Напоминание

Урок литературного чтения на родном языке в технологии критического мышления


Автор: Аринина Галина Егоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 33
Населённый пункт: города Костромы Костромской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок литературного чтения на родном языке в технологии критического мышления
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока

Дата: 24.10. 2021

Класс: 3

Предмет: Литературное чтение на родном языке

Учитель:Аринина Галина Еоровна

Тема:Воспитание душевной щедрости через произведение Е.А.Шестаковой «Домовёнок Кузька».

Цель: 1. Дать понять ученикам, что одиночество – это тяжёлая, трудная ситуация; раскрыть душевные качества характера

ребёнка.2. Совершенствовать умение толкования слов , используя разные источники (на выбор); развивать умение анализировать

произведение и определять главную мысль.3. Передавая свои чувства при чтении, учить выразительному чтению стихотворения,

учитывая настроение главного героя.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Технологии и приёмы: технология критического мышления, системно-деятельностный подход,прием антиципации, прием

«Лингвистический эксперимент».

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные:обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения читать стихотворения выразительно;

представлять образ главного героя и находить в стихотворении те слова, которые помогают понять отношение автора к нему,

объяснять незнакомые слова и отдельные выражения в тексте

Личностные:формирование

личного интереса,на основе художественных произведений определять основные ценности

взаимоотношений в обществе (сочувствие, доброжелательность, сердечность, сопережевание и др.);.

Метапредметные

Познавательные УУД:анализировать стихотворение, выделять в нём главную мысль, отвечать на вопросы на основе текста

стихотворения, уметь сравнивать жанры произведений.

Коммуникативные УУД: обсуждать в группе и в парах ответы на вопросы, соблюдая правила общения, уметь доказывать свою

точку зрения.

Регулятивные УУД:формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности,

понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке.

Ресурсы: ЦИО: компьютер, телефон или планшет, проектор, эл.доска

ЭОРы: презентация, учебник, словарь Ожегова, иллюстрации к произведению, видеоролик, карточки на словарную работу,

карточки с д/з

1.

Структура урока усвоения новых знаний в технологии критического мышления.

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование

УУД

Стадия вызова.

I. Организационный

этап

Настрой на работу

1.Организационный этап.

Продолжаем знакомиться с произведениями

костромских авторов. Давайте настроимся на

приятное общение с новым произведением.

Подготовка класса к работе.

Дети настраиваются на урок

Личностные:

форми

руется личный

интерес,

самоопредел

ение

II.

Актуализация

знаний.

Целеполагание.

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки

1.Отгадайте загадку

Кто за печкою живет,

Дом хранит от бед, невзгод,

Но бывает злым порой? -

Существо то ...

автор: Вера Аношина

2.Что знаете о домовом? Кто это? (Слайд 4)

- Послушайте отрывок произведения. О ком рассказывается?

Кто автор произведения? К какому жанру относится данное

произведение?(О существе–домовом. «Домовой доможил».

С.В. Максимов. Легенда, поверье)

3. Попробуем сформулировать учебную задачу

Узнаем…

Проведём…

Определим…

Ученики отгадывают загадку и

отвечают на вопросы по

содержанию загадки.

Ученик зачитывает отрывок,

учащиеся отвечают на вопросы.

«Искушенные житейским опытом, хозяйки-

бабы, поставив икону в красный угол,

отрезают один сукрой от каравая хлеба и

кладут его под печку. Это — тому незримому

хозяину, который вообще зовется “домовым-

доможилом”. В таких же местах, где

домовому совершенно верят, и лишь иногда,

грешным делом, позволяют себе сомневаться,

соблюдается очень древний обычай, о

котором в других местах давно уже и

забыли».

-Учебная задача: узнаем как об

этом существе рассказывают

другие авторы, проанализируем

произведение, определим главную

мысль произведения

Познавательные:

н

а этапе вызова из

памяти "вызываются",

актуализируются

имеющиеся знания и

представления об

изучаемом

Регулятивные:

определяются цели

рассмотрения той или

иной темы

Стадия

осмысления.

1.

Разговор о Е.А. Шестаковой

Что вы знаете

об этойписательнице? Рассмотрите портрет

Ученики отвечают на вопросы

Познавательные:

библиографическая

справка о писателе.

III.

Введение в

тему.

Работа по теме

урока, решая

поставленную

учебную задачу

писателя. Что вы можете сказать об этом человеке?

Шестакова Елена Аркадьевна, родилась в Костроме 4 октября

1955

года.

В

1978

году

окончила

Костромской

государственный педагогический институт им. Н.А. Некрасова,

филологический факультет. Работала в Костромской областной

библиотеке для детей и молодёжи им. Аркадия Гайдара.

Член литературно-творческого объединения «Клуб поэтов» г.

Костромы., член Общероссийской общественной организации

"Российский союз писателей".

Писать стихи и рассказы начала в конце девяностых годов

ХХ века. Они публиковались в журнале «Библиотека» , 2001,

№4 (Москва, в местной прессе - литературно-художественном

альманахе "Костромской Собеседник", в газетах «Северная

правда», «Костромская народная газета и мн.др.

Выпустила несколько небольших книг: сборники стихов

«Лесная царевна», «Мы давно уже стали взрослыми» ,сборники

рассказов

«Безответная

любовь

",

чужом

саду

смородина"… .В 2015 году вышла в свет повесть-сказка для

детей «Тайны Болотного королевства».

Шестакова Е.А. выступала со стихами и прозой в

библиотеках г. Костромы, в Военной академии РХБЗ, в школах

на городских праздниках, на литературных фестивалях .

В августе 2020 г. выступала на поэтической площадке

фестиваля искусств "Дыхание города".

2. Что надо сделать, чтобы выполнить поставленную учебную

задачу?

Прочитаем

произведение

Е.

А.

Шестаковой

«Домовёнок Кузька». К какому жанру относится?

Прежде чем перейти к анализу стихотворения проведем

словарную работу.

3. Словарная работа

Изба

-

деревянный крестьянский дом в деревне

О житье былом

– о минувшей прошлой жизни

Плюшки

— небольшая, сдобная, обычно плоская булочка, завёрнутая

спиралью в виде сердечка или любой другой фигуры.

Словно божий дар-

то, что даёт человеку Бог, природа

Подтопок

-

маленькая печка для отопления при русской печи

Судят,

рядят

-

много обсуждают кого-либо или что-либо; долго

говорят, рассуждают о чём-либо

.

Невмочь-

то же, что невмоготу больше терпеть.

Не

в

силу, не под силу.

(Слайд 5) Ученик рассказывает

биографические данные писателя,

демонстрируя портрет на слайде и

сборники произведений (из

библиотеки).

Самостоятельное

чтение

стихотворения в хрестоматии.

По

группам:

1)Значение

непонятных

слов

смотрят

в

словаре С. И. Ожегова, 2)в сети

интернет,

3)пробуют

объяснить

сами

Коммуникативные:

планирование

учебного

сотрудничества с

учителем и

сверстниками.,

работа в группе..

Познавательные:

работа со словарём;

поиск в сети

интернет;без

источников,

используя свой

жизненный опыт,

выстраивая

логические цепочки.

Подворье

- чей-либо дом с относящимися к нему постройками; усадьба

(Слайд 7)после работы групп

4. Выразительное чтение стихотворения учителем

или

прослушивание аудиозаписи. ( Слайд 6)

Анализ стихотворения( Слайд 8)

-О ком узнали из стихотворения?

-Где живёт домовёнок? (подтвердите текстом)

-Как ему живётся?

Прием «Лигвистический эксперимент»

Прочитайте строфы, где говорится, как ему живётся, заменив

глаголы синонимами.

Что можете сказать о таком тексте?

- Как живут люди в доме?

- Почему грустно домовёнку?

- Почему он тогда не уходит?

- Как автор предлагает помочь?

-Как ответит домовёнок за заботу о себе?

- Какую заботу и доброту предлагает автор проявить к

домовёнку?

- И тогда,

как в золотом правиле общения «Как ты

отнесёшься…, так и к тебе». На заботу к домовёнку он ответит

радостью, счастьем, покоем вашего дома. Прочитайте.

- И даже соловьи в подворье запоют.

5. Работа над выразительным чтением стихотворения

-Какие чувства при чтении этого стихотворения надо передать?

- Всегда ли интонация будет грустной?

Ответы детей.

Ответы детей.

-

о домовёнке Кузьке

-

живёшь в избе

-тихий зимний вечер шепчется с тобой,. ,

прячешься под печью, завидно немножко,

выглянешь ты робко

Такой текст не дает представления о том,

Кузьке плохо. Автор удачно подобрала слова,

которые

говорят

о

том,

какодиноко

живётся домовёнку

.

-

Запоёт гармошка, пироги и плюшки принесёт

старушка, словно божий дар

Хорошо им, людям, вместевечерком.

Что-то рядят, судят, греются чайком.

-А тебе, мальчишке, одному невмочь.

Расскажи им, слышь-ка, как тебе помочь.

- Нравится ему эта семья.

-Позовите, люди, Кузеньку к себе.

- Он не позабудет поприбрать в избе.

Подметёт соринки, пожурит кота.

Глянешь – ни пылинки, лад и красота.

- Ах, не обижайте домовёнка, нет.

Молочка подайте, пряников, конфет.

Щедро напоите Кузьку добротой.

Сказку подарите, ласку и покой.

-

Если он захочет –радость позовёт.

Счастье, как клубочек, лапкой гладит кот.

Беды, зло и горе дом

ваш обойдут

.

Слышите, в подворье соловьи поют?

-Интонация не всегда будет грустной. В

строфах, где говорится о дружной жизни

Личностные:

форми

рование у детей

эмоционально-

положительного,

доброжелательного

отношения к другим

Познавательные:

поиск и выделение

необходимой

информации,

доказательств

Регулятивные:

конт

роль, оценка,

коррекция, выделение

и осознание того, что

уж усвоено и что ещё

подлежит усвоению

- Выразительное чтение. Взаимооценка.

6. Какова

главная мысль этого стихотворения, вкаких

стоках она кроется?

Работа в парах.

- Что ещё можете сказать об авторе Елене Аркадьевне

Шестаковой? Какой вы её ещё увидели после чтения этого

стихотворения?

Как вы это поняли?(Как автор относится к своему герою?)

- Как вы думаете, это стихотворение только об отношении к

домовёнку?Что хочет важное сказать вам автор?

-Чтобы в вашем доме было счастье, что вы должны

сделать, какое ваше золотое правило должно быть в семье?

семьи, где Кузенька отвечает добротой за

заботу – интонация будет радостной.

- Без домового дом - не дом.

-

Если он захочет –радость позовёт.

Счастье, как клубочек, лапкой гладит кот.

Беды, зло и горе дом

ваш обойдут

.

Слышите, в подворье соловьи поют?

-

Через отношение к другому проявляется

добрый,

сердечный,

внимательный,

заботливый человек

- Автор переживает за своего героя, видит его

одиночество, хочет помочь и

радуется за

домовёнка в предвкушении заботы , доброго и

хорошего отношения к нему со стороны

людей., называет его весело Кузькой,ласково

домовёнком и Кузенькой.

- Не только об отношении к Кузе, но и о

взаимоотношениях среди людей, среди близки

и родных.

- ответы детей

Регулятивные:

планирование — работа

на конечный результат;

предвосхищение

результата и уровня

усвоения, взаимооценка

Познавательные:

поиск и выделение

необходимой

информации

Коммуникативные

:

сотрудничество -

работа в парах

I

V

Итог урока

Какую учебную задачу ставили на этом уроке?

Достигли ли её выполнения?

Ответы детей

Личностные:

самоопределение

Коммуникативные

:

умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли,

дополнять ответ

товарища

Регулятивные:

рефл

ексия

V. Творческая

работа.

У вас готовы поделки домового. Предлагаю оживить нашего

героя. Как мы это можем сделать? Каким хотите видеть своего

героя? А как показать, что ваш домовой добрый и т.д.

(Слайд 9)

Ссылка на видеролик

Учащиеся заканчивают работу,

начатую на уроке технологии по

изготовлению домовёнка:

приклеивают глаза, нос с бородой,

украшение на бороду,

символизирующий добрый,

весёлый… нрав домовёнка

Личностные:

самоо

пределение

Регулятивные:

планирование

определение

последовательности

промежуточных целей

с

учетом

конечного

результата;

составление плана и

последовательности

действий;

прогнозирование

предвосхищение

результата

и

уровня

усвоения;

его

временных

характеристик;

VI. Домашнее задание

инструктаж по его

выполнению

1.

Выразительное

чтение

стихотворения

Е.Шестакова

«Домовёнок Кузька»

( Задание на выбор на карточках) Я предлагаю вам 2 задания.

1.Придумать свою историю о домовом, нарисовать главного

героя.

2.

Сравнить

произведенияС.В.Максимова

и

Е.А.Шестаковой.Чем отличаются произведения друг от друга.

Какое понравилось больше и чем?

Личностные:

самоо

пределение

VII.Стадия

рефлексииРефлексия

Подошёл к концу наш урок.

Выразите своё отношение к уроку.

Выбери утверждение

На уроке я работал: (активно, пассивно)

Материал урока мне:(понятен, интересен; непонятен,

бесполезен)

.На уроке узнал…

На уроке я научился…

Своей работой я…

Ответы детей

Регулятивные:

рефл

ексия

Личностные:

самоо

пределение

Приложение Е.А.Шестакова «Домовёнок Кузька»

Домовёнок Кузька,

Ты живёшь в избе.

Не бывает грустно,

Холодно тебе?

Прячешься под печью

Или за трубой.

Тихий зимний вечер

Шепчется с тобой.

Завидно немножко,

Если за столом

Запоёт гармошка

О житье былом.

Пироги и плюшки,

Светлый самовар

Принесёт старушка,

Словно божий дар.

Выглянешь ты робко,

И опять молчок.

Где-то за подтопком

Запоёт сверчок.

Хорошо им, людям,

Вместе вечерком.

Что-то рядят, судят,

Греются чайком.

А тебе, мальчишке,

Одному невмочь.

Расскажи им, слышь-ка,

Как тебе помочь.

Позовите, люди,

Кузеньку к себе.

Он не позабудет

Поприбрать в избе.

Подметёт соринки,

Пожурит кота.

Глянешь – ни пылинки.

Лад и красота.

Но дурного слова

Кузе не скажи.

Глянет он сурово,

Из дому сбежит.

Ах, не обижайте

Домовёнка, нет.

Молочка подайте,

Пряников, конфет.

Щедро напоите

Кузьку добротой.

Сказку подарите,

Ласку и покой.

Если он захочет –

Радость позовёт.

Счастье, как клубочек,

Лапкой гладит кот.

Беды, зло и горе

Дом ваш обойдут.

Слышите, в подворье

Соловьи поют?



В раздел образования