Автор: Гордейчук Наталья Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: р.п. Хор района имени Лазо Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: Краеведение как эффективная практика внеурочной деятельности
Раздел: дополнительное образование
Краеведение как эффективная практика
внеурочной деятельности
Гордейчук Н.Н.,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 1 р.п.Хор
Слайд 2. В настоящее время в российском образовании активизируется
интерес к школьному краеведению. Сегодня ни один предмет в учебном
плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это
понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и
своё место в мире, природе, а это невозможно без знания истории, без
изучения культуры, обычаев и традиций своей родины. Каждый человек
связан
с
прошлым,
настоящим
и
будущим
своей
страны,
поэтому
необходимо, чтобы дети знали истоки, и гордились историей и культурой
своего
края.
Получение
у
учащихся
общеобразовательных
школ
краеведческих знаний осуществляется не только на уроках, но и во
внеурочное время. Большое значение при этом отводится активным формам
деятельности. В отличие от уроков на мероприятиях курсов внеурочной
деятельности
нет
жесткого
ограничения
по
времени,
строго
регламентированных форм и методов. Наоборот, здесь есть возможность
реализовать
любые
замыслы
учителя
и
обучающегося,
организовать
реальную практику со значимыми результатами.
Слайд
3.
На
протяжении
многих
лет
я
занимаюсь
историческим
краеведением. Среди разнообразных направлений краеведческой работы
наиболее целесообразными являются, с нашей точки зрения, занятия с
учащимися в рамках курса внеурочной деятельности «Юные музееведы» по
программе,
предназначенной
для
учащихся
5-7
класса
общеобразовательного
учреждения, составленной на основе авторской
программы Д.В.Смирнова.
Программный материал составлен с учетом
возрастных особенностей детей, по принципу “от простого к сложному”.
Этот курс введен в нашей школе в 2017-2018 учебном году.
Необходимость введения такого курса обусловлена тем, что за годы работы
кружка «Краеведы» и других объединений накоплено достаточно много
интересного материала по истории родного края, района, поселка, школы.
Исследовательские и проектные работы, выполненные членами кружка,
завоевывали призовые места на районных и региональных конкурсах и
конференциях. В ходе выполнения каждой работы вставал вопрос: для кого
мы все это делаем? В первую очередь, для себя, в память о тех событиях и
людях, о которых пишем. Но хотелось эту информацию донести до других
людей, жителей поселка, одноклассников, других учеников школы.
Слайд 4. О создании школьного музея много говорилось среди педагогов и
учеников. Помещение школы не позволяет иметь музейную комнату. А
просторы интернета предоставляют огромные возможности для общения,
добывания, размещения и сохранения архивов.С этой целью на конструкторе
WIX был создан школьный виртуальный музей, ставший базовой площадкой
для работы «Юных музееведов».Работа предстояла масштабная, необходимо
было наметить и реализовать несколько направлений нашей деятельности,
собрать команду единомышленников и творческих ребят, предоставить
возможность
научиться
и
применить
на
практике
навыки
создания
информационных сайтов. Начинать необходимо от простого к сложному, от
маленького и родного – к масштабному и глобальному. Можно много
говорить о «своей
малой Родине»,
о патриотизме и общественной
деятельности, но мы решили- лучше просто взять и сделать.Был разработан и
в настоящее время реализовывается проект "Виртуальный музей школы как
место встречи разных поколений учащихся, педагогов, гостей "
Слайд 5. Чем же мы занимаемся? Начали мы, конечно же, с теории. Изучили
основные понятия и термины, законодательные акты, регулирующие
музейное дело в России. Побывали в нескольких музеях. Прежде всего в
районном краеведческом, в краевом археологическом, имени Гродекова, где
познакомились с экспозициями. Дальнейшая наша работа была основана на
отработке
и
размещении
имеющегося
материала
и
поисково-
исследовательской деятельности по интересующим нас направлениям и
темам.
Слайд 6. Основными формами работы мы определили:
встречи с интересными людьми;
работа с архивами музеев;
сбор информации о школе, поселке, районе из различных
источников;
проведение акции «Экспонат для музея» (Зверева З.Н.);
оформление
и
размещение
материалов
в
экспозиции
виртуального музея.
Слайд 7. На протяжении двух лет работы «Юных музееведов» удалось
проделать большую практическую работу. На сайте музея появились первые
экспозиции:«История школы», «Учителями славится Россия», «Гордость
школы-ученики», «Люди и события», «Проекты учащихся».
Практическим результатом поисково-исследовательской деятельности стало
создание виртуальной музейной экспозиции, вовлечение в работу музея
значительного числа школьников, их родителей, учителей.
Слайд 8. Для дальнейшей эффективной работы «Юных музееведов» ставим
перед собой следующие задачи:
1.
Продолжить
обучение
учащихся
методам
поисково–
исследовательской работы;
2.
Организовывать встречи с интересными людьми, жителями поселка;
3.
Проводить
совместные
мероприятия:
конференции,
беседы,
литературно-исторические
композиции,
экскурсии
(обзорные
и
тематические), уроки гражданственности и патриотизма;
4.
Использовать материалы, размещаемые ввиртуальной экспозиции
музея на уроках истории, литературы, изобразительного искусства,
технологии, на внеурочных мероприятиях и классных часах.