Автор: Нечаева Виктория Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д / С 13 " Теремок"
Населённый пункт: Краснодарский край город Белореченск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект интегрированного ОД " Край наш Кубанский - родная земля!"
Раздел: дошкольное образование
Конспект ОД "Край наш Кубанский - родная земля."
Цель. Формируем нравственно – патриотические чувства путём знакомства с
особенностями истории и культуры родного края.
Образовательные задачи : учим и закрепляем знания детей о родном
крае, его значимость, знакомим с историей малой Родины.Развивающие.
Развиваем познавательный интерес к истории Кубани. Формируем певческие
навыки.
Воспитательные. Воспитываем любовь к малой Родине. Чувство гордости за
своих земляков. Словарная работа. рушник , кубанцы, казаки.
Предварительная работа. Заучивание стихов, песен, поговорок, пословиц, чтение
произведений, экскурсия в музей.
Материалы. Макет казачей хаты, посуда: ложки, самовар, сундук, лавка печь,
коврики, презентация.
Ход ОД. Дети входят в зал. Звучит кубанская песня.(На слайде изображение
Кубанских просторов.) Воспитатель- Казачка.
Мой народ кубанский - хлебосольный.
Много в нём душевной теплоты.
Славься край могучий и раздольный.
Красота родимой стороны.
Здравствуйте гости дорогие!
Маленькие и большие! Милости просим!( Дети садятся на стульчики .)
Ребята, а я вас приглашаю в виртуальное путешествие в прошлое.
Вопросы Казачки. - Где мы живём? ( На Кубани).
- Как называется столица нашего края? ( Краснодар)
- Как в старину называли наш край? ( Тьмутаракань)
- Как называли жителей Кубани? ( казаки).
- Какие моря есть в нашем крае? ( Азовское и Чёрное море)
- Почему наш край называется житницей? ( пшеница, подсолнечник,
кукуруза, арбузы, фрукты и овощи).
- А давайте вспомним стихотворения о нашей Кубани.
Дети читают стихи. 1ребёнок. На Кубани я родился .
Это Родина моя.
Лучше места нет на свете
Чем Кубанская земля.
2 ребёнок .Куда ни глянь.
Куда не взглянь.
Всё наша Родина Кубань.
Разлились и вдаль и вширь
Не край, а просто богатырь.
В. Наш край прославляют не только в стихах но и в песнях.
Дети исполняют песню « Ой да на Кубани!».
В.Я вижу вы любите свой край. Хотите отправиться в путешествие по
нашему краю? Дети .Да .Хотим.
Воспитатель. Тогда в путь! Я вас приглашаю в гости к настоящей Казачке.
Дети идут по кругу и видят слайд реки Кубани.
Воспитатель. Ребята, а какая самая главная река на Кубани ?
- Правильно, Кубань! И я знаю , что вы знаете очень замечательную песню «У
Кубани- матушки реки».
Дети исполняют песню « У Кубани - матушки реки».
Воспитатель. Какие вы молодцы. Продолжаем наше путешествие.
Вот и кубанское подворье. Посмотрите плетень , а на плетне подсолнух .Я
предлагаю вам поиграть в игру «Передай подсолнух».
Дети становятся в круг, пока звучит музыка, дети передают друг другу
подсолнух. У кого в руках окажется подсолнух, когда музыка остановится,
тот
должен
сказать
пословицу
или
поговорку.
Дети: Счастье и труд рядом живут.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеб всему голова.
Не сиди сложа руки, не будет и скуки.
Как батька сказал, так и будет.
Казак силен и крепок дружбой с конём.
Верный конь казака никогда не подведет.
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Конь казаку – лучший друг.
Человек без друзей, как дерево без корней.
Доброе братство – дороже всякого богатства.
Атамана из плохого казака не получится.
Где казак, там и слава.
Встречай хлебом-солью, а провожай добрым словом.
Воспитатель: Как много вы знаете пословиц и поговорок, молодцы.А мы
продолжаем свой путь .А вот и дом Казачки !
Выходит
Казачка.Ребята, как
хорошо что вы
пришли! Проходите
пожалуйста!Я
рада
всех
вас
видеть.
Добро пожаловать, заходите в хату. Здравствуйте гости дорогие, гости
званные, да желанные. Милости прошу, проходите в хату.
Сейчас я вас приглашаю в хату . Что вы видите вокруг? ( печь). Какие
предметы стоят рядом с печью? ( лавка, корзина с овощами и фруктами,
кувшин, ухват, лопатка… и т.д ).
А вот стол, Чем накрыт стол? ( скатертью).А что стоит на столе?
( Дети перечисляют предметы вокруг).
Воспитатель обращает внимание на рушники .
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что это такое?
Дети. Рушники.
Казака 2. Совершенно верно. Издавна , одним из главных предметов
кубанской культуры был рушник (вышитое полотенце)
Для детей вышивали маленькие полотенца с цветами или птичками.
Вышивка рушников украшала оба конца, к которым пришивали вязаное
крючком кружево, причем обязательной принадлежностью такого рушника
была мережка.
К свадьбе, например, девушка готовила себе приданное в виде тканых
холстов, дерюжек, дорожек, скатертей, рубах для мужа, подзоров, а также не
менее 15 рушников.
Вышивка рушников для свадьбы чаще всего делалась растительным
орнаментом (розы, лилии, калина, рябина, ветви, виноград), а также
орнаментом птиц, венков. Рушник использовался почти во всех действиях
свадебного обряда. Они бережно хранились и передавались из поколения в
поколение.
Ребёнок. Вышивала казачка рушник
Поздней ночью при свете луны.
Под рукой разливался родник,
Под рукой распускались цветы.
Напевала о женской судьбе.
Нить скользила тонка и легка.
Богородица-мати, в беде
Не оставь моего казака.
Ребёнок.Вышивала калинову гроздь.
Счетный крест – рукоделье веков.
Лютый враг да непрошенный гость
Пусть не тронут родных берегов.
Вышивала пока рассвело,
Петухи закричали вдали.
В Красный угол легло полотно
Оберегом кубанской земли.Исполняется танец «Рушничок» (девочки)
Воспитатель 1 : Какие вы молодцы! Вы талантливые.
- Ох, талантливый народ,У нас на Кубани живет.
Как начнет плясать . Никому не устоять!
Ведущая 2 : И я приглашаю ребят на Кубанский перепляс. Мальчики,
приглашайте девочек.Танец «Кубанский перепляс».Звучит музыка, в зал
заходит Казак.Казак: А шо вы тут казачата делаете?Казачка: Собрались
танцевать. Да песни петь .
А ну - ка гости дорогие , удивите нашего гостя.
( Дети исполняют песню « К нам гости пришли»).
Дети садятся на стульчики.Казак: Я хотел вам ребята, про казаков рассказ
сказывать. Ну-ка, послушайте.У казака самый лучший друг – это конь! И
любил казак своего коня больше жизни!
У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена,
держа повод в подоле платья. По старому обычаю она передавала повод,
приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой
возвращайся с победой». Приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей,
а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным
знаменем, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату,
на палисадник перед окнами, на вишневый сад. Потом нахлобучивал папаху
на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора.
Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена
вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям,
чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось
после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье.
Казак: Как на нашей улице весь народ волнуется,
Едут, едут казаки – удалые молодцы.
За Кубанью, за рекой казаки гуляют,
Едут, едут казаки, песни распевают.
Хлопчики! Выходите , песню заводите!
Исполняется песня «Эх, казачата!»
Казачка: Песню спели вы на диво,
Очень дружно и красиво!
А теперь пришла пора
Поиграть вам, детвора!
А играть мы будем в игру «Коники лихие».
Проводится игра «Коники лихие».
.Вот мы и совершили увлекательное путешествие. Вы многое узнали о
Кубани, о её истории и традициях.
Вопросы детям о занятии.
— Давайте вспомним, что нового вы узнали для себя?
— Что вам понравилось больше всего?
— Как вы думаете, почему нужно любить свой родного край?
— А кем вы хотите стать когда выросте, чтобы прославлять свой родной
край.
Воспитатель . Дорогие ребята, пройдёт еще совсем не много лет и вы будите
принимать активное участие в жизни нашей Кубани, нашего района. И в какой
бы стране, крае вы не жили, все должны помнить , что ваша малая Родина –
Краснодарский край , ваш любимый город Белореченск.Я думаю , где бы вы не
оказались , вы всегда будите любить и помнить свою Родину.И мне наше
путешествие хотелось бы закончить такими словами. У каждого листочка,
у каждого ручья.Есть главное на свете - Родина своя.И там, где мы родились,
где радостно живем.Края свои родные мы Родиной зовем.
Библиографический список. 1. Л.Ю.Борохович,Ю.В.Илюхина
Региональная образовательная программа." Всё про то, как мы живём!"
Краснодар , 2016
2.Бурова Н.В, Буров Д.В. " Традиции родного края .История и культура
казачества", издательство " Учитель",, 2014