Напоминание

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста


Автор: Маслакова Юлия Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Березка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Рекомендации для родителей
Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Березка»

Автор: Ю. Г. Маслакова

Учитель-логопед

Рекомендации для родителей

по развитию речи детей

старшего дошкольного

возраста

г. Новый Уренгой, 2021

Важным

условием

для развития

речи является

повседневное

позитивное

общение ребёнка с взрослым! Предлагаю несколько упражнений, игр, заданий

по развитию речевых навыков и умений.

Развитие коммуникативных навыков

- Чтение (пересказывание) сказок, рассказов;

- разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок;

- беседы о различных явлениях окружающего мира

(животных, насекомых, растениях и т. д.);

- наблюдения за погодными изменениями;

- совместное придумывание рассказов, сказок.

Не оставляйте без внимания вопросы детей, отвечайте в доступной для ребёнка

форме и чаще сами задавайте вопросы, добиваясь ответов.

Развитие речевой моторики

Для

чёткой

артикуляции

звуков (звукопроизношения) нужны

сильные,

подвижные органы речи – язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.

Цель

артикуляционной

гимнастики

выработка

полноценных

движений

и

определённых положений органов речевого аппарата, необходимых для правильного

произношения звуков.

Статические подготовительные упражнения.

«Блинчик». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить,

чтобы язык не дрожал, держать 10-15 сек. (рот широко открыт).

«Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь, и сделать его узким,

удерживать 15 сек.

«Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху (передний широкий

край языка, боковые части, приняв форму «чашечки» - «кружечки».

«Грибок». Рот открыт. Широкий язык всей плоскостью «присасывается» к нёбу,

напоминая «шляпку» гриба, а подъязычная связка – «ножку» гриба, удерживать

15 сек.

Динамические подготовительные упражнения.

«Часики». Высунуть узкий язык, двигая им вправо – влево (из угла в угол) под счёт,

проделать движения до 15 раз.

«Качели». Рот открыт. Широкий язык поднимается (тянется к носу) опускается

(к подбородку); следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Повторять движения

вверх – вниз до 10 раз.

«Лошадка». Рот открыт. Широкий язык «присасывается»

к нёбу и со щелчком отрывается; проделать движения до 15 раз.

«Гармошка». Рот открыт. Широкий язык прижать (присосать)

к нёбу и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. Проделать

движения до 10 раз.

Гимнастика проводится 3-4 раза в день по 10-15 минут.

Развитие мелкой моторики.

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга и психику детей, не случайно

называют

руку

– «вторым» органом речи.

Поэтому

необходимо

стимулировать

речевое развитие детей, путём тренировки движений кистей и пальцев рук.

- Массаж руки: растирание, разминание и т. п.

- Игры с игрушками и предметами: перебирание мелких предметов (бусинки,

пуговицы,

крупа);

застёгивание

расстегивание,

нанизывание,

завязывание,

шнуровка; складывание (матрёшки, пирамидки, игры с мозаикой, конструктором и т.

п.

- Изобразительная деятельность: раскрашивание, лепка, оригами, аппликация, поделки

из природного материала.

-

Графические

упражнения:

обведение

трафаретов

по

контуру,

по

точкам;

штрихование; дорисовка картинок и т. д.

Развитие

фонематического слуха и восприятия.

- Повторить слоговой ряд (с чередованием согласных звуков па-ба-па, ка-га-ка,

та-да-та, ра-ла-ра, са-ша-са и т. д.)

- Назвать предметы (игрушки) с заданным звуком: «с» - санки, самокат, сапоги и т. п.

- Повторить пары слов и сказать, чем отличаются: горка – корка, Мишка – миска,

рожки – ложки, бочка – почка, коса – коза и т. д.

Развитие навыков словообразования, словоизменения.

Развитие словарного запаса.

Игры, упражнения, задания.

«Один – много»: окно – окна, ухо – уши и т. п.

«Подбери к слову рифму»: кора – нора и т. п.

«Скажи одним словом»: голубые глаза – голубоглазый …

«Назови листья»: берёзы – берёзовые листья, клёна – кленовый лист и т. д.

«Назови деревья (овощи, фрукты и т. д. все логические группы)»

Юбка, колготки, футболка – одежда и т. д.

Задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного

материала, в словесных играх: «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови

ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово».

В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье,

умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании,

предложении. Большие возможности открываются в старшей и подготовительной

к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению,

характеризуют разные стороны предметов.

Мы выделяем такие приемы работы с синонимами:

- подбор синонимов к изолированному слову;

- объяснение выбора слов в синонимическом ряду.

- замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений: «Растужился,

расплакался серенький зайка» (расхныкался, заливался слезами, проливал слезы».

- составление предложений со словами синонимического ряда;

- составление рассказа со словами синонимического ряда.

Советы

родителям

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:

1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос,

просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован

услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими

впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения

спектакля, музея, выставки и т. д.

2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание

ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит

его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе.

Для развития

речи ребенка

можно

использовать

любую ситуацию:

поездку

в

транспорте, прогулку и т. д. В литературе можно встретить множество игр на развитие

словаря,

разговорной речи

дошкольников.

Это

такие, как: «Назови

любимые

игрушки», «Каких

животных

ты

знаешь?», «Скажи

по-другому», «Опиши

свою

одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.

3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития

детской

речи.

Прочитайте

с

детьми

книгу,

разберите

новые (сложные,

непонятные) слова,

встреченные

в

тексте,

попросите

ребенка

рассказать

понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите

рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося

героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые

должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает

опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой

зависимости

от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту

речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые

взрослые!

4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят).

Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый

может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать

выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая,

не торопя, не отвлекаясь.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени

зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения

и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь

не

является

врожденной

способностью,

а развивается в

процессе

параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его

общего развития.



В раздел образования