Напоминание

"Нравственное воспитание старших дошкольников посредством устного народного творчества"


Автор: Макарова Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: город Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственное воспитание старших дошкольников посредством устного народного творчества"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нравственное воспитание старших дошкольников посредством устного

народного творчества

В современном мире, материальные ценности доминируют над нравственными,

поэтому на сегодняшний день существует самая большая опасность- это разрушение

личности. Исходя из этого, нужно отметить, что в настоящее время основной задачей

государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно –

нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный стандарт

дошкольного образования (ФГОСДО), который закрепляет приоритет духовно-

нравственного воспитания дошкольников.

Одной из задач стандарта является: объединения обучения и воспитания в

целостный

образовательный

процесс

на

основе

духовно-нравственных

и

социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в

интересах человека, семьи, общества [2].

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к

моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени

ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами

поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими

себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к

себе.[1]

В педагогическом словаре нравственное воспитание понимается как один из

самых важных видов воспитания, заключающийся в целенаправленном формировании

нравственной

сознательности,

развитии

нравственных

чувств

и

формировании

привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной

идеологией.

По мнению В.А. Сластенина, нравственность – это личностная характеристика,

объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность,

правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм,

регулирующие индивидуальное поведение человека.

С.А. Козлова результатом нравственного воспитания считает появление и

утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее

сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе

моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со

стороны окружающих. [1]

В.И. Ядэшко в понятие нравственного воспитания включает формирование у

детей

нравственных

чувств,

положительных

навыков

и

привычек

поведения,

нравственных представлений и мотивов поведения.

Содержание нравственного воспитания упорядоченно вечными ценностями и

конкретными потребностями общества, которые с течением времени изменяются.

Основано оно на принципах равноценности личностей педагога и ребенка, гуманизме

содержания и средств воспитания, доверии и уважении в процессе воспитания,

создании позитивной эмоциональной атмосферы, творческого взаимодействия педагога

и ребенка.

По словам Л.Р. Болотиной нравственное воспитание – это развитие и

формирование качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, другим

людям

и

видам

деятельности.

Опыт

нравственного

поведения

дошкольников

складывается в процессе общения со взрослыми и закрепляется в различных

совместных видах деятельности и взаимоотношений со сверстниками.

Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и

социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения к младшему.

Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при

этом приобретает народный характер.

Одним из средств нравственного воспитания дошкольников является устное

народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом

оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как

средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования

нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как

средство передачи красоты и образности русского языка

На базе МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 42» г. Бийска было

проведено опытно-экспериментальное исследование по повышению нравственного

воспитания детей старших дошкольников посредством устного народного творчества.

В исследовании уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста

использовалась методика Г.А.Урунтаевой, Ю.А, Афонькиной, которая проводилась с

каждым ребенком индивидуально. В соответствии с данной методикой были

определены следующие критерии оценки уровня развития.

На констатирующем этапе было зафиксировано, что на низком уровне находятся

31% испытуемых экспериментальной группы, 42% контрольной группы. Средний

уровень имеют 60% испытуемых экспериментальной группы, 45% испытуемых

контрольной группы. С высоким уровнем развития умения составлять творческий

рассказ

10%

испытуемых

экспериментальной

группы

и

13%

испытуемых

контрольной группы.

Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили предположить, что

использование устного народного творчества будет эффективно в повышение

нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

С целью повышения нравственной воспитанности детей старшего дошкольного

возраста посредством устного народного творчества был разработан и внедрен

комплекс мероприятий.

На занятиях по развитию речи и в свободное от образовательной деятельности

время детей знакомили с русскими народными сказками:

«Семь Симеонов-семь

работников», «Не плюй в колодец- пригодится воды напиться», «Волк и лиса», «Заяц-

хвастун»,

«Царевна-лягушка», «Василиса-прекрасная»,

«Никита-Кожемяка». После

прочтения произведений с детьми проводилась беседа, обсуждались поступки героев с

точки зрения нравственного отношения к ним, помимо этого дети предлагали свои

варианты, как мог бы поступить герой.

Проводились беседы с обсуждением «Пословицы и поговорки» рассказывалось

детям, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень,

восхваляют

смелость,

скромность,

трудолюбие;

объясняют,

когда

уместно

использовать поговорку и пословицу. Ознакомление детей с пословицами может быть

частью занятия по ознакомлению с окружающим или развитию речи.

Занятия

планировались

специально

посвященные

русскому

народному

творчеству. Кроме этого, знакомство с русским народным творчеством проходило вне

занятий: в вечернее время, на прогулке, в режимных моментах.

Последним этапом проведение эксперимента будет развлечение «Будем делать

хорошо, и не будем плохо», чтобы закрепить представление детей о правилах

культурного поведения и общения.

На данный момент эксперимент еще не завершился, но уже можно говорить о

том, что, действительно, данный комплекс мероприятий является эффективным в

нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста.

.

Литература

1. Амонашвили, Ш. Гуманная педагогика [Текст] / актуальные вопросы воспитания и

развития личности / Ш. Амонашвили. –М.: Амрита, 2010. – 288 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17

октября 2013 г. №1155 [Текст] // Российская газета – Федеральный выпуск 2013. –

№6241.



В раздел образования