Автор: Макарова Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: город Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственное воспитание старших дошкольников посредством устного народного творчества"
Раздел: дошкольное образование
Нравственное воспитание старших дошкольников посредством устного
народного творчества
В современном мире, материальные ценности доминируют над нравственными,
поэтому на сегодняшний день существует самая большая опасность- это разрушение
личности. Исходя из этого, нужно отметить, что в настоящее время основной задачей
государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно –
нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный стандарт
дошкольного образования (ФГОСДО), который закрепляет приоритет духовно-
нравственного воспитания дошкольников.
Одной из задач стандарта является: объединения обучения и воспитания в
целостный
образовательный
процесс
на
основе
духовно-нравственных
и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества [2].
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к
моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени
ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами
поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими
себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к
себе.[1]
В педагогическом словаре нравственное воспитание понимается как один из
самых важных видов воспитания, заключающийся в целенаправленном формировании
нравственной
сознательности,
развитии
нравственных
чувств
и
формировании
привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной
идеологией.
По мнению В.А. Сластенина, нравственность – это личностная характеристика,
объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность,
правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм,
регулирующие индивидуальное поведение человека.
С.А. Козлова результатом нравственного воспитания считает появление и
утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее
сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе
моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со
стороны окружающих. [1]
В.И. Ядэшко в понятие нравственного воспитания включает формирование у
детей
нравственных
чувств,
положительных
навыков
и
привычек
поведения,
нравственных представлений и мотивов поведения.
Содержание нравственного воспитания упорядоченно вечными ценностями и
конкретными потребностями общества, которые с течением времени изменяются.
Основано оно на принципах равноценности личностей педагога и ребенка, гуманизме
содержания и средств воспитания, доверии и уважении в процессе воспитания,
создании позитивной эмоциональной атмосферы, творческого взаимодействия педагога
и ребенка.
По словам Л.Р. Болотиной нравственное воспитание – это развитие и
формирование качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, другим
людям
и
видам
деятельности.
Опыт
нравственного
поведения
дошкольников
складывается в процессе общения со взрослыми и закрепляется в различных
совместных видах деятельности и взаимоотношений со сверстниками.
Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и
социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения к младшему.
Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при
этом приобретает народный характер.
Одним из средств нравственного воспитания дошкольников является устное
народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом
оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как
средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования
нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как
средство передачи красоты и образности русского языка
На базе МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 42» г. Бийска было
проведено опытно-экспериментальное исследование по повышению нравственного
воспитания детей старших дошкольников посредством устного народного творчества.
В исследовании уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста
использовалась методика Г.А.Урунтаевой, Ю.А, Афонькиной, которая проводилась с
каждым ребенком индивидуально. В соответствии с данной методикой были
определены следующие критерии оценки уровня развития.
На констатирующем этапе было зафиксировано, что на низком уровне находятся
31% испытуемых экспериментальной группы, 42% контрольной группы. Средний
уровень имеют 60% испытуемых экспериментальной группы, 45% испытуемых
контрольной группы. С высоким уровнем развития умения составлять творческий
рассказ
–
10%
испытуемых
экспериментальной
группы
и
13%
испытуемых
контрольной группы.
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили предположить, что
использование устного народного творчества будет эффективно в повышение
нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
С целью повышения нравственной воспитанности детей старшего дошкольного
возраста посредством устного народного творчества был разработан и внедрен
комплекс мероприятий.
На занятиях по развитию речи и в свободное от образовательной деятельности
время детей знакомили с русскими народными сказками:
«Семь Симеонов-семь
работников», «Не плюй в колодец- пригодится воды напиться», «Волк и лиса», «Заяц-
хвастун»,
«Царевна-лягушка», «Василиса-прекрасная»,
«Никита-Кожемяка». После
прочтения произведений с детьми проводилась беседа, обсуждались поступки героев с
точки зрения нравственного отношения к ним, помимо этого дети предлагали свои
варианты, как мог бы поступить герой.
Проводились беседы с обсуждением «Пословицы и поговорки» рассказывалось
детям, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень,
восхваляют
смелость,
скромность,
трудолюбие;
объясняют,
когда
уместно
использовать поговорку и пословицу. Ознакомление детей с пословицами может быть
частью занятия по ознакомлению с окружающим или развитию речи.
Занятия
планировались
специально
посвященные
русскому
народному
творчеству. Кроме этого, знакомство с русским народным творчеством проходило вне
занятий: в вечернее время, на прогулке, в режимных моментах.
Последним этапом проведение эксперимента будет развлечение «Будем делать
хорошо, и не будем плохо», чтобы закрепить представление детей о правилах
культурного поведения и общения.
На данный момент эксперимент еще не завершился, но уже можно говорить о
том, что, действительно, данный комплекс мероприятий является эффективным в
нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста.
.
Литература
1. Амонашвили, Ш. Гуманная педагогика [Текст] / актуальные вопросы воспитания и
развития личности / Ш. Амонашвили. –М.: Амрита, 2010. – 288 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. №1155 [Текст] // Российская газета – Федеральный выпуск 2013. –
№6241.