Автор: Макарова Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: город Бийск, Алтайский край
Наименование материала: Проект
Тема: Ознакомление старших дошкольников с картиной В.М.Васнецова «Богатыри»
Раздел: дошкольное образование
Проект по ознакомлению старших дошкольников
с картиной В.М.Васнецова «Богатыри»
Ход НОД
Этапы, методы
и приемы
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
1.Вводная часть
Воспитатель: ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:
Знают взрослые и дети,
Нет его сильней на свете.
Одного напомню я -
Это Муромец Илья.
Воспитатель:
А
что
вы
можете
рассказать
о
богатырях?
правильно, сегодня мы поговорим с вами о картине Виктора
Михайловича Васнецова « Богатыри».
Дети называют отгадку : « Богатырь»
Ответы: Сильные, стойкие, отважные
2. Основная
часть
Искусствоведческий рассказ по картине.
Посмотрите, ребята, - это одна из лучших картин в русской
живописи. Написал ее В.М. Васнецов более 100 лет назад. Вернее
закончил писать. А задумал и рисовал ее он целых 27 лет.
Васнецов очень любил русские былины, сказания о богатырях
русских. Много их было, богатырей, но любимые у художника
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Поэтому он и
нарисовал их.
Народ в своих былинах да сказаниях во всем возвеличивал своих
богатырей, поэтому в будничном, обычном их виде художник не
мог их представить и изобразил богатырей в богатых доспехах, на
празднично убранных конях.
В центре картины Илья Муромец. Кудри его побелели и в бороде
седина, но очи его острые, орлиные зорко вдаль глядят. Рука
могучая легко держит тяжелую палицу.
Справа от Ильи Муромца мы видим Добрыню Никитича.
Посмотрите, какое у него тонкое и умное лицо. В то время, как
Илья только вглядывается в даль, Добрыня уже вынимает острый
меч из ножен, щитом грудь прикрывает, ноги его уже в стременах.
Насторожен и его белоснежный горячий конь, высоко поднявший
голову и тонкими ноздрями нюхающий воздух.
Дети рассматривают картину.
Он, как будто, чует врага, хвост и грива его развеваются. Так и
кажется, что они вот-вот сорвутся с места и ринутся в бой.
Слева от Ильи Алеша Попович - молодой, да удалой, красавец с
золотистыми кудрями. Из-под темных бровей его остро смотрят
очи соколиные. А и щеголь Алеша - красная рубаха под
кольчугою, желтые сапожки с острыми загнутыми носами да с
высокими каблуками, пояс узорчатый. Алеша, как будто, отстал;
кажется, что он подъезжает к другим богатырям на своей
маленькой, рыжей, лохматой лошадке. Он сидит на ней свободно и
непринужденно, но мы видим, что он настороже - глаза
внимательно глядят вдаль, левой рукой Алеша крепко держит
тугой лук, а правой достает из колчана стрелу каленую. Да и
лошадка его косится в сторону опасности.
Васнецов нарисовал красным: Щит и сбруя у коня Добрыни, копье
у Ильи, рубаху у Алеши. Красный цвет сочетается с белым, серым,
черным
и
придает
картине
торжественное,
приподнятое
настроение.
Холмистые луга, лес, маленькие елочки, сосенки - родные деревца
земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле,
сторожат ее покой. Маленькие деревца подчеркивают силу
богатырей.
Луга, холмы нарисованы простой, плавной линией, картина
вытянута вширь - эти выразительные средства передают простор.
А белые, клубящиеся облака, темно-зеленый цвет холмов - этот
контраст придает картине величие, какую-то грозность.
Сам Васнецов говорил о картине: "Картина моя - Добрыня, Илья,
Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли
где ворога, не обижают ли где кого".
Вот какая замечательная картина. В ней вся сила и доброта народа
русского.
Когда Васнецов писал свою картину, он слушал музыку своих
любимых
композиторов:
Глинки,
Мусоргского,
Римского-
Корсакова, Бородина. Давайте и мы послушаем "Богатырскую
симфонию" А. Бородина и полюбуемся картиной, заглянем в нее.
(звучит запись "Богатырской симфонии" А. Бородина, под музыку
воспитатель читает отрывок из былины)
Под славным городом под Киевом
На тех на степях Днепровских
Стояла застава богатырская.
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец сын Иванович:
Ответы детей. В центре картины и
А и конь под Ильей словно лютый зверь,
А и сам на коне, как ясен сокол!
- Как вы думаете, который из богатырей Илья Муромец.
Что вы можете рассказать о нем, о его коне?
А и был на заставе Добрыня, Никитич сын:
И мог его конь добрый богатырский
С горы на гору перескакивать,
С холма на холм перемахивать:
- Как вы думаете, который из богатырей Добрыня Никитич?
Что вы можете рассказать о нем, о его коне?
А и был там Алеша млад,
Что из красна города Ростова,
т.д.
Ответы детей: рядом с Ильей
Муромцем и т.д.
3.
А Алешенька, он наровчат был,
Он наровчат был, да увертлив ведь.
А и в та поры он догадлив был:
Свой тугой лук разрывчатый отстегивал,
От правого стремени булатного,
Накладывал стрелочку каленую,
А оттягивал тетивочку шелковеньку:
- Что вы можете рассказать об Алеше Поповиче, о его коне?
- Какие разные богатыри, но их объединяет в картине одно. Как вы
думаете, что?
- Ребята, с каким художником мы сегодня познакомились?
- Вспомните, как называется картина, которую мы с вами сегодня
рассматривали?
Ответы детей: С лева от Ильи Алеша
Попович, самый молодой из всех и
т.д
Любовь к родине.
Ответы детей: С Виктором
Михайловичем Васнецовым.
Заключительна
я часть
- Хотели бы вы познакомится с другими картинами этого
художника?
А теперь попробуем оживить ее! Кто хочет быть Алешей
Поповичем, Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем? А их
богатырскими конями?
Молодцы ребята! В следующий раз мы познакомимся с вами с
другими картинами этого художника.
Богатыри
Да
Дети выбирают персонаж, предметы-
заместители.При "оживлении" -
вспоминают характер выбранного
персонажа; стараются мимикой,
жестами, позой его передать;
используют предметы-заместители
(лук, копье, меч, щит).
Музыкальные произведения:
1.
А.П. Бородина опера "Богатыри", «Богатырская симфония»
2.
М.П.Мусоргский «Богатырские ворота»
3.
Н.А.Римский-Корсаков “Симфoниeтта нa руccкие тeмы”,опера «Скaзкa o цaре Сaлтанe, o сынe егo слaвном и
мoгучeм бoгатырe князe Гвидoнe Сaлтанoвиче и o прeкраснoй Царeвнe- лeбeди», «Пaн вoeвoдa»
4.
М.И. Глинка "Руслан и Людмила"
Художественная литература:
Былины и сказки об Алеше Поповиче:
1. Алеша Попович и Тугарин Змеевич
2. Алеша Попович и сестра братьев Петровичей
3. Алеша Попович и Добрыня Никитич
4. Алеша Попович едет в Киев
5. Богатыри на Соколе-корабле
Былины и сказки о Добрыне Никитиче:
1. Алеша Попович и Добрыня Никитич
2. Добрыня и змей
3. Добрыня и Василий Казимирович
4. Добрыня и Дунай сватают невесту князю Владимиру
5. Добрыня и Маринка
6. Женитьба Добрыни
7. Поединок Добрыни с Дунаем
8. Богатыри на Соколе-корабле
9. Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича
Былины и сказки об Илье Муромце
1. Исцеление Ильи Муромца
2. Илья Муромец и Cвятогор
3. Илья Муромец и Соловей-Разбойник
4. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
5. Илья Муромец и голи кабацкие
6. Илья Муромец и Идолище в Киеве
7. Илья Муромец и Идолище в Царе-граде
8. Илья Муромец и Калин-царь
9. Бой Ильи Муромца с сыном
10. Богатыри на Соколе-корабле
11. Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича
12. Три поездки Ильи Муромца
Загадки:
1.Оружие это трудно поднять,
Не просто поднять, а в руке удержать,
Снести им легко было голову с плеч,
Ну что догадались? Конечно же… (меч)
2.Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит,
Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит)
3. Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Её из колечек железных плетут
(кольчуга)
4.Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом
(шлем)
Физкультминутка «Богатыри»
1.Богатырь- вот он каков:
(показывают силача)
Он силён, он здоров.
(по очереди руки к плечам)
Он из лука стрелял.
(имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял.
Зорко-зорко наблюдал,
Подрастём и мы, смотри,
(поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
2.Дружно встали раз,два,три!
Мы теперь богатыри(руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поварачиваясь вправо(поворот вправо)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (поворот)
Поглядеть из-под ладошек
И направо, и ещё (поворот вправо)
Через левое плечо (поворот вправо)
Буквой «л» расставим ноги
Точно в танце — руки в боки
Наклонились влево,вправо
Получается на славу!