Напоминание

Родителям о ЗПР


Автор: Носкова Татьяна Витальевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАОУ НОШ № 53
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: статья
Тема: Родителям о ЗПР
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель - логопед Татьяна Витальевна Носкова

Родителям о ЗПР: причины и направления работы.

Что такое ЗПР?

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального

темпа психического развития, когда отдельные психические функции

(память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в

своём развитии от принятых психологических норм для данного

возраста.

Причины ЗПР

Биологические:

тяжелое течение беременности, во время которой мать перенесла

тяжелую алкогольную или наркотическую интоксикацию, инфекцию

или травму;

недоношенность;

многоплодие;

гипоксия плода;

резус-конфликт матери и ребенка;

внутричерепные родовые травмы;

асфиксия.

После рождения, а также в первые годы жизни детей, причинами

развития ЗПР могут быть следующие биологические факторы:

различные соматические заболевания (рахит, грипп и т.д.);

врожденные нарушения слуха и зрения, а также выраженные дефекты

речи;

черепно-мозговые травмы;

органические поражения головного мозга;

астенический синдром;

Наследственный фактор. Если одному из родителей (или обоим)

ставился этот диагноз, то есть вероятность того, что у их детей могут

возникнуть схожие проблемы.

Социальные факторы:

Неблагополучные семьи, в которых ребенок растет в условиях

отсутствия внимания или гиперопеки. В результате этого нарушается

социальная адаптация, ребенок становится излишне зависимым от

родителей, он не может самостоятельно принимать решения и

преодолевать трудности. В таких условиях нарушается развитие

волевой сферы.

Снижение или отсутствие возможности ребенка контактировать с

социумом.

Родители не занимаются развитием ребенка, не побуждают его к

творческой и мыслительной деятельности.

Авторитарные семьи, где родители не учитывают интересы ребенка.

Как правило, наказания оказываются несоизмеримы повинности

малыша. Такие дети становятся тревожными, у них развиваются

различные фобии, отсутствует инициатива.

Нужна ли помощь врача?

Да, однозначно! Необходимо обследование психоневрологом для

выявления

признаков

органической

поврежденности

мозга

и

медикаментозного воздействия при помощи лекарств. Они скоординируют

заторможенность

или

возбудимость

ребенка,

нормализуют

сон,

активизируют работу клеток головного мозга.

Характеристика речи.

Речь

учащихся

с

ЗПР

характеризуется

нарушением

звукопроизношения, трудностями в дифференциации звуков, в овладении

звукобуквенным анализом и синтезом.

У большинства детей с ЗПР обнаруживается бедность словарного

запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления

слов. В словаре детей преобладают существительные и глаголы. Усвоение же

прилагательных, наречий, местоимений вызывает определенные трудности.

Немногие учащиеся с ЗПР знают свою фамилию, имя, отчество, имя и

отчество родителей, домашний адрес и имеют неточное представление о

профессии родителей.

У таких детей отмечается несформированность грамматического строя

речи. Чаще всего встречается нарушение порядка слов в предложении и их

согласование, ошибки в понимании и употреблении предлогов. Затруднение

вызывает образование новых слов.

У учащихся с ЗПР недостаточно сформирована связная речь. Для них

сложен пересказ, составление рассказа по серии картин, несмотря на то, что

им понятно смысловое содержание рассказа или картинки. На наводящие

вопросы отвечает правильно, но фраза не развернута, ребёнок часто

«соскальзывает» с основной мысли на посторонние суждения. Многим не

удаётся составление творческого рассказа, рассказа- описания.

Недоразвитие многих речевых и неречевых функций у детей с ЗПР

приводит к существенным трудностям овладения чтением и письмом.

Затруднение вызывает овладение не только технической стороной процесса

чтения, но и понимание прочитанного. А ошибки на письме многочисленны

и имеют стойкий характер.

Как помочь?

Успех коррекции речевых нарушений во многом определяется тем,

насколько четко организовано взаимодействие в работе учителя - логопеда и

родителей.

-

занятия с учителем- логопедом нужно посещать регулярно;

-

у ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное

внимание,

отстают

в

развитии

мыслительные

процессы,

тяжело

формируются учебные навыки, поэтому необходимо закреплять изученный

на логопедических занятиях материал дома;

-

важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним

заниматься по заданию логопеда;

-

время занятий необходимо закрепить в режиме дня - это дисциплинирует

ребенка, помогает усвоению учебного материала;

-

ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику в связи с нарушением

у ребенка с ЗПР звукопроизношения;

-

при изучении каждой лексической темы учитель - логопед предлагает

словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков, предлоги

и т.д.), который дети могут и должны усвоить и употреблять в

самостоятельной речи. Родители контролируют за этим дома;

-

будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно

требовательны;

-

отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.

В заключении следует отметить, что помощь ребенку с ЗПР это не

только курсы медикаментозного лечения, это длительный и непрерывный

процесс, требующий регулярных занятий с ребёнком, системы воспитания.

Необходимо постоянно стимулируется речевое, психическое и двигательное

развитие. Отставание в развитии не лечится, а преодолевается совместными

усилиями, прежде всего родителей, а затем уже врача, дефектолога, логопеда

и учителя.

Всегда помните, что дети с ЗПР обучаются на успехе!



В раздел образования