Напоминание

Тип нервной системы и индивидуальный познавательный стиль учащихся


Автор: Болонина Анастасия Дмитриевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ НОШ №53
Населённый пункт: г. Калининграда
Наименование материала: Статья
Тема: Тип нервной системы и индивидуальный познавательный стиль учащихся
Раздел: начальное образование





Назад




Тип нервной системы и индивидуальный познавательный стиль

учащихся

Почему у ребенка успехи ниже, чем могли бы быть? Почему по результатам

диагностики у него средний уровень развития, а за контрольные работы он получает не

только хорошие отметки, но и порой неудовлетворительные. Почему психологи

утверждают, что у него все в порядке с вниманием, а педагоги жалуются на

невнимательность? Почему педагоги говорят, что он сильно устает, а врачи не находят

проблем со здоровьем?

Оказывается, на успешность обучения в школе влияет тип нервной системы. И

нужно, чтобы родители и педагоги знали об этом, учитывали эти особенности при

организации учебной деятельности, подготовке домашнего задания, т.е. помогали ребенку

находить свои сильные стороны и компенсировать трудности.

Что же такое тип нервной системы? Как она влияет на процесс и результат

обучения? Это понятие было введено И. Павловым. Он считал, что наиболее важная

характеристика нервной системы – сила процесса возбуждения, которая отражает

работоспособность и проявляется в возможности выдерживать сильное возбуждение, не

переходя в охранительное торможение для защиты от непомерной нагрузки и истощения.

Таким образом, выделяют сильный и слабый тип нервной системы. Они

различаются

работоспособностью

(или

утомляемостью),

которая

может

быть

оптимальной при определенных условиях.

Ученики со слабым типом нервной системы имеют низкую выносливость,

поэтому им требуется больше времени на выполнение заданий, чтобы дать отдых

вовлеченным в процесс нервным клеткам и сохранить оптимальную работоспособность.

Лучше всего, когда такие дети могут выполнять разнородные действия. Если этого не

обеспечить, они обычно переходят к новым действиям, новому заданию, не закончив

предыдущего, и производят впечатления учеников, которые ничего не доводят до конца.

А на самом деле у них просто включается охранительное торможение, которое помогает

избежать переутомления.

Например: при заучивании текста им полезно – деление его на фрагменты,

рисование маленьких картинок, составление плана и т.д.

Если же дети действительно устали, нужно организовать отдых. Может быть

снизить

внеучебную

нагрузку

(кружки,

секции).

Наладить

полноценное,

сбалансированное и здоровое питание.

Тип нервной системы влияет и на выполнение домашнего задания. «Сильные»

дети могут делать все за один присест. При этом допустим негромкий шум, он им не

мешает.

Детям со слабым типом, наоборот, необходимы перерывы в работе, полная

тишина и уединение. Важно планировать задание от сложного к простому, предоставлять

возможность контроля результатов. Нужно предлагать им использовать наглядные образы

к устным заданиям, чтобы учащиеся могли их использовать в классе при ответах.

На работоспособность детей оказывает влияние и степень нервного напряжения.

У «сильных» детей в трудной ситуации увеличивается тонус умственной деятельности, в

связи с этим время выполнения заданий уменьшается. У «слабых» все наоборот, тонус

умственной деятельности уменьшается, время выполнения задания увеличивается.

Родители «сильных» детей могут перед контрольной работой настраивать их на

успех,

призывать

их

постараться,

обещать

поощрить.

А

«слабым»

детям

это

противопоказано. Поэтому стоит, наоборот, слегка обесценить значимость контрольных,

рассказать о собственных неудачах и вместе посмеяться.

Для ученика со слабым типом нервной системы проверочная работа и ответ у

доски должны происходить в определенное, ожидаемое время, так как ему нужно

настроится на ответ или контрольную. Непредвиденная ситуация, вопросы, требующие

быстрого ответа, могут привести к распаду деятельности.

Настроится ученик должен не только на время, но и на форму проведения

контрольной работы. Она должна быть привычной. Нужно давать задания по единому

алгоритму, шаблону, схеме.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РЕБЕНКА СО СЛАБЫМ ТИПОМ НЕРВНОЙ

СИСТЕМЫ

Снизить тревогу.

При усвоении материала и устном ответе использовать внешние опоры: графики,

схемы, рисунки, таблицы и т.д.

Не требовать выполнения заданий по только что пройденной теме.

Дать возможность тщательно подготовить рабочее место, настроиться на работу,

скрупулёзно проверить ее в конце.

Давать больше времени на выполнение заданий, к новой работе приступать,

закончив предыдущую.

У

детей

со

слабым

типом

нервной

системы

большая

эмоциональная

чувствительность, поэтому необходимо научить ребят переживать свои ошибки, не

переусердствовать с эмоциональными поощрениями и замечаниями. Этим детям

достаточно одного взгляда учителя или родителя, чтобы изменить свое поведение.



В раздел образования