Автор: Маслакова Юлия Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Березка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Рекомендации для родителей
Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Березка»
Автор: Ю. Г. Маслакова
Учитель-логопед
Рекомендации для родителей
по развитию речи детей
старшего дошкольного
возраста
г. Новый Уренгой, 2021
Важным
условием
для развития
речи является
повседневное
позитивное
общение ребёнка с взрослым! Предлагаю несколько упражнений, игр, заданий
по развитию речевых навыков и умений.
Развитие коммуникативных навыков
- Чтение (пересказывание) сказок, рассказов;
- разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок;
- беседы о различных явлениях окружающего мира
(животных, насекомых, растениях и т. д.);
- наблюдения за погодными изменениями;
- совместное придумывание рассказов, сказок.
Не оставляйте без внимания вопросы детей, отвечайте в доступной для ребёнка
форме и чаще сами задавайте вопросы, добиваясь ответов.
Развитие речевой моторики
Для
чёткой
артикуляции
звуков (звукопроизношения) нужны
сильные,
подвижные органы речи – язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
Цель
артикуляционной
гимнастики
–
выработка
полноценных
движений
и
определённых положений органов речевого аппарата, необходимых для правильного
произношения звуков.
Статические подготовительные упражнения.
«Блинчик». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить,
чтобы язык не дрожал, держать 10-15 сек. (рот широко открыт).
«Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь, и сделать его узким,
удерживать 15 сек.
«Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху (передний широкий
край языка, боковые части, приняв форму «чашечки» - «кружечки».
«Грибок». Рот открыт. Широкий язык всей плоскостью «присасывается» к нёбу,
напоминая «шляпку» гриба, а подъязычная связка – «ножку» гриба, удерживать
15 сек.
Динамические подготовительные упражнения.
«Часики». Высунуть узкий язык, двигая им вправо – влево (из угла в угол) под счёт,
проделать движения до 15 раз.
«Качели». Рот открыт. Широкий язык поднимается (тянется к носу) опускается
(к подбородку); следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Повторять движения
вверх – вниз до 10 раз.
«Лошадка». Рот открыт. Широкий язык «присасывается»
к нёбу и со щелчком отрывается; проделать движения до 15 раз.
«Гармошка». Рот открыт. Широкий язык прижать (присосать)
к нёбу и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. Проделать
движения до 10 раз.
Гимнастика проводится 3-4 раза в день по 10-15 минут.
Развитие мелкой моторики.
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга и психику детей, не случайно
называют
руку
– «вторым» органом речи.
Поэтому
необходимо
стимулировать
речевое развитие детей, путём тренировки движений кистей и пальцев рук.
- Массаж руки: растирание, разминание и т. п.
- Игры с игрушками и предметами: перебирание мелких предметов (бусинки,
пуговицы,
крупа);
застёгивание
–
расстегивание,
нанизывание,
завязывание,
шнуровка; складывание (матрёшки, пирамидки, игры с мозаикой, конструктором и т.
п.
- Изобразительная деятельность: раскрашивание, лепка, оригами, аппликация, поделки
из природного материала.
-
Графические
упражнения:
обведение
трафаретов
по
контуру,
по
точкам;
штрихование; дорисовка картинок и т. д.
Развитие
фонематического слуха и восприятия.
- Повторить слоговой ряд (с чередованием согласных звуков па-ба-па, ка-га-ка,
та-да-та, ра-ла-ра, са-ша-са и т. д.)
- Назвать предметы (игрушки) с заданным звуком: «с» - санки, самокат, сапоги и т. п.
- Повторить пары слов и сказать, чем отличаются: горка – корка, Мишка – миска,
рожки – ложки, бочка – почка, коса – коза и т. д.
Развитие навыков словообразования, словоизменения.
Развитие словарного запаса.
Игры, упражнения, задания.
«Один – много»: окно – окна, ухо – уши и т. п.
«Подбери к слову рифму»: кора – нора и т. п.
«Скажи одним словом»: голубые глаза – голубоглазый …
«Назови листья»: берёзы – берёзовые листья, клёна – кленовый лист и т. д.
«Назови деревья (овощи, фрукты и т. д. все логические группы)»
Юбка, колготки, футболка – одежда и т. д.
Задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного
материала, в словесных играх: «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови
ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово».
В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье,
умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании,
предложении. Большие возможности открываются в старшей и подготовительной
к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению,
характеризуют разные стороны предметов.
Мы выделяем такие приемы работы с синонимами:
- подбор синонимов к изолированному слову;
- объяснение выбора слов в синонимическом ряду.
- замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений: «Растужился,
расплакался серенький зайка» (расхныкался, заливался слезами, проливал слезы».
- составление предложений со словами синонимического ряда;
- составление рассказа со словами синонимического ряда.
Советы
родителям
Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:
1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос,
просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован
услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими
впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения
спектакля, музея, выставки и т. д.
2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание
ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит
его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе.
Для развития
речи ребенка
можно
использовать
любую ситуацию:
поездку
в
транспорте, прогулку и т. д. В литературе можно встретить множество игр на развитие
словаря,
разговорной речи
дошкольников.
Это
такие, как: «Назови
любимые
игрушки», «Каких
животных
ты
знаешь?», «Скажи
по-другому», «Опиши
свою
одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.
3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития
детской
речи.
Прочитайте
с
детьми
книгу,
разберите
новые (сложные,
непонятные) слова,
встреченные
в
тексте,
попросите
ребенка
рассказать
понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите
рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося
героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые
должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает
опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой
зависимости
от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту
речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые
взрослые!
4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят).
Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый
может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать
выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая,
не торопя, не отвлекаясь.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени
зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения
и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь
не
является
врожденной
способностью,
а развивается в
процессе
параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его
общего развития.