Напоминание

Использование полифункциональных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: взгляд специалиста на привычные игры.


Авторы: Смоловская Ирина Вячеславовна, Миронова Юлия Сергеевна
Должность: учитель - дефектолог, учитель - дефектолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 87"
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: Использование полифункциональных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: взгляд специалиста на привычные игры.
Раздел: дошкольное образование





Назад




УДК

Ирина Вячеславовна Смоловская, Юлия Сергеевна Миронова

Использование полифункциональных игр в работе с детьми старшего

дошкольного возраста с задержкой психического развития: взгляд

специалиста на привычные игры.

Аннотация:

В статье представлен опыт работы учителей-дефектологов

муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский

сад № 87» города Ярославля. Рассматривается проблема коррекции

высших психических функций

у детей с задержкой психического развития.

Педагоги описывают развивающие возможности полифункциональных

игр как эффективную игровую технологию коррекционной работы.

Ключевые слова: полифункциональные игры, дети с задержкой психического

развития, познавательные процессы, коррекционный процесс, мемори, доббль,

соты Кайе.

Irina Vyacheslavovna Smolovskaya, Yulia Sergeevna Mironova

The use of multifunctional games in working with older preschool children with

mental retardation: a specialist's view of familiar games.

Abstract:

The article presents the experience of teachers-defectologists of the

municipal preschool educational institution "Kindergarten No. 87" of the city of

Yaroslavl. The problem of correction of higher mental functions in children with

mental retardation is considered. Teachers describe the developing possibilities of

multifunctional games as an effective game technology of correctional work.

Keywords:

multifunctional games, children with mental retardation, cognitive

processes, correctional process, memory, doble, cell Kaye.

Обучение и воспитание в дошкольном учреждении является первой

ступенью образования, и это важнейший этап в развитии человека. В

Федеральном Законе «Об образовании в РФ» обозначено, что к дошкольному

образованию как к первой ступени в системе непрерывного образования

предъявляются повышенные требования в отношении его качества. В условиях

перехода на ФГОС ДОО ключевой вопрос модернизации – организация и

внедрение

в

педагогическую

практику

образовательных

организаций

инновационных технологий обучения.

В связи с этим сама реальность выдвигает объективное требование

максимально использовать для развития воспитанников различные технологии

и методики, которые совершенствуют и оптимизируют процесс обучения и

развития

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

на

разных

возрастных этапах и в различных образовательных условиях.

Учителя – дефектологи в свою практическую работу стараются внедрять

технологии, направленные на максимально возможную коррекцию высших

психических функций.

Мы считаем, что важнейшим условием эффективной коррекционной

работы

является

создание

благоприятной

ситуации,

способствующей

возникновению

познавательного

интереса

и

желания

у

ребенка

взаимодействовать с педагогом. При этом особое значение имеет игровой

процесс. Чтобы повысить, интерес детей к занятиям, в своей работе мы

используем полифункциональные игры.

Слово «функциональный» означает прилагательное от слова «функция», а

лат. functio - исполнение - это «круг деятельности, назначение». Американский

социолог Р. К. Мертон характеризует функции как последствия, которые

планируются и осознаются участниками системы [Мертон, 1994, с. 382].

Полифункциональность (от гр. poly и функция) - сочетание различных

функций в чем-то одном.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.

Оценив уровень умственного развития детей с задержкой

психического

развития, составляется перечень игр, которые вызывают у них наибольший

интерес и дают возможность успешно проводить коррекционную работу. Для

детей занятие - это игра, а для взрослого способ обучения, передачи ребенку

знаний, умений и навыков, их закрепления. Действия, выполняемые в игре,

всегда имеют результат [Головченко, 2013, с. 23].

Особенности использования полифункциональных игр:

- многофункциональность: обучают, развивают, развлекают;

- широкий возрастной диапазон участников;

- вариативность игровых заданий и упражнений: множество вариантов, как

авторских, так и придуманных самостоятельно.

- творческий потенциал: можно играть бесконечно, придумывая все новые

варианты, развивая все новые способности.

В основу полифункциональных развивающих игр положены 3 принципа

обучения: «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям»,

«постепенность и систематичность».

С одной стороны - ребенку предлагаются примеры (образцы, схемы) для

подражания, с другой - возможности для творчества и фантазии.

Благодаря полифункциональным играм развиваются все познавательные

процессы,

мыслительные

операции,

формируются

способности

к

конструированию и моделированию, математические способности, развиваются

навыки культурного общения [Гущина, 2018, с. 23].

Коррекционный процесс с детьми с задержкой психического развития, не

должен создавать психоэмоциональную нагрузку на детей.

Все должно

осуществляется в ходе игровой деятельности,

способствуя тем самым

обогащению социально-личностного опыта детей, преодолению неуверенности,

зажатости, эффективному закреплению знаний и умений [Сорокоумова, 2014, с.

33].

Одной из главных задач в нашей работе является взаимодействие

дошкольников со сверстниками и взрослыми. Находясь в поиске наиболее

подходящих для этого способов, мы обратили внимание на игру «Мемори».

Мемори - это карточная настольная игра, состоящая из одинаковых парных

картинок, где необходимо открыть как можно больше парных карточек. Перед

началом игры картинки приклеиваются на твердую основу и разрезаются. У

каждой картинки имеется копия,

с которой она образует пару. Обратная

сторона картинки называется «рубашка», она может быть однотонной, либо

узорчатой, но обязательно одинаковой на всех картинках.

Помимо традиционного варианта игры в «Мемори», когда дети по

памяти ищут совпадающие картинки, эту игру

можно

использовать в

следующих вариантах.

«Цветовое мемори». Этот вид мемори способствует закреплению у детей

знаний о цветах.

Мемори «Геометрические

фигуры»,

благодаря

которому,

мы

также

повторяем цвета и закрепляем знания о геометрических фигурах.

Мемори «Дорожные знаки» - прекрасное средство для повторения правил

дорожного движения.

Мемори по сказкам: найти и собрать парные картинки с любимыми героями.

Мемори «Мир эмоций» - развитие эмоциональной сферы.

Мемори «Пойдем в гости». Эта игра учит ориентированию на плоскости и

основам

математики.

Ведущий

задает

конкретный

«маршрут»

игроку,

например: три карточки вниз, две влево, четыре вправо. И спрашивает, к кому

мы пришли в гости? Ребенок должен правильно рассчитать маршрут и ответить

на вопрос.

В арсенале нашего

учреждения собраны игры «Мемори» по

всем

лексическим

темам.

Данная

игра

позволяет

одновременно

тренировать

зрительную и смысловую

память.

Расширять предметный словарь

по

лексическим темам.

В своей работе мы используем интересную и универсальную, на наш взгляд,

игру «Доббль» - это картонные карточки, на них изображены разнообразные

предметы, животные и символы. Картинки расположены таким образом, что на

любой

отдельно

взятой

паре

кружков

обязательно

присутствует

один

совпадающий рисунок. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее

обнаружить его и назвать вслух.

Варианты игры:

1. Игра «Мой, моя, мои, моё» направлена на формирование навыка правильного

согласования существительных с притяжательными местоимениями. Перед

началом игры проговариваем с детьми, что назвав общий символ, нужно еще и

подобрать к нему нужное местоимение (дерево мое, губы мои, мишень моя,

мой человечек и т.д.) и только после этого карточка окажется у игрока.

2. Игра «Какой,

какая,

какое?». Игра направлена на формирование

правильного

согласования

существительных

с

прилагательными.

Перед

началом игры мы разъясняем детям, что к каждому слову-предмету можно

подобрать прилагательное (желтая клякса, красное сердце, фиолетовая птичка и

т.д.). Карточка окажется у того, кто быстрее найдет общие символы на

карточках, но и произнесет два слова вместе (зеленое яблоко, ласковая мама и

т.д.).

3. Игра на развития слухового внимания. Перед игроками раскладываются 6-10

карточек. Взрослый говорит: «Я загадала такую карточку, на которой есть

собака и машина». Побеждает тот, кто быстрее всех найдет загаданную

карточку. По мере овладения таким вариантом игры, мы добавляем большее

количество символов.

4.

Для развития связной речи и умения фантазировать каждому игроку

раздается карточка и дается время на придумывание рассказа с использованием

слов-символов на ней. Дети могут придумать самые фантастические рассказы с

неожиданным сочетанием действующих лиц.

Еще одна из

многофункциональных

игр, которую

мы активно

используем в своей практической работе - это набор «Соты Кайе». Набор

состоит из 84 объемных элементов. Элемент имеет форму шестигранника. На

лицевой стороне - мозаичный рисунок, оборотная сторона однотонная.

Рисунков 21 вариант, по 4 штуки каждого. Данный набор позволяет

использовать его в качестве графического конструктора для создания фигур из

частей рисунков на элементах, в качестве графического трансформера для

изменения полученных фигур, в качестве плоской крупной мозаики, для

использования

в

качестве

головоломки,

для

конструирования

и

экспериментирования в области детского дизайна и архитектуры, для игры в

детское домино.

Рассмотрим вариант коллективной игры «Домино» с «Сотами Кайе». Каждому

участнику дается одинаковое количество сот. Детям мы предлагаем по очереди

выкладывать соты в ряд так, чтобы они касались друг друга гранями одного

цвета. Побеждает тот, кто быстрее освободится от своих сот. Можно усложнить

задание: «Выложить соты в ряд, чтобы они касались друг друга гранями

разного цвета».

Широкое использование полифункциональных игр в работе с детьми с

задержкой

психического

развития

позволило

достичь

более

высоких

результатов в коррекционной работе, а именно:

повысился уровень развития познавательных процессов детей;

дети стали проявлять инициативу, творческую активность в познавательной

деятельности,

самостоятельно

использовать

в

свободной

деятельности,

развивающие полифункциональные игры;

дошкольники адекватно проявляют свои чувства, способны договариваться,

учитывать интересы других, способны к волевым усилиям, следуют нормам

поведения и правилам в межличностных взаимоотношениях;

в группах для детей с задержкой психического развития создана и пополняется

соответствующая

возрасту

и

психологическим

особенностям

детей

развивающая познавательные процессы среда.

Мы

считаем,

что

предложенные

игры

могут

использоваться

в

практической работе

не только

учителями - дефектологами, но и

воспитателями,

учителями - логопедами, а также родителями детей с

задержкой психического

развития.

Дети, увлеченные этими играми, не

замечают, что они учатся, хотя при этом сталкиваются с трудностями, а новый

познавательный опыт, приобретенный в играх, становится их личным

достоянием и гордостью.

Таким образом, применение в педагогическом процессе развивающих

полифункциональных игр раскрывает большие возможности и перспективы для

стимулирования, развития и проявления интеллектуальных и творческих

способностей детей, а также создает условия для формирования личностных

качеств детей.

Библиографический список

1. Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном

образовательном

учреждении:

практическое

пособие

для

педагогов

и

воспитателей. М: ВЛАДОС, 2004. 232 с.

2. Головченко И.А. Игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка

дошкольного возраста. / И.А. Головченко // НИЦ Социосфера, 2013. С. 22 - 26.

3. Гущина Л. Н. Полифункциональные игровые технологии в развитии

интеллекта дошкольников / Л. Н. Гущина // Педагогика: традиции и инновации:

материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). Казань: Бук,

2018. С. 20-23.

4. Кузнецова Л. В. Использование игры в коррекционных целях. Москва:

Педагогика, 2018. 325 с.

5. Мертон Р.К. Явные и латентные функции //Американская социологическая

мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. Москва: МГУ, 1994. С. 379 - 448.

6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное

пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997.

192 с.

7. Сорокоумова С.Н. Особенности сотрудничества старших дошкольников с

задержкой психического развития со взрослыми и сверстниками в учебно-

познавательной деятельности / С.Н. Сорокоумова // Дефектология, 2014. С. 29 -

37.

8. Эльконин Д.Б. Символика игры и ее функции в игре детей / Д.Б. Эльконин //

Дошкольное воспитание, 2006. С. 56-60.



В раздел образования