Автор: Нажмутдинова Асият Алибековна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад№12 Калининского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Лэпбук экологической направленности «Берегите лес!»
Раздел: дошкольное образование
Лэпбук
экологической направленности
«Берегите лес!»
Аннотация
Дидактическое
пособие
представлено
в
виде
тематической
интерактивной папки - лэпбука «Берегите лес!».
Размер готового лэпбука - А4 в сложенном виде, А3 в открытом виде.
На страницах лэпбука располагаются окошечки, кармашки с играми,
карточками, дидактическим материалом по заявленной теме.
Пособие предназначено для детей 5-7 лет.
Представленное
пособие
может
быть
использовано
как
для
индивидуальных занятий с детьми, так и для групповой и подгрупповой
работы.
Лэпбук – новейший способ организации образовательной деятельности
с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового,
повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто
интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка.
Пояснительная записка
Актуальность:
Нарастающие
в
мире
экологические
проблемы
побуждают
специалистов
к
более
интенсивному
поиску
способов
осмысления ценностей природы, средств развития экологического сознания у
населения планеты.
Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое
образование
детей.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт дошкольного образования предполагает развитие интересов детей,
любознательности
и
познавательной
мотивации;
формирование
познавательных действий, становление сознания; формирование первичных
представлений об объектах окружающего мира, о свойствах отношениях
объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях ее природы.
Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс
обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование
системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций,
на ответственное отношение к природе.
В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых
нестандартных
форм
взаимодействия
с
воспитанниками.
На
смену
традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое
направлено
на
развитие
творческих
способностей,
формирование
у
дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Одним из современных средств обучения детей дошкольного возраста
является тематическая интерактивная папка – лэпбук. Лэпбук состоит из
дидактических игр одной тематики, но разного содержания. Лэпбук отвечает
требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
информативен;
полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с
участием взрослого как играющего партнера);
обладает дидактическими свойствами;
является средством художественно-эстетического развития ребенка,
приобщает его к миру искусства;
вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
Использование лэпбука в образовательной деятельности позволяет
усовершенствовать процесс экологического образования дошкольников.
Представляем
вашему
вниманию
лэпбук
экологической
направленности «Берегите лес!»
Цель
данного пособия:
формирование человека нового типа с
новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия
своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить
гармонии с природой, ответственность за лес и его обитателей.
Задачи:
- донести до сознания детей, что лес – наше богатство;
- уточнить представление детей о значении леса в жизни человека;
- развивать познавательный интерес к природе, логическое мышление,
познавательно - исследовательскую деятельность;
- закрепить правила поведения в лесу;
- воспитывать осознанное уважительное, бережное отношение к
природе.
Содержание дидактического пособия «Лэпбук «Берегите лес!»»:
1. Игра «Какие бывают леса?»
Цель: закрепить знания о хвойном и лиственном лесе.
2. Игра «От чего лес грустит и чему радуется»
Цель:
формировать представление детей о том, что человек обязан
заботится о природе.
3. Игра «С какой ветки детки?»
Цель:
закреплять
знания
детей
о
листьях
и
плодах
деревьях
и
кустарников, учить подбирать их по
принадлежности к одному растению.
4. Игра «Что сначала, что потом»
Цель:
определить
правильную
последовательность
картинок,
составить рассказ.
5. Обучающие карточки «Экологические знаки»
Данные экологические знаки используются
в работе с детьми при обсуждении ситуаций,
требующих природоохранных действий, правил
поведения людей в природе (какие действия
людей направлены на уничтожение природы,
последствия от этих действий для растений,
животных, самих людей).
6. Игра «Давайте, дошколята, природу охранять»
Цель: закрепление знаний об охране объектов природы.
7. Обучающие карточки «Правила поведения в лесу»
Цель: способствовать формированию
экологической культуры,
воспитывает
любовь
и
бережное
отношение
к
природе,
ответственность
за
окружающий нас мир.
8. Игра «Этого не следует делать в
лесу».
Цель:
Закрепить
знания
детей
о
лекарственных растениях, животных, птицах;
повторить правила поведения в лесу.
9.
Дидактический
материал
для
обсуждения с детьми «Кому нужны деревья в лесу», «Как лесник
заботится о лесе», «Зачем люди ходят в лес».
Цель: расширять первоначальное
представление
детей
об
экологии
и
природе
в
целом;
способствовать
освоению
основ
экологической
грамотности;
развивать
мышление,
познавательную активность.
Список литературы:
1.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования [Текст]: [утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155]
– М.: Центр педагогического образования, 2014. –32 с.
2. Букина В. О. и др. Пространство детского сад: познание, экология /
Под ред. А. Русакова, Т. Лапкиной. – М.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные
проекты, 2016. – 128 с.
3.
Николаева,
С.Н.
Юный
эколог.
Программа
экологического
воспитания в детском саду / С.Н. Николаева. — М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ,
2010. - 112 с.
4.
Толстикова,
О.В.
Современные
педагогические
технологии
образования детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие. /
О.В. Толстикова [и др.]– Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199 с.
Приложение 1
Общий вид лэпбука «Берегите лес!»