошо!
(Нет, мы не знаем как это делать.)
- Хотите научиться? Кто нам поможет на этом звуковом корабле?. Да, конечно
капитан.
4. «Открытие» нового знания
Дидактические задачи:
- формировать представление о звуке и отличии его от буквы:
- вовлечь детей в процесс самостоятельного поиска и открытия новых
знаний , решение вопросов проблемного характера;
- развивать у детей фонематический слух и слуховое внимание.
Раздается звон колокольчика и вновь внимание детей приковано к капитану.
На шляпе стикеры с записью различных звуков.
Логопед: - Дети, хотите послушать звуки?....Будьте внимательны!......Чем мы
слышим звуки? Да, конечно ушками. Вы готовы?...
С помощью говорящей ручки «ЗНАТОК» воспроизводим запись звуков :
льется вода, капает дождь, едет машина и т. д. , дети узнают знакомые звуки.
Логопед: - Ну а теперь вы сможете превратить букву в звук? Как нам это
сделать?
Давайте вспомним, что такое звуки? Мы их видим? А что ? Молодцы,
слышим! Так что же надо сделать с буквой , чтобы она стала звуком?
Верно, назвать ее! Посмотрим , как вы это сделаете. (Поочередное
превращение своей буквы в звук : дотрагиваясь до значка с изображением
буквы «А» , ребенок произносит ее протяжно.
- А теперь назовите буквы все вместе. Сколько звуков у нас получилось?
Сможете сосчитать? Правильно. Почему столько звуков? ( Потому что нас
11 человек и 11 букв, значит и 11 звуков)
- А если я попрошу Сашу и Олю не называть звук «А», сколько будет звуков?
( 9 звуков, почему?) Дети самостоятельно решают проблемные вопросы ,
связанные со счетом и новым открытием звука.
Логопед:- Дети, этот звук поется, тянется, его называют гласным и мы будем
обозначать его красным цветом.
Ребята, капитан просит помощи: СОС, СОС, СОС. Что случилось? Ветер
размотал веревки, нужно срочно их смотать, чтобы корабль не запутался в
них.( Дети сматывают клубочки, произнося звук «А» протяжно, насколько
хватит воздуха.) Обратить еще раз внимание на певучесть гласного звука «А».
Звенит корабельный колокольчик и капитан просит опять помочь.
Логопед – Ребята, у капитана снова беда. Ветер не только веревки размотал,
но и билеты разбросал. Как же выбрать нужные для этого корабля билеты?
Что в них должно быть особенного? Вспомните имя капитана, посмотрите на
название корабля! На какой звук начинается имя : АРСЕНИЙ- ААААА.
Название корабля : Афродита – ААААА. Что из этого следует? На какой звук
должны быть картинки на билетах этого корабля? ( Если дети не догадались и
не сформулировали ответ, добавить еще наводящих вопросов.)
Логопед: - Итак, на какой звук нам нужно выбрать картинки? Правильно, на
«А» . Будьте внимательны.
Дети выбирают картинки , называют их и называют первый звук.
Правильность проверяют все дети во главе с капитаном.
Логопед – Дети , а почему вы не выбрали остальные картинки? Да, они
начинаются не на «А» , а на другие звуки. За это капитан дарит вам эти
билеты. Поблагодарим его?
6. Осмысление
Дидактические задачи:
- восстановить и закрепить в памяти детей то, что делали на занятии, что
нового узнали, создать ситуацию успеха в достигнутом.
Логопед предлагает покинуть корабль и попрощаться с капитаном Арсением.
Логопед: - ребята, вы очень устали? Нет… А на чем мы сегодня плавали?
-Что нового мы узнали в плавании?
- Чем мы смогли помочь капитану?
- Что подарил вам капитан?
Логопед подводит итог , хвалит детей за старание , за то , что они смогли
запомнить , что такое звук и смогли сами назвать его, за смотанные звуковые
клубочки-веревочки, за правильные билеты-картинки.