Автор: Крючкова Марианна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад" №65
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль игры в интеллектуальном развитии ребёнка"
Раздел: дошкольное образование
Роль игры в интеллектуальном развитии
ребёнка
Марианна Крючкова
Роль игры в интеллектуальном развитии ребёнка
Роль игры в интеллектуальном развитии ребёнка
Развивающие игры являются эффективным средством воспитания и
обучения детей дошкольного возраста.
В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы:
- совмещение в деятельности ребёнка элементов игры и учения и
постепенный переход от игр - забав через игры - задачи к учебно-
познавательной деятельности;
- постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
- повышение умственной активности ребёнка в решении предлагаемых
задач;
- органическая связь и взаимозависимость между внешней и
внутренней (умственной) активностью ребёнка и постепенный переход к
более интенсивному умственному труду;
- единство обучающих и воспитательных воздействий;
Развивающие игры увлекают детей, делают их жизнь богаче и
разнообразнее. Участие в таких играх облегчает детям обучение на
занятиях в детском саду и подготавливает их к умственной работе,
необходимой для систематического обучения в школе.
Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом игры, как бы не
замечает, того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с
затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и
познавательной деятельности.
Для того, чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула
каждого из них, взрослый должен стать её непосредственным участником.
Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый
вовлекает их в совместную деятельность, делает её важной и значимой для
них. Он становится центром притяжения в игре.
В то же время взрослый организует игру и направляет её, он помогает
детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и
достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых
детей.
Совмещение взрослым двух разных ролей - участника и организатора -
важная отличительная особенность развивающей игры.
Развивающая игра является довольно эффективным средством
формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль. Её
обязательные для всех правила регулируют поведение детей,
ограничивают их импульсивность.
Оценивая вместе со взрослыми действия сверстников, отмечая их
ошибки, ребёнок лучше усваивает правила игры, а потом осознаёт и свои
собственные просчёты. Постепенно возникают предпосылки к
формированию сознательного поведения и самоконтроля, что является
практическим освоением нравственных норм.
Задания для развития интеллекта у детей 4-5 лет
У ребенка 4-5 лет закладываются основные предпосылки для успешного
усвоения точных наук, а также письма и чтения. В этот период идет
бурное развитие интеллекта у детей и начинается этап освоения, а
также понимания и принятия окружающего мира. В это время будет
очень уместным подобрать для него интересные развивающие, игровые
задания. Ваша задача – помочь ребенку получить максимальное
развитие своих интеллектуальных способностей.
Особенности развития интеллекта у ребенка 4-5 лет
Чтобы понимать, как развить интеллект у ребенка в 4 года, следует знать
некоторые возрастные особенности малышей. В этот период у ребенка
формируется созидательность. Малыш стремится что-то мастерить,
делать своими руками поделки, с удовольствием возится с бумагой и
клеем, а также пластилином, тестом или глиной. Вы должны поощрять
эти стремления, помогать ребенку создавать его маленькие «шедевры».
В этот период активно работает память, внимание, формируется логика.
Ребенок с удовольствием сравнивает, познает новые категории – форму,
цвет, время и пространство, величину, соотношения предметов.
Внимание, память и мышление становятся более развитыми, а
малыш учится управлять ими.
В это время ребенок без усилий может выучить стишок, короткую
песенку. Активно развивается воображение, улучшается речь. Это –
время разных «детских» вопросов и «почемучек». Наберитесь терпения
и учитесь подбирать правильные, доступные для детского понимания
ответы. В 4-5 лет малышу уже доступны разные обобщения, он учится
классифицировать предметы, анализировать, выделяя из общего
объекта его составные, объединять предметы в отдельные группы.
Ваш сын или дочка начинает стремиться к сверстникам, интересуется
совместными играми, у малыша активно развивается социальный
интеллект. Ребенок учится общению, ссорится или мирится со своими
друзьями, пытается помогать им. Ваша задача – не мешать ему, а
всячески поддерживать и помогать, стараться объяснить многие
явления, научить взаимодействию.
Задания для развития интеллекта у детей 4-5 лет
Существует много разных игр, заданий, которые способны значительно
повлиять на развитие интеллекта ребенка.
Упражнение «Из чего состоит» научит ребенка анализу. В эту игру можно играть в
любое время. Для нее не требуется специальных условий или материалов.
Например, во время прогулки вы можете попросить ребенка перечислить, из чего
состоит дерево или цветок, дом или машина. Для того, чтобы малыш мог без
труда ответить на подобные вопросы, нужно во время игр или чтения книг вместе
с ребенком рассматривать картинки, обращать внимание на мелкие детали,
перечислять их названия, сравнивать размеры, называть цвета.
Игра «Где можно увидеть?» прекрасно развивает память, внимание и логику. В
нее можно играть всей семьей. Для этого нужно спросить, где, к примеру, можно
увидеть автомобиль, ножницы, велосипед, стол, окно или колесо.
Отличное упражнение на развитие аналитических способностей «Хорошо и
плохо». Для этого нужно какой-либо предмет, скажем, карандаш, внимательно
рассмотреть и выяснить, что у него есть хорошего, а что плохого. Например,
карандашом можно рисовать, это хорошо, однако, он хрупкий и это плохо. В
дальнейшем можно усложнить задачу, анализируя с малышом поступки героев
сказок или других людей.
Игра «Бывает или нет» заинтересует ребенка. Для этого нужно взять мячик и,
перебрасывая его, придумать разные ситуации. Например: «Вода горит», «Рыба
гуляет по газону в сапогах», а ребенок должен ответить, бывает ли такое или нет.
Не менее полезны и графические задания для развития детей 4 5 лет. К примеру,
игра «Соедини точки» поможет ребенку освоить последовательность действий,
способствует развитию моторики. Задание для ребенка – нужно соединить все
точки линиями и получить картинку или фигуру.
Игра «Лабиринт» тренирует внимание, а также логику. Задача – помочь,
например, зайчику найти путь к норке. Для этого нужно провести линию по хитрым
«туннелям» лабиринта.
«Дорисуй предмет» научит ребенка анализу, умению выделять из целого
составные части.
Также хорошо развивают логику разные пазлы, наборы для составления
последовательного рисунка или сюжета.
К речевым играм, развивающим мышление, относятся загадки. При этом ребенку
дается хорошо знакомая ему информация, на основании которой он должен
сделать логический вывод.
Игра «Съедобное-несъедобное» прекрасно подходит для поездок или прогулок.
Взрослый называет предмет или объект, а малыш должен ответить, съедобен он
или нет.
Игра «доскажи слово» достаточно сложна для ребенка. Она рассчитана на умение
подбирать ассоциации к привычным словам, искать между ними взаимосвязь.
Например: белка-орех. Здесь стоит пояснить, что белка любит есть орехи. Затем,
согласно аналогии, ребенок должен добавить слово, например, к слову «собака».
Здесь уместным будет подобрать слово «кость» и пояснить, что собаки любят
грызть кости.
Заданий и разных игр, помогающих ребенку развиваться, очень много.
Здесь были перечислены самые простые, не требующие специальных
материалов. Эти задания можно выполнять в любое время, практически
везде: на прогулке, дома, в гостях или в поездке. Все эти игры
рассчитаны на то, чтобы ребенок гармонично развивался, стремился
получать новые знания легко, в непринужденной игровой форме.