Напоминание

Краеведение как эффективная практика внеурочной деятельности


Автор: Гордейчук Наталья Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: р.п. Хор района имени Лазо Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: Краеведение как эффективная практика внеурочной деятельности
Раздел: дополнительное образование





Назад




Краеведение как эффективная практика

внеурочной деятельности

Гордейчук Н.Н.,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 1 р.п.Хор

Слайд 2. В настоящее время в российском образовании активизируется

интерес к школьному краеведению. Сегодня ни один предмет в учебном

плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это

понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и

своё место в мире, природе, а это невозможно без знания истории, без

изучения культуры, обычаев и традиций своей родины. Каждый человек

связан

с

прошлым,

настоящим

и

будущим

своей

страны,

поэтому

необходимо, чтобы дети знали истоки, и гордились историей и культурой

своего

края.

Получение

у

учащихся

общеобразовательных

школ

краеведческих знаний осуществляется не только на уроках, но и во

внеурочное время. Большое значение при этом отводится активным формам

деятельности. В отличие от уроков на мероприятиях курсов внеурочной

деятельности

нет

жесткого

ограничения

по

времени,

строго

регламентированных форм и методов. Наоборот, здесь есть возможность

реализовать

любые

замыслы

учителя

и

обучающегося,

организовать

реальную практику со значимыми результатами.

Слайд

3.

На

протяжении

многих

лет

я

занимаюсь

историческим

краеведением. Среди разнообразных направлений краеведческой работы

наиболее целесообразными являются, с нашей точки зрения, занятия с

учащимися в рамках курса внеурочной деятельности «Юные музееведы» по

программе,

предназначенной

для

учащихся

5-7

класса

общеобразовательного

учреждения, составленной на основе авторской

программы Д.В.Смирнова.

Программный материал составлен с учетом

возрастных особенностей детей, по принципу “от простого к сложному”.

Этот курс введен в нашей школе в 2017-2018 учебном году.

Необходимость введения такого курса обусловлена тем, что за годы работы

кружка «Краеведы» и других объединений накоплено достаточно много

интересного материала по истории родного края, района, поселка, школы.

Исследовательские и проектные работы, выполненные членами кружка,

завоевывали призовые места на районных и региональных конкурсах и

конференциях. В ходе выполнения каждой работы вставал вопрос: для кого

мы все это делаем? В первую очередь, для себя, в память о тех событиях и

людях, о которых пишем. Но хотелось эту информацию донести до других

людей, жителей поселка, одноклассников, других учеников школы.

Слайд 4. О создании школьного музея много говорилось среди педагогов и

учеников. Помещение школы не позволяет иметь музейную комнату. А

просторы интернета предоставляют огромные возможности для общения,

добывания, размещения и сохранения архивов.С этой целью на конструкторе

WIX был создан школьный виртуальный музей, ставший базовой площадкой

для работы «Юных музееведов».Работа предстояла масштабная, необходимо

было наметить и реализовать несколько направлений нашей деятельности,

собрать команду единомышленников и творческих ребят, предоставить

возможность

научиться

и

применить

на

практике

навыки

создания

информационных сайтов. Начинать необходимо от простого к сложному, от

маленького и родного – к масштабному и глобальному. Можно много

говорить о «своей

малой Родине»,

о патриотизме и общественной

деятельности, но мы решили- лучше просто взять и сделать.Был разработан и

в настоящее время реализовывается проект "Виртуальный музей школы как

место встречи разных поколений учащихся, педагогов, гостей "

Слайд 5. Чем же мы занимаемся? Начали мы, конечно же, с теории. Изучили

основные понятия и термины, законодательные акты, регулирующие

музейное дело в России. Побывали в нескольких музеях. Прежде всего в

районном краеведческом, в краевом археологическом, имени Гродекова, где

познакомились с экспозициями. Дальнейшая наша работа была основана на

отработке

и

размещении

имеющегося

материала

и

поисково-

исследовательской деятельности по интересующим нас направлениям и

темам.

Слайд 6. Основными формами работы мы определили:

встречи с интересными людьми;

работа с архивами музеев;

сбор информации о школе, поселке, районе из различных

источников;

проведение акции «Экспонат для музея» (Зверева З.Н.);

оформление

и

размещение

материалов

в

экспозиции

виртуального музея.

Слайд 7. На протяжении двух лет работы «Юных музееведов» удалось

проделать большую практическую работу. На сайте музея появились первые

экспозиции:«История школы», «Учителями славится Россия», «Гордость

школы-ученики», «Люди и события», «Проекты учащихся».

Практическим результатом поисково-исследовательской деятельности стало

создание виртуальной музейной экспозиции, вовлечение в работу музея

значительного числа школьников, их родителей, учителей.

Слайд 8. Для дальнейшей эффективной работы «Юных музееведов» ставим

перед собой следующие задачи:

1.

Продолжить

обучение

учащихся

методам

поисково–

исследовательской работы;

2.

Организовывать встречи с интересными людьми, жителями поселка;

3.

Проводить

совместные

мероприятия:

конференции,

беседы,

литературно-исторические

композиции,

экскурсии

(обзорные

и

тематические), уроки гражданственности и патриотизма;

4.

Использовать материалы, размещаемые ввиртуальной экспозиции

музея на уроках истории, литературы, изобразительного искусства,

технологии, на внеурочных мероприятиях и классных часах.



В раздел образования